Главная страница

микеладзе вино коты. Покаяния и сохранения личной и социальной памяти в современной литературе. 80


Скачать 467.08 Kb.
НазваниеПокаяния и сохранения личной и социальной памяти в современной литературе. 80
Дата25.11.2022
Размер467.08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файламикеладзе вино коты.docx
ТипДокументы
#812750
страница15 из 27
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   27

15. Особенности художественного гипертекста (печатного или электронного)


На литературу влияют не только философия, психология и смежные виды искусства. Большое значение имеют наука и новые технологии.

Итак, 1962 Теодор Нельсон вводит понятие «гипертекст»: «руководствуясь идеями, характер которых литературный, а не технический, мы создали систему для хранения и поиска текста, в котором введены взаимосвязи и «окна». Наш текст может иметь «окна» на любые другие документы. Новые связи и новые «окна» постоянно добавляют новые пути старому материалу». В итоге он преследовал цель перевода всей мировой литературы в режим on-line.

Художественный гипертекст – это плод фрагментарного сознания и затем и компьютерных технологий. В литературе 20 века создаются две разновидности художественного гипертекста: печатный (Борхес, Павич, Перек) и его прямое продолжение – компьютерный гипертекст (Майкл Джойс – первый гипертекстовый роман «Полдень» на дискете был записан, там 539 фрагментов соединены 900 ссылками).

Форма художественного гипертекста, действительно, отлично подошла для новой компьютерной эпохи. В результате сложилось мнение, что к художественным гипертекстам относятся только электронные романы, созданные для чтения за компьютером и использующие его специфические возможности. Майкл Джойс согласен с этой точной зрения и считает, то для этой литературы не может быть печатного эквивалента. На вопрос «А что насчет «Хазарского словаря» Павича, который как бы тоже гипертекст?», он отвечает, что это просто потому, что тогда не было возможности создавать романы для компьютера. Этот мужчина считает, что время печатных книг закончилось, и они стали таким же «невразумительным удовольствием» как опера или сигары. Но при этом он сам выпускает романы печатные («Держаться до конца», «Человек двадцатого века»). (LOL)

В общем, случилось следующее, сейчас писатели стремятся перенести художественную форму эту с компьютера опять на бумагу.

Гипертексты продолжают традицию экспериментальной литературы 20 века, прежде всего романов Павича.

Микеладзе: «Гипертекст – это текст со многими связями «входами» и «выходами». Это текст текучий, многоуровневый, подвижный. Он основан на принципе гиперссылок, связывающих составляющие его фрагменты. И подобно архитектурной постройке, подобный текст основывается и воспринимается уже согласно логике не времени, а пространство».

Характерные черты: фрагментарность, пространственная форма повествования, отсутствие фиксированных завязок, кульминации и развязки, смысловая, композиционная и структурная незакрепленность частей, отсутствие причинно-следственных связей, возможность многочисленных интерпретаций и интерактивность.

В литературе второй половины 20 века возникли две разновидности. Прежде всего печатный гипертекст (Картасар, Борхес, Павич) и потом компьютерный – Майкл Джойс и ко. Но стремления одни – создать тотальный роман.

Сегодня различают осевые гипертексты (имеющие стержневой текст и дополнительные блоки, спрятанные за ссылками) и сетевые (электронная литра, состоит из текстовых блоков, соединена ссылками; выбор из нескольких путей чтения; нет фиксированного конца; можно читать по сто раз и закончить только тогда, когда надоест).

P.S. В нашем списке гипертекст – это еще и роман Кальвина «Если однажды зимней ночью спутник», ну помимо Павича.

16. Специфика латиноамериканского художественного образа мира


Стремление к переосмыслению европейских мифологем, составляющее специфику латиноамериканской литературы, проявилось уже в испаноамериканских хрониках и документах XVI в., когда возникла одна из ключевых культурных оппозиций – «Старый Свет – Новый Свет», – составившая способ реализации латиноамериканского художественного сознания и воплотившая принципиально важную идею: Америка – это иной мир, в корне отличный от европейского. Эта идея нашла отражение во множестве мотивов важнейших художественно‐идеологических констант латиноамериканской культуры.

Латиноамериканская литература очень молода, ее по праву можно назвать ребенком 20 века. Латиноамериканцы заимстовали постоянные образы и мифологические константы европейской культуры. латиноамериканец постоянно прибегает к европейским меркам, всегда ощущая свое несовпадаение с заемной системой измерений.

-фантастический реализм

-современное барокко

-теллурический реализм (от лат. telluris –земной, почвенный)

Тайное воздействие пространства на человека включает в себя и то, что раньше называли магическим реализмом.

Латиноамериканской литературе присуща поэтическая метафоричность к эпохе первоначала. Постулат «все прежде, далее ничего». Базовая категория латиноамериканского мира – инаковость. каждый народ осмысливает себя «иным» по отношению к другим народам, что и находит свое выражение в культуре. Специфика латиноамериканской константы инаковости состоит прежде всего в том, что она реализуется в двойной системе оппозиций – национальной и региональной.

Осознают себя как сильную молодую культуру с потенциалом. Латиноамериканцы делают чужую культуру своей и опираются на предшествующую литературу.

Х. Кортасар «Игра в классики» 1963

Устойчивый мотив того, что для постижения своего мира необходимо пребывать в чужом. Сакральный центр является важнейшей координатой пространства мира. Образы центра – пещера, дерево. Художественный образ пространства не адекватен реальному географическому пространству страны и региона.

оппозиция ДЕНЬ – НОЧЬ

Латиноамериканцы соотносят себя с ночью.

Символами ночи у латиноамериканцев являются вода, женщина и тайна. В латиноамериканской литературе присутствует мотив решающей в жизни героев ночи.

События, происходящие ночью могут быть и негативны (убийства, нападения), но они выявляют все тайное.

ЖИЗНЬ-СМЕРТЬ

в европейской культуре они противопоставлены.

в латиноамериканской культуре эти понятия сливаются, жизнь и смерть неразделимы.

(у ацтеков богиней смерти является беременная колдунья)

Стоит отметить, что у Борхеса смерть является самопознанием. Герои сами ищут свою смерть. Смерть может быть бесславной или насильственной

! ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ СМЕРТЬ НОСИТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НАСИЛЬСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР

В латиноамериканском образе мира закономерность доминирует над случайностью.

(«100 лет одиночества» Урсула «Я отойду как только перестанет дождь» -- дождь продолжался пять лет, как только дождь закончился, Урсула умерла – закономерность)

Полковник Буэндиа: «Человек умирает не тогда когда хочет, а тогда, когда может».

Герой должен быть готов к тому, чтобы умереть.

СВЕРХНОРМАТИВНОСТЬ

фантастика у латиноамериканцев теснейшим образом связана с обыденностью. идеологема сверхнормативности обрела свою завершенность у Карпентьера в его «чудесной реальности». слово чудесный в данном случает означает «все, что связано с необычным».

инаковость и сверхнормативность латиноамериканского пространства находит свое яркое выражение в хаотичности. латиноамериканский мир представляется миром алогичным, неупорядоченным, спонтанным и ХАОТИЧНЫМ.

«мир симбиоза» Карпентьер

«беспорядочный, взбалмошный, сладострастный, ленивый, тропический мир..» Карпентьер

хаотична сама природа континента «…здесь растут ка попало, без всякой системы гигантские доисторические травы : королевская пальма, бамбук, сейба, банановое дерево, последние остатки мира, в котором растения, живущие на земле, неотличимы от водяных, а плавающие и летающие твари, рептилии и птицы смешались в симбиозе и возникли чудовищные гибридные формы…» Карпентьер

Сумбурна и беспорядочна социальная жизнь

«Мне нигде в мире не приходилось сталкиваться с таким хорошо организованным беспорядком» Гальегос

другим воплощением хаотичности можно назвать настойчивый мотив бескрайности

«Нет предела ее просторам» Гальегос

ОДЕРЖИМОСТЬ

У Маркеса одержимость свойственна большинству героев.

ЛЮБОВЬ

существует легенда о том, что королева Изабелла Кастильская дарит Колумбу перед открытием Америки свою любовь. Безусловно, данная история абсурдна, но она очень интересна с точки зрения идеи, так как Новый Свет является порождением любви.

Это нарушение концепции идеальной любви и утверждает новую концепцию латиноамериканской любви.

РОК

убийство в латиноамериканской литературе происходит вопреки всему и нет возможности от него уклониться.

ВРЕМЯ

у латиноамериканцев существует историческое и мифологическое время. Они сходятся друг с другом в точке соприкосновения.

латиноамериканское время циклично, его образцом можно назвать временную модель романа «сто лет одиночества».

лейтмотивом романа является время, непрестанно двигающееся по кругу.

временной цикл завершается катастрофой

время может выступать в образе «праведного судии», может останавливаться, давать человеку ощущение «полного счастья». И оно же – чаще всего в модели исторического объективного времени - способно выступать в грозном обличье «гибельного, непоправимого времени».

Основные символы латиноамериканского времени

-вода

-дождь

-сон

-аллюзия

-ветер

для латиноамериканского образа мира очень важна ПАМЯТЬ

(нарушение памяти сродни нарушению естества)

средством сохранения памяти является сон. город, утративший память, обречен.

ураган – символ очищения (у Маркеса ураган прямо назван библейским) – он уносит знаки чужой и навязчивой культуры
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   27


написать администратору сайта