Главная страница
Навигация по странице:

  • Маркизу де Саду

  • Бог и свобода – противоположные понятия

  • «Женщина французского лейтенанта» (1963).

  • микеладзе вино коты. Покаяния и сохранения личной и социальной памяти в современной литературе. 80


    Скачать 467.08 Kb.
    НазваниеПокаяния и сохранения личной и социальной памяти в современной литературе. 80
    Дата25.11.2022
    Размер467.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламикеладзе вино коты.docx
    ТипДокументы
    #812750
    страница7 из 27
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   27

    7. Проблема автора и тема "игры в бога" в соврем. лит. Примеры


    Проблема «игры в бога» лучше всего раскрыта в романах Джона Фаулза. Его произведения считаются классикой постмодернизма. Фаулз жил отшельником, не любил давать комментарии к своим романам: когда его спрашивали о концовке романа «Волхв», отвечал на один и тот же вопрос по-разному.

    «Волхв» начат в 1950-х, опубликован в 1965, второе переработанное издание – в 1977. В предисловии ко второму изданию называет роман «рагу из гипотез о сути человеческого существования». Первое название романа, которое автор затем отверг, - «Игра в Бога». В романе больше вопросов, чем ответов, и комментировать его автор отказывается:

    «Сказанное, надеюсь, снимает с меня обязанность толковать «смысл» книги. Роман, даже доходчивее и увлекательнее написанный, не кроссворд с единственно возможным набором правильных ответов — образ, который я тщетно пытаюсь («Уважаемый мистер Фаулз! Объясните, пожалуйста, что означает…») вытравить из голов нынешних интерпретаторов. «Смысла» в «Волхве» не больше, чем в кляксах Роршаха, какими пользуются психологи. Его идея — это отклик, который он будит в читателе, а заданных заранее «верных» реакций, насколько я знаю, не бывает.» (Д. Фаулз)

    Один из главных героев романа – Морис Кончис, который играет в Мага, Волхва, Бога. Кончис ставит над Николасом Эрфе (молодым и довольно жестоким человеком из Англии) жестокие психологические эксперименты. В итоге они помогают юноше переосмыслить свою жизнь. Но для Кончиса это все – игра, каждый год он выбирает новую «жертву» и ставит над ней новые эксперименты. В романе явно прослеживается влияние теорий Юнга и доктрины экзистенциалистов.

    Также роман наполнен отсылками к Шекспиру (Буря, Миранда и Каллибан), древнегреческому мифу об Орфее (который спускается в царство Аида-Кончиса), Маркизу де Саду и т.д. На многие из параллелей автор указывает довольно прямо.

    По словам Фаулза, Кончис демонстрирует «набор личин, воплощающих представление о Боге, – от мистического до научно-популярного; набор ложных понятий о том, чего на самом деле нет, – об абсолютном знании и абсолютном могуществе».

    Для Фаулза Бог и свобода – противоположные понятия, люди верят в вымышленных Богов, потому что страшатся довериться дьяволу. Фаулз утверждает, что его социальная обязанность – быть атеистом. Он разрушает иллюзии о Боге и вечной жизни, вводя вместо них понятие свободы.

    У Кончиса-Бога две заповеди, первая - «не терзайте ближнего понапрасну». Вторая: - «улыбайтесь», вариант толкования: надо уметь взглянуть на себя отстраненно-иронически, чему предстоит научиться Николасу. Автор предпочитает иронический голос Создателя.

    «Женщина французского лейтенанта» (1963). Задумывался как полемика с сентиментальным романом, ответ на популярную в то время паралитературу, псевдовикторианские любовные романы. Стилизация под произведения викторианской эпохи, сильна стихия интертекста. По сути, это коллаж из текстов викторианской эпохи – романов, газет, научных статей. При этом роман нельзя спутать с произведением той эпохи из-за постоянных параллелей с двадцатым веком. Кроме того, в 19 веке существовал ряд запретов в обществе, а в «Женщине французского лейтенанта» присутствуют эротические сцены.

    Фигура автора-повествователя в викторианском романе играет важнейшую роль, он всесилен, как Бог, но в постмодернистском произведении фигуры автора просто нет. У Фаулза фигура автора постоянно меняется: вначале автор знакомит читателя с персонажами, комментирует ход событий. Читатель проникается доверием к автору, а в 13 главе тот снимает с себя полномочия Бога, разрушает иллюзию абсолютного знания со словами «Я не знаю». Автор превращается в особого героя, «Я» меняется на «Он».

    Таким образом, Фаулз разрушает иллюзию о Боге, взамен даруя читателю свободу выбора (та же оппозиция «Бог - свобода»). Теперь у автора нет монополии на истину, читатель тоже включается в процесс творчества: чтобы продлить роману жизнь, необходимо включить в него читателя. Проблема всезнания и монополии на истину есть во всем творчестве Фаулза, он утверждает, что стремление автора уподобить себя всезнающему богу противоречит уровню знаний людей о мире, который существует независимо от бога.

    Необходимо научить читателя свободному чтению. У романа даже есть несколько концовок, из которых читатель выбирает сам. (Похожая ситуация возникает в «Волхве»: там конец остается открытым, а ключевые события не объясняются и не комментируются – все остается на совести читателя).

    Варианты концовок в романе – своеобразные ловушки для читателя:

    1. Главный герой, Чарльз, обретает «викторианское счастье», женясь на Эрнестине;

    2. Чарльз обретает Сару и ребенка (сентиментальный финал);

    3. Чарльз обретает Сару и теряет ее (экзистенциальный финал, которому отдает предпочтение автор).

    В «Женщине…» Фаулз вводит новое определение Бога. Бог — свобода, которая допускает существование всех остальных свобод. Главная героиня, Сара – это аллегорическое изображение свободы, она берет на себя ответственность за несовершенное преступление.

    По сути, все романы Фаулза – о свободе выбора, причем выбирать может и автор, и герой, и читатель.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   27


    написать администратору сайта