Главная страница

микеладзе вино коты. Покаяния и сохранения личной и социальной памяти в современной литературе. 80


Скачать 467.08 Kb.
НазваниеПокаяния и сохранения личной и социальной памяти в современной литературе. 80
Дата25.11.2022
Размер467.08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файламикеладзе вино коты.docx
ТипДокументы
#812750
страница1 из 27
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Оглавление


1. Основные литературные стили современной эпохи 2

2. Литературная критика в эпоху постмодернизма 6

3. Критика современной цивилизации в лит. рубежа 20-21 вв. Примеры 9

4. Проблемы массового сознания и психологии толпы в современной литературе. 12

5. Традиция эссеизма в современной литературе. Примеры. 14

6. Проблема отчуждения, идеологического насилия и утраты коммуникации в современной литературе 21

7. Проблема автора и тема "игры в бога" в соврем. лит. Примеры 23

8. Интертекстуальность постмодернисткого произведения. Примеры 24

9. Стилизация в постмодернистском произведении. Примеры. 27

10. Игровой принцип в литературе постмодернизма. 29

11. Своеобразие "историзма" как принципа постмодернистской эстетики. Примеры 32

12. Естественно-научные теории в литературе рубежа веков (наука как предмет осмысления в современной литературе в своем качестве мифа) 36

13. Экзистенциалистская проблематика в современной литературе 39

14. Миф, легенда, старый сюжет, мифологема саммового (массового) сознания. Примеры 44

15. Особенности художественного гипертекста (печатного или электронного) 51

16. Специфика латиноамериканского художественного образа мира 53

17. Мифологическое, историческое и злободневное в ЛА романе 55

18. Концепция мультикультурализма и ее проявления в современной литературе 59

19.Ос-сти литературы послевоенного поколения на примере битников, рассерженных, контркультуры 60-х-70-х, поколения X и Y 61

20. Современная литература и интернет 70

21. Проблема свободы в современной литературе 73

22. Специфика жанра романа-антиутопии и его место в современной литературе 74

23. Тема покаяния и сохранения личной и социальной памяти в современной литературе. 80

24. Гротескный реализм в современной литературе 81

25. Документально-публицистическое начало в современной литературе 87

26. Драма и театр абсурда 93

27. Сочетание элитарности и массовости в лит. постмодернизма. Примеры 101

28. Литература и общество потребления 103

30. Мифологизм современной литературы 106

1. Основные литературные стили современной эпохи


Кратко: постмодернизм (как переходная форма модернизма или как новое течение), реализм. Вопрос о существовании постмодернизма вообще спорный, нет общей точки зрения

Современный литературный процесс – прямое продолжение предшествующих поколений. Связано с особенностями литературного процесса на Западе в первой половине 20 века.

Мы выделяем хронологические рамки современного литературного процесса – от Второй мировой до наших дней. (Иногда включают Кафку и Джойса)

Факторы, влияющие на литературу сегодня:

1) Последствия Второй мировой (как писать после Освенцима?). Литература покаяния.

2) 1945-1949 гг. – ядерное оружие, Холодная война. Ожидание ядерного апокалипсиса.

3) Вместе с этим – ожидание экологической катастрофы. Общество потребления.

4) Локальные войны (от 20 века до наших дней): Корея, Афганистан, Украина, Сирия.

В связи с этим возникает:

1) Литература покаяние (началась с «Доктора Фаустуса»)

2) Литература руин

3) Литература мужества и стоицизма

4) Литература предупреждения (1984, Оруэлл)

5) Вовлеченная в социальную жизнь (Сартр, теория ангажированности литературы)

6) Литература войны

7) Литература надежды

8) Интерес к новым культурам (латиноамериканская литература, ЮАР, Австралия)

9) Отказ от европоцентризма.

Повлияли на литературу сегодня также авангард и модернизм.

Но!

  1. Сегодня нет ярких фигур в литературе (как Джойс). Не ясно, кто останется лучшим

  2. Не видна особенность, новизна в литературе (происходит все то же)

  3. Нет определенности с точкой отчета (распад СССР или рождение электронной литературы)

  4. Всегда решающую роль в смене эстетической парадигмы играла или война, или чума. Поэтому можно говорить о единстве литературного процесса 20-21 веков.

1. Сохранение типологических черт:

-нет единого канона, ведущего направления (разнообразие);

-литература подчеркнуто открыта разным влияниям (смешение видов искусства)

-освоение литературой новых технология (1987, Джойс Майкл, «Полдень» на пяти дискетах)

в 90х литература междисциплинарна

2. Сугубо антивоенная направленность

3. Свойственная страсть к экспериментам

Художественный гипертекст, борьба с традиционным линейным повествованием, пространственная форма, фрагментарные, монтажные произведения.

Таким образом, мы можем обозначить стиль современной эпохи постмодернизм как новое течение и как продолжение модернизма.

После Второй мировой романную форму искали 4 путями (мифологизация, эссеизация, субъективизация и конструирование нового эпоса). Например, в «100 лет одиночества» присутствуют все модели, кроме субъективизации.

Появилась оппозиция реализм – постмодернизм. Преобладающей моделью осталось конструирование. Причина этого – клиповое сознание, отсутствие целостности.

Таким образом, возникла оппозиция двух направлений

РЕАЛИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ

Границы между разными художественными направлениями и системами в 20 веке до сих пор принципиально открыты. Можно сказать, они не противопоставлены, а взаимодействуют

1) Возврат привычного реализма.

В связи со Второй мировой, потреббность отражения всего содержания не только в форме или абстракции, а в форме жизни (корни итальянского неореализма Росселлини, де Сика, Феллини). Реализм одинокого человека.

2) Реализм открытой формы (театр Брехта). Открытый реализм Луи Арагона, вскрывающий все правды: высочайшего духа сопротивления и преступлений сталинского режима. Сама теория рождается у коммуниста Арагона после шокирующего развенчания культа личности Сталина на 20 съезде ЦК КПСС. "Искусство не должно льстить реальности. Сказать о человеке и мире все - цель искусства"

3) Реализм без берегов. Роже Гароди - снимающий сами границы метода и распределяющегося на всю литературу.

4) Гипперреализм (фотографические натурализм)

5) Магический реализм – концепция чудесной реальности. Латиноамериканская литература.

Черты:

-Эпичность (нет внешнего правдоподобия): Грасс и Маркес

-Документальность (опора на факт и документ; новый журнализм - Курт Воннегут) и документальная проза
- Срастание реализма с эстетикой романтизма в плане поиска идеала (символы добра, идеализация любви). Идеализируется стойкость и мужество человека.

-Освоение новых приемов (постмодернизма, мифологизма, гротеск у Грасса, утопия у Кутзее, поток сознания, монтаж, ассоциация у Зузака).

В 60е закрепилось понятие «постмодернизм». Год рождения термина – 1917 год, работа Панвица «Кризис европейской культуры.

С 1947 переосмысление – «Переосмысление истории» Тойнби.

Дискуссия и среди американских литературоведов (Хауп, «Массовое общество и постмодерная литература»: истощение новаторских потенций).

Единого понимания нет до сих пор.

Две основных точки зрения:

1. Постмодернизм как продолжение модернизма (переходный этап);

2. Постмодернизм как альтернатива модернизму.

Последнюю точку зрения развивает Хасан в «Расчленении Орфея», предлагая следующие оппозиции постмодернизма модернизму:

Модернизм

Постмодернизм

Закрытая форма

Открытая форма

Целенаправленность

Свободная игра

Иерархия

Анархия

Строгий замысел

Случай

Логос и присутствие

Молчание

Завершенность

Незавершенность

Тотализация

Деконструкция

Наличие центра

Отсутствие центра

Жанр

Текст

Чтение

Письмо


Эстетические характеристики постмодернизма – искусство об искусстве.

Литература 20 века перекликается с другими эпохами – синкретизм.

Черты постмодернизма:

1) Интертекстуальность - типологическая черта произведений художников-постмодернистов. Термин Юлии Кристевой (1967 г). Это присутствие в произведении более или менее узнаваемых текстов других авторов (не только вербальных, но и визуальных). Создается особая ассоциативная или игровая стихия, призванная привнести в произведение новые смыслы. Лучшие мастера - Джойс и Борхес. В этом смысле они сами уже являются постмодернистами. Игра в литературу и с литературой разных эпох становится доминирующим фактором в творчестве современных писателей.

2) Эклектизм – смешение искусства и китча.

а) Сочетание в историческом обновке ориентации на массовый демократизм и элитарность (Эко, Павич, Уэльбек)

б) Сочетание игровой, карнавальность природы с апокалиптичными настроениями (драма и театр абсурда, новый роман)

Постмодернизм существенным образом связан с модернизмом. Но модификацией модернизма его назвать нельзя. Уходит: нигилизм как декларация. Приходит: декларация историзма.

Сохраняется концептуальность. Если писатели постмодернисты не создают отдельных манифестов, эссе, комментариев и заметок на полях, значит, следует искать их эстетические концепты непосредственно в их текстах (интеллектуальные новеллы Борхеса; глава 13 в романе "Женщина французского лейтенанта" Дж.Фаулза; необязательные главы в "Игре в классики" Кортасара).

В современной литературе по-прежнему заметную роль играет особый тип писателя, стремящегося стать философом. Сам подобный тип писателя в 20 в. восходит к Ницше и Вольтеру. Это качество сегодня заметно у тех авторов, кот. идут по пути эссеизации и зачастую мифологизации романа. Стремление освоить современную философию было свойственно и предшественникам (Ницше и Кьеркегор, Фрейд и Юнг, ранний Сартр).

Жан Поль Сартр (и ранний, и послевоенный); французский экзистенциализм - сохран. актуальность для всей 2-ой половины 20 в. Экзистенциализм по-прежнему остается новейшей оригинальной системой. Сартр последний классический философ.

Идеи неофрейдиста Эриха Фромма (франкфуртская школа) связаны с литературой постмодерна 70-х гг. и далее.

Кризис психоанализа: эссе о Фрейде, Марксе и социальной психологии (1973) - Фромм усматривает причину всех бед современной цивилизации и культуры в господстве патриархального комплекса.

Патриархальный комплекс - приметы - рационализм, утилитарность, функционализм, героическое стремление к новому и способность жертвовать настоящим и прошлым во имя будущего. Патриархальный комплекс прямо связан с анархией модернизма и в ответе за все недостатки разрушительной (прометеевой) культуры, возникшей на основе идеологии модернизма. Спасительный выход из тупика - в скорейшем восстановлении матриархального комплекса: приверженность традициям, созерцательность, способность жить настоящим, а не жертвовать им во имя будущего, отсутствие радикализма. "Птица летит или умирает" (модернизм) спокойное, женственное, приверженность традиции и осторожное приспособление традиций к потребностям современной жизни (постмодерн).

В постмодернизме сохраняется тяготение к литературному приему. К разнообразным формальным экспериментам. Постмодернисты так же свободно, как их предшественники, заимствуют специфические приемы и техники у смежных видов искусств (кино, театр, живопись, фото).

В рамках постмодернизма рождается:

1) структурализм (ранний Ролан Барт с его лингвистическим подходом, идеей художественного произведения как огромной фразы, где сюжет - это слова, а любая метафора - знак, лишенный основания). Барт призывает вывести за скобки значения и сконцентрировать внимание только на структурах. Он настаивает на исчезновении персонажей, историй и автора; и фр. новый роман для него - образец литры, освобождающейся от значений.

2) теория интертекстуальности (Б. Кристина): текст создается текстом, скольжением невыразимого монтажа.

3) концепция деконструкции - Жак Деррида - децентрация и игра. "В отсутствии центра решительно все становится текстом, а поле, где происходит игра знаков, не имеет границ". Деррида был поддержан Бартом, который в 1970-е тоже говорит об отказе от ядра текста, его центра, света истины. "Задача - рассыпать текст, а не собрать воедино; чтобы с помощью разных кодов обнаружить осколки кодов, что уже было пережито и прочитано".

4) Теория кризиса метарассказа - Жан Франсуа Лиотар - в эпоху п-м великие истории (опорные социальные, религиозные, научные доктрины) теряют значение поясняющих систем. А интерес художников обращается к поискам нестабильностей.

5) Теория катастроф, заговоров - случайности. Мир интерпретируется как произвольный набор различных микродискурсов о нем - равноправных и равноуязвимых. Разрушение конструкций идей и идеологем (свобода, вера, прогресс и т д).

6) Теория дескантинуальности истории М. Фуко - противопоставляя модернистское понимание истории ее классическому, линейному, эволюционному, документальному истолкованию. История как ряд прерывностей, возможностей, потенциальных историй, базирующихся на общей эпистеме (основополагающая структура взглядов и знаний конкретной эпохи). Сама эпистема возникает из случайностей. Новый историзм, с его множественностью различных историй, с присущем ему историческим релятивизмом, возник из теории Фуко и Лиотара. Критик Стивен Гринблатт, Апдайк, Том Стоппард.

Мимесис - mimesis - с греч. "подражание" - иск-во есть подражание жизни через изображение. Эксперименты Джойса в романе "Улисс": в литре 20 в. во второй половине широко распространены разные способы миметизма (подражательного письма). Сегодня мимесис как подражание целому редко встречается. Расцвели разнообразные формы миметизма (подражание частностям) - mimetes - имитации, подражательности, уподобления.

Современное искусство – искусство не вертикали (мимесис), не горизонтали (целеполагание), это искусство плоскости. Обретет ли оно вертикаль (смысл), сумеет ли достигнуть мимесиса, - от этого зависит возможность возвращение от миметиза к мимесису (имитация - подражание природе).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


написать администратору сайта