микеладзе вино коты. Покаяния и сохранения личной и социальной памяти в современной литературе. 80
Скачать 467.08 Kb.
|
19.Ос-сти литературы послевоенного поколения на примере битников, рассерженных, контркультуры 60-х-70-х, поколения X и YПоколение Х К данному поколению относятся люди, родившиеся в промежуток с 1965 по 1979 год. Сам термин «поколение Х» впервые использовала социолог Джейн Деверсон, которая, проводя интервью с подростками, «вдруг обнаружила поколение людей, которые спят друг с другом до свадьбы, не верят в Бога, не любят королеву и не уважают родителей, не меняют фамилию, когда выходят замуж». Мир вокруг видится гнилым, изгаженным, беспросветным и враждебным, но никакого другого мира просто не предлагается, а построить его они не способны. А оттого – растягивающийся на годы и часто безрезультатный поиск себя и своего места в жизни. Так что совсем не случайно то, что все трое главных героев книги Коупленда – молодые люди, бросившие свою работу и уехавшие жить в пустыню. Наиболее актуальным для писателей становится творческий экспериментальный поиск в жанрах полифонической социально-психологической и философской драматургии. Постмодернизм открыл бесконечное разнообразие и вариативность текста, «открытого» для многозначных прочтений и интерпретаций. В 1970-е годы начинается этап современной литературы США. Период времени с 1970 по 2000 характеризуется стабильностью внутриполитической обстановки в стране, экономическим ростом и окончанием “холодной войны”. Самыми известными новеллистами поколения Х в США и Канаде являются Дуглас Коупленд (1961), Брет Истон Эллис, Ирвин Уэлш и Чак Паланик. Говоря об идейной специфике литературы X, Y, Z, нельзя не упомянуть роман Дугласа Коупленда «Поколение X». Ему заказали роман – документальное повествование о его поколении. Вместо этого он написал “Поколение Икс” — роман, полный тонких наблюдений с опорой на маргинальную эстетику, в центре которого — судьба трех неудачников. К 1995 г. книга с подзаголовком “Сказки для ускоренного времени” была продана в количестве 400 тыс. экземпляров. Из культового текста, слухи о котором передавались из уст в уста, роман превратился в явление культуры, а его заглавие дало имя новой эре в молодежной культуре. К. упрочил свою репутацию, опубликовав ряд интересных и основательных эссе в таких изданиях, как, например, “Нью рипаблик”, а также усовершенствовал свой минималистский стиль в романах “Планета Шампунь” и “Жизнь после Бога”, в оформлении которого были использованы заставки МТВ. В 1995 г. К. опубликовал более удачный роман “Рабы Майкрософта”, который родился из истории о шести служащих компании “Майкрософт”. По мотивам романа был снят получасовой видеофильм “Близкий друг”, в котором отразились особенности коуплендовского стиля: легкий юмор и пристрастие к ироническому использованию клише масс-медиа, характерные для писателя современной эры. Коупленд имел в виду прежде всего их быт — с отсутствием привлекательной карьеры и определенных жизненных перспектив, с неустроенностью, которая, за неимением альтернатив, постепенно превращается в жизненное кредо, сочетающее иронию по отношению к обществу с беспомощностью перед его лицом, неприятие никаких ценностей — с полным отсутствием установки на протест. В еще большей степени, чем о самих слакерах, роман этот — об их языке, изобилующем многочисленными словечками, возникающими и исчезающими как пузырьки пены в бурном информационном потоке, специфическая насыщенность которого воспринимается как особая примета конца тысячелетия. Отсюда — примененный Коуплендом метод “глосс”, когда речь персонажей сопровождается отдельными вставками на полях — подобно тому как течение телевизионной передачи перебивается вставками рекламы. Брет Истон Эллис 1964 В 1986 году переезжает в Нью-Йорк, чтобы опубликовать свой роман «Правила секса», написанный под влиянием Джойса, его «Улисса» и техники потока сознания. Сюжет сфокусирован на молодых людях – представителях богемы, испорченных и сексуально неразборчивых. Герои учатся в одном из колледжей в Новой Англии в 1980-х. Повествование ведется от первого лица, каждая глава – поток сознания нового героя, таким образом, читатель знакомится с разными точками зрения на одни и те же события. В романе затронуто несколько тем: эскапизм, то есть стремление жить в иллюзорной реальности музыки, видеоклипов, вечеринок и наркотиков; постоянное чувство опустошенности, подавленности, инертности, если выбиваешься хоть ненадолго из атмосферы нескончаемого праздника; смерть романтики, отношений, подмена их отношениями, построенными исключительно на сексуальном влечении В 2000-м роман был экранизирован. Роман имел успех, но Истон был недоволен результатом. Самым известным его романом становится еще задолго до публикации «Американский психопат». Из-за протестов некоторых общественных организаций от публикации отказались несколько изданий. Роман становится культовым. Он написан от первого лица – богатого жителями Манхэттена Патрика Бэйтмена, самопровозглашенного маньяка-убийцы. Это образ яппи – YoungUrbanProfessionalPerson. Он рассказывает о своих многочисленных убийствах, в которых нет ни системы, ни плана. Им движут зависть, ненависть, жадность. Единственный момент человечности – его рассуждения о любви и ее проявлении в музыке. В конце романа становится понятно, что никаких эмоций у него не вызывают даже убийства. Его юмор направлен на бессмысленность собственного существования. Он все делает, чтобы соответствовать, заботиться о внешней стороне своего существования (ходит в зал и много пьет, не курит, но употребояет кокаин). Он ненавидит гомосексуалов, не слушает рэп из-за расизма и т.д. Ирвин Уэлш Шотландский писатель Ирвин Уэлш получил известность после выхода в свет своего нашумевшего романа “На игле”. Интересно, что по профессии Уэлш электрик, какое-то время работал ассистентом техника на телевидении, но после удара током был вынужден сменить профессию. Уэлш переехал в Лондон, играл на гитаре и пел в панк-группах, несколько раз был арестован за нарушение общественного порядка и получил уголовный срок за акт вандализма. После этого он решил сменить образ жизни и найти работу. Начинает работать программистом, а затем агентом по продаже недвижимости. В 80-х начинает писать. В 1993 году опубликован его роман “На игле”. Оригинальное же его название - Trainspottingозначает вид хобби, заключающийся в отслеживании поездов и записывании номеров локомотивов (характерно для Великобритании) .Уэлш назвал так свой роман не случайно. Дело в том, что этот так называемый трэйнспоттинг - действие почти маниакального характера, совершенно бесцельное занятие, от которого человек впадает в зависимость. Уэлш здесь использует это слово в качестве метонимии, так как это занятие так же гипнотически действует на человека, как употребление наркотических препаратов. Роман состоит из нескольких новелл с заголовками, которые иногда не соблюдают временную очередность. Каждая глава представляет собой поток сознания отдельного героя, который и ведет повествование. Сюжет романа закручен вокруг молодых людей Эдинбурга, а конкретно его припортового района - Лейта. Почти все герои романа страдают от героиновой зависимости. Основная часть романа ведется от лица героя Марка Рентона, который живет с родителями и никак не может избавиться от героиновой зависимости. Более того, он считает, что героин это его сознательный выбор. Нормальность существования людей среднего класса он подвергает сомнению : "Общество выдумало лживую, заковыристую логику, для того чтобы порабощать и изменять людей, поведение которых отличается от общепринятого. Допустим, я знаю все "за" и "против", знаю, что рано умру, что я в здравом рассудке и т. д. и т. п., но всё равно хочу колоться? Они не дадут тебе этого делать. Они не дадут тебе этого делать только потому, что это символ их собственного поражения". Эта фраза характерна для представителей поколения Х,которые видят мир враждебным и гнилым. Марк получил условный срок за мелкое воровство. Он умен, увлекается литературой, политикой и философией, особенно ценные и интересные экземпляры книг крадет и составляет дома свою собственную библиотеку. Отдельное место в романе занимает музыка. Герои часто упоминают различных певцов и выражают к ним свое отношение. Эта особенность свойственна и другим произведениям Уэлша, музыка всегда важна для его героев. И это неудивительно, поскольку сам Уэлш играл в рок-группе и увлекался музыкальной культурой. Характерной особенностью романа также можно назвать наличие сленга, жаргонизмов и обсценной лексики. Вот что пишет о романе его переводчик: "Автор прежде всего развлекает, но и... морализирует. Ирвин Уэлш - не великий писатель и "копает" не глубоко, но таланта, юмора и наблюдательности у него не отнять. Уэлшевский юмор весьма своеобразен и не всем придётся по вкусу. Но, право, в нём не больше "грязи" и "черноты", чем в обычной человеческой повседневности, а именно она интересует писателя". Практически сразу после публикации роман был экранизирован режиссером Дэнни Бойлом. В опросе 2012 года экранизация романа “На игле” была признана лучшим британским фильмом за 60 лет. Чак Паланик (1962) Современный американский писатель и журналист. Родился в Паско, штат Вашингтон, США. Его дедушка был украинцем, эмигрировавшем в США (Полагнюк). В 1986 окончил факультет журналистики Орегонского университета в США. Во время учебы в колледже работал стажером на National Public Radio’s KLCC в Юджин, штат Орегон. Вскоре он переехал в Портленд, где некоторое время писал для местной газеты. Затем начал работать на компанию «Фрэйджлиннер» механиком по дизелям, также писал учебные руководства по починке грузовиков. Желая делать в своей жизни больше, чем просто работу, Паланик работал волонтером в приюте для бездомных. После этого некоторое время работал волонтером в хосписе. Перестал работать в хосписе после того, как умер один больной, к которому Паланик успел сильно привязаться. Паланик был членом бунтарской группировки «Общества Какофонии», принимал регулярное участие в их мероприятиях, включая «Санта-Рампейдж» . Это публичная Рождественская вечеринка, неотъемлемым атрибутом которой является массовое буйство и алкогольное опьянение. Многие сюжеты описанные в его книгах, как художественных так и документальных, инспирированы его участием в сообществе. Писать Паланик начал в возрасте 34-35 лет. Первой его книгой была "Бессонница: Если Ты Жил Здесь, Ты Должно Быть Уже Дома", которую он никогда не публиковал (хотя небольшая часть этого романа была использована в романе "Бойцовский клуб"). Когда Паланик решил опубликовать свой следующий роман "Невидимые монстры" ("Невидимки"), издатели забраковали его потому, что он был "слишком разрушительным". Это подтолкнуло Паланика к работе над его наиболее известным романом "Бойцовский клуб", который он написал, как попытку "разрушить" издателей сильнее, чем те могли себе это представить. Кроме того, к написанию романа Паланика вдохновила драка, в которой он участвовал во время поездки в летний лагерь. Несмотря на то, что у него были ушибы и синяки, его коллеги предпочли не спрашивать, что с ним произошло в поездке. Именно их нежелание знать, что случилось, вдохновило писателя на написание романа «Бойцовский клуб». “Бойцовский клуб” был опубликован в 1996 году. Главный герой романа страдает от бессонницы, вызванной отторжением общества потребления. Он следует советам своего доктора и начинает посещать занятия в клубе поддержки больных различными заболеваниями. Бессонница отступает. Затем герой встречает человека по имени Тайлер Дерден и организовывает с ним некий бойцовский клуб как радикальную форму психотетерапии. Тайлер - продавец мыла, но сам себя он называет “террористом сферы обслуживания”. Например, он рассказывает о том, что во время работы официантом испражнялся в напитки, которые затем разносил посетителям. В психоаналитической интерпретации Тайлер Дёрден получил истолкование как внутренний сверхчеловек, своего рода визуальная проекция главного героя— наглядное воплощение того слоя сознания, которое известно в психоанализе как Оно; один психиатр даже назвал «Бойцовский клуб» конспектом фрейдовского трактата «Недовольство культурой». Увольтесь с работы. Начните драку. Докажите, что Вы живы. Если Вы не начнете действовать, то так и проживете свою никчемную жизнь. Я Вас предупредил... Тайлер Дерден С точки зрения представленной в фильме идеологии «Бойцовский клуб» — предельно сложный продукт, имеющий несколько уровней прочтения. Кроме очевидной критики общества потребления в фильме есть куда более интересные и не совсем очевидные идеи. Начать стоит с отношений главных героев. Как отмечает западный киновед Марк Браунинг, поначалу Джек — мазохист, в то время как Тайлер, очевидно, имеет наклонности садиста. Однако вскоре они меняются местами, что в качестве подсказки позволяет нам думать, будто мы наблюдаем за двумя сторонами одной личности. Эволюция характера Джека в фильме от мазохистского удовольствия в драках к садистскому наслаждению отражается в образе Тайлера, только в обратном порядке. Роман был экранизирован в 1999 году режиссером Дэвидом Финчером. Изначально фильм провалился в прокате, но затем стал популярен и разошелся на цитаты. Основной смысл фильма и романа “Бойцовский клуб” заключается в том, что мы “одномерные люди”, как бы высказался философ Маркузе. Наше мнение формируется обществом, наше желание приобрести товар базируется на его популярности, а наши знания становятся отрывочными и сформированными массовой культурой. В Германии это П. Зюскинд. Роман «Парфюмер» 1985 «Голубка» 1987 «История господина Зоммера» 1990 пьеса «Контрабас» 1981 «Парфюмер»: обыгрывает различные культурные коды и дискурс. Стилизация под исторический роман. Слиты голоса повествователя и персонажа. Смешано различие реального и воображаемого. Черный юмор в изображении бесславного конца гениального парфюмера, ставшего жертвой магического аромата своих духов, растерзанного и съеденного толпой, травестирует ницшеанский миф о сверхчеловеке. Иронически обыгрывая мотив каннибализма, Зюскинд создает не только метафору массового психоза и массовой истерии, но и метафору триумфа массового сознания в современном мире. Интертекстом в этом случае является сказка Гофмана «Крошка Цахес». Многоуровневый роман, множество прочтений. К поколению X можно отнести роман нашего Виктора Пелевина “Generation “П” . Впервые он был опубликован в 1999 году. Это роман о поколении россиян, которое росло и взрослело во времена политических и экономических реформ девяностых. Действие романа происходит в Москве в конце девяностых, а главный герой Вавилен Татарский попадает в мир рекламы и обнаруживает у себя способность сочинять рекламные слоганы. Вскоре задачей Вавилена становится адаптация зарубежных слоганов к российской действительности. С помощью современных технологий он принимает участие в создании образов государственных деятелей и политической жизни страны. Вавилен начинает все больше думать о “вечных вопросах” и в конце концов становится живым богом и земным мужем богини Иштар. Точней мужем становится не земной воплощение Вавилена, а совокупность всех использованных им образов. Богиня Иштар - в аккадской мифологии богиня плотской любви , войны и распрей. Кроме того, ее считают покровительницей проституции и гомосексуализма. Интересно, что у аудитории возник интерес к произведению еще до его публикации, поскольку отдельные отрывки были выложены в Интернет. Это не первое известное публике произведение автора, за два года до “Generation “П” был опубликован его роман “Чапаев и Пустота”. Существует несколько версия трактовки буквы “П” в названии. Придуманное Пелевиным название поколения, по мнению Дмитрия Голынко - Вольфсона, является перифразом названий романа Дугласа Коуплендаа «Generation „X“» и фильма Грегга Араки Поколение DOOM. Также некоторые критики трактуют название романа как «поколение Пелевина». Поколение Y Не существует четкой даты отсчета этого поколения. В Америке к нему относят людей, родившихся в период с 1981 по 2000 год, а в России с 1985 по 2000 год. Это поколение иногда называет поколением «Питера Пэна», поскольку игреки не хотят взрослеть и по максимуму пытаются оттянуть вступление во взрослую жизнь. Первопричина такого поведения лежит в международном финансовом кризисе и повсеместной безработице. Американские игреки – это поколение Героев. Они родились в стабильное время и входят в эпоху кризиса с достаточным ресурсом, чтобы его преодолеть или хотя бы попытаться. Здешние игреки по духу гораздо ближе к американскому поколению Х, чем к своим сверстникам. Рожденные во времена серьезных идеологических перемен и полнейшей экономической неопределенности, росшие без чувства уверенности в завтрашнем дне, повзрослев и выбравшись из местного постперестроечного кризиса, они попадают в новый, но уже глобальный. Образовательная система не успевает меняться с той же скоростью, что и рынок востребованных профессий, а значит, многие из игреков еще в институте понимают, что специальность, которую они только получают, уже давным-давно устарела или же устареет в ближайшие годы… Неудивительно, что они, как и представители американского поколения Х, не могут найти своего места в этой жизни и все норовят сбежать в какую-нибудь другую реальность. Виртуальные миры компьютерных игр; социальные сети, в которых ты можешь хотя бы пытаться казаться тем, кем в реальности не можешь стать; синтетическая реальность гламурных тусовок, проецируемая с экранов ТВ и страниц журналов; разного рода наркотики; причудливые молодежные субкультуры; эзотерические секты разных мастей или же ностальгия по старым добрым советским временам, которых они уже не застали. Постмодернистская эсхатология благополучных десятилетий стала объектом дискуссий и критики на фоне глубоких политических и исторических потрясений рубежа 80-90-х годов: падение Берлинской стены в 1989 году, крах тоталитарных систем Восточной Европы, развал СССР. Эти события стимулировали возникновение новых эстетических и идеологических парадигм, утверждающих, что «без памяти и преемственности нет будущего». На рубеже 80-90-х заканчивается эпоха влияния гуманитарных наук на художественное творчество. Общий скепсис к теориям, идеологиям обусловил пеструю мозаику литературного процесса последних десятилетий XX века, эпохи перемен. Исчезают школы, направления, манифесты, нет самопровозглашенного авангарда; возникает новое качество литературы – «утверждение сомнением». Создание новых повествовательных стратегий. Эстетика «гибридных форм» создает новую модель романа, размываются жанровые границы (эссе, роман, философский дискурс, поэтическая проза), используются механизмы и стереотипы массовой литературы (приключенческий, фантастический, детективный жанры). Разрушаются границы массового и элитарного. Читательская аудитория растет. Это было характерно для всех видов искусств. Критики единодушны: роман вновь возвращается к своей первоначальной функции – рассказыванию историй, но уже с учетом новых подходов к реальности, языку, психологии. От «чистой формы» последнего авангарда роман движется к смешению жанров; от радикального разрыва с традицией – к ее реконструкции. Основные идеологические парадигмы: · доминанта постмодернистской идеи «конца» · восприятие истории, имеющей очертания как прошлого, так и будущего; · возрождение идеи преемственности как прочного фундамента обновления, эволюционирования романа В качестве романных сюжетов в моду входят альтернативные версии биографий знаменитых людей. Например, роман Д. Ногезе «Три Рембо». Во французской литературе выделяется поколение минималистов – молодых писателей, сменивших новый роман. Никакого шума и деклараций. Их называют преемниками традиций нового романа: минимализация художественно-изобразительных средств (фабула, персонаж, декор), использование гибридных форм массовой литературы, поэтологические принципы зеркального отражения, введение множества композиционных точек зрения, дублирование ситуаций, коллаж, обрыв логических, каузальных связей. Объектом пародийного обыгрывания и иронии в творчестве минималистов становятся отработанные приемы «литературной исчерпанности» традиционного романа. Их произведения вписаны в контекст времени. В них воспроизводятся механизмы шоу-бизнеса, международная торговля наркотиками, оружием, властью, масс-медиа и т.д. Предметы несут в себе знаки конкретной социально-исторической реальности конца XX века, это материальные тексты эпохи: Ж. Эшноз «Я ухожу» 1999 М. Редонне «Один год» 2003 Э. Шевайяр «На потолке» 1997 К. Остер «Моя большая квартира» 1999 Ж.-Ф. Туссен «Заниматься любовью» 2002 В. Новарин, А. Володин, П. Гюйот, О. Ролен, пройдя через увлечение марксизмом и маоизмом в 60-е, стали приверженцами идей эгалитаризма и космополитизма, тк в XX веке случилось очень много насилия и катастроф. Это выражается в формальных играх с языком, в полилингвизме. Например, О. Ролен в «Изобретении мира» 1993 смешивает разные языки и и оставляет некоторые куски без перевода. За новые повествовательные стратегии, сочетающие мировоззренческую ангажированность с эстетикой «гибридных форм», стилистикой гиперболизации и формальными играми с языком были названы МАКСИМАЛИСТАМИ. Из трагической истории XX в. – эпохи войн, революций, тоталитаризма, ГУЛАГа и концлагерей – эти писатели творят свой миф, магию вымысла и воображения, они создают новые миры. «Изобретение мира» О. Ролен: замысел – восстановить события, происходившие в миров в день весеннего равноденствия 1989 г. Писатель перечитал более 500 репортажей из международной хроники, посвященных этому дню, который символизирует падение Берлинской стены, последовавший затем крах коммунистической идеологии, тоталитарных режимов, развал СССР. Его интересовала не реконструкция событий, а символическое воплощение универсального в единичном. Образ кризисного сознания на трагических перекрестках истории. Интересны и молодые писатели, пришедшие в литературу в начале XXI века. П. Хак и Э. Дарли. В романах Хака «Снайпер» и Э. Дарли «Одна из бед», опубликованных в 2002 году, действие происходит в горячих точках 90-х – Югославии и Руанде. Эти военные конфликты опровергают постмодернистскую эсхатологию, в частности, формулы Ф. Фукуямы о «конце истории». Хак и Дарли – наследники трагической истории XX века, прдолжающие традицию Новарина, Гюйота и других. На пересечении всех этих парадигм возникают новые стратегии и формы, свидетельствуя о бесконечном развитии «творящего потока культуры», где «все переходит друг в друга, прошлое и будущее одновременно проникнуты друг другом, настоящее всегда продуктивно заключает в себе прошлое и будущее...», олицетворяя бесконечную эволюцию литературных форм. В 1988 году родилась американская писательница Вероника Рот, ставшая одним из самых высокооплачиваемых молодых авторов. Можно сказать, что Рот находится на стыке поколений Y и Z, поскольку многие исследователи отсчитывают поколение Z от 1991 года. Она пишет в стиле антиутопии и фэнтези, а ее роман “Дивергент”, вышедший в 2011 году, стал бестселлером. Интересно, что это была ее первая писательская работа и она сразу же имела такой грандиозный успех. “Дивергент” (с англ “Расходящийся”) - первая книга трилогии Вероники Рот. Вся трилогия написана в жанре постапокалиптической трилогии (“Дивергент”, “Инсульгент”, “Эллигент”). Роман повествует о мире, который находится на руинах бывшего Чикаго. Выжившие люди, пытаясь победить пороки, приведшие человечество на грань гибели, образовали пять независимых фракций (отречение, эрудиция, бесстрашие, дружелюбие и искренность). Каждая фракция выполняет в обществе свою собственную функцию, но также существуют и Изгои- те, кто выбыл из фракций или по каким-то причинам туда не вошел. Искренность (Candor, по официальному переводу на русский язык — Правдолюбие) — ее сформировали те, кто обвинял двуличие и обман в неисправностях человеческой природы. Поэтому их символ представляет собой весы в кругу. Цвета фракции: чёрный и белый. Церемониальный символ: стекло. Соперничают с Дружелюбием, так как считают, что они двуличны и всегда лгут чтобы не конфликтовать. Лидер: Джек Кан. Эрудиция (Erudite, по официальному переводу на русский язык — Эрудиция) — единственная фракция, посвящённая знаниям, интеллекту, любознательности и проницательности. Она была создана для тех, кто обвинял невежество в войне, которая произошла в прошлом, заставляя их разделиться на фракции в первую очередь. Символ фракции на эмблеме: глаз, обозначающий ум и любознательность. Большинство членов носят очки, несмотря на то, что зрение их безупречно. Каждый член должен носить по крайней мере один предмет из синей одежды. Церемониальный символ: вода. Соперничают с Отречением, считая их методы правления неэффективными. Лидер: Джанин Мэттьюс. Дружелюбие (Amity, по официальному переводу на русский язык — Товарищество) — эта фракция посвящена миролюбию и нейтралитету. Символ фракции на эмблеме: дерево. Дружелюбие было сформировано теми, кто обвинял войны и борьбу как недостатки человеческой природы. Члены этой фракции носят красную и жёлтую одежду. Церемониальный символ: почва. Официального лидера нет, представитель Джоанна Рейес. Бесстрашие (Dauntless, по официальному переводу на русский язык — Лихость) — эта фракция посвящена храбрости и устранению страха. Она была создана для тех, кто обвинял трусость во всех недостатках человеческой природы. Символ на эмблеме: горящее пламя. Трис присоединяется к этой фракции во время Церемонии Выбора. Они отличаются от других фракций тем, что они носят преимущественно чёрную одежду, татуировки и пирсинг. Церемониальный символ: горящие угли. 5 лидеров (их обязательно должно быть нечётное количество), среди которых Макс и Эрик. Отречение (Abnegation, по официальному переводу на русский язык — Альтруизм) — фракция, посвящённая самоотверженности. Одежда вся серая и простая. Единственное допустимое украшение — часы. Символ на эмблеме: две руки скрепленные рукопожатием - знак самоотверженности. Женщины Отречения обычно собирают волосы в пучок или хвост, а мужчины коротко стригутся. Избегают зеркал, дабы не поддаваться тщеславию. Соперничают с фракцией Эрудитов. Церемониальный символ: камни серого цвета. Лидер фракции, а также города: Маркус Итон. Главной героиней романа стала Беатрис Прайор, которая выросла во фракции Отреченных, но всегда восхищалась Бесстрашными и мечтала вырваться из своей фракции. Тем не менее ее останавливало чувство долга перед своими родителями. Перед церемонией выбора фракции ее тест показывает, что она может принадлежать к Отреченным, Бесстрашным или Эрудитам. Дело в том, что девушка- Дивергент, то есть человек с несколькими разными склонностями. Именно таких людей особенно боится правительство, поскольку ими сложно управлять. Беатрис скрывает свой результат и выбирает Бесстрашие, хотя переживает из-за долга перед семьей. Далее героине предстоит пройти несколько этапов инициации, встретить свою любовь и подвергаться смертельной опасности. Как известно, типичные “игреки” не могут найти свое место в жизни и предпочитают “сбегать” в другие миры, что, вероятно, связано с выбором жанра произведение. Кроме того, “игреки” типичные Герои, поэтому герои романа постоянно состязаются в ловкости и принимают участие в различных видах борьбы. Присутствует тут и явное нежелание взрослеть и отрыв от семьи воспринимается героями как отдельный “процесс инициации”. Воспроизводится тут и историческая парадигма, говорящая о связи прошлого и будущего. Основные черты -нежелание взрослеть -мир фэнтези и культуры -поколение героев В 2014 году выходит экранизаций “Дивергента”, которая стала одним из самых широкомасштабных и высокооплачиваемых проектов последних лет. Интересно, что писательница появляется в эпизоде фильма как один из новобранцев. |