Главная страница

Мос МИр. 1. Культура Средневековой Европы. Общая характеристика. Сравнение с русской средневековой культурой


Скачать 162.24 Kb.
Название1. Культура Средневековой Европы. Общая характеристика. Сравнение с русской средневековой культурой
АнкорМос МИр
Дата09.03.2023
Размер162.24 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла9f718e9d756d8d2ba499e33cb455fd6e (1).docx
ТипДокументы
#976855
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Регламентация жанров:

  • Высокие (мифология, библия)

  • Нейтральные – пейзаж и портрет

  • Низкие – натюрморт, жанровая живопись

Представители:

Н. Пуссен (1594-1665) французский художник

Классицизм в архитектуре нашел свое идеальное воплощение в Версальском дворце, построенным по воле французского короля Людовика XIV

8. Фламандская живопись 17 века.

Антвертен – столица Фландрии (Фландрия - Северные Нидерланды), присутствуют библейские и мифологические сюжеты, сцены охоты, натюрморт, портреты.

Фламандская живопись 17 века характеризуется большей свободой по сравнению с предшествующим периодом. Здесь вы можете увидеть не только живые сцены из жизни, но и зачатки юмора.

Питер Пауль Рубенс.
Фламандский живописец, еще при своей жизни был признанным мастером. Его считают виртуозом религиозных и мифических тем, но не меньший талант художник проявлял в технике пейзажа и портрета. Более 3000 работ выполнил собственноручно. Учился в латинской школе. Открыл собственную мастерскую, выполнял заказы Марии Медичи. Наиболее плодотворный период 10-20-е годы 17 века.
Картины: Четыре континента» «Персей и Андромеда», «Самсон и Далила», «Охота на крокодила и гиппопотама», «Похищение дочерей Левкиппа»
20 заказов от французской королевы
: «Портрет Марии Медичи», «Представление портрета», «Коронация Марии Медичи»
Триптихи: «Снятие с креста», «Воодружение креста»
Пейзажи: «Пейзаж с замком» (замок Стен слева), «Крестьянский танец»
В творчестве этого великого мастера особенно прослеживается влияние Тициана и Брейгеля.

Антон ван Дейк.
Придворный портретист, мастер картин на мифологические и религиозные сюжеты, художник стиля барокко, лучшего ученика Питера Пауля Рубенса. Работал в мастерской Рубенса. За два года(работая у Рубенса) (с 1918 по 1920) ван Дейк пишет на тринадцати досках портреты Иисуса Христа и двенадцати апостолов.
Жил в Лондоне, работая у Карла I, который его посвящает в рыцари и дает должность придворного художника. Дейк – основатель английской школы. Здесь он и работал до своей смерти.
Искусство живописи было больше ориентировано на религиозную тематику. «Коронование венцом» и «Поцелуй Иуды».
Картины: Камерные и парадные портреты. Портрет Карла 1 в трех ракурсах, Карл 1 на охоте, Мадонна с куропатками, семейный портрет. В четырнадцать лет он пишет первый шедевр, в пятнадцать открывает свою первую мастерскую.

Якоб Йорданс.
Художник нередко позволял себе внести частичку бурлеска в свои полотна. На его творчество большое влияние оказал Рубенс. В его искусстве с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы (ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, оптимизм).
Картины: Писал картины для гобеленов. А также картины на мифологические и библейские сюжеты.
«Одиссей в пещере Полифена», «4 евангелиста», «праздник бобового короля», «бобовый король».

В своем творчестве он не достиг значительных высот как портретист, но, тем не менее, стал едва ли не лучшим в передаче характера на картине.
Так, одна из основных его серий - «Празднества бобового короля» - построена на иллюстрировании фольклора, народных присказок, прибауток и поговорок. На этих полотнах изображена многолюдная, веселая, бурлящая жизнь голландского общества XVII века.
Полотна Якоба Йорданса отличаются более теплыми цветами, свободой и мягкостью.

9. Голландская живопись 17 века.

Золотой век голландской живописи

— самая выдающаяся эпоха в нидерландской живописи, приходящаяся на XVII век. Известными представителями голландской живописи того времени были Рембрандт, Франс Халс, Ян Вермеер, Питер де Хох, Ян Хавикзоон Стен, Герард Терборх, Якоб ван Рёйсдал, Виллем Корнелис Дейстер, Паулюс Бор и другие.

В 1579 году семь мятежных провинций Нидерландов в городе Утрехт создали так называемую Республику Семи Объединённых Провинций. Во время войны с Испанией ей удалось отстоять свою независимость. Испанские захватчики отомстили убийством 10 000 граждан города Антверпен, что привело к массовой эмиграции в «Объединенные Провинции» с территорий Фландрии, контролируемых Испанией. Вестфальское мирное соглашение 1648 года признало независимость «Объединенных Провинций», которые стали известны как Голландия.

В XVII веке голландская нация только начинала свой исторический путь. Именно в этот период произошел решительный разрыв голландского искусства с искусством предыдущей эпохи. Простая жизнь голландских бюргеров порождала примитивные и приземлённые вкусы в искусстве, в работах художников они стремились видеть отражение собственной жизни, лишённой благородства, широкого образования, утончённых вкусов и почитания многих традиций.

Активное усвоение научных исследований, технических навыков, изучение природных явлений, природных ресурсов океана и отдалённых уголков мира, колониальные войны и эмиграция из страны — характерные признаки XVII века. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Если в XVI веке насмехались над алхимиками, в XVII веке видное место заняли изображения кабинетов, где работают богословы, ботаники, астрономы — теперь уже без едких намёков на насмешки. Получили распространение посещения анатомических театров. На все эти события откликнулась и голландская живопись. Сюжетами картин голландских художников становятся также Ост-Индская кампания, мануфактуры по переработке китового жира, заседания ботанических обществ. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Нек.

История любой страны находит своё выражение в искусстве, и особенно показательна эта закономерность на примере живописи. В частности, на примере живописи Нидерландов, переживших революцию, которая сильно повлияла на дальнейшую судьбу некогда единого государства. В результате революции в XVII столетии Нидерланды поделились на две части: на Голландию и Фландрию (территория современной Бельгии), которая осталась под властью Испании.

Историческое развитие их пошло разными путями, равно как и культурное. А значит, стало возможным разделение некогда общего понятия нидерландской живописи на голландскую и фламандскую.

Голландская живопись

Культура Голландии XVII века — живое олицетворение торжества государства, получившего независимость. Художники, окрылённые вкусом свободы, наполнили это время пафосом социального, духовного обновления и впервые обратили пристальное внимание на окружающую их обстановку — природу, человеческий образ. Голландские жанристы вдохновляются обыденностью, мелкими будничными эпизодами, что и становится одной из характерных черт голландского реализма.

К тому же основными заказчиками искусства становились не только представители элитной верхушки, но и торговцы, крестьяне. Это отчасти и повлияло на развитие живописи как предмета интерьера, а также способствовало возрастанию общественного интереса к темам обыденной жизни.

Искусство Голландии XVII века славится разветвлённой жанровой системой живописи.

К примеру, среди пейзажистов были маринисты, художники, изображавшие виды равнинных мест или лесные чащи, также были мастера зимних пейзажей или картин с лунным светом; были жанристы, специализирующиеся на фигурах крестьян, бюргеров, на сценах домашнего быта; были мастера различных видов натюрмортов — «завтраков», «десертов» , «лавок».

Строгое сосредоточения живописца на одной подсистеме жанра способствовало детализации и совершенствованию всей голландской живописи в целом.

XVII век — это воистину золотая эпоха голландской живописи.

Художественные особенности

Свет и тонкое чувство цвета играют в картинах голландских художников главную роль.

К примеру, как в картинах Рембрандта — художника, ставшего олицетворением целой эпохи живописи Голландии. Рембрандт не боялся реалистичных деталей, противоречащих канонам изображения действительности, и оттого среди современников прослыл «живописцем уродства».

Рембрандт впервые придал особое значение игре света, что позволило ему изобрести отличную от остальных манеру письма. По словам Андре Фелибьена, «…часто он всего лишь наносил широкие мазки кистью и накладывал густыми слоями краски одну за другой, не давая себе труда сделать более плавными и мягкими переходы от одних тонов к другим».

Ян Вермеер (Вермеер/Вермер Делфтский) – живописец гармонии и ясности видения мира. Известный силой своих образных решений и тенденцией к изображению опоэтизированной атмосферы обыденности, он уделял особое внимание красочному нюансу, что позволяло передать характер световоздушного пространства.

Якоб ван Рёйсдал писал монументальные пейзажи в холодных тонах, которые воплотили его тонкое чувство драматичной и даже мрачной изменчивости мира.

Франс Халс (Гальс/Хальс) известен выдающимися жанровыми и групповыми портретами, привлекающими своей характерностью.

Основные различия голландской и фламандской живописи

  1. В Голландии главным заказчиком искусства становится рабочий слой населения, во Фландрии — королевский двор и знать.

  2. Сюжеты. Разные заказчики просят разного. Простой народ заинтересован в картинах, изображающих окружающую обыденность, среди знати ожидаемо востребованы античные и библейские сюжеты, демонстрация роскоши.

  3. Манера письма. Характерной чертой голландской живописи становится тонкое чувство светотени. Отныне это главный инструмент, позволяющий облагородить изображение неприглядной реальности. Во фламандской живописи центральное положение занимают характерные для барокко средства художественной выразительности — пышность форм, блестящий колорит, изобилие и роскошь.

_____________________________________________________________________________________________________
10. Испанская живопись 17 века.



Объединение испании-15 век.
Испания католическая страна.
Основные жанры:
1.Библейский.
2.Портерт.
3.Мифологический.
4.Исторический.

Основной заказчик - Церковь.

Веласкес пронес идеи гуманизма, верность демократической традиции испанской культуры, любовь к простым людям. обратился к реальной действительности.
Веласкес родился в Севилье. Учился у художника Франсиско Пачеко, потом переехал в Мадрид. Стал придворным художником испанского короля Филиппа IV - Основной жанр с этого времени – ПОРТРЕТ.

Картины

- Абсолютно реалистичны
- Резкие переходы от света к тени
- Прочерченные контуры
- Национальный колорит

В ранний период творчества (1617—1621)
обратился к распространенной в Испании жанровой живописи «Бодегонес» (незатейливые сцены жизни простых людей в повседневной обстановке бедных темных харчевен, скупо характеризующих суровую красоту народного быта) – цикл ранних жанровых картин Веласкеса.
Появляется характерное для Караваджо освещениелуч света, прорывающийся из оконца в темный интерьер, выявляет пластическую выразительность форм. Герои «Бодегонес» колоритны, но психологически они еще статичны.

Сила творчества Веласкеса — в глубине психологического анализа и чеканной отточенности характеристик. В своих портретах он не льстил моделям, но представлял каждого в индивидуальной неповторимости, национальной и социальной характерности. Своеобразие метода Веласкеса проявилось в эмоциональной сдержанности, с которой он стремился раскрыть в целостном единстве существенные черты характера, душевного и умственного склада человека в их сложности и противоречиях.

Картины: Продавец воды, Менины, Пряхи, Портрет инфанты Маргариты, Портрет Филиппа IV, Вакх («Пьяницы» - сочетание 2 жанров: мифологич. и бытовой), цикл конных портретов членов королевской семьи

Эль Греко
живопись второй половины 16 — начала 17 века. Трагизм образов Эль Греко, их повышенная выразительность отразили дух современной ему жизни — острый кризис гуманистических идеалов, начавшийся в Европе во второй половине 16 столетия. Искусство Эль Греко было психологическим выражением внутренних трагических конфликтов, отражавших разлад личности с обществом. Картинам присуще: быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.

Картины: Голова Христа,Спаситель мира, Апостолы Петр и Павел.


11. Французское искусство 17-18 века.



17 век - Век классицизма, который возник во Франции – в основе формы и принципы античной культуры. Классицизм – рациональное восприятие, обращение к разуму.

Литература: Малерб - один из первых крупнейших национальных поэтов. Благодаря Корнелю и Расину достигает высшего расцвета французская классицистическая трагедия. Поэт и теоретик Буало дает в своих трудах теоретическое обоснование классицизма. Творчество Мольера — крупнейшего представителя реалистической драмы.

Архитектура:

  • Использование форм и принципов античности

  • ордерная система

  • портик, скульптурный декор (пиластры – декоративный элемент)

  • простые геометрические формы, строгость и симметрия.


Французский регулярный парк – природа геометрична и симметрична (Во-ле-Виконд, Лево).(Дворцовый ансамбль в Вероне) Много дворцовых павильонов.
Живопись: Повествовательные сюжеты(нет драмы, страстей)-рассказы, события, спокойность, нет реальности. жанры:

  • Высокие (мифология, библия)

  • Низкие – натюрморт, жанровая живопись.

Придумали реалистичность в живописи – передний план картины коричневый, средний зеленый, дальний синий. Основоположник Пуссен.

Николл Пуссен. Жил в Риме. Пейзаж и архитектура его основные жанры. «Вдохновение эпического поэта», «Пейзаж с Орфеем и Эвредикой», «Аркадские пастухи», «Царство Флоры»

18 век – эпоха Просвещения во Франции.
Философы-просветители: Руссо, Вальтер, Дидро и др.(много критики и католической церкви, т.к. они не атеисты. Основная задача монарха - просвещение народа). Вальтер, Руссо– считали, что человек должен быть образованным (Шарден «Прачка», «Карточный домик»).
Стили: классицизм, барокко и рококо (художественный стиль, характерно обилие украшений, позолото и яркие цвета -украшали интерьерный стиль, мебель)
Бушекартины на мифологический сюжет, декоративно изысканные полотна и портреты: «Вакханки», «Юпитер и Каллисто», «Похищение Европы», «Спящая Венера», «Зима»

Шарден – основной жанр – натюрморт: «Научные атрибуты», «Музыкальные атрибуты»

Бытовой жанр: «Карточный домик», Молитва перед обедом»

Фрагонар – бытовая живопись и портреты: «Фонтан любви», «Письмо», «Певица с нотным листком», «Счастливые возможности качелей», «Поцелуй украдкой», «Любовное письмо»

Жак-Луи Давид – преобладают портреты: «Портрет мадам Рекамье», «Клятва Горациев», «Смерть Марата», «Наполеон на перевале Сен-Бернар»

Ватто бытовые сюжеты: «Капризница», «Затруднительное предложение», «Сатира на врачей», «Итальянские комедианты»

12. Английское искусство 18 века.


В это время английская общественная жизнь получила мощный толчок в своем прогрессивном развитии. Промышленная революция привела к изменению всей жизни Англии, сделала ее классической страной капитализма. 

На 18 век приходится расцвет национального английского искусства, связанный с общим подъемом английской культуры, особенности которой определялись буржуазной революцией 1640—1660 годов.
ЛИТЕРАТУРА. Английская культура дала миру такого гения, как Шекспир, таких философов, как Томас Мор или Френсис Бэкон(16-17 век).  В 18 веке тон литературе задаёт буржуазия - новый потребитель требует своей литературы, его не трогают сказания о классических героях, о подвигах аристократических предков придворного общества. Ему нужна сатира на распущенные светские нравы. Возникают нравоучительно-сатирические журналы — «Болтун», «Зритель», «Опекун»  с талантливыми бытовыми очерками, обличающими роскошь, пустоту, суетность, невежество и другие пороки тогдашнего общества

Самые смелые достижения творческой мысли в послереволюционной Англии проявились в литературе, в произведениях Свифта («Путешествие Гулливера») и Дефо («Робинзон Крузо»).
АРХИТЕКТУРА. Английская архитектура продолжала стоять на позициях рационализма и классицизма. Английским мастерам, однако, чуждо стремление к представительности, развернутости фасадов и декоративности, характерным для французской архитектуры. Выразительность, богатство архитектурных форм достигались чисто пластическими средствами.

Особого своеобразия английские мастера достигли в области жилой архитектуры — в сельских виллах, дворцах, окруженных живописными парками.

До XVIII века скульптура выражается во множестве надгробных памятников; в дальнейшем она находится в упадке. Английскую скульптуру пытался возродить Джон Флаксман (1755—1826) путём подражания античным образцам
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта