вопросы. 1. Основные направления государственной культурной политики современной России
Скачать 44.5 Kb.
|
1. Основные направления государственной культурной политики современной России. Сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, системы творческого и художественного образования, обеспечение преемственности развития российской культуры, наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций, содействие развитию отечественной кинематографии; обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве; формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества; формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества. Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на "свободную профессию"; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны. Управленческая деятельность в области культуры осуществляется Правительством Российской Федерации, системой федеральных и иных органов исполнительной власти. Правительство обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации. Текущее государственное управление отраслью культуры осуществляет Министерство культуры и массовых коммуникаций. Основными задачами Министерства являются: осуществление в сфере культуры государственной политики, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия; определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры. Ввиду многонациональной территорий РФ не менее важной задачей является содействие развитию национальных культур народов России. 2. Культурное наследие народов Российской Федерации Культурное наследие народов РФ — это ценные с исторической и культурной точки зрения материальные и духовные объекты, являющиеся национальным достоянием. Историко-культурные объекты делятся по уровню значимости на 3 категории: Федеральные (имеют общероссийское значение). Например, Казанский собор в Санкт-Петербурге — памятник федерального значения. Это грандиозное сооружение, символизирующее воинскую славу России. Региональные (выделяются на уровни области, края). Пример: дача Юхневича на Карельском перешейке — объект наследия регионального значения. Это прекрасный образец деревянной архитектуры в стиле модерн. Местные (муниципальные). Пример: в 2020 г. богадельня, училище и управа в старинной части Ярославля были признаны памятниками местного значения. По количеству включенных объектов классифицируются на 3 группы: Наряду с видами и категориями объектов культурного наследия в российском законодательстве выделяются особо ценные объекты культурного наследия. К ним относятся расположенные на территории Российской Федерации историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства. 3. Региональная культурная политика Региональная культурная политика представляет собой, с одной стороны, определенный уровень реализации государственной культурной политики. С другой – выступает как самостоятельная область деятельности по изучению и развитию историко-культурной самобытности территории, определению и эффективному использованию имеющихся в регионе ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.), разработке и реализации региональных программ поддержки и развития сферы культуры. Поскольку для России характерно чрезвычайно высокое разнообразие территорий, отличающихся по этническому составу населения, природно-ландшафтным, климатическим характеристикам, традициям, ремеслам, промыслам и другим составляющим культурную уникальность и самобытность конкретной области, края, района, то разработка региональной культурной политики становится по актуальности в один ряд с политикой федеральной Категория “региональная культурная политика” вбирает в себя ряд понятий, раскрывающих особенности данного феномена и одновременно позволяющих обрести целостное представление о его сущности, специфике, механизмах. К таким понятиям относятся: цели региональной культурной политики, субъект политики, ее средства, механизмы выработки и реализации, критерии эффективности и др. Основная цель региональной культурной политики – стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для оптимального соотношения традиционных и инновационных элементов культуры путем использования экономических механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов территории. Эта цель может модифицироваться и уточняться на каждом из уровней выработки и реализации культурной политики, применительно к ее различным объектам, однако ее генеральная направленность остается единой для всех регионов: поддержка системы институциональных и неинституциональных условий, обеспечивающих оптимальность процессов создания, сохранения, распространения и потребления культурных ценностей и эффективное функционирование соответствующих социально-культурных институтов. 4. Памятники первобытной культуры. Первые шаги в области изобразительного искусства связаны с появлением насечки на кости и камне и первых украшений, круглой скульптуры, изображений, выгравированных и написанных красками на каменных плитах, графических и живописных изображений на стенах пещер, петроглифов в пещерах, декоративных предметов и орнаментов на предметах. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура, наскальная графика и живопись, декоративно-прикладное искусство (глиняная посуда и украшения). Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре, названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «палеолетические венеры» – фигурки женщин высотой 10–15 см, обычно подчеркнуто массивных форм, найденные во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и других районах мира. В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянках. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках. Первобытный художник пользовался минеральными красками: желтой, красной и желто-коричневой охрой (окисью марганца), сажей, мергелем (осадочной горной породой) и примитивными кистями (клок шерсти, пучок травы) или непосредственно рукой. Краска растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений. Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и, по всей вероятности, дерева. Почти все сюжеты посвящены животным, на которых человек охотился (олень, мамонт, бык, бизон, лошадь, медведь, лев). Встречается изображение человека, преимущественно женщины. Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет. Изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. 5. Особенности культуры Древнего Египта. Основной доминантой культуры Древнего Египта была ориентация на вечность. Этой идеей была проникнута египетская религия, ей были подчинены обряды, в том числе обряды мумификации, помогающие умершему вступить в вечность, а также архитектура, изобразительное искусство и литература. Своеобразие древнеегипетской культуры определили: · раннее зарождение классовых отношений и государственности; · изолированное географическое положение страны; · тесная связь искусства и религиозного культа, особенно заупокойного ритуала. Древнеегипетская цивилизация возникла в результате объединения правителем первой династии Миной в единое государство отдельных соседских общин — номов. Религия. Религия Древнего Египта была политеистической. В Египте существовал культ животных, священным животным поклонялись, после смерти их тела бальзамировали и погребали в саркофагах при храмах. Звероподобными были и многие боги египтян: бог Солнца Ра мог предстать бараноголовым, владыка царства мертвых Анубис имел облик шакала, покровитель власти фараонов бог Гор выступал как антропоморфное существо с головой сокола, богиня войны Сохмет была львиноголовой, бог мудрости Тот имел голову ибиса, бог водной пучины Себек — крокодила. Богиня Небет представала в облике стервятника, превратник царства Осириса Хенти реку — в облике женщины с головой гиппопотама, богиня Серкет — со стилизованным скорпионом на голове. Фараонов, которые причислялись к богам еще при жизни, часто изображали в виде сфинкса — льва с головой человека. Могущество фараона было так велико, что и после смерти он продолжал поражать воображение размерами своей усыпальницы — пирамиды, ставшей символом Египта и средоточием его достижений. 6. Культура и искусство древних цивилизаций Месопотамии. Культура Двуречья (Месопотамии)возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н. э. до середины VI века до н. э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов, и потому была многослойной. Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге; ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии. Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загадкой. Известно только, что в IV тыс. до н. э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. Именно шумеры, по мнению большинства современных востоковедов, являются родоначальниками всей вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первые в мире поэмы, составили первый в мире библиотечный каталог, авторы первых медицинских книг. 7. Художественная культура Древней Греции. Культура Древней Греции — это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка. Вершина её классического наследия относится ко времени Афинской демократии. В числе её главных особенностей отмечают её глубоко общественный характер. Культура Древней Греции стала прародителем не только литературы и философии, но также и религии, искусств: архитектуры, скульптуры и т.д. Именно по этим причинам она заслуживает более глубоко и подробного рассмотрения .Искусство Древней Греции знаменует один из высочайших взлетов в культурном развитии человечества. В своем творчестве греки использовали опыт более древних художественных культур, и в первую очередь эгейского искусства. История собственно древнегреческого искусства начинается после падения Микен и дорийского переселения и охватывает XI-1 вв. до н. э. В историко-художественном процессе древнегреческого искусства обычно выделяют четыре этапа, которые соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции. Первый период — гомеровский (XI-VIII вв. до н. э.) — в развитии собственно греческого искусства совпадает с последней стадией первобытнообщинного строя. Наиболее ярко эта эпоха отражена в поэмах Гомера, именем которого ее и принято называть. Период VIII-VI вв. до н. э. — время формирования греческого рабовладельческого общества и государства. Развитие производительных сил привело к значительным успехам в сельском хозяйстве, ремесле, горнорудном деле, кораблестроении и мореходстве, расширению торговли и появлению денег. В этот же период происходят большие сдвиги в культурной жизни древних греков. В конце VII — начале VI в. до н. э. в греческой науке зарождаются «наука всех наук» — философия, греческая поэзия, театр и литература для театра. Греки плодотворно используют более высокую в те времена культуру стран Древнего Востока (Египта, Передней Азии). В ионийских городах в VIII в. до н. э. сложился алфавит, заимствованный из финикийского. С Востока же был перенесен способ отливки статуй из металла. Влияние искусства Египта, Ассирии, Финикии проявляется в пластике, живописи, особенно в вазовой росписи, декоративный стиль которой получил название «ориентализирующий». Фантастические звери, восточные декоративные мотивы (плетенка, пальметта, лотос), некоторые композиционные приемы, прически, даже тип лица воспринимаются и перерабатываются греческими мастерами. Второй период — архаика (VII-VI вв. до н. э.) — время постепенного формирования классового рабовладельческого общества, колонизации греками побережья Средиземного и Черного морей. Архаическая эпоха была временем зарождения античного реализма. Искусству архаики свойственны цельность, в какой-то мере утраченная классикой, и человечность, неведомая древнейшим культурам. Классика (V — первые три четверти IV в. до н. э.) — третий период, художественные устремления которого воплотились наиболее ярко и последовательно в творчестве аттических мастеров. Их деятельность имела огромное значение для всей Греции, ибо роль Афин в жизни Эллады в эпоху классики неизмеримо возросла. Афины, став во главе борьбы греков за независимость во время греко-персидских войн (500-440 гг. до н. э.) и объединив под своей эгидой ряд полисов, превращаются в политический и культурный центр Эллады. Социальной почвой искусства классики была рабовладельческая демократия, утвердившаяся в Афинах к концу VI в. до н. э. Ее победа в значительной мере способствовала развитию прогрессивных тенденций в идеологии, торжеству реалистических принципов в искусстве, художественных демократических вкусов. Начавший складываться еще в эпоху архаики гражданский эстетический идеал был ясно сформулирован искусством классики и стал основным его содержанием. Главной темой классического искусства становится человек, наделенный совершенными физическими и моральными качествами. Величайший расцвет классики V-IV вв. до н. э. не был бы возможен без тех больших достижений на пути реалистического искусства, которых достигли греческие художники VI в. до н. э. В период эллинизма (четвертая четверть IV — I в. до н. э.) область распространения древнегреческого искусства выходит далеко за пределы современной Греции, охватывая Фракию на Балканах, западную часть Малой Азии, многие острова и прибрежные пункты на Средиземном и Черном морях, где находились греческие колонии. После походов Александра Македонского художественная греческая культура распространилась по всему Ближнему Востоку. Влияние греческого искусства распространилось далеко за пределы Греции, оно ощущалось в течение долгих веков и сохранилось до наших дней. Греки сменили народы, ранее населяющие материковую Грецию и острова; они сформировались как нация примерно к VIII в. до н. э. Отличительной чертой греков было стремление к независимости. Несмотря на то, что они говорили на одном языке и имели общую религию, их города постоянно соперничали и воевали друг с другом. Древнегреческая демократия была в сущности олигархией, свободные граждане составляли незначительное меньшинство по сравнению с массой рабов и метеков. Греки начали основывать колонии на востоке и западе в VII в. до н. э. Их поселения служили источником распространения эллинской культуры. Богатые греческие купцы из далеких колоний, не довольствуясь товарами из метрополии, заказывали различные изделия местным ремесленникам, что приводило к созданию самобытных школ, в частности, в керамике. 8. Художественная культура Древнего Рима. Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский орден, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера. Но основным было все-таки влияние греческого искусства. Говоря словами Горация, «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила». Основные принципы художественной культуры двух народов были в своих истоках различны. Прекрасное, «надлежащая мера во всем», было для грека и идеалом и принципом культуры. Греки как уже отмечалось, признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римской жизни определялся этой великой мощью. Личные таланты не выдвигались и не культивировались — социальная установка была совсем другая. Отсюда и формула исследователей римской культуры: «великие деяния были совершены римлянами, но среди них не было великих людей» — великих художников, архитекторов, скульпторов. Уточним — не было равных по значимости гениям античной Греции. Сила государства выразилась прежде всего в строительстве. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохи мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Они переработали принципы греческой архитектуры и прежде всего ордерной системы. Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основы греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений, и рядом — нищие лачуги бедняков, тесные кривые улочки и городские трущобы. В области монументальной скульптуры римляне остались далеко позади греков и не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторические рельеф, который составил важнейшую часть архитектурного декора. Лучшим в наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельный вид творчества он прослеживался с начала 1 века до н. э. Римляне явились авторами нового понимания этого жанра. Они, в отличие от греческих скульпторов, пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщить наблюдения в определенной художественной форме. Римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов. Идеалом эпохи был мудрый и волевой римлянин Катон — человек практического склада ума, хранитель строгих нравов. Примером подобного образа служит остро индивидуальный портрет римлянина с худым асимметричным лицом, с напряженным взором и скептической улыбкой. Гражданские идеалы республиканской поры воплощены в монументальных портретах в рост — статуях Тогатуса («Облаченный в тогу»), обычно изображенного стоящим прямо, в позе оратора. Известная статуя «Оратор» (начало 1 века до н. э.), изображает римского или этрусского магистра в момент обращения с речью к согражданам. 9. Художественная культура эпохи Средневековья. Художественная культура Средневековья хронологически следует непосредственно за античной и занимает исключительное место в общемировом развитии культуры. Когда возникает мысль о средних веках, мы представляем себе рыцарские замки и готические соборы, крестовые походы и феодальные усобицы, костры инквизиции и рыцарские турниры... "Средневековье" нередко становится синонимом всего мрачного и реакционного, оно как бы поглощено густой тенью, отбрасываемой, с одной стороны, античностью, с другой, – Возрождением. Но именно в средние века зародились европейские нации и сформировались современные государства, сложились основы современных языков. И именно к эпохе Средневековья восходят многие из культурных ценностей, которые легли в основу мировой цивилизации. Начало развития средневекового этапа художественной культуры относится к концу V века н.э., ознаменованного падением последнего в Европе античного рабовладельческого государства Западной Римской империи (476 г.). Завершение эпохи средних веков связано с падением Константинополя, центра Восточной Римской империи, Византии (1453 г.), что означало наступление эпохи Возрождения. Художественная культура Средневековья в своем развитии прошла два периода: 1 – культура XI – XII вв., характеризующаяся влиянием религиозного мировоззрения, отсюда - существование клерикальной литературы и других видов искусства; 2 – культура XII – XV вв., связанная с расцветом средневековых городов и формированием городского искусства. Прежде всего следует охарактеризовать те ценностные ориентации и критерии, этические и эстетические принципы, которые легли в основу жизни и мироощущения человека средних веков, определили направленность развития искусства этого времени, отразились в содержании и форме произведений художественного творчества. В отличие от античности с ее культом языческих богов, когда боги очеловечивались, а люди считали себя настолько сильными и мудрыми, что могли спорить с обитателями Олимпа, мыслители Средневековья были ориентированы на постижение Бога-творца видимого мира, который существует не сам по себе, а лишь как средство постижения божественного разума. И ход истории постигался только как осуществление Божьего замысла. В связи с этим средневековые мастера, художники и писатели, обращали свои взоры не столько к окружающему их зримому миру, сколько к миру потустороннему, а содержание таких этических категорий, как справедливость, добро и т.д., рассматривалось в плане их соответствия конечной цели – спасению души. Наиболее распространенный жанр литературных произведений этого периода – жития святых, типичный образец архитектуры – собор, в живописи – икона, в скульптуре – персонажи Священного писания. В этих произведениях средневекового искусства человек существовал как венец творения, созданный по образу и подобию Божьему, все прочие творения были ради него. Но в теории средневекового христианства человек не приобретал самостоятельного значения: своим существованием он прославлял Бога. Так складывалось понятие личности, находившейся в противоречивой ситуации. С одной стороны, человек провозглашался подобным Богу, своему творцу. С другой стороны, человек – раб Божий; служение Богу, возвышающее человека, в то же время требует смирения, подавления личных склонностей, противоречащих идеалам христианства. Поскольку искупление возможно лишь в ином мире, то свободное развитие личности исключено. И хотя теологи подчеркивали, что личность человека представляет собой единство души и тела, основное внимание должно было уделяться душе, ибо душа принадлежит вечности. Эстетический мир Средневековья был организован вокруг фигуры Христа. Использование христианской мифологии было регламентировано авторитетом Священного писания. Библии. Библия (греч. biblia, букв. – книги) – собрание древних текстов, утвержденное религиозной традицией в качестве Священного писания ("боговдохновенной" книги) иудаистов и христиан. В Библии – две части: более древняя по времени создания и большая по объему, признаваемая и теми и другими, получила название Ветхий Завет. Другая часть, созданная уже во времена христианства и признаваемая только христианами, называется Новым Заветом. "Завет" в христианской терминологии – мистический договор или союз, заключенный Богом в древние времена с одним народом (евреями) на основе исполнения закона, – это Ветхий Завет. Благодаря явлению Христа он был сменен Новым Заветом, заключенным уже со всеми народами на условиях служения "в духе и истине". Новый Завет состоит из памятников раннехристианской литературы II половины I века – нач. II в. В состав Нового Завета входит 4 Евангелия (т.е. "благовестия" о жизни и учении Христа), примыкающие к ним "Деяния апостолов" (о жизни иерусалимской общины и путешествиях апостола Павла), 21 послание (поучения в эпистолярной форме), "Откровение Иоанна Богослова", или Апокалипсис – предсказания о последней борьбе добра и зла в конце мира. Библия является не только источником религиозной догматики, используемым для культовых целей. Библейские образы и сюжеты оказали воздействие на развитие мировой культуры и христианского мира, и стран мусульманского Востока. Особенно велико это влияние было в средние века и эпоху Возрождения. Библия и сегодня доносит до нас этические, нравственные принципы, основанные на глубоком понимании духовности: провозглашает добро, милосердие, кротость, миролюбие, нравственную чистоту; осуждает зло, клятвоотступничество, измену в дружбе и любви, предательство, лицемерие и т.п. В эпоху Средневековья христианская тематика нашла воплощение в клерикальной (церковной) литературе, существовавшей в различных жанрах: житиях святых, легендах, "видениях" загробного мира и т.д. "Жития" – рассказы о жизни, благочестивых подвигах или страданиях людей, канонизированных христианской церковью. Это один из основных литературных жанров Средневековья. Жития сложились на основе сказаний о христианских мучениках в Римской империи (мартирологи), деяний апостолов (Библия) и других памятников ранней христианской литературы ("Житие Антония Великого", "Житие святого Алексия" и др.). Некоторые повествовали о воинских подвигах ("Житие Георгия Победоносца"). Наиболее полный сборник житий на латинском языке – "Золотая легенда", собранный итальянским монахом XIII века Иаковом де Борагине. К XIII – XV вв. в Европе сложились многочисленные сводные сборники христианских легенд, послуживших источником сюжетов для средневекового эпоса (в том числе, рыцарского романа), драмы, лирики и иконографии. Один из ведущих жанров средневекового искусства героические эпосы. Эпос (от греч. epos – слово, повествование, рассказ) – героическое повествование, содержащее целостную картину народной жизни, описание жизни и подвигов героев-богатырей. Народный героический эпос возник на основе традиций мифологического эпоса и богатырской сказки, позднее - исторических преданий. В архаических формах эпоса героика выступает еще в сказочно-мифологической оболочке, главные темы – борьба с чудовищами, сватовство к суженой, родовая месть. В классических формах эпоса богатыри-вожди и воины противостоят захватчикам, иноземным и иноверным угнетателям. В северных и северо-западных областях Европы, занятых скандинавами и кельтами, где черты родового строя сохранялись особенно долго, существовала почва для возникновения народных героических эпосов. Ирландский героический эпос (III – VIII вв.) первоначально имел прозаическую форму, поэтому его произведения назывались сагами (древнескандинавскогое segia – сказывать); впоследствии появились поэтические отрывки. Эти саги объединялись вокруг имени короля Конхобара и его племянника Кухулина – богатыря фантастической силы, совершавшего героические подвиги. Особое развитие героический эпос получил в Исландии. Мифология здесь отразила жизнь скандинавов "эпохи викингов" (IX – XI вв.). Наиболее древний памятник сборник "Эдда", составленный в XIII в. из народных эпических песен, создававшихся в IX – XII вв. В героических песнях "Эдцы" содержатся элементы, восходящие к преданиям древних германцев, но они переработаны в соответствии со скандинавским бытом и легендами. Таково сказание о подвигах Зигфрида (в "Эдде" – Сигурда), добывающего клад Нибелунгов. Древнеисландская литература включает в себя более позднюю поэзию скальдов (дружинных певцов), представляющую начальный этап развития авторства в поэзии. Но это дописьменная поэзия: древнейшие из дошедших до нас скальдических стихов были сочинены в первой половине IX в., т.е. за четыре столетия до того, как они могли быть записаны. Эгиль Скаллагримсон (сын Грима Лысого, исландского первопоселенца) – самый выдающийся из скальдов. Вот пример его поэтического т 10. Великие мастера эпохи Возрождения. 11. Западноевропейская художественная культура XVII-XVIII в. 12. Западноевропейская культура XIX века. 13. Художественная культура Киевской Руси. 14. Художественная культура России XVII- XVIII веков 15. Художественная культура России XIX века 16. Художественная культура XX-XXI веков. 17. Культурные ценности и нормы народов России. 18. Художественная культура народов России. 19. Народы России в системе современной отечественной культуры. 20. Этнокультурные особенности традиционной культуры народов европейской части России. 21. Этнокультурные особенности традиционной культуры народов Самобытные художественные традиции народов Поволжья. 22. Этнокультурные особенности традиционной культуры народов Юга России. 23. Этнокультурные особенности традиционной культуры народов Кавказа. 24. Этнокультурные особенности традиционной культуры народов Урала. 25. Этнокультурные особенности традиционной культуры народов Сибири, Севера и Дальнего Востока. 26. Актуальные задачи сохранения и развития традиций народной художественной культуры в современных условиях. 27. Основы теории народной художественной культуры. 28. Мифологические истоки НХК. 29. Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах. 30. Понятие о видах, жанрах и формах народного художественного творчества, их общая характеристика. 31. Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов. 32. Художественный мир народных игр. 33. Основные виды и жанры народного художественного творчества. 34. Методика преподавания специальных дисциплин как отрасль педагогической науки. 35. Этнодидактиктические основы преподавания специальных дисциплин в дополнительных образовательных учреждениях. 36. Этнокультурный компонент учебного плана в дополнительных образовательных учреждениях. 37. Методика разработки авторской программы по народной художественной культуре для школ. 38. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах для учреждений дополнительного образования. 39. Классификация методов обучения в методике преподавания народной художественной культуры. 40. Цели и задачи этнокультурного образования в России в современных условиях. 41. Основные этапы эволюции менеджмента и маркетинга. 42. Сущность и особенности менеджмента и маркетинга в этнокультурной сфере. 43. Роль менеджера в организации этнокультурной сферы. 44. Маркетинговые подходы к управлению организацией этнокультурной сферы. 45. Классификация этносов. 46. Коренные и малочисленные народы. 47. Этнос и культура. 48. Жанры фольклора. 49. Труд А.Я. Вагановой, его влияние на развитие хореографической педагогики. 50. Методика преподавания классического танца 51. Взаимосвязь хореографических дисциплин. 52. Методика проведения урока народного танца 53. Стили, школы, техники современного танца 54. Особенности построения урока современного танца 55. Особенности построения уроков бального танца 56. Музыкальное сопровождение уроков хореографических дисциплин. Особенности. 57. Задачи педагога при проведении уроков хореографических дисциплин 58. Методика организации педагогического процесса обучения бальной хореографии. 59. Методика построения тренажа современного бального танца. 60. Правила этикета на уроках современного бального танца. 61. Принципы отбора музыкального произведения для оформления урока бального танца. 62. Построение и принципы ведения урока по бальному танцу. 63. Характеристика специфики работы педагога бального танца. 64. Принципы, методы и формы начального обучения бального танца. 65. Требования к составлению положения о проведении конкурсов бального танца. 66. Характеристика требований к костюмам европейской программы для возрастных групп. 67. Характеристика требований к костюмам латиноамериканской программы для возрастных групп. 68. Отличительные черты европейской программы от латиноамериканской программы. 69. Взаимосвязь народного и классического танцев. 70. Характерные различия народного и классического танцев. 71. Деятели культуры в области народного танца. 72. Ведущие профессиональные ансамбли народного танца. 73. Русские народные танцы. 74. Украинские народные танцы. 75. Белорусские народные танцы. 76. Танцы народов Прибалтики. 77. Танцы народов Поволжья. 78. Молдавские народные танцы. 79. 5 звеньев создания хореографического произведения 80. Какими способностями должен обладать балетмейстер при постановке, хореографических номеров. 81. Методы при постановке в работе с исполнителями 82. Разделы записи танца. 83. Возрастные особенности в постановочной работе 84. Традиционные танцы эскимосов. 85. Традиционные танцы юкагиров. 86. Традиционные танцы эвенов. 87. Традиционные танцы эвенков. 88. Традиционные танцы юкагиров. 89. Традиционные танцы чукчей. 90. Традиционные танцы ительменов. 91. Традиционные танцы коряков. 92. Традиционные танцы долган. 93. Традиционные танцы якутов. 94. Варианты запевов кругового танца осуохай. 95. Ритуально – обрядовые танцы народов Арктики 96. Сюжет, смысл и содержание танцев народов Арктики 97. Этнорегиональные особенности традиционной танцевальной культуры народов Арктики. 98. Влияние природно – климатических условий на формирование особенностей традиционных танцев народов Арктики. 99. Подражательные танцы народов Арктики 100. Круговые танцы народов Арктики |