микеладзе вино коты. Покаяния и сохранения личной и социальной памяти в современной литературе. 80
Скачать 467.08 Kb.
|
18. Концепция мультикультурализма и ее проявления в современной литературеВозникновение мультикультурализма было вызвано важнейшими историческими реалиями XX века — распадом колониальной системы и образованием постколониального пространства. Феномен «реактивной колонизации» — заселение бывшей метрополии гражданами бывшей империи — привел к возникновению во второй половине XX века особого слоя культуры и литературы, в частности, которая и получила название «мультикультурной». Сам по себе мультикультурализм («многокультурность») – довольно противоречивое междисциплинарное явление. В основном это понятие используется в двух значениях: во-первых, как идеология и политика, сущность которых состоит в противопоставлении расовых и этнических ценностей общенациональным, и, во-вторых, как феномен этнокультурной фрагментации социума. Эксперты в своих определениях мультикультурализма обращают внимание на его положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, мультикультурализм – это «комплекс разнообразных процессов развития, в ходе которых раскрываются многие культуры в противовес единой культуре», а также «позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп и добровольная адаптация социальных институтов общества к потребностям разных культурных групп», в связи с чем метафора «плавильного котла», характерная, например, для США, уступила место «радужной коалиции» (rainbow coalition) и «великолепной мозаике» (gorgeous mosaic). Согласно этой точке зрения, мультикультурализм – теория, практика и политика неконфликтного сосуществования в одном жизненном пространстве множества разнородных культурных групп. Это сосуществование сопровождается регионализацией – возрастанием значения субкультур, утверждает уважение к различиям, но не отказывается от поиска универсальности. С другой стороны, мультикультурализм приводит к «замене общественных идеалов ассимиляции – фрагментацией, интеграции – сепаратизмом» и, в конечном счете, «отсутствию культуры как универсальной нормы», «выпячиванию расовых особенностей в противовес ценностям интегративным, надэтническим». Мультикультурализм предлагает интеграцию культур без их слияния, так как попытки проводить стратегию ассимиляции в полиэтничной (многонациональной) среде практически повсеместно принесли с собой массу общеизвестных негативных результатов. Проявление мультикультурализма в литературе Один из главнейших факторов, формирующий мультикультурность художественного мира современных писателей – миграция. Мигранты меняют свою идеологию в процессе освоения непривычного, чужого пространства, они образуют новые индивидуальности в общественной и личной жизни. Многие писатели стали ставить в центр своего произведения героя-мигранта и тему миграции. Также большую роль в становлении в литературе нового, мультикультурного мира сыграли писатели-мигранты. Вынужденные по каким-либо причинам сменить свое культурное окружение и пропустить через свое творческое сознание непростой процесс аккультурации, они часто создавали произведения с некими специфическими признаками, которые можно объединить под общим названием «кросс-культурная литература». В основном, это литераторы, прибывающие из бывших колоний в метрополию, в центр, к которому они приспосабливаются не всегда легко, постоянно рефлектируя по поводу оставленной родины. Распространенной метафорой для писателей-мигрантов стала метафора метафизического и эмоционального колебания между центром и периферией. Герой кросс-культурной литературы, как правило, обладает переходной, двойственной идентичностью, как бы расположенной «где-то между», «над схваткой», и в состоянии переходности он отражает противоречивость оппозиции «принадлежности — непринадлежности» к той или иной нации. Английская литература Можно выделить две модели построения английского мультикультурного романа: 1) по модели линейного нарратива, представляющего «прямой» взгляд на историю и воспроизведение действительности реалистическими способами; 2) по модели постмодернистской, в которой мультикультурное пространство предстает раздробленным и изломанным, гетерогенным и гибридным. Воплощением первой модели представляется творчество В. Найпола, склонного к ровному повествованию, имитирующему классический реалистический стиль. Характеры его проходят все стадии развития, известные по классическому жанру «романа воспитания чувств» XIX века. Вторую модель можно проиллюстрировать, к примеру, романом С. Рушди «Дети полуночи» (1981), герой которого Салим Синай обладает фрагментарным сознанием, проистекающим из ненадежной памяти. Также для мультикультурной английской литературы большое значение имеет символика, связанная с мифологемой «английской книги», которая играет роль источника сюжетов и фундаментом системы образов. Известные классические образы английской литературы приобретают у мультикультурных писателей масштабы философских категорий. Американская литература Особенность американского общества как исторически складывавшегося мультиэтнического общества на иммигрантских основах особенно заметна стала в ХХ веке. Литература США – это полуторавековая история афро- и азиато-американской литератур, литературы коренных американцев , мексикано-американцев (чиканос) и европейских иммигрантов. Однако долгое время это своеобразие оставалось поглощенным в плавильном тигле, и только конец ХХ века стал эпохой этнических и региональных ренессансов. Мультикультурализм в США уникален: во-первых, развитие колоний в самостоятельное независимое государство происходило в рекордно короткие сроки. Во-вторых, в США представлены все существующие на Земле расы и множество этносов. В-третьих, американская культура всегда характеризовалась особым отношением к проблемам региональной, этнической, расовой идентификации. Основой американского мультикультурализма стало стремление каждого этноса к сохранению своих традиций и особенностей в рамках единой национальной американской культуры. Основной особенностью американской мультикультурной парадигмы является то, что родным языком писателей, независимо от их этнического происхождения, остается английский. На нем они создают свои произведения, что позволяет относить их к общенациональной литературе США. В тоже время они привносят в нее колорит собственных этнокультур. Важным пластом мультикультурной литературы США является литература «мейнстрима», которая раньше характеризовалась формулой WASP (White Anglo-Saxon Protestant). Сейчас к «мейнстриму» примыкают авторы различных расово-этнических и религиозно-конфессиональных групп. |