Главная страница
Навигация по странице:

  • 1959 г. - действие романа охватывает период с 1899 (момент основания рода героя Оскара) и до 1953 г (из которого и идет повествование).

  • Жанр - еще и роман инициации - вхождение человека во врослую жизнь. У героя Грасса Оскара Мацерата процесс выхода в мир растянулся на 30 лет. В финале готов встать на свой эскалатор, готов к подъему.

  • Роман Грасса

  • Вера, надежда, любовь - фальшивки из лавки залежалых товаров

  • Тема Бога

  • Если человек ищет свет, значит, он уже нашел его.

  • 4 жанр

  • Способность признать зло в себе дает человеку способность нести правду миру.

  • Истина: дьявол - это обезьяна господа бога: копирует форму, но искажает смысл.

  • Барабан - главный образ-символ романа, через который вводится основной мотив - прошлого и памяти.

  • микеладзе вино коты. Покаяния и сохранения личной и социальной памяти в современной литературе. 80


    Скачать 467.08 Kb.
    НазваниеПокаяния и сохранения личной и социальной памяти в современной литературе. 80
    Дата25.11.2022
    Размер467.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламикеладзе вино коты.docx
    ТипДокументы
    #812750
    страница22 из 27
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27

    24. Гротескный реализм в современной литературе


    Из лекций:

    Гротеск – прием сближения противоположностей. Сплетения реального с нереальным, фантастическим. Гротеск вскрывает и обнажает несоответствия жизни, средство обобщение. Здесь присутствует странная, неестественная картина действий, в сюжетах и персонажах много неправдоподобного. Черты гротескного реализма характеризуют творчество Рабле, Свифта, Гофмана, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, комедии разных эпох. Роман Гюнтера Грасса – образец гротескного реализма второй половины 20 века.

    Генрих Белль и Гюнтер Грасс вошли в литру в 50-е годы, прошли Вторую Мировую, оба вышли из "Группы 47" – немецких художников, взявшихся поднимать культуру Германии из руин. Представители литры развалин. Два стилевых полюса: документально-публицистическое начало (Белль) и гротескный реализм (Грасс). Дальнейшая немецкая литра развивается в этих границах.

    1959 г. - действие романа охватывает период с 1899 (момент основания рода героя Оскара) и до 1953 г (из которого и идет повествование). Признак: год тридцатилетия Оскара-рассказчика, но и год смерти Сталина. В этот год главному герою романа предстоит покинуть специальное лечебное заведение (психбольницу), самый безобидный пациент. Содержался за несовершенное им преступление (убийство медсестры). Убийцу нашли, его выпускают. Использует время для записи своей истории - хроника 55 самых страшных для Европы лет 20 века. Каждый год получает свой портрет в романе. При этом каждый год имеет в романе двойную характеристику - личную и историческую. Доминанта 38 - смерть матери героя и хрустальная ночь. 45 - окончание второй мировой и возобновление роста Оскара. Повествование обрывается в год смерти автора - показательно. Завершается эпоха абсолютного зла, революционных, тоталитарных войн и репрессий.

    С жанровой точки зрения - "Жестяной барабан" многослоен - исторический роман и роман-автобиография. Всякая биография по-своему уникальна. История человека с уникальными способностями. Несмотря на всю исключительность героя и его истории, она оказывается во многом типична. Не в качестве рассказа об историческом времени, а в качестве рассказа о взрослении человека. Типичность улавливается только в финале, когда Оскар обнаруживает в себе силы и готовность выходить навстречу злу. Персонификация зла - черная кухарка из детской страшилки. Воплощение детских страхов. Раньше всегда чувствовал дыхание черной кухарки, по пятам убегал от нее. Жанр - еще и роман инициации - вхождение человека во врослую жизнь. У героя Грасса Оскара Мацерата процесс выхода в мир растянулся на 30 лет. В финале готов встать на свой эскалатор, готов к подъему.

    "Жестяной барабан" - первый из романов данцигской трилогии Грасса. "Жестяной барабан" - история человека, родившегося с расстройством аутистического спектра. В раннем детстве (3 года) герой, испытывавший отвращение к взрослой жизни, перенес травму (сознательно упал в открытый погреб), остановившую его рост и развившую особое свойство голоса - позволяли ему резать стекло и защищать свой барабан, свой мир и индивидуальное пространство. Любимая вещь для ребенка-аутиста - его мир. Оскар - аутист: неприкращающиеся попытки поиска убежища - шкафы, подтрибунные пространства, юбки медсестер и больничные палаты. Его стремление вернуться к пуповине как высшая цель.

    Автобиографизм носит рамочный характер: автор дает свое происхождение и предков, детали биографии - делает его каменотесом в Дюссельдорфе. Все детали - аллегорически. С помощью вымышленной истории карлика-барабанщика, который представляет развернутую метафору: бегство от действительности, попытка, которая не всегда успешна. Реальность нельзя отменить. Она настигает героя повсюду: в осаде и расстреле нацистами защитников Польши. Оскар понял, что те, кто сейчас наступает, уже проиграли едва начавши войну. Реальность в факельных шествиях и собраниях чернорубашечников. Раздел Кайзером белой Польши на рубеже веков. Оккупация нацистами Данцига (родной город Грасса), убийства евреев в хрустальную ночь, известия о гибели соседей под Сталинградом, бессмысленный расстрел монахинь, расстрел русскими батареями, мародерство своих и чужих. В эпоху агрессивной истерии внутренняя эмиграция оказывается столь же недостижимым и утопичным, как и обретение родины и покоя под юбками его бабки Анны.

    В романе 2 плана:

    1) реальный – то, что есть, все события описываются и воспринимаются буквально;

    2) сюрреальный/субъективный/гротескный – то, как это воспринимает герой. Доминирует! Гротескный реализм Грасса очень живописен. Автор превосходный художник, скульптор.

    Как два плана работают?

    В одной герой немец Оскар Мацерат, в другой – поляк-кашуб. История остановки и возобновления роста: упал в погреб - упал в могилу отца. В другой реальности - результат собственного выбора: не хотел быть взрослым - у его ребенка должен быть отец. Смерть: в одной реальности близкие героя умираю - в другой он убивает их. Страх причинения смерти – одна из его фобий. Голос: в одной реальности способность голосом резать стекло - метафора его протеста, в другой уникальная способность аутиста.

    Двуплановость повествования прослеживается даже на уровне рассказывания. Рассказчик распадается на 2 фигуры: я и он. Повествование то от первого, то от третьего лица. Рассказчик одновременно пребывает в прошлом и настоящем, в реальном и воображаемом мире.

    Подобная двуплановость свойственна гротеску - могучее изобразительно-выразительное средство, прием сближения противоположностей: страха и смерти, священного и профанного, смысла и бессмыслицы, красоты и уродства. Прием сплетения реального с нереальным, фантастическим. Сближая крайности, сочетая несочетаемое, гротеск обнажает и вскрывает противоречия. Гротеск как средство обобщения Грассом часто используется в сатирических жанрах. Гротескные образы часто трагичны. Смех не отделим от ужасного и зловещего. Гротеск всегда деформация, искажение, отклонение от нормы, преувеличение.

    Роман Грасса является образцом гротескного реализма второй половины 20 в. Все основные события показаны глазами Оскара. Главный, но не единственный рассказчик. Их трое, помимо Оскара – еще апостол Витмар и санитар-евангелист Брум. Взгляд Оскара преобладает. Первая мировая - траурная процессия в Европе его деда. Эйфелева башня - купол юбок бабки. Марсово поле - картофельное поле. Под впечатлением зверств нацистов 10 ноября 1938, в Хрустальную ночь, после гибели доброго торговца игрушками еврея Маркуса, Дед Мороз и младенец Иисус оборачиваются в сознании героя небесными газовщиками. Апостол Петр - торговец дешевыми колбасками. Вера, надежда, любовь - фальшивки из лавки залежалых товаров.

    Подчас развертыванием художественных образов начинает руководить узнаваемая кафкианская логика сновидений. Палач Виктор и польская кавалерия, больничный Оскар - затонувший паром с детьми в Балтике - в этом бреде образ безумной детской карусели господа, чей лик оборачивается то Распутиным, то Гете (две книги, по которым Оскар учился читать).

    Тема Бога - присутствие и отсутствие - пронизывает роман. Образ Иисуса имеет значительное место. Главный герой соотнесен в романе с Иисусом. Непорочное зачатие, бабушка Анна, ученики и своя Мария Магдалина. Ему, взрослому ребенку, неподдельно интересен гипсовый младенец Иисус в левом боковом алтаре храма. У него сложились с ним особые отношения. Ждет от него маленького, сугубо личного чуда, чтобы раз и навсегда определить, как ему барабанить - за или против. Оскар хочет помочь чуду свершиться: вкладывает барабан в руки младенцу. Но чуда не будет. Оскар потерпит полный провал в сакральной сфере - не сможет разбить голосом стекло в церкви.

    Двойственность - двоякое отношение к церкви и религии. Притяжение и отталкивание. Двоякие - обозначение чувства. Этот надлом сохраняется.

    Больше притяжения все-таки. Несмотря на все его святотатства, герой Грасса ищет веры, нуждается в ней. Если человек ищет свет, значит, он уже нашел его.

    В 1944 году Иисус явит личное чувство Оскару. Пробарабанит поппури из его (Оскара) жизни. Объявит своим преемником. Следуй за мной. Оскар последует.

    Оскар обретет и потом потеряет первых своих учеников - мальчишек-чистильщиков. Он воскресит овеянного трупными запахами Клепа. Спасет от расстрела бледного близорукого Виктора. Простит предавшего его апостола Витлара.

    Вопрос допущения богом зла в мире в романе Грасса - теодиция - его герой (сам автор) решает так: если бог не вершит чуда, значит, чудо должен свершить его однояйцевый близнец - человек.

    Таким образом, помимо трех жанров (исторический и автобиографический роман, роман-инициация), 4 жанр, который устраняет и снимает все противоречия между двумя планами (реальный и сюрреальный), избавляет от необходимости отыскивать для любого чуда объяснение – притча. Притча о чудесном ребенке, брате Иисуса, и его трудном противостоянии злу и страху к себе, в собственной душе и во внешнем мире. Непростая борьба - мужество и честность: разглядеть и признать зло в самом себе. Способность признать зло в себе дает человеку способность нести правду миру. Гамлет - Йорик - Оскар. Шутовской колпак как право на правду. Правда шутовского слова как евангельское мудрое безумие - это роднит Оскара с Гамлетом.

    Оскар - шут, как и другие герои романа. Лео-дурачок и его близнец из Дюссельдорфа Вильям-слюнтяй; флейтист Клеп и похожий на падшего ангела Апостол Витлар, евангелист-санитар Бруно. Скажи, кто твой друг и станет ясно, кто есть ты. Оскар не фюрер, не крошка Цахес и не антимиссия. Истина: дьявол - это обезьяна господа бога: копирует форму, но искажает смысл. Потому человеку нужно уметь различать. Это трудно. Здесь перекличка с Бёллем.

    Барабан - главный образ-символ романа, через который вводится основной мотив - прошлого и памяти. Необходимость сохранения памяти. Общий с Бёллем мотив. Барабан можно рассматривать как свидетельство ограниченного поведения героя (фокусировка на одной игрушке). Барабан в романе гораздо больше чем любимая игрушка: накопитель, носитель и передатчик инфы, чуть-чуть более непривычный, чем пергамент, книга или компактный диск. И камень, и бечевка, и фотографии могут служить такими средствами. Барабан - летописец и хронист, свидетель и обвинитель, психоаналитик и биограф. Мнемонический инструмент, используемый для запоминания. Не даром Оскар знает в лицо каждый старый барабан и знает, какая часть истории на нем записана. Барабанная дробь:

    1) пишет историю

    2) Выражает протест и обвиняет

    3) Пробуждает память у окружающих

    4) Учит, превращает слушателей в моих учеников

    5) Исцеляет людей (терапевт эффект).

    Чья-то диссертация:

    С точки зрения меры и характера фантастики, здесь явен гротеск, построенный на чистом вымысле, и гротеск, свойство которого - «нефантастическая фантастика» (понятие Ю. В. Манна), при этом чудесное не исчезает, но трансформируется в своих видопроявлениях. В зависимости от интенций автора целесообразно выделить игровой гротеск (без сатирического акцента) и гротеск с критической тенденцией, по эстетической доминанте - фарсовый и трагический. Грасс создает особую поэтику, новаторство которой — во всецелом подчинении структуры, формы развернутому гротеску. Фантастический гротеск играет доминантную роль в поэтике «Жестяного барабана». Со слов Оскара, он рассказывает о себе, вызывая воспоминания игрой на барабане. Так, «воображаемая» вещь становится художественно-эстетическим центром романа – «барабанным» гротеском охвачены и события в жизни героя, и его психология (взаимоотношения с жестянками). С барабаном связаны и другие варианты реализации этого типа гротеска: «чудесный крик», «вечное младенчество», «возобновленный рост» Оскара (игровые гротески). В повествование вводятся такие формы «нефантастической фантастики», как выражение странно-необычного в плане изображения и изображаемого. Сама форма романа - синтез разнородных микроформ и способов письма (традиционное повествование, стилизация под легенду, форма абсурдистской пьесы). Гротескность здесь - в резком переключении от одной формы к другой, в их наложении, в акцентировке в каждом из этих моментов иноприродности микроформ. В сфере изображаемого явны такие отступления от нормы, как странное в облике и поступках Оскара, других персонажей. Отметим, что в описании портретов героев преобладают приемы физиологического комизма (фарсовый гротеск), а при воссоздании их алогичных поступков как следствия амбивалентности (трагический мотив безумия или отказа психологических ориентиров), освещаемых то с горьким юмором, то в сатирическом плане, автор использует возможности психологического гротеска, нередкого у романтиков.

    Грасс ориентируется при построении «Жестяного барабана» на модель «романа воспитания». Но и гастролирование Оскара, и этапы его «любовного» образования, изображенные в нарочито фарсовом ракурсе, скорее, пародируют сюжетную схему жанра. Травестийному переосмыслению подвергается и структура образа героя классического романа (гротескность Оскара), и идея о возможности его духовного развития (цель Оскара - возвращение к пуповине). Смеховое развитие получает также тема «ученичества» наставники героя - барабанящий о стекло мотылек (при рождении), приспособленец Бебра, духовные учителя - Гете и Распутин (пародийная дискредитация прародителя жанра романа воспитания). Произведение можно рассматривать и как пародию на традицию буржуазного романа воспитания художника. Оскар не претендует на статус духовного лидера нации (автопародия Грасса) - он трагикомический субститут творца. Пародийная дистанция выдерживается автором и по отношению к современной литературной технике (ее кафкианской традиции). Значительный объем в романе занимают сатирические пародии на явления общественного порядка (семья, школа, искусство, религия, церковный культ).

    Интернет:

    Форма романа представляет собой сложный синтез фарсовых элементов. Гротеск и пародия; буффонада, сюжетные ходы розыгрыша и одурачивания, игра и «механизм» Маски — таковы ориентиры смехового мира произведения. Но смех у Грасса, как он сам заявляет в Нобелевской лекции, отличительного свойства: «он застревает в горле». И комическое имеет здесь особый смысл, способствуя зачастую заострению драматических и трагических ситуаций, которые возникают, не нарушая фарсовой стихии повествования, а как бы «прорастая» сквозь нее.

    Соединение в структуре образа Оскара таких гетерогенных и взаимоисключающих элементов, как «младенческий облик» и «взрослый ум» сразу же погружает читателя в атмосферу гротеска. Гротескные деформации охватывают и внутреннюю реальность романа. Оскар — фигура амбивалентная, в нем в той или иной степени намечены полюсы добра и зла. Его противоречивостью мотивирован и выбор им кумиров — Гете и Распутина: Кощунственное сопряжение в сниженном контексте этих имен до абсурдного их отождествления дает А.Карельскому повод говорить о том, что весь роман являет собой грандиозную пародию на жанр романа воспитания, у истоков которого стоял Гете.

    Очевидна «многослойность» образа маски в романе. С одной стороны, протагонист — это маска, удобная для самого Грасса, за которой нелегко выявить социальную: и этическую позицию автора. В то же время «тотальный инфантилизм» героя — оригинальный способ отмежеваться от мира «взрослых», лицемерные принципы жизнеустройства которого он отвергает apriori. Парадоксально, что, отрицая обман, он сам ведет еще более сложную игру. Так, в день своего трехлетия Оскар «срежиссировал» и осуществил свое «легендарное» падение в погреб, ставшее формальным объяснением задержки роста: «мне было ясно: взрослые не поймут тебя, если ты не будешь расти». Благодаря облику «аномального ребенка-карлика», он может изучать скрытую механику частной жизни, все сферы которой (семья, профессиональная деятельность и пр.) становятся в романе объектом юмористического или сатирического пародирования.

    Оскар общается с миром и рассказывает о мире с помощью жестяного барабана (еще один из вариантов реализации гротеска). Для него этот игровой атрибут «способ мыслить, .чувствовать, вспоминать, способ... самоосуществления … и творчества»! Угроза его потери провоцирует проявление у протагониста необычного дара. Чудесный «крик» — новая линия образного развертывания гротеска: от него разлетаются вдребезги все стеклянные предметы, Детализация «разрушительных» потенций голоса «физически «опредмечивает» фантастическое», являясь «жизнеподобным способом художественного превращения нереального в реальное» и отражает метаморфозу эстетической природы фантастики. Это соответствует и авторской стратегии «нагрузить фантастику реалистическими деталями, чтобы не улетучилась», что позволяет М. Харшайдту; охарактеризовать творческий метод Грасса с помощью оксюморона «фантастический реализм».

    Оскар — непревзойденный мастер розыгрышей. Искусство «одурачивания» он доводит до совершенства, не пренебрегая при этом и сомнительными средствами, вроде имитации ночного недержания для усиления иллюзии своей «детскости»; Подобная гиперболизация поведенческой детали добавляет комедийные штрихи к образу героя. Во время неудачного похода в школу ему удалось разыграть учительницу, сорвав с ее лица маску мнимой благожелательности: «я, ... делая хорошую мину при плохой игре, отбивал счет на моей жестянке, пока Шполленхауэрша ... не вскочила с места, явно озлясь». Уничтожив все стекло в классе (буффонная расправа с врагом), Оскар ищет нового наставника. Но, и овладев грамотой, он, дабы не испортить рисунка роли, скрывает свои успехи, что не приносит ему удовлетворение: «строить из себя незнайку... означало… вести постоянную борьбу с пробуждающимся интеллектуальным тщеславием». Духовная самоизоляция способствует концентрации хронического дискомфорта у героя и актуализирует тему одиночества, привнося в повествование драматическую ноту. Со временем Оскар расширяет поле своих розыгрышей. Укрывшись под трибуной во время одного из «политических воскресений», он превращает нацистский митинг в поистине карнавальное действо, «преобразовывая марши в вальсы» и заставляя людей пуститься в пляс. Так в повествование входит гротескный мотив марионетки. При этом протест героя, по его словам, эстетического свойства: ему не нравились ритмы маршей и покрой униформы. Это объяснение нарочито смехотворно. Цель Оскара — нарушить любую официальную серьезность, проникнутую элементами лжи и лицемерия. Он признается: «я ...барабанил не только против коричневых манифестаций. Оскар сидел ... под трибунами у Красных и у черных, у скаутов и у католиков». И иронично предостерегает: «ничто не может быть ошибочней, чем... провозгласить меня борцом Сопротивления». В этом фрагменте очевидны сатирико-пародийные выпады автора против тех «мужей чести», которые за «Недостаточное затемнение окон спальни во время войны ... уплатили штраф, а теперь называют себя борцами Сопротивления».
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


    написать администратору сайта