микеладзе вино коты. Покаяния и сохранения личной и социальной памяти в современной литературе. 80
Скачать 467.08 Kb.
|
3. Критика современной цивилизации в лит. рубежа 20-21 вв. ПримерыНемного водички + Уэльбек (лекция), Рэй Бредбери, Кен Кизи (можно добавить других авторов, ибо современную цивилизацию критиковали почти все из нашего списка) Современная западная цивилизация — «цивилизация, околдованная вещами», целью которой является максимальное удовлетворение постоянно растущих и меняющихся витальных потребностей. Представитель западной цивилизации мировоззренчески ориентирован на удовольствие, и, следовательно, она является цивилизацией гедонистической. Большинство исследователей приходят к убеждению, что постмодернизм в отношении критики современной цивилизации связан с ощущением растерянности, с которым столкнулся человек позднебуржуазного (постиндустриального) общества, когда нарастает угроза самому существованию человечества в век декларируемой свободы и демократии, успехов науки техники, усиления мощи средств массовой информации, ведущих к тоталитаризму, к потере иллюзий на всемерное процветание буржуазного общества и, как следствие, фальши, пустоты в человеческих отношениях. Это своего рода постантропологическая эпоха, для которой характерен отказ от идеи человека как высшей ценности, дающей ориентиры для общественного развития. Результатом постантропологического мышления становится то, что различные социальные институты обретают большую ценность, чем человек. Эта философия представляет собой попытку концептуального освоения политического опыта XX в. и преодоление кризиса идентичности, в основе мыслительной парадигмы постмодерна лежит неприятие любых принципов единства, универсализма и иерархичности, утверждение плюралистичности, локальности, темпоральности и децентрации бытия. ! Сюда же можно вставить про глобализацию. Глобализация – это в контексте социальной критики почти всегда плохо (потому что все едят в маке и ходят с айфонами – условно) Больше всего по этой теме нагадил, конечно, Уэльбек. Дальше лекция В его книгах сочетаются истории людей, личные высказывания героя-рассказчика (эссе), а также иронически поданные философские и наукообразные рассуждения. Книги полны беспросветного пессимизма по поводу нашей прекрасной жизни. У него было печальное детство, не сложилась семейная жизнь – в общем, все причины, чтобы стать тотальным мизантропом. И тут мы обращаемся к лекции, потому что больше нам обращаться не к чему. И мы с трагическими лицами рассуждаем о глобализации и гибели Европы, а я вставляю просто кусок лекции. Начиная с «Расширения пространства борьбы» (1994) - образа молодого европейца, постепенно погружавшегося в безумие, вплоть до «Покорности» (2015), в которой прямо констатируется гибель европейского мира как совершившийся факт, который старчески покорно уступает своё пространство географическое, духовное, ценностное молодому и настойчивому исламскому миру. В чем проявляется критика современной цивилизации: 1) критика общества потребления (коммерциализация всего); 2) самоубийство европейской цивилизации (в том числе через развитие науки в этой цивилизации); 3) критика либеральных свобод (сексуальных свобод - главная причина гибели цивилизации, и личной свободы, губительной для любого коллективного действия); 4) крах западного мультикультурного общества; 5) порочный культ молодости, красоты и здоровья, выбрасывающий на обочину значительную часть общества; 6) сектанство в мире без Бога; 7) творческое оскудение современных художников, в том числе писателей (хотя литература, по его мнению, ещё в неплохом здравии, в сравнении с другими искусствами). Уже в романе «Элементарные частицы» (1998) - проект утопии с явно тоталитарными частями. Роман заканчивается эпилогом, написанным в отдаленном будущем. Один из главных учёных Мишель Дзержинский открыл безупречную комбинацию генов, которую можно клонировать. Так на земле возникла новая популяция существ, свободных от недостатков: индивидуализм, половое влечение, болезни. Такой финал прямо отсылает к антиутопиям Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» и «Остров». Последний роман Уэльбека «Покорность» критики уподобили роману «1984» Оруэлла. С конца 90-х гг. Уэльбека периодически обвиняли в фашизме, так как сочетание антикапитализма и антилиберализма характерно для всякой фашистской идеологии. Элементарные частицы в заглавии - это люди, сформированные обществом потребления, рекламой, маркетинговой стратегией. Атомы без лица, без души, без смысла жизни, без желаний (покупать товары - базарные желания). Человек супермаркета - так Уэльбек называет этот тип. Для такого человека характерен избыток индивидуализма при недостатке индивидуальности. Пустые депрессивные потомки тех, кто делал Красный Май (1968) и сексуальную революцию, но не пошёл в протесте дальше. С тех пор, с конца 1990-х гг, Уэльбек полюбил маску мрачного пророка гибели Европы. Распадающийся на части мир индивида. Мир, которым правит рынок и механизмы. Техника. Этот растленный вектор западная цивилизация приобрела в 60-70-е гг., а его Франция или Европа - модель всего западного мира. Мечтой 60-х гг. было преодоление отчуждения и одиночества в общении, коммуне, где все общее (в том числе и секс), где вместе воспитывают детей и помогают достойно встречать старость и смерть – в романе «Край чудес» Уэльбек беспощадно развенчивает эти мечтания. Гедонизм не выводит из тупика, а лишь умножает порочность. Роман Уэльбека стал первым во французской литературе воплощением новейшего эсхатологического самоубийства Европы. Эстетические установки: почти непреодолимое стремление изобрести новый тип письма. Уэльбек выбирает монотонный бесстрастный способ повествования. Клональное письмо - буквально и метафорически. Сам роман написан одним из созданных клонов (автор-герой). Эссе - максимально свободная форма. Уэльбек от души наполняет свои произведения текстами из разных областей науки (про что написано плюс уровень формы). Писатель старательно выстраивает свои тексты в соответствии с законами точных наук - анатомии и медицины. Дальше следует то, что, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, относится к этой теме. Мое мнение – не обязательно правильное. Рэй Бредбери, «451 по Фаренгейту» -общество без культурных ценностей, следовательно – без души -общество высокой скорости жизни, стремления заполнить каждую свободную минуту шумом (телевизионные стены дома, которые погружают жену Монтэга в иллюзию семьи, существование без цели и смысла) – мы так быстро и глупо живем, что нам некогда даже подумать -все в этом обществе стремится к гибели: жена Монтэга хочет покончить с собой, брандмейстер Битти хочет, чтобы Монтэг убил его из огнемета, женщина в момент, когда пожарные приходят к ней жечь книги, принимает решение сгореть вместе с ними. Вывод – художественная реальность «Фаренгейта» нежизнеспособна, социальная среда, доведенная до отчаяния диктатурой общества потребления и отказом от культуры, убивает сама себя -Бредбери подводит печальный итог своей антиутопии: на город Монтэга падает бомба. Это общество не существовало как живой организм в метафизическом смысле и ему не должно существовать в физическом -главное у Бредбери: мир может выжить, если откажется от деградации, самоотупления и бесконечного потребления в пользу сохранения культурных ценностей, наследия мыслителей, если прислушается к тому, как жил и мыслил человек до наступления нашего разрушительного века -мир Бредбери – это мир, который постоянно находится в состоянии войны и никто уже не обращает на это внимание. На секундочку, с конца прошлого века войны не прекращаются в реальности (Чечня, Афганистан, Вьетнам, Сирия бла бла бла терроризм). Войну ведем не мы, но она ведет нас к концу света. Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом» -Пациенты психиатрической больницы – здоровые люди, но неспособные приспособиться к «нормальной» американской жизни. Все, что не подходит под стандарты Американской мечты, отправляется на помойку, за пределы общества. Все эти люди в психушке «кролики» и не могут постоять за себя, а этот мир "создан для волков", как объясняет новичку Макмерфи "главный псих" отделения Хардинг. Один из них (Билли Биббит) заика и болезненно застенчив, другой (Хардинг) мучается чувством неполноценности из-за измен своей жены и т.д. - При более внимательном прочтении уже эта, сама по себе острая и неожиданная ситуация поворачивается новой стороной, обнаруживая обобщающий, иносказательный план повествования. Психиатрическая клиника, описанная в романе, очень современная, с мягкими креслами, с телевидением, радио, с вежливым персоналом и самоуправлением совета больных — это маленькая модель общества потребления, Америки вообще. Не случайно состав пациентов и персонала пестр в этническом и социальном отношении. Здесь и индеец, и американцы шведского, ирландского, шотландского происхождения, негры-санитары и одна из медсестер — японка. - Среди пациентов есть и старики, и молодые, люди с университетским дипломом (Хардинг) и вообще без образования (Джордж-рукомойник). Все они пользуются одинаковыми правами: их прекрасно кормят, водят на прогулки и содержат в чистоте. Многие из них отдают себе отчет в том, что их "свободный выбор" — лишь иллюзия свободы, что их "самоуправление" — фикция, что их жизнь — подобие жизни. Но это плата за комфорт и отсутствие забот. Непомерная плата, как выясняется по ходу действия, ибо здесь ежедневно и ежечасно совершается духовное убийство. Все нестандартные, но живые люди, собравшиеся в клинике, подвергаются чудовищному прессингу, постоянной психологической обработке, цель которой якобы адаптация к условиям общественного бытия, а на деле — стандартизация и нивелировка личности. - Чтобы нивелировать человека, нужно сначала унизить, растоптать его, чему и подчинено все в отделении — железный распорядок дня, вечно грохочущее радио, неусыпный надзор за больными и групповые "терапевтические" обсуждения интимных сторон жизни каждого из пациентов. Наконец, этому служит сама угроза применения радикальных средств "вправления мозгов" — электрошока и лоботомии. Их применяют только к тем, кто не поддается нивелировке и продолжает "выламываться из системы", таким, как главный герой романа Макмерфи. Всего этого достаточно, чтобы держать людей в "кроличьем" состоянии. Они становятся стандартными и легкоуправляемыми. Вот какова она, Америка начала 60-х, — утверждает автор, — взгляните, американцы, и замрите от ужаса! - Герой Кизи – Макмерфи – не согласен подчиняться системе. Собой он олицетворяет силу и движение к свободе. Он возбуждает в других пациентах желание вырваться из "гнезда" и прокладывать свой путь. Но система настолько приучила их нуждаться в своей опеке, что те не представляют жизни на свободе, жизнь за стенами поликлиники кажется им недоброжелательной и даже опасной "– Мистер Макмерфи... Друг мой... Я не курица, я кролик. Врач – кролик. Вот Чесвик – кролик, Билли Биббит – кролик. Все мы тут кролики разных возрастов и категорий и скачем – прыг-скок – по стране Уолта Диснея. Только поймите меня правильно, мы здесь не потому, что мы кролики – кроликами мы были бы повсюду, – мы здесь потому, что не можем приспособиться к нашему кроличьему положению. Нам нужен хороший волчище вроде сестры – чтобы знали свое место.". |