Главная страница

микеладзе вино коты. Покаяния и сохранения личной и социальной памяти в современной литературе. 80


Скачать 467.08 Kb.
НазваниеПокаяния и сохранения личной и социальной памяти в современной литературе. 80
Дата25.11.2022
Размер467.08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файламикеладзе вино коты.docx
ТипДокументы
#812750
страница21 из 27
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   27

23. Тема покаяния и сохранения личной и социальной памяти в современной литературе.


Речь пойдет о кровавом опыте Второй мировой войны как об одном из важнейших факторов, оказавших влияния на современную литературу. Этой теме посвятили свои книги немецкие писатели Генрих Бёлль и Гюнтер Грасс (по лекциям) + Бернхард Шлинк.

Бёлль и Грасс оба прошли войну и начали писать в 50-ые годы. Они представляют два основных полюса тогдашней литературы: документально-публицистический и гротескно-реалистический.

Бёлля при жизни называли «совестью немецкой нации» (что самому Бёллю, к слову, не нравилось). Главный вопрос, которым он задавался: как не растерять себя в хаосе? Основные темы его романов: умение различать («причастие агнца» и «причастие буйвола») и умение помнить («впавшие в амнезию» остаются безнаказанными). Его романы – романы покаяния. Это протест против фальши и смены личин. В романах представлено два плана – нацистское прошлое и настоящее. Основные мотивы: распад, крушение мира; непростое отношение к религии и церкви.

Более подробно о романе «Бильярд в половине десятого» 1959 года. Именно оттуда и берется классификация героев на принявших «причастие агнца» (то есть отказавшихся творить насилие) и «причастие буйвола» (собственно, гребаных нацистов). *Есть еще третья категория – пастухи, которым было предписано Господом пасти агнцев.* В центре повествования – немецкая семья Фемель, не поддержавшая нацистов (за исключением младшего сына Отто, зафанатевшего по всем этим идеям). Роберт Фемель, в прошлом – фельдфебель в саперных частях, вынужденно участвовавший в войне, ныне ведет затворнический образ жизни, не желая видеть никого, кроме членов семьи. У него есть один секретик – каждый день с половины десятого до одиннадцати он, как вы понимаете из названия, играет в бильярд в отеле в компании мальчика-лифтера Гуго, воплощения непорочности, настоящего «агнца божьего». Гуго – своеобразное противоядие для Роберта от призраков прошлого и маскарада настоящего. После войны рьяные нацисты сняли свастику и перекрасились в добропорядочных граждан. Один из таких героев – Неттлингер, однокашник Роберта, принявший когда-то «причастие буйвола». В настоящем он – достойный член немецкого общества, именующий себя «демократом по убеждению». Неттлингер отрекся от грехов прошлого, а не раскаялся в них – и теперь живет припеваючи. Роберт, его родители, друг Шрелла не могут избавиться от груза воспоминаний, да и не стремятся: сохранение памяти – единственный путь к искуплению.

Гюнтер Грасс сформулировал свои основные идеи в романе «Жестяной барабан» 1959 года. Это одновременно исторический и автобиографический роман + роман-инициация и роман-притча. Главный герой Оскар – чудесный ребенок, противостоящий злу и страху в собственной душе и во внешнем мире. Самая сложная задача – разглядеть и признать зло в самом себе. Способность признать зло дает человеку способность нести правду миру. Оскар близок Гамлету: «шутовской колпак» дает ему право говорить правду, похожую на евангельское мудрое безумие. Важно помнить: дьявол – это «обезьяна Господа»: копирует форму, но искажает смысл. Отсюда плавно вытекает проблема умения различать, о которой писал Бёлль.

Главный образ-символ романа – барабан. Через него вводится мотив памяти и прошлого. Барабан – больше, чем просто любимая игрушка. Это накопитель, носитель и передатчик информации; летописец и хронист; свидетель и обвинитель; психоаналитик и биограф. Мнемонический инструмент, используемый для запоминания. Барабанная дробь пишет историю, выражает протест и обвиняет, пробуждает память у окружающих, учит, превращая слушателей в учеников, исцеляет людей.

+ Бернхард Шлинк «Чтец» 1995 года. (Если кто не смотрел потрясный фильм с Уинслет – довольно точная экранизация). Роман об осмыслении послевоенным поколением немцев преступлений отцов. В середине 60-х шел процесс против бывших надзирательниц Освенцима, не выпустивших пленных женщин из загоревшейся во время бомбежки церкви. Среди обвиняемых – первая любовь рассказчика Михаэля Берга, Ханна Шмитц. Ханна никогда не вспоминала, не рассказывала о своем прошлом, но на суде ничего не отрицала, без задней мысли описала все как есть, в то время как остальные бывшие надзирательницы вооружились адвокатами и заняли позицию полного отрицания своей вины (в фильме есть показательная сцена: одна баба на скамье подсудимых спокойненько сидит вяжет, в полной уверенности, что улик против нее нет и все шито-крыто, можно жить дальше). Вот вам сохранение памяти и «впадение в амнезию» по Бёллю. Уже будучи в тюрьме, Ханна, выучившись читать, стала заказывать в библиотеке книги о концентрационных лагерях, а перед смертью завещала все свои деньги своей бывшей пленнице, выжившей тогда при пожаре в церкви.
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   27


написать администратору сайта