Главная страница

Мос МИр. 1. Культура Средневековой Европы. Общая характеристика. Сравнение с русской средневековой культурой


Скачать 162.24 Kb.
Название1. Культура Средневековой Европы. Общая характеристика. Сравнение с русской средневековой культурой
АнкорМос МИр
Дата09.03.2023
Размер162.24 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла9f718e9d756d8d2ba499e33cb455fd6e (1).docx
ТипДокументы
#976855
страница4 из 7
1   2   3   4   5   6   7

ЖИВОПИСЬ. В изобразительном искусстве Англии ведущая роль долгое время принадлежала иностранцам: в 16 веке — Гансу Гольбейну Младшему, а в 17 — Ван Дейку.

В 18 веке английская школа живописи выдвигает плеяду талантливейших мастеров и занимает одно из первых мест в Европе.

Начиная с работ жанриста и карикатуриста Вильяма Хогарта (1697—1764); Рейнольдс и его ученик Лоуренс положили начало английской портретной живописи, а Гейнсборо считается отцом английского пейзажа. Родоначальниками исторической живописи являются Вэст Кэстлэк и Ромни. Пейзаж получил значительное развитие у Вильки, Тернера, Лэндсира (животные), Констебля, Макклиза, Мельреди, Пойнтера и Геркомера, Литона, Армитэджа, Муррэй, Фильдса и др. 


13. Русская архитектура 18 века. Барокко и классицизм. Дворцово-парковые ансамбли.
18 век является пограничным. Культура становится светской, появляются новые жанры. (портрет).

Этапы:
1) I четверть 18 века – правление Петра, появление новых жанров
2) II четверть 18 века - дворцовые перевороты, правление Елизаветы, расцвет Барокко.

3) II половина 18 века правление Екатерины 2 (1762-1796) , расцвет Классицизма.

Русскому барокко свойственны простота и структурность композиции.

Пример барокко
в Москве: Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Одним из наиболее выдающихся архитекторов того периода считается Ф. Растрелли. Под его руководством возводились городские и окрестные императорские резиденции, в частности:
В Петербурге:

- Зимний дворец

- Строгановский и Воронцовский дворцы

- Смольный монастырь

- Екатерининский дворец в Царском Селе

- Большой дворец в Петергофе

Всеобщее восхищение вызывали и вызывают до сих пор грандиозность масштабов его зданий, роскошь и пышность декоративного убранства, праздничность и торжественность дворцов.

Появляется строительство по плану – Регулярная архитектура.
У русских не было опыта, приглашали иностранцев: Леблон (по его проекту начали строить Петербург в 1703 на заячьем острове Петропавловская крепость). Позднее она превратилась в тюрьму. Самая знаменитая постройка – собор. Здесь появилась первая канализация.
Первый музей – кунсткамера.

Первый дворцово-парковый ансамбль – Петергоф (=подобен Версалю). Состоит из нижнего и верхнего парка. Верхний – французский парк. Фонтаны были созданы Петром. Вода подается самотеком, почти без насосов. Нижний – пейзажный. Самый большой фонтан – Большой каскад. Центральная фигура – Самсон, разрывающий пасть льву. За время ВОВ был сильно поврежден, поэтому все пришлось восстанавливать. На территории находятся небольшие дворцы (Монплезир – на берегу Финского залива, напоминает голландский дом; Морли – в память о дворце Людовика; Эрмитаж для камерных приемов). Шахматная горка со львами, Львиный каскад, фонтан солнца – вращается вокруг своей оси, Китовый фонтан, Фаворитный фонтан – постоянно ломается механизм, Фонтаны-шутихи.
Царское село – украшали Екатерина и Елизавета.

Екатерининский дворец – барокко. Скрипучая беседка, самая известная скульптура «девушка с кувшином».

Гатчина (Антонио Ренальди). Дворец – ранний классицизм. Был замком Орлова, позднее подарен Павлу. Есть английский парк (террасный).

Середина 18 века – барокко.
Вторая половина – расцвет Классицизма.

-Возврат к античности,

-симметричность,

-простые формы.

Примеры архитектуры:

В Санкт-Петербурге:

- Кокоринов (Академия художеств)

- Кваренги (Смольный институт благородных девиц).

- Дворец Павла 1 (Камерон)

В Москве:

- Баженов (Дом Пашкова, усадьба Царицино, Михайловский замок).

- Казаков (Здание Сената в Кремле)

Скульптура появилась в 17 веке.

- Козловский (Памятник Суворову) в петербурге

- Мартос (Минин и Пожарский)
- Фальконе («Памятник Петру I - Медный всадник»).
14. Русская живопись 18 века.

18 век портрета:

  • Парадный (в полный рост, человек в парадно-репрезентативной позе),

  • Камерный (небольшого размера, акцент на личность, на темном фоне с минимальным количеством деталей),

  • Аллегорический (изображение в образе мифологического героя).

Художникам пришлось освоить масляную живопись, светотень, перспективу. В середине 18 века открылась Академия художеств, там доминировал классицизм.

Рокотов. Работал и учился (Академия художеств) в стиле рококо. Камерные портреты на темном фоне с дымкой: «Портрет Василия Майкова», «Портрет графа Воронцова», «Портрет Струйской» В позднем творчестве перешел к классицизму. Заболотский (поэт) написал стихотворение «Портрет» (о портрете Струйской)

Левицкий. Из семьи священника. В Киеве участвовал в росписи Андреевского собора. В основном писал парадные портреты: «Портрет Екатерины 2», Портрет промышленника Демидова», цикл портретов («Смолянки») - лучших учениц Института благородных девиц.

Боровиковский. Родился в казацкой семье, отец и братья - иконописцы. Екатерина увидела его росписи и пригласила в Питер. Приобретает славу портретиса в сентиментальной манере: «Портрет Екатерины 2 в Царском селе, «Портрет Лопухиной», «Портрет Павла 1», «Портрет Нарышкиной» и др.

15. Стиль ампир в русской архитектуре первой четверти XIX века

Ампир (фр. style Empire — «имперский стиль») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве, возник во Франции во второй половине XVIII века в период правления Наполеона Бонапарта. Русский ампир сложился под влиянием французского ампира после победы России над Наполеоном в войне 1812 – 1815 гг. В России была сильна мода на все французское, даже во время войны. На волне триумфальной победы над наполеоновской Францией имперский стиль стал олицетворять торжество государственности, монархической власти.

В основе стиля – архитектура Древнего Рима периода Империи.
Сходство с классицизмом стиль ампир имеет в том, что для него так же характерны:

  • Простые геометрические формы

  • Симметричность

  • Ордерная система


В отличие от классицизма в ампире появляются:

Более всего стиль получил распространение в Петербурге и Москве.

Ампир в Петербурге:

Казанский собор (Петербург) – построен в 1801-11 г. На Невском проспекте взамен обветшавшей церкви Рождества Богородицы.
Архитектор – Андрей Воронихин

По желанию Павла I cобор должен был быть похож на собор святого Петра в Риме, при этом необходимо было скрыть несимметричность планировки, что удалось благодаря возведению колоннады. Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.

В Казанском соборе похоронен фельдмаршал М.И. Кутузов, в нем же проходило отпевание П.И. Чайковского.

Стрелка Васильевского острова и здание биржи -- 1805-1810, архитектор Тома́ де Томо́н.

По бокам от биржи стоят 4 ростральные колонны-маяки – символы 4 русских рек: Нева, Волхов, Днепр, Волга. Ростральная колонна – это
отдельно стоящая колонна, украшенная носами кораблей (рострами) или их скульптурными изображениями.

Здание Адмиралтейства – построено в 1806—1823 годах, архитектор Андриан Захаров 

Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы. Над аркой — парящие Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России». На углах первого яруса — фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой — 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх сторон света, музы астрономии — Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др., на шпиле расположен кораблик!

Дворцовая площадь и здание главного штаба -- 1819 по 1829 год. Архитектор: К. И. Росси

Центральная часть здания состоит из двух корпусов, соединённых аркой, составляющих вместе дугу общей длиной 580 метров. Арка была построена как главный и завершающий монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года. Она состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами и обрамляющих вход на площадь со стороны Невского проспекта. Перед зданием расположена стела – Александрийский столп

Михайловский дворец – 1819-1825, архитектор Карл Росси

-- строился как резиденция великого князя Михаила Павловича, младшего брата Николая
I. С 1895 года в этом здании располагается Русский музей.

Александринский театр – архитектор Карл Росси. Работал над театром около 30 лет. Находится в Санкт-Петербурге на площади Островского.

Сенатская площадь. Здание Сената и Синода – архитектор Карл Росси.

В 1812 году в Москве произошел пожар, после чего была создана комиссия по реконструкции Москвы. Возглавил реконструкцию архитектор Осип Иванович Бове.

Наиболее известные здания в стиле ампир в Москве:

Манеж – спроектирован фр. архитектором А. Бетанкура, фасад отделан по проекту О. Бове. Изначально был предусмотрен для смотра конных войск, сейчас в этом здании проходят выставки.

Театральная площадь. Здание Большого Театра.

До реконструкции площадь была самой грязной. Построено 5 зданий – Большой Театр и 4 одинаковых, из которых сохранилось только здание Малого Театра.
В составлении проекта здания театра и застройки площади принимали участие лучшие московские архитекторы
- Бове, Жилярди и др. Театр, выстроенный в 1824 г., в 1850-х годах сгорел и был перестроен архитектором Кавосом, значительно изменившим первоначальный вид здания.
16. Русская живопись 1-й половины 19 века.

Ц ентр – академия художеств (классицизм)
Формируется: 1) романтизм

2) Реализм

«Академизм» - Венецианов, Тропинин, Брюллов

Алексей Гаврилович Венецианов.
Родился в Москве. Учился живописи у Боровиковского.
Жанровая живопись. Принес новые темы: крестьянский быт, русская природа, портрет (продолжил)

Фон – природа, деревенский лирик

Картины: На пашне весна, На пашне лето, Жнецы, Гумно

Основоположник автопортрета
Орест Адамович Кипренский.
Учился в академии художеств

Картины: Портрет Евграфа Давыдова, Портрет Пушкина, Автопортрет.

Василий Андреевич Тропинин.
Родился в Новогородской губернии, учился в академии художеств. Пытался не показывать явную социальную принадлежность людей.

Картины: Кружевница, Золотошвейка, Портрет Пушкина, Портрет сына.

Карл Павлович Брюллов.
Родился в Петербурге, отец преподавал прикладное искусство. Отправился в Италию на стажировку. Увлекся романтизмом.
Картины: Итальянский полдень, Последний день Помпеи.
Романтизм
: Насыщенная гамма, Яркий фон, Противостояние стихии. Всадница, автопортрет, портрет Кукольника.

Павел Андреевич Федотов.
Основоположник реализма – как вижу, так и пишу. Родился в Москве. Учился в кадетском корпусе. Оставил службу ради живописи.

Картины: Свежий кавалер, сватовство майора, завтрак аристократа, Анкор, еще, Анкор. Умер в психушке.

Александр Андреевич Иванов.
Из семьи художников. Был в Италии, где провел большую часть жизни.

Картины: Явление Христа народу.

17. Товарищество передвижных художественных выставок. Идейная основа объединения.



Товарищество Передвижных Художественных Выставок является ключевой вехой в развитии русского искусств.

II половина 19 века – начало реформ Александра II. Крестьяне получили свободу, введен суд присяжных, военная реформа, воинская обязанность, земская реформа – органы местного самоуправления. Искусство реагирует на все.

Основной стиль реализм, жанр – бытовой.


Творческое объединение русских художников, было организовано
И.Н. Крамским, Г.Г. Мясоедовым, Н.Н. Ге и В.Г. Перовым отчасти в противовес официальному центру искусства – Императорской академии Художеств. Товарищество передвижных художественных выставок — творческое объединение, ставшее одним из символов XIX века. Оно сформировалось, с одной стороны, в жестких условиях монополии Академии художеств на любую художественную деятельность. С другой стороны, оно появилось тогда, когда было особенно необходимо, когда академическое искусство окончательно потеряло публику и стало совершенно невостребованно. Передвижники «Бунтом четырнадцати» объявили войну своей альма-матер (Академии художеств). Они ратовали за реализм в живописи, их картины оказались ближе и понятнее представителям всех социальных групп, чем академический классицизм и романтизм. Они организовали Санкт-Петербургскую артель художников, на основе которой через некоторое время было создано Товарищество передвижных художественных выставок.


Цель передвижных выставок:


- развитие любви к искусству в обществе.

- предоставление жителям русских провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами

- Облегчить художникам сбыт (продажу) их произведений.

Достаточно большое количество картин Передвижников было написано по заказу П.М.Третьякова.

Участники:

- Репин

- Маковский

- Саврасов

- Поленов

- Васнецов

- Куинджи

- Ярошенко

- Левитан

- Серов

- Крамской

- Перов и др.





18. Исторический и военно-исторический жанры в творчестве художников-передвижников

Передвижники – русские художники-реалисты, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923гг), развивавшие лучшие традиции Артели художников. Они использовали живопись для отражения народной жизни, окружающей природы. Демонстрировали свои выставки в различных городах России. Ярчайшие представители исторического и военно-исторического жанра среди художников-передвижников -- Николай Ге, Илья Репин, Василий Суриков.

Николай Николаевич Ге

Родился в 1831 году. Обучался на математическом факультете Петербургского университета, который впоследствии бросил и поступил в Академию художеств. В 70-е стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных выставок. К этому периоду и относятся его исторические полотна.

«Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» -- эта картина была представлена на первой выставке передвижников в 1871 году.

Изображенная в картине сюжетная ситуация воплощает в себе острую одновременно и семейную, и историческую драму. Ни Петр, ни Алексей отнюдь не позируют перед зрителем. В картине не только не показаны внешние атрибуты власти, но сведены к минимуму и детали, свидетельствующие о том, что здесь не просто беседа или спор, а допрос. Строг и почти сух колорит картины. Ясно освещены лишь главные действующие лица. Все остальное затемнено. Фигуры Петра и Алексея, расположенные по сторонам стола, устремлены к нему встречным движением. Динамика позы Петра, стянутый до пола край ковровой скатерти, упавший на пол лист бумаги - все это говорит о происшедшей бурной сцене, но не поднятой на котурны классической трагедии, а протекающей в реальных жизненных условиях. Интересен жест левой руки Алексея, непроизвольно перебирающей пальцами скатерть. Это жест психологического наполнения, выражающий замешательство, характеризующий не столько само событие, сколько характер и душевное состояние одного из его участников.

Илья Ефимович Репин

Родился в 1844 году. Занимался в Рисовальной школе под руководством И. Н. Крамского, продолжил обучение в Петербургской Академии художеств.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта