Главная страница

Мос МИр. 1. Культура Средневековой Европы. Общая характеристика. Сравнение с русской средневековой культурой


Скачать 162.24 Kb.
Название1. Культура Средневековой Европы. Общая характеристика. Сравнение с русской средневековой культурой
АнкорМос МИр
Дата09.03.2023
Размер162.24 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла9f718e9d756d8d2ba499e33cb455fd6e (1).docx
ТипДокументы
#976855
страница5 из 7
1   2   3   4   5   6   7

«Царевна Софья Алексеевна» (1879)
-- первое полотно Репина на историческую тему. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I.

Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы...Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница - прислужница. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Слабый, сумрачный свет, льющийся из зарешеченного окна, усиливает тягостное настроение картины.

«Иван Грозный и сын его Иван» (1885)

Сумеречный полумрак царских палат, мрачные стены в темно-малиновых и темно-зеленых шашках, пол, покрытый красными узорными коврами, опрокинутое кресло. брошенный жезл и в центре две освещенные фигуры: отец и сын.

Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым.

Другие исторические полотна Репина – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Торжественное заседание Госсовета».

Василий Иванович Суриков

Родился в 1848 году в Сибири, в г. Красноярске. Обучался в Петербургской Академии художеств. По окончании обучения вместо поездки заграницу отправился в Москву расписывать Храм Христа-Спасителя. Далее посвятил себя преимущественно историческому жанру.

«Утро стрелецкой казни» (1881)

Первое большое историческое полотно Сурикова. На картине изображены события эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены.

Художник не стал изображать сцены казни, а сосредоточил внимание на психологическом состоянии приговоренных. Центральными фигурами на полотне являются царь Пётр и рыжебородый стрелец. Их непримиримые взгляды скрещиваются на полотне. Фигуры приговоренных выделяются из толпы – все они в белых рубахах, держат в руках свечи. Их взгляды сосредоточенны и суровы, полны драматизма.

В картине есть историческая неточность — на Красной площади казни никогда не совершались, там находился рынок.

«Меншиков в Березове» (1883)

Через некоторое время после смерти Петра I новопровозглашенный император Пётр II был враждебно настроен своими воспитателями против Меншикова. Всесильный и могущественный вельможа при жизни Петра I, теперь Меншиков с семьей оказался сослан в далекий сибирский городок Березов. Низкая бревенчатая изба. Маленькое заиндевелое окно. Скупо пробивается свет. В углу иконы, зажженные лампады. Меншиков сидит у стола. Огромный, небритый, со спутанными волосами, в овчинном тулупе и с драгоценным перстнем на сжатой в кулак руке, тяжело лежащей на колене, он погружен в глубокую думу. Контраст низкой избы и громадной фигуры Меншикова подчеркивает величие его образа и душевное состояние узника, заключенного в тюрьму. Рядом изображены дети Меншикова. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. 

«Боярыня Морозова» (1887)

Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы: велел исправить тексты церковных книг по греческим образцам и заново их перепечатать. Реформа вызвала возмущение - в ней видели измену старине, покушение на национальный характер религии. В частности, поборники старой церкви - раскольники, старообрядцы, как их называли, считали величайшим грехом креститься по-новому - тремя перстами - и признавали только "двоеперстный крест". Одной из знаменитых «раскольниц» была Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова. В картине Суриков изобразил провоз боярыни Морозовой по улице города. Толпа запрудила улицу. Суриков изобразил на фоне заснеженной улицы пеструю, красочную толпу, яркую одежду людей. Картина похожа на пестрый, многоцветный, радостный ковер народных мастеров. И в эту звучную, радужную игру красок резким противоречием врывается черный цвет в одежде боярыни. Это противоречие подчеркивает трагическое звучание образа Морозовой, привносит ноту глухой тревоги и скорби в это полотно.

Неподвижный взгляд Морозовой устремлен в пространство, охватывая толпу. Ее поднятая рука с двумя перстами - символом веры - высоко парит над головами людей.

Лица за спиной Морозовой слегка отодвинуты в глубину, чтобы чуть приглушить толпу, а образ боярыни был ярче. Самые яркие образы из толпы находятся справа, у края картины. Вот богатырского сложения юродивый с глубоко запавшими, по-детски наивными глазами, сидит прямо на снегу в одной дырявой рубахе и благословляющий боярыню на подвиг. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. В глубокое, трудное раздумье погрузился странник - все они живут одними мыслями и чувствами с Морозовой, прощаются с ней, поклоняясь ее подвигу.

«Переход Суворова через Альпы» (1899)

Картина посвящена переходу русских войск через Альпы во время Швейцарского похода Суворова. Суровый и величественный горный пейзаж. Уходящие ввысь, за пределы картины, скалы окутаны седыми облаками. Крутой обледенелый обрыв. Снег. Ледяные уступы обрыва синеватые, полупрозрачные. Горы полуосвещены солнцем. И горы, и снег, и самый воздух - все здесь чужое, суровое.

По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. На краю обрыва остановил своего коня Суворов в синем походном плаще, без шапки, весь подался вперед, он шуткой и острым словом подбадривает своих воинов. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Около Суворова немолодой солдат - в походе он всегда рядом со своим полководцем. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. За ним солдат закрыл лицо плащом, не решается смотреть в пропасть и все-таки спускается вниз. Вот старик, георгиевский кавалер, с суровым и решительным лицом, осеняет крестом лоб, перед тем, как ринуться в пропасть. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика...Солдатам, кажется, нет конца. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву.

Главное в картине - беззаветная храбрость, отвага солдат, которые всегда готовы выполнить любой приказ полководца.

Василий Васильевич Верещагин

Один из наиболее известных русских художников-баталистов. Родился в 1842 году. Участвовал в колониальных походах в Туркестане, в Русско-Турецкой войне на Балканах. Много путешествовал и в частном порядке – посетил Индию, Сирию. Погиб в русско-японской войне, на которую отправился добровольцем. В батальных картинах Верещагина остро и реалистично раскрывается «изнанка войны».

Наиболее известные картины – «Торжествуют», «Двери Тамерлана», «Представляют трофеи» ( Туркестанская серия), «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (Балканская серия), «Побежденные. Панихида». Самая знаменитая картина – «Апофеоз войны», где изображена груда черепов в пустыне, на раме надпись «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».


19. Пейзаж и жанровая живопись в творчестве художников-передвижников.



Термин "бытовой жанр", существовавший для обозначения живописи, отражающей современную повседневную жизнь, не удовлетворял передвижников, так как не отвечал их высокому представлению о задачах бытописания. Картины бытового жанра назывались "жанрами" или "жанровыми".

Мясоедов представил на 6-й Передвижной выставке картину «Засуха»; его «Страда» явилась одной из немногих картин, где воспевается радость сельского труда.
Максимов создает в эти годы небольшие, проникнутые глубоким сочувствием к людям деревни полотна - «Бедный ужин» (1879), «Больной муж» (1881), «Заем хлеба» (1882) и другие, раскрывающие бедственное положение пореформенной деревни; несколько прекрасных жанровых картин написал в эти годы Прянишников.
Творчество В.Е. Маковского (1846-1920) еще тесно связано с традициями жанровой картины 40-60-х годов. В то же время в нем наблюдаются существенные изменения, которые происходят в этот период в области бытописания. Маковский - мастере небольших картин-новелл лирического, а порой комического содержания.  В своих картинах «Варят варенье», «Друзья-приятели», «Ссора из-за карт» и других Маковский показывает погруженных в мелочи жизни городских обывателей. Однако показывает без осуждения. Тема имущественного неравенства поднята в его картине «Посещение бедных», изображающей беспросветную жизнь городской бедноты.
В творчестве художников-передвижников значительное место занимал пейзаж. На этих картинах мастера с проникновенным лиризмом и теплотой изображали различные уголки русской природы.

Саврасов – один из родоначальников русского реалистического пейзажа

Грачи прилетели, Разлив Волги - лирический пейзаж.

Куинджи

Ночь на Днепре (фантастический пейзаж), Эффект заката, Березовая роща.

Шишкин всегда создавал свои произведения на основе нескольких мотивов, увиденных в разных местах.

Героический пейзаж - сосновый бор, на севере диком, рожь, утро в сосновом бору, зима в лесу.

Левитан

Лирический пейзаж – Свежий ветер. Волга, Март, Большая вода, Над вечным покоем.

20. Московский модерн. Особенности архитектурного стиля.

Рубеж 19-20 вв. – Серебряный век русской культуры. Причина духовного кризиса – научно-технический прогресс.

В московской архитектуре господствует стиль модерн (в переводе – «современный»). Появились торговые ряды, центры, вокзалы, банки, доходные дома. Позже из московского модерна вырастут губернский и уездный модерн.

Характерные черты:

  • Обращение к формам живой природы – следовательно, нет прямых линий; обилие растительных элементов в декоре и росписях

  • Свободная стилизация народных мотивов

  • Несимметричность планировки

  • Много света – следовательно, большие окна и дверные проёмы (появление железобетона и стекла)

  • Обращение к формам и стилям разных исторических эпох (передача духа!)

  • Объединение прикладного искусства (ремесла) и выразительности\

  • Строительство изнутри наружу

  • Удобство прежде всего

  • «Дома должны быть неповторимы как люди»

  • Женственное начало

Декор: изгибы крыш, эркеры, выпуклые зеркальные стёкла с изящным матовым рисунком, балконы, внутренняя отделка из лепнины и дерева, мозаичные/майоликовые вставки или панно, плавные искривлённые линии (как в природе).

Зодчие и здания:

  1. Шехтель Фёдор Осипович

- Особняк Рябушинского /1900/ (ул. Малая Никитская, музей Горького) – воплощение всей сути модерна; использование лейтмотива волны (забор, лестница)

- Особняк Морозовых /1893/ (ул. Спиридоновка) – применение элементов псевдоготики (часть модерна); художник-оформитель – Михаил Врубель

- Ярославский вокзал /1904/ – «ворота на Север», «монументальность в камне»

- Художественный театр /1903/ (Камергерский переулок, МХАТ им. Чехова) – изобретение «МХАТовского» шрифта и логотипа-чайки (на деньги С. Морозова)

- Кинотеатр «Художественный» /1913/ (Арбатская площадь)

- Типография «Утро России» /1909/ (Пушкинская площадь)

- Торговый дом фабричных изделий Кузнецова /1898/ (ул. Мясницкая)

- «Боярский двор» /1901/ (Старая площадь) – доходный дом, торговый дом Московского страхового общества

- Банк братьев Рябушинских /1903/ (Биржевая площадь) - «голая правда», «рациональный модерн», минимум украшений, единство пользы и красоты

  1. Валькотт


- Гостиница «Метрополь» /1905/ (Охотный ряд) - скульптурный фриз «Времена года» работы Николая Андреева; панно «Принцесса Грёза» Михаила Врубеля.

  1. Клейн


- ЦУМ /1908/ (ул. Петровка) – применение псевдоготики; сохранился без изменений

- «Чайный дом» /1893/ (ул. Мясницкая) – чайный магазин на 1 этаже существует до сих пор; оформление фасада – Карл Гиппиус

  1. Кекушев


- Доходный дом Бочаровых /1902/ (Гоголевский бульвар) – интерьеры утрачены

  1. Жуков и Шнауберт


- Доходный дом Перцова /1907/ (на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, «Инпредкадры») – художник Малютин добавил яркие мозаичные панно по мотивам русских сказок

  1. Шервуд


- Исторический музей /1881/ (Красная площадь) – псевдорусский стиль

  1. Щусев

- Казанский вокзал – «ворота на Восток»

  1. Васнецов

- Фасад Третьяковской галереи

- Свой собственный дом /1894/ - в стиле русских палат
22. Литературные течения «серебряного века» русской культуры.
Рубеж XIX - XX вв.

Символизм (Блок, Брюсов, Белый), литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом является “земное подобие творчества божественного”. Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание (Ф.Сологуб: символ – окно в бесконечность). Символ отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности.
Основные черты символизма:



  • Обращение к красочному миру

  • Отвержение реальности

  • Сверхпроблемы (глобальные, вечные): жизни и смерти, любви

  • Музыкальное восприятие



→ Двоемирие: уход от реального земного и создание идеального мира мечты и мистики, существующего по законам Вечной Красоты;

→ Образы-символы: язык предчувствий, намёков, обобщений, таинственных видений, иносказаний;

→ Символика цвета и света: лазурь, пурпур, золото, тени, мерцание;

→ Поэт – творец идеальных миров – мистического, космического, божественного;

→ Язык: ориентация на классический стих, изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога, отношение к слову, как к шифру, знаковое наполнение обыденных слов.



  • Акмеизм («Цех поэтов» - наиболее мощное объединение - Гумилев, Ахматова, Мандельшам, Цветаева, Городецкий, Белый) - модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.



Основные принципы акмеизма:



  • Обращение к французской реалистической литературе 19 века

  • Возвращение слову его изначального прямого значения

  • Обращение к предметно-вещественному миру

  • обращение к естественному (бытовому, предметно-вещественному) жанру

  • простота, эстетичность и точность языка («лирика безупречных слов»)

  • строгая логика; вызов к непохожести и индивидуальности.


— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Отличительные черты акмеизма:
— гедонизм (наслаждение жизнью), адамизм (звериная сущность), кларизм (простота и ясность языка);
— лирический сюжет и изображение психологии переживания;
— разговорные элементы языка, диалоги, повествования.


  • Футуризм (авангардное течение изобретение новых звуковых сочетаний Маяковский, Пастернак, Хлебников, Северянин), программную эстетику направления составлял сборник стихов «Пощёчина общественному вкусу».

  • отрицание традиций,

  • изобретение новых звуковых сочетаний

  • новаторство в словообразовании и формах стихосложения

  • эпатажность, вульгарность;
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта