История. Абдикалик Нұрмұхаммед РЯиЛ-1. Сюжет и композиция
Скачать 16.33 Kb.
|
Введение в литературоведение Студент: Абдикалик Нұрмұхаммед, филологический факультет, РЯиЛ-1 Преподаватель: Ержанова С. Б. Тема: Сюжет и композиция Сюжет — это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. М. Горький определял сюжет как "связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей — истории роста и организации того или иного характера, типа". Сюжет складывается из действий персонажей, из системы образов. В развитии сюжета проявляются черты характеров персонажей, их эволюция. Иногда сюжет отождествляется с содержанием произведения. Однако содержание шире сюжета и не ограничивается просто пересказом происходящего. В сюжете проявляются индивидуальность и мастерство писателя, сказываются его мировоззрение и позиция. Сюжет — это изображение событий так, как оно дано в произведении. При этом события не всегда в произведении располагаются в причинно-следственной и временной последовательности. Произведение может начинаться с события, которое произошло позднее всего того, что описывается дальше. Так, романЧто делать?, Н. Чернышевского начинается со смерти героя,а потом рассказывается обо всем, что предшествовало этому. В романе "Герой нашего времени" М. Лермонтова также нарушена временная последовательность событий, что сделано писателем для того, чтобы переключить внимание читателя с внешних событий на внутреннюю жизнь Печорина. Последовательная передача изображенных в произведении событий в их причинно-следственной связи называется фабулой. Часто фабула и сюжет совпадают, и тогда мы говорим только о сюжете. Существуют сюжеты хроникальные и концентрические. В хроникальных сюжетах события соотносятся между собой во времени, а в концентрических между ними преобладает причинно-следственная связь. Различие между этими видами сюжетов хорошо иллюстрирует такой пример: во фразе "Король умер, и скоро умерла королева" воссоздается хроникальный сюжет, но если мы скажем: "Король умер, и королева умерла от горя", — это будет формула концентрического сюжета. В произведении может преобладать какой-то тип сюжета, а могут хроникальные и концентрические начала сосуществовать в одном произведении. Сюжеты могут быть однолинейными или складываться из нескольких одновременно возникающих линий, то сливающихся, то развивающихся параллельно. Сюжет как сложное целое состоит из элементов, каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог. Не обязательно, чтобы в произведении были все элементы сюжета. В современной литературе, как правило, нет пролога и эпилога, может быть несколько затушевана кульминация и даже отсутствовать развязка. Завязка, развитие действия, развязка определяются конфликтом. Конфликт — это столкновение противоречивых явлений, целей, устремлений героев или противоречие в самом герое, например между чувством и долгом, желанием и невозможностью его исполнения. Конфликт может выступать как противоречие между героем и обществом, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. На конфликте между героем и обществом построены "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова,Горе от ума А. С. Грибоедова. Противоречие между характером Раскольникова и обстоятельствами действительности образует конфликт "Преступления и наказания" Ф. М. Достоевского; в этом же романе представлен и внутренний конфликт как борьба в душе героя. В каждом литературном направлении — свои доминирующие конфликты. В классицизме это конфликт добра и зла, просвещенности и невежества ("Недоросль" Д. И. Фонвизина). В романтизме основу конфликта составляет противоречие между героем и обществом ("Цыганы" А. С. Пушкина, "Мцыри" 'М. Ю. Лермонтова). Спектр конфликтов в произведениях реализма более широк: социальные, психологические, социально-психологические, нравственные конфликты образуют сюжетную основу произведений. Сюжет находит выражение в композиции. Композиция — это построение произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в единое целое. Композиция обусловлена содержанием и жанром произведения. Композиция может быть простой, линейной, когда отдельные эпизоды нанизываются, следуют один за другим и связаны с главным героем. Примером может служить композиция поэмы Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо. События здесь развиваются в хронологической последовательности. Другой вид композиции включает в себя множество сюжетных линий, которые могут идти параллельно или пересекаясь. Хронологический принцип построения может сочетаться с перестановкой событий согласно авторской логике раскрытия характера. Нарушение хронологии в таком случае выступает и в виде ретроспекций — обращений назад ("Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова, "Отцы и дети" И. С. Тургенева). Композиция может быть кольцевой, т.е. начало и конец как бы смыкаются. Они повторяются или близки друг другу. Важным компонентом композиции является художественное обрамление — создание картин, сближающихся по принципу аналогии, сходства с основным характером или событием произведения. В повести Л. Н. Толстого "Хаджи-Мурат" эпизод с репейником, который долго сопротивлялся сильной руке, пытавшейся сорвать его, подводит к истории с Хаджи-Муратом, до последнего вздоха боровшимся за свою жизнь. Композиционную роль могут играть интерьер и пейзаж в том случае, если они не являются объектом изображения, а служат для раскрытия идейного замысла произведения. В "Мертвых душах" Н. В. Гоголя детали домашней обстановки позволяют судить о характерах Манилова, Собакевича, Коробочки, Плюшкина. В композиции, таким образом, различаются следующие основные элементы: 1) общее построение 2) система персонажей 3) система событий 4) внесюжетные элементы. |