микеладзе вино коты. Покаяния и сохранения личной и социальной памяти в современной литературе. 80
Скачать 467.08 Kb.
|
28. Литература и общество потребленияИтак, начнем. 1. Общество потребления – это общество, организованное на основе принципа индивидуального потребления. Это общество характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Проще говоря, людей оценивают по тому, что они употребляют, а не по тому, в чем убеждены и о чем думают. Выложил фоточку своих крутых часиков в инстик – молодец, хапнул себе социального статуса посредством материальной атрибутики. 2. Краткая история возникновения общества потребления Во всем виноваты проклятые американцы. В первой половине ХХ века Соединённые Штаты Америки стали индустриальной страной, в которой человек достиг уровня, неизвестного в других странах. Пока в России крестьяне спорили, каким навозом землю удобрять, американцы делали биг мани и лелеяли американскую мечту. В США это стало возможным благодаря тому, что на первое место во многих сферах жизни были поставлены эффективность и рентабельность. В результате в США сформировалось новое общество, отличительной чертой которого стал перенос изобилия, прежде доступного немногим, в повседневное потребление. Раньше ты в крутых кроссовках только на свадьбы и похороны ходил, а теперь можешь ходить в них денно и нощно. При этом изменился сам характер приобретения вещей и пользования ими. Почти все предметы - от одежды и продуктов питания до бытовой техники и недвижимости - стали символами и средствами существования этого общества. В сухом остатке: Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления. 3. Краткая история термина «общество потребления». Эрих Фромм Термин «общество потребления» ввел Эрих Фромм в 1920-ые годы. Эрих Фромм – немецкий социлог, философ, психоаналитик (а еще жнец, и чтец, и на дуде игрец). Фромм исследовал феномен одиночества в XX веке. Написал статью «Человек одинок». Про консьюмеристкое (потребительское) общество. Кроме экзистенциальных условий человеческого существования (меня никто не любит, не верь улыбке онлайн), Эрих Фромм также увидел причину одиночества современного человека в том образе жизни, который ему диктует общество, ориентирующее человека исключительно на потребление как главное жизненное устремление. Человек превращается в слугу мира, который сам же создал. Фромм отмечает, что во все времена существовало противоречие между двумя основными способами существования человека — обладанием и бытием, между обыденностью и стремлением вновь вернуться к подлинным основам человеческого бытия. Однако, если раньше одиночество человека и другие философские вопросы бытия осмыслялись через греческую трагедию, ритуальные действа и обряды, то сегодня наше стремление к решению этих вечных вопросов изрядно измельчало и приняло форму увлечения спортивными состязаниями, преступлениями, о которых нам каждый час вещает телевидение, и мелодрамами с примитивными любовными страстями. В этом контексте Эрих Фромм говорит о «безмерном убожестве всех наших поисков и решений». Безмерно убого двигаемся к финальному и главному пункту в билете… 4. Литература и общество потребления Об обществе потребления не пишет только ленивый, поэтому пройдемся ради примеров по нескольким авторам из списка. ДЖОН ФАУЛЗ. АНГЛИЙСКИЙ РОМАН «ЖЕНЩИНА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА». 1969 год В этом романе Фаулз выводит новый тип слуги - слугу по имени Сэм. Фаулз лишает Сэма преданности хозяину. Сэм - полый человек общества потребления. Единственное, о чем он мечтает – это уйти от хозяина, открыть собственную галантерейную лавку и начать торговать. Единственное увлечение Сэма – это модная одежда (вывозит за свой шмот, поясняет, почему носки от Рубчинского стоят овер 5к). Сэм – вещист. Только вещи доставляют его удовольствие. ЖОРЖ ПЕРЕК. ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАН «ВЕЩИ». 1965 (Чтобы вы просто понимали, как выглядел Жорж Перек) Жорж Перек был буквально одержим идеей разоблачения общества потребления (впрочем, по нему видно). В 1965 году Жорж Перек публикует свой роман под названием «Вещи». Он так называется потому, что главными героями произведения становятся… вещи. Вещи становятся единственным содержанием духовного мира персонажей. Даже до их имен нелегко добраться, все индивидуальное стерто, унифицировано, овеществлено, открытие мира отождествляется с открытием предметов потребления — «шерстяных изделий, шелковых блузок». Главными героями романа является молодая пара. Они только поженились. Их истории любви нет. Отсутствует изображение отношений между ними, нет и слова про любовь, или про отношения с их друзьями. Зато есть взаимоотношения с коллегами по работе, с клиентами. Автор устраняет изображение хотя бы каких-то аспектов обычной человеческой жизни. Все многообразие чувственной, духовной, повседневной жизни подменено вещами. Художественный мир романа, так же как сознание самих героев, заполнено описанием вещей, которые очень хочет приобрести молодая пара, но у них на это банально нет средств. Надежды на будущее также смутны. Они предпринимают много попыток улучшения материального положения, все безрезультатно, желание при этом чем-то обладать не ослабевает. В романе «Вещи» не происходит ни одной ситуации, которая изменила бы положение героев и, следовательно, их психологию, их установки, их отношение к миру. Они постоянно остаются в прежнем положении, и по-прежнему давит на их сознание страстная жажда приобретать то, что им необходимо для жизни, а это всего лишь вещи. С другой стороны, без вещей человеческая жизнь невозможна. Просто нужно разумно подходить к потреблению. ЖОРЖ ПЕРЕК. ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАН «ЖИЗНЬ – СПОСОБ УПОТРЕБЛЕНИЯ». 1978 Г. (Я не понимаю, что с ним не так). «Жизнь — способ употребления» (1978) называется «романом», но о романе не напоминает этот протокол жизни одного парижского дома, скорее фотографически точное описание его внутренностей, его обитателей и их домашнего скарба. Страсть к вещам и их приобретению показана через бесконечные описательные ряды. В отличие от других романов, персонажи прекрасно вписываются в общество потребления - видоизменение концепта счастья и красоты в соответствии с новыми реалиями общества потребления. Роман представляет собой описание жилого дома в Париже под № 11 по несуществующей улице Симона Крюбелье и состоит из последовательного методичного и кропотливого описания помещений с населяющими их предметами и жильцами. (Читать невыносимо скучно, Бегбедер чуть не помер, говорит). Роман, писавшийся более 10 лет, состоит из 99 глав, 107 разных историй и описывает 1467 персонажей. По замыслу автора, роман можно читать с любого места, выбрать любой этаж, следить за любым отдельно взятым жильцом, выдернув из повествования отдельную историю. После публикации черновиков романа стало известно, что все события романа были предопределены автором с самого начала, выстраивание романа подчинялось строгому плану, последовательность описаний соответствует ходам шахматного коня, ситуации, предметы, цвета распределяются согласно комбинаторным правилам и т.д. А. РОБ-ГРИЙЕ. ПОНЯТИЕ «ШОЗИЗМА» ЭТО НЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, НО ЭТО НАДО ЗНАТЬ. «Шозизм» (фр. chosisme, от «chose» — «вещь, предмет») — одно из обозначений литературного движения во Франции 50-60 годов XX века, связанного со школой «нового романа». Шозизм подразумевает описание (сколь угодно подробное) предметов самих по себе, вне связей между ними и, прежде всего, помимо культурно-символических напластований смысла, «наросших» на них. Наиболее характерным представителем шозизма считался Ален Роб-Грийе. «Шозизм» - это «вещизм» по-нашему. (Как американо, только русиано). Стиль Роб-Грийе сложный. К нему относится понятие «лабиринт». Даже появилось устойчивое выражение «романы-лабиринты Роб-Грийе».Почему? Потому что главным мотивом произведений становится навязчивая и повторяющаяся опись предметов, неживых вещей, каких-то случайных бытовых деталей, казалось бы, совершенно излишних и оттесняющих рассказ о событиях и образы персонажей. Однако, постепенно становится ясно, что никакого события и не происходит, а опись предметов мира заставляет поставить вопрос о том, что такое бытие. Единственное, что можно утверждать о мире романов Роба-Грийе — он существует. Все, что есть в мире — это знаки, но не знаки чего-то иного, не символы, а знаки самих себя. То есть, Роб-Грийе решительно порывает с метафорой и антропоморфизмом. (Тут уже что-то очень сложное пошло, так что не будем). Литература «шозизма» протестует против духовного закрепощения человека в обществе потребления, требуют вернуть индивидууму внутреннюю свободу и человеческое достоинство. МИШЕЛЬ УЭЛЬБЕК. СБОРНИК ЭССЕ «МИР КАК СУПЕРМАРКЕТ». 1998 г. На самом деле, это сборник малюсеньких зарисовочек, целью которых является демонстрация общества потребления, коммерциализации и консьюмеризма. Пара примеров: - «Мираж» Это сатирическая рецензия на фильм Жан-Клода Гиге. Фильм – полная туфта, по мнению Уэльбека, потому что режиссер искусственно сделал его максимально идеальным и приближенным к тому, что нужно публике. - «Строить торговые стеллажи» Несколько мыслей о том, что целью общества сейчас является строительство этажерок для магазинов, на которых будут стоять продукты. МИШЕЛЬ УЭЛЬБЕК. РОМАН «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ» Элементарные частицы в заглавии - это люди, сформированные обществом потребления, рекламой, маркетинговой стратегией. Атомы без лица, без души, без смысла жизни, без желаний (покупать товары - базарные желания). Человек супермаркета - так Уэльбек называет этот тип. Для такого человека характерен избыток индивидуализма при недостатке индивидуальности. Пустые депрессивные потомки тех, кто делал Красный Май (1968) и сексуальную революцию, но не пошёл в протесте дальше. |