Главная страница

Мос МИр. 1. Культура Средневековой Европы. Общая характеристика. Сравнение с русской средневековой культурой


Скачать 162.24 Kb.
Название1. Культура Средневековой Европы. Общая характеристика. Сравнение с русской средневековой культурой
АнкорМос МИр
Дата09.03.2023
Размер162.24 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла9f718e9d756d8d2ba499e33cb455fd6e (1).docx
ТипДокументы
#976855
страница2 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Представителифра Беато Анжелико, фра Филиппо Липпи, Беноццо Гоццоли, Доменико Гирландайо.

На исходе столетия оба направления сплелись в творчестве двух величайших мастеров – Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи.

1) Мазаччо (1401-1428) – флорентийский живописец.

  • Открытие законов перспективы. Выстраивает изображение от зрителя (изображение глубины с помощью прямой центральной перспективы). Такая перспектива позже названа итальянской. Пример – роспись капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции.

  • Положил начало позам и их правдивость в передачи их движений и эмоций (в прежней манере письма все фигуры изображались на цыпочках, без учёта точки зрения на них снизу вверх).

  • В фресковом цикле первым стал изображать обнажённые тела, в частности Адама и Еву.

1) Донато по прозвищу Донателло (1386-1466) – флорентийский скульптор.

Сумел соединить античные идеалы с религиозной духовностью и утвердить нравственную и эстетическую ценность человеческой личности. Работал во всех видах скульптуры, в каждой из них был новатором.

1монументальная свободно стоящая статуя. Пример – фигура св. Георгия для фасада церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции.

Образ одухотворённого человека Ренессанса. Обнажённая натура, хиазма, героическая статуя. Пример – статуя Давида.

2статуарная пластика. Статуи для украшения соборов => уровнял скульптуру с архитектурой. При работе над статуей, предназначенной для обозрения снизу, допускал искажения пропорций. Пример – статуя св. Марка Евангелиста.

3 – сложная алтарная композиция и рельефная пластика. Первым изобразил в рельефных композициях перспективу с огромными толпами людей, с небом, облаками, добиваясь ощущения глубинного пространства, что под силу было только живописи. Такой вид рельефа получил название «сплющенный». Положил начало типу надгробий, в которых соединены элементы архитектуры (пилястры, саркофаг) и пластики (статуи, рельефы). Пример – гробница папы Иоанна VIII

4конный монумент. Возродил конную статую. Пример – статуя кондотьера Эразма ди Нерни

  • Статуи ваял с современников => наделены индивидуальными чертами (возраст, характер), из-за этого получили правдивость и жизненность, в отличие от куртуазных образов готики.

2) Сандро Боттичелли (1445-1510)

  • Объём, форму и иллюзию глубины создавал контуром. Примеры - «Поклонение волхвов», «Паллада и Кентавр», «Весна», «Рождение Венеры», образы Мадонны «во славе», «с гранатом», «Покинутая».


??Полностью отходит от готических приемов. Центры Флоренция, Сиена, Падуя. Сформировался стиль Ренессанас в архитектуре.

Особенности:Ордер,Арка,Аркада,Симметричность, Простые геометрические формы.??




5. Высокое Возрождение в Италии. Великие мастера.



Конец XV – первая половина XVI вв.

Кульминация этой великой культуры.

Центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим.

Архитектура, скульптура и живопись тесно связаны, помогают и взаимно действуют друг на друга.

Для художников характерна масштабность образа. Появились скульптурные и живописные произведения огромных размеров. Пример – «Давид» Микеланджело.

Смена «натурализма» идеализацией образов. Изображение отдельной личности и почти полное отсутствие фона.

Движения передаются ради красивой пластики (не мотивированны сюжетно).

Античность изучается более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью.

Спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода.

Припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства.

Подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, они свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Донато Браманте (1444-1514) – архитектор.

  • Создал стиль римского классицизма (восходит к римской античности и отличается рациональностью, уравновешенностью несущих и несомых частей, сочетанием арки, круга и купола). Пример – Собор св. Петра в Риме.

Рафаэль Санти (1483-1520) – художник.

  • В образах Мадонны воплотил светлые идеалы гуманизма итальянского Ренессанса. Вместо устоявшихся канонов в вековом жанре мадонн создал пленительный образ, полный света, добра. Примеры – «Мадонна с щегленком», «Мадонна-садовница», «Мадонна в кресле», «Мадонна в зелени».

= > Удачное, почти в равных пропорциях соединение языческого и христианского мироощущения. Мадонны не слишком возвышенны, но и не слишком чувственны. Пример – «Сикстинская Мадонна».

  • Мастер пространственной композиции. Выстраивал картину на плоскости и связывал ее части в единое целое.

  • Решил проблему синтеза архитектуры и живописи путём арочного завершения стен. Примеры – «Афинская школа», «Диспут», «Парнас».

  • Создатель простого, уединённого стиля, основой которого было идеальное совершенство формы. Этот идеал противостоял природе, полной случайностей.

Но идеализм ещё при жизни мастера начал перерождаться в академизм.

  • Живопись воспринимал как преображённую гармоничную реальность.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – скульптор, художник, архитектор.

  • Главная тема творчества – борьба духа и материи. В скульптуре нашёл новое воплощение Давида (в отличие от предшественников) изобразил его перед совершением подвига.

Роспись плафона (потолок) Сикстинской капеллы – прославляет духовную и телесную красоту человека.

«Страшный суд», написанный на алтарной стене Сикстинской капеллы. Религиозная тема призвана олицетворять торжество справедливости над злом, но фреска воспринимается как образ вселенской катастрофы, идея крушения мира.

+ «Битва кентавров», «Вакх», «Пьета», «Сотворение Адама», статуя пророка Моисея.
Тициан (1477/1490 – 1576) – представитель венецианской школы живописи.

Одно из первых произведений – «Любовь земная и любовь небесная». Заметно влияние учителя – художника Джорджоне. Главная прелесть в передаче чувства и состояния задумчивости и рассеянности мыслей.

В последующих полотнах – «Ассунта», «Праздник младенцев», «Вакх и Ариадна» - заметен переход к мощным, залитым светом, колористически богатым полотнам.

=> серия полотен, проникнутая чувственным «языческим началом», воспевающих женскую красоту. Примеры – «Диана и Актеон», «Венера и Адонис», «Даная». Своеобразная песнь о красоте, уводящая от трагических конфликтов реальной жизни.

Картины на евангельские сюжеты – «Положение во гроб», «Святой Себастьян», «Коронование терновым венцом», «Оплакивание Христа».

+ «Аллегория времени», «Мадонна с вишнями», «Цыганская Мадонна», «Наказание Марсия».

  • Творчество Тициана оказало значительное влияние на художников последующих поколений и развитие реалистической живописи XVII в.



6. Северное Возрождение. Особенности. Сюжеты и особое мировосприятие Брейгеля и Босха.

  • Культура стран, расположенных к северу от Италии - Франция, Германия, Англия, Нидерланды.

  • С XV – до конца XVII века.

  • Термин условен.

  • Интерес к человеку – Антропоцентризм.

  • Философская основа – Гуманизм (философы - Эразм Роттердамский сатира «Похвала Глупости», высмеивающая нравы и пороки современного ему общества, Себастиан Брандт).

  • В Англии и Франции больше изменения в литературе, Германия и Нидерланды – в живописи.

  • В архитектуре – готический стиль.

Особенности:

  1. Человек представлен не идеализированно, а реалистично.

  2. У северных мастеров нет интереса к науке.

  3. Не получили развития монументальные виды живописи (разновидность монументального искусства, живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях)

  4. Сочетание реального и фантастического.

  5. Многофигурные, панорамные композиции.

  6. Развита масленая живопись.

  7. Основные жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, библейские сюжеты, жанровая (бытовая) живопись.

  8. В живописи – готическая экспрессивность, состоящая в нарушении пропорций фигур, в беспокойном движении складок одежды, в напрягшихся мускулах и жилах на шее.

Нидерланды:

Мастер из Флемаля, Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший (Мужицкий), Эразм Роттердамский

Германия:

Альбрехт Дюрер, Себастиан Брандт, Ганс Гольбейн Младший

Франция:

Жан Фуке, Франсуа Рабле, Пьер де Ронсара, Россо Фьорентино, Франческо Приматиччо, Жан Гужон, Пьер Леско, Бернар Палисси, Жермен Пилон

Англия:

Вильям Шекспир
Ян ван Эйк (1390-1441)

Творческий путь начал как художник миниатюр. Развил технику масляной живописи. Реалистический характер живописи.

  • «Гентский алтарь»

  • «Мадонна канцлера Ролена»

  • «Портрет четы Арнольфини»


Иероним Босх (ок.1460-1516)

Основоположник Нидерландской жанровой живописи.

Большинство картин не имеют датировки, располагают по сюжетам.

Сюжетная основа картин направлена на демонстрацию отрицательных явлений жизни. Изображал земное существование людей как всецело греховное, и удел человечества – близкий Страшный суд.

Образ преисподней, любимый Средневековьем и сведённый на нет нидерландскими живописцами, в творчестве Босха вырос до грандиозных размеров.

Границы между адом, раем и земной жизнью, с развитием творчества, стали стираться.

=> Триптихи. Выстраивал по одной схеме (внутренняя часть):

Левая створка – сцены сотворения Евы, грехопадения, изгнание из рая

В центре – безумный мир человеческого существования, главная тема семь смертных грехов

Правая створка – изображение преисподней.

Босха не занимали люди, «безвольные создания», => отображал деятельность демонических сил.

Сочетание ярких, колористических красок и почти прозрачных оттенков тонов.

  • «Семь смертных грехов»

  • «Исцеление глупости»

  • «Несение креста»

  • «Корабль дураков»

  • Триптих «Сады земных наслаждений»

  • Триптих «Воз сена»

  • Триптих «Страшный суд»


Питер Брейгель (1525-1569)

Открыл искусству новые темы. Крестьянский быт.

Картины характеризовали жизненный уклад и обычаи нидерландского народа в середине XVI в.

Отражение противостояния доброго и злого начал.

Видение высшего смысла в любых проявлениях жизни.

Идея «перевёрнутого мира» - масса людей, индифферентные группы с печатью глупости.

Полотна пейзажно-жанрового характера на библейские сюжеты:

Тема человека, находящегося в вечном странствии, в вечном поиске, но ведомого греховной волей.

  • Природа Брейгеля и грандиозна, и достоверна. Поэтому он считается основоположником пейзажного жанра в нидерландской живописи.

С
В этих картинах Брейгель единственный раз изобразил полезную и осмысленную деятельность людей, включив ее в извечный ход жизни природы.

Человек мыслился полностью зависимым от природы, но в то же время живущим в полной гармонии с ней.
ерия
«Времена года»:

Декабрь-Январь «Охотники на снегу»

Февраль-Март «Хмурый день»

Июнь-Июль «Сенокос»

Август-Сентябрь «Жатва»

Октябрь-Ноябрь «Возвращение стада»
Картина «Слепые» - тематически иллюстрация евангельской притчи о слепых. Слепота символизировала слепой рок, яркий пример «перевёрнутого» человеческого сознания.

  • «Падение Икара»

  • «Вавилонская башня»

  • «Битва Поста и Масленицы»

  • «Детские игры»

  • «Жатва»

  • «Слепые»

  • «Крестьянский танец»



7. Европейское искусство 17 века. Особенности. Барокко и классицизм.



В 17 век в век революций, религиозных войн в Испании и Франции, формируется абсолютная монархия.

17 век- век научных открытий.

Философская основа




Эмпицентризм Рационализм

Человек может познать мир без участия Бога

(Гностицизм)

Франсис Бэкон Рене Декард

человек познает мир человек познает мир
при помощи органов при помощи разума
чувств.


Из-за увлечения наукой меняется интерес к миру, а именно – увлечение окружающим миром =>

Появление самостоятельных жанров:

  • пейзаж

  • натюрморт (голландский, фламандский)

  • жанровая живопись (не важны психологические переживания героев)

17 век это время появления и расцвета больших национальных художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии.
В то же время искусство 17 века характеризуется рядом общих черт и достижений.



  • Усиление интереса к индивидуальной личности, ко всем особенностям ее физического облика и характера, подчеркнутое внимание к внутреннему миру человека => подъем портретного искусства => развитие психологического портрета.

  • Композиция в архитектуре и в изобразительном искусстве становится более естественной и динамичной, в ее построении смело используются глубина, пространство.

  • Трактовка пространства тоже существенно меняется. Вместо строгого деления на планы, характерного для композиций эпохи Возрождения, искусство 17 века разрабатывает значительно более целостное понимание пространства.



Барокко - итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — возник в Италии в конце 16 века.

Причина возникновения - отсутствие денег, экономический кризис, а амбиции знати остаются прежними.
Архитектура:

-обилие украшений,

-несимметричность планировки,

-криволинейные формы,
Живопись:

-контрасты,

-яркая цветовая гамма

-эмоциональные драматические сюжеты (мифологические, библейские, литературные)

-динамика (фигуры в движении)

-диагональное построение композиции (дает движение)

Представители:

Л. Бернини (1598-1680) архитектор и живописец

П. Рубенс (1577-1640) фламандский художник
Классицизм - (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. Зародился во Франции. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта.


Архитектура
: Использование форм и принципов античности

  • Ордер

  • Портик

  • простые геометрические формы

  • строгость и симметрия

Живопись: Повествовательные сюжеты, спокойность, отсутствие реальности
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта