Главная страница
Навигация по странице:

  • В. Кандинского, П. Мондриана и К. Малевича

  • Кубизм

  • Пуризм

  • Ш. Э. Жаннере (Ле Корбюзье)

  • Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон

  • Представители: Альберто Джакометти, Ман Рэй. Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт Примеры в искусстве

  • Неопластицизм

  • Представители: Гоген, Нико Пиросманашвили, Марк Шагал, Анри Руссо, Генри Дарджер. Примеры в искусстве

  • Представители: Марсель Дюшан, Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Хуан Миро, Зигмар Польке .Примеры в искусстве

  • - Авангардизм

  • - Андерграунд

  • - Сюрреализм

  • - Модернизм

  • Мос МИр. 1. Культура Средневековой Европы. Общая характеристика. Сравнение с русской средневековой культурой


    Скачать 162.24 Kb.
    Название1. Культура Средневековой Европы. Общая характеристика. Сравнение с русской средневековой культурой
    АнкорМос МИр
    Дата09.03.2023
    Размер162.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла9f718e9d756d8d2ba499e33cb455fd6e (1).docx
    ТипДокументы
    #976855
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    характерны:

    - Бунтарство, выражение массовых настроений толпы.

    - Попытка создать искусство, устремленное в будущее.

    - Бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат.

    - Эксперимент по созданию заумного языка.

    а также имажинизм (от лат. «имажо» - образ) – вытек из футуризма; цель творчества заключается в создании образа (прямого и переносного); обилие метафор, эпатажность, анархичность.

    /Мариенгоф, Шершеневич, Есенин, Грузинов, Эрдман и др./

    23. Импрессионизм. Особая манера письма, колорит художников импрессионистов.



    Импрессионизм (фр. impressionisme, от impression - впечатление) - художественный стиль в искусстве последней трети XIX - начала XX вв.

    Представители его стремились передать непосредственное впечатление от окружающего мира, изменчивые состояния природы живописными средствами. Импрессионизм зародился в 1860-х годах во Франции.

    Для их произведений характерны

    • изображение случайных ситуаций

    • смелость композиционных решений

    • кажущаяся неуравновешенность

    • фрагментарность композици

    • неожиданные точки зрения, ракурсы

    • срезы фигур рамой.


    Художественные приемы:

    • писание мазками

    • отсутствие контура

    • отсутствие четкой светотени но много света.

    • почти нет темных цветов



    Первая выставка весной 1874 года. Последняя 1886 г. В основе. Они показывали подвижность и изменчивость мира. Чаще всего работали на пленере. Нет единой программы. Нет острых социальных проблем, скрытого подтекста.


    Импрессионисты создали живописную систему, которая отличается разложением сложных тонов на чистые цвета, накладываемые на холст раздельными мазками с таким расчетом, чтобы при восприятии зрителем картины издали происходило оптическое смещение этих цветов. Все это, а также цветные тени и рефлексы создавали светлую, радостную живопись. Игра разнообразных мазков, пастообразных и жидких, придавала красочному слою трепетность и реальность, ощущение незаконченности, эскизности произведения. Таким образом, происходило слияние нескольких стадий работы художника в единый процесс, как бы замена картины этюдом. В отдельных приемах построения композиции и пространства в импрессионизме заметно влияние японской гравюры. Для импрессионизма характерна тенденция стирания четких границ между жанрами, например слияние бытового жанра с портретом. Импрессионизм широко распространялся в мировом искусстве, но многие подхватили лишь отдельные его стороны обращение к современной тематике, эффекты пленэрной живописи, высветление палитры, эскизность живописной манеры и т.п.
    Моне (Впечатление. Восход солнца, Женщина с зонтом)
    Писаро (Площадь французского театра, Бульвар ночью, Красные крыши)

    Ренуар (В саду, Пикник, Букет роз, Танцевальный класс)
    24. Основные течения в европейском искусстве начала 20 века.
    Абстракционизм(искусство под знаком «нуля форм», беспредметное искусство) — художественное направление, сформировавшееся в искусстве первой половины 20 века, полностью отказавшееся от воспроизведения форм реального видимого мира. Основоположниками абстракционизма принято считать В. Кандинского, П. Мондриана и К. Малевича. В.Кандинский создал собственный тип абстрактной живописи, освобождая от всяких признаков предметности пятна импрессионистов и «диких». Пит Мондриан пришел к своей беспредметности через геометрическую стилизацию природы, начатую Сезанном и кубистами. Модернистские течения 20 века, ориентированные на абстракционизм, полностью отходят от традиционных принципов, отрицая реализм, но при этом остаются в рамках искусства.
    Футуризм

    Название (от латинского “футурум” - “будущее”) особого модернистского течения в европейском искусстве 1910-1920-х годов. В своем стремлении создать “искусство будущего”, футуристы встали в позу отрицания традиционной культуры с ее нравственными и художественными ценностями. Ими был провозглашен культ машинной урбанизированной цивилизации – больших мегаполисов, высоких скоростей, движения, силы и энергии. Футуризм имеет некоторые родственные черты с кубизмом и экспрессионизмом. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывы форм художники пытались выразить дробящуюся множественость впечатлений современного им человека, городского жителя.

    Футуризм зародился в Италии. Лидером и идеологом движения был литератор Филиппо Маринетти, скульптор и живописец Уго Боччони, живописцы Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла.

    В России первыми футуристами были братья Давид и Николай Бурлюки.
    Примеры в искусстве:
    Умберто Боччони « Город восстает», Марио Сирони « Корпоративная Италия», Джакомо Балла «Динамизм собачки на поводке», Карло Карра «Похороны анархиста Галли», Луиджи Руссоло «Восстание».
    Кубизм— «самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса» (Дж.Голдинг). Художники: Пикассо Пабло, Жорж Брак, Фернан Леже Робер Делоне, Хуан Грис, Глез Метценже. Кyбизм — (фpaнц. cubisme, oт cube — кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы.

    Пуризм — (франц. purisme, от лат. purus — чистый) течение во французской живописи конца 1910—20-х гг. Основные представители — художник А. Озанфаном и архитектор Ш. Э. Жаннере (Ле Корбюзье). Отвергая декоративные тенденции кубизма и других авангардистских течений 1910-х гг., принятую ими деформацию натуры, пуристы стремились к рационалистически упорядоченной передаче устойчивых и лаконичных предметных форм, как бы «очищенных» от деталей, к изображению «первичных» элементов. Для работ пуристов характерны плоскостность, плавная ритмика лёгких силуэтов и контуров однотипных предметов (кувшинов, стаканов и т. п.). Не получив развития в станковых формах, существенно переосмысленные художественные принципы пуризма нашли частичное отражение в современной архитектуре, главным образом в постройках Ле Корбюзье.

    Сюрреали́зм— направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

    Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения. Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.

    Цель – через бессознательное подняться над ограниченностью материального и идеального мира.
    Основателем сюрреализма надо считать Босха?
    Представители: Альберто Джакометти, Ман Рэй. Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт
    Примеры в искусстве: Сальвадор Дали «Искушение Святого Антония», Рене Магритт «Сын человеческий», Жан Миро «З персонажа любящие ночь», Сальвадор Дали «Сон», Поль Дельво «Спящая Венера».
    Фовизм (от фр. fauve – дикий) – название течения во французской живописи 1905-1907гг., которое представляли А.Матисс, А.Марке, А.Дерен, Р.Дюфи, Ж.Руо, М.Вламинк. Когда на парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна экспериментировавших художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков заклеймил авторов словом les fauves – “дикие звери”. Случайное высказывание вошло в историю, закрепившись как название за течением. Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета, интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген.
    Главой этой школы являлся Матисс.
    Примеры в искусстве:
    Морис де Вламинк «Барки на Сене», Анри Матисс «Буфет, или Красная комната, или Гармония в красном»(в Эрмитаже), Анри Матисс «Разговор», Жорж Руо «Распятие», Морис де Вламинк «Цирк».

    Экспрессионизм (от фр. expression — выразительность) — модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети 20 века, сложившееся в определенный исторический период — в преддверие первой мировой войны. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.


    Супрематизм(от лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja — превосходство, главенство) Направление авангардного искусства первой трети XX в., создателем, главным представителем и теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич. Сам термин никак не отражает сущности супрематизм. Фактически, в понимании Малевича, это оценочная характеристика. супрематизм — высшая ступень развития искусства на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного выявления беспредметного, как сущности любого искусства.
    Неопластицизм — одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году нидерландским живописцем П. Мондрианом и др. художниками входившими в объединение «Стиль». Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к «универсальной гармонии», выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов). Neo-plasticisme (Nouvelle plasti- que) Этот термин появился в Голландии в XX веке. Главной чертой неопластицизма было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Пересечение линий под прямым углом — первый принцип. Около 1920 к нему добавился второй который убирая мазок и подчеркивая плоскость ограничивает цвета красным синим и желтым т.е. тремя чистыми основными цветами к которым можно добавить только белый и черный. С помощью этой строгости неопластицизм предполагал выйти за рамки индиви дуальности чтобы достигнуть универсализма и создать таким образом новую картину мира. 

    Примитивизм – направление возникло в европ. И русском искусстве начала 20 века. Его главным признаком было упрощение худож. Средств, обращение к различным формам примитивного искусства. В основе лежало стремление обрести чистоту взгляда на мир, присущую неиспорченному цивилизацией сознанию. В России ярко был представлен примитивизм у Гончаровой, Ларионова и Малевича.
    Представители: Гоген, Нико Пиросманашвили, Марк Шагал, Анри Руссо, Генри Дарджер.
    Примеры в искусстве: Марк Шагал «Прогулка», «Адам и Ева», «Над городом», Нико Пиросманашвили «Мать с детьми, идущая за водой», «Продавец дров», «Отец и сын», «Жираф».

    Реди - мейд – техника в разных видах искусства, предполагающая использование готовых предметов в изобразительном искусстве или текстов в литературе. Термин «реди-мейд» в изобразительном искусстве впервые использовал франц. художник Марсель Дюшан в 1913.
    Идея направления – никакая живописная копия не может показать предмет лучше, чем он сам своей явственностью. Поэтому проще выставить сам предмет в оригинале, чем стремиться изображать его. Этим в конце была разрушена граница между искусством и видимой действительностью.
    Представители: Марсель Дюшан, Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Хуан Миро, Зигмар Польке.
    Примеры в искусстве: Марсель Дюшан «Фонтан», «Колесо от велосипеда», «Обнаженная, спускающаяся по лестнице».
    В 60-х годах реди-мейд получил широкое распространение в различных направлениях авангардистского искусства, особенно в дадаизме.


    25. Основные направления, виды и формы современного искусства


    НАПРАВЛЕНИЯ:


    • АБСТРАГИРОВАНИЕ

    • РЕАЛИЗМ

    • АВАНГАРДИЗМ

    • АНДЕРГРАУНД

    • СЮРРЕАЛИЗМ

    • МОДЕРНИЗМ

    • ПОП-АРТ

    • ОП-АРТ

    • КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

    • ГИПЕРРЕАЛИЗМ

    • РЕДИ-МЕЙД

    • ИНСТАЛЛЯЦИЯ

    • ЭНВАЙРОНМЕНТ

    • ХЕППЕНИНГ

    • СУПЕРПЛОСКОСТЬ

    Основные направления и приемы современного искусства

    - Абстрагирование - Один из основных способов нашего мышления. Его результат — образование наиболее общих понятий и суждений (абстракций). В декоративном искусстве абстрагирование — это процесс стилизации природных форм.
    Представители некоторых течений в абстрактном искусстве создавали логически упорядоченные конструкции, перекликаясь с поисками рациональной организации форм в архитектуре и дизайне (супрематизм русского живописца К. Малевича, конструктивизм и др.) В скульптуре абстракционизм выразился меньше, чем в живописи. Абстракционизм был откликом на общую дисгармонию современного мира и имел успех потому, что провозглашал отказ от сознательного в искусстве и призывал «уступить инициативу формам, краскам, цвету».

    - Реализм - От фр. realisme, от лат. realis — вещественный. В искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества. Общими признаками метода реализма является достоверность в воспроизведении действительности. Вместе с тем реалистическое искусство обладает огромным разнообразием способов познания, обобщения, художественного отражения действительности (Г.М. Коржев, М. Б. Греков, А.А. Пластов, А. М. Герасимов, Т. Н. Яблонская, П. Д. Корин и др.) Реалистическое искусство XX в. приобретает яркие национальные черты и многообразие форм. Реализм — явление противоположное модернизму.

    - Авангардизм - От фр. avant — передовой, garde — отряд — понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. В каждую эпоху возникали новаторские явления в изобразительном искусстве, но термин «авангардизм» утвердился только в начале XX в. Художники-авангардисты выражают своим творчеством своеобразный протест против традиционной культуры. Во всех авангардистских направлениях, несмотря на их большое разнообразие, можно выделить общие черты:
    - отказ от норм классического изображения
    - формальная новизна
    - деформация форм
    - экспрессия и различные игровые преобразования.


    Все это приводит к размыванию границ между искусством и реальностью (реди-мейд, инсталляция, энвайромент), созданию идеала открытого произведения искусства, непосредственно вторгающегося в окружающую среду. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя, активное взаимодействие человека с художественным произведением, соучастие в творчестве (например, кинетическое искусство, хэппенинг и др.). Произведения авангардистских направлений порой теряют изобразительное начало и приравниваются к объектам окружающей действительности. Современные направления авангардизма тесно переплетаются, образуя новые формы синтетического искусства.

    - Андерграунд - Англ. underground — подполье, подземелье. Понятие, означающее «подпольную» культуру, противопоставившую себя условностям и ограничениям традиционной культуры. Выставки художников рассматриваемого направления часто проходили не в салонах и галереях, а прямо на земле, а также в подземных переходах или метро, которое в ряде стран называют андеграундом (подземкой). Вероятно, данное обстоятельство также повлияло на то, что за данным направлением в искусстве XX в. утвердилось это название. В России понятие андеграунд стало обозначением сообщества художников, представлявших неофициальное искусство.

    - Сюрреализм - Фр. surrealisme — сверхреализм. Направление в литературе и искусстве XX в. сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.) Отсутствие смысла, отказ от разумного отражения действительности — основной принцип искусства сюрреализма. Об оторванности от реальной жизни говорит и само название направления: «сюр» по-французски «над»; художники не претендовали на отражение действительности, а мысленно помещали свои творения «над» реализмом, выдавая за произведения искусства бредовые фантазии.

    - Модернизм - Фр. modernisme, от лат. modernus — новый, современный. Собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., порывающих с традицией, peaлизмом и считающих эксперимент основой творческого метода (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм и др.). Модернизм близок по значению авангардизму и противоположен академизму. Модернизм негативно оценивался советскими искусствоведами как кризисное явление буржуазной культуры. Искусство обладает свободой выбора своих исторических путей. Противоречия модернизма, как такового, необходимо рассматривать не статично, а в исторической динамике.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта