Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности Ионеско

  • Порочный круг.

  • Его театр - это мечта о языке. Не разрушение, не надругательство, а мечта о языке, чистом, возрожденном, без мусора, штампов и клише. О живом языке

  • Носороги

  • микеладзе вино коты. Покаяния и сохранения личной и социальной памяти в современной литературе. 80


    Скачать 467.08 Kb.
    НазваниеПокаяния и сохранения личной и социальной памяти в современной литературе. 80
    Дата25.11.2022
    Размер467.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламикеладзе вино коты.docx
    ТипДокументы
    #812750
    страница6 из 27
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

    6. Проблема отчуждения, идеологического насилия и утраты коммуникации в современной литературе


    Основной закон истории - отставание человека от человечества. Возрастают диспропорции между развитием человеческой индивидуальности, ограниченной биологическим возрастом, и социально-технологическим развитием человечества, для которого пока не видно предела во времени. Увеличение возраста человечества не сопровождается столь же значительным увеличением индивидуальной продолжительности жизни. С каждым поколением на личность наваливается все более тяжелый груз знаний и впечатлений, которые были накоплены предыдущими веками и которые она не в состоянии усвоить.

    Отсюда - проблема отчуждения, поставленная девятнадцатым веком, и проблема утраты реальности, поставленная веком двадцатым. Марксизм, экзистенциализм, постмодернизм решают, в сущности, одну проблему: растущую диспропорцию между человечеством и человеком, видом и индивидом, которая формулируется то как "отчуждение" и "проклятие частной собственности", то как "некоммуникабельность" и "царство абсурда", то как "гибель реального" и "царство симулякров". XIX век еще сохранял парадигму "подлинной реальности", то есть совокупного накопленного труда человечества, который, несмотря на превращенную форму частной собственности, революционным путем может быть расколдован и возвращен человеку (Марксова теория самоотчуждения и последующего присвоения сущностных трудовых сил). В экзистенциализме начала - середины ХХ века разрыв человека с человечеством обретает этико-психологические очертания - как неизбывное одиночество индивида, невозможность общения, бессмысленность бытия, кризис "сущностной, родовой" основы личности. Наконец, постмодерн на исходе ХХ века снимает проблему отчуждения тем, что снимает саму проблему реальности. Реальность не просто отчуждается, овеществляется или обессмысливается - она исчезает, а вместе с ней исчезает и общий субстрат человеческого опыта, заменяясь множеством знаково произвольных и относительных картин мира. Каждая раса, культура, пол, возраст, местность, индивид создают свою "реальность" - само это слово в современных гуманитарных науках редко употребляется без кавычек.

    Но заключение в кавычки - всего лишь бессильная месть человека той реальности, которая все больше и лучше обходится без него. И отчуждение реальности от человека, и, далее, исчезновение самой реальности - ступени одного поступательного процесса, в котором сумма всей информации, выработанной человечеством, делается все менее доступна отдельному индивиду. Этот процесс совершается не в арифметической, а в геометрической прогрессии; развитие человечества - информационное, технологическое - непрерывно ускоряется по экспоненте. Та сумма знаний и то количество "новостей", которые накапливались в течение всего XVI или XVII века, теперь поставляются в одну неделю, то есть темп производства информации возрастает в тысячи раз - и это при том, что и информация, накопленная всеми предыдущими временами, также непрерывно суммируется и обновляется в составе новых информационных ресурсов. Получается, что человек рубежа ХХ-XXI столетий вынужден за свою жизнь воспринять в десятки тысяч раз больше информации, чем его предок всего лишь 300 - 400 лет назад.

    +

    Ионеско (из лекций): Особенности Ионеско как писателя-абсурдиста - эксперименты с языком. Современный язык - это ярчайший символ человеческого взаимонепонимания. В то время как в идеале он призван являться главным средством коммуникации, он должен быть исполнен смысла. Но эпоха, имеющая уши, смотрящая ушами, уходит в прошлое, отчасти потому, что мы сами подменили понятия. Порочный круг.
    Жан-Поль Сартр: рожденный вне Франции Ионеско, рассматривает наш язык как бы на расстоянии. Он открывает в нем общие места, рутину. Абсурдность языка в "Лысой певице". Не хочется даже разговаривать. И изнутри ... Оставляет только междометия. Его театр - это мечта о языке. Не разрушение, не надругательство, а мечта о языке, чистом, возрожденном, без мусора, штампов и клише. О живом языке.
    Ионеско и Беккет разрушают язык - неверно! Их эксперименты ограничиваются магнитофонной прозой, имитация эффекта заезженной пластинки, каламбура, пародируют логику обычного мышления, достигая эффекта отчуждения, но не затрагивая саму структуру языка. Но все же "сделать язык предметом театра, почти персонажем, сделать так, чтобы он вызывал смех, значит вдохнуть безумие в самые банальные отношения (?)".

    Показателен рассказ Ионеско о его первом драматическом опыте. 10-летним мальчиком он из книг и фильмов уразумел, что французский язык - самый прекрасный на свете, а французские солдаты - самые сильные. Пьеса "За родину" - о трагедии французского солдата. Переехал на родину - превосходство румынского языка и солдат над всеми прочими. Просто перевел дословно свою французскую пьесу. Понял насаждаемую идеологию - это сравнимо с распространением эпидемии, всеобщим безумием. В действительности нет ничего, что можно оправдать плохим историческим моментом.
    "Носороги" (1956) - пьеса-предупреждение об опасности превращения обывателей под действием какого-либо массового психоза (фашизм, сталинизм, та или иная охота на ведьм), опасности превращения обывателей в диких носорогов, толстокожих зверей. В этой пьесе автор пытался демистифицировать любую идеологию как следствие превращения людей в стадо. В первой постановке Жана Луи Баро носорожья болезнь прямо ассоциировалась с коричневой душой (фашизм), в речи слышались мелодии Лили Мардиг и маршей Вермахта.
    Замысел - устный рассказ Дени Дережмон (швейцарский психолог), который оказался свидетелем сходки фашистов в Нюрнберге в 1930-х гг. Он с ужасом наблюдал, как на практике работают технологии массового зомбирования. Огромная толпа людей на глазах превращается в обезумевшее стадо диких зверей. Из этого впечатления и катастрофичных последствий (новая мировая война) родился замысел "Носорогов".
    У Ионеско всегда вызывает отвращение культ железной логики прогресса и пользы (прагматизма), воспринятого 20 веком у века 19, и оправдывающего малые жертвы во имя большой общей пользы. Терпеть не может идеологически готовых понятий и железобетонную логику - они элементы пародии. "Если у Сократа 4 конечности, значит он - кошка".
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


    написать администратору сайта