Главная страница

1. Основные особенности античной цивилизации, ее отличия от цивилизаций Древнего Востока


Скачать 0.56 Mb.
Название1. Основные особенности античной цивилизации, ее отличия от цивилизаций Древнего Востока
Дата23.03.2021
Размер0.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаotvety_idm_ch2.doc
ТипДокументы
#187252
страница4 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Пантикапей(Керчь) также был Милетской колонией, в 5 веке до н.э. стал столицей Боспорского царства (Боспором Киммерийским называли Керченский пролив). Боспорское царство было Греко-варварским образованием на периферии античного мира.

Третьим направлением было южное: Киренаика и Навкратис в Египте. В 8 веке Кирена (дорийцы). Она славилась плодородием. В Египте независимой греческой колонии возникнуть не могло.

Груз старых традиций ощущался слабее поэтому культура, экономика, соц.процессы здесь развивались быстрее. Многие греческие колонии превращаются в многолюдные богатые города с развитой экономикой. Быстрый рост колоний оказывал стимулирующее воздействие на греческое общество в целом.

Да и вообще это расширило кругозор греков. Необходимость строить города, осваивать новые территории дало мощный толчок для градостроительства и архитектуры, изобразительных искусств. Взаимные контакты обогащали греческую культуру новыми идеями новыми знаниями послужили стимулом к развитию греческой литературы и философии.
14. Реформы братьев Гракхов и борьба за землю.
Великие завоевания принесли Риму не только эллинизацию, но и рабов, так что произошли негативные изменения в экономике. Земли не хватает, поэтому приходится сгонять крестьян – граждан с земли. Вся Италия охвачена этим процессом. Половина крестьян-граждан потеряло свои земли. Но самое главное они не стали бродяжничать, так как гос-во выплачивало им некие пособия. Но так это бесследно не проходит, и нарушается одна из основ общества. А именно, если человек теряет землю, то он не может идти в армию. Поэтому Рим сразу потерял половину армии. Гос-во нуждалось в реформах. В 133 г. до н. э. избранный народным трибуном Тиберий Семпроний Гракх предложил аграрный закон, имевший своей целью частичное восстановление полисного равновесия времен ранней республики. Каждому владельцу ager publicus разрешалось удерживать не более 500 югеров (125 га) земли; кроме того, он мог иметь еще по 250 югеров на каждого взрослого сына с тем расчетом, чтобы во владении одной семьи было не более 1 тыс. югеров земли. Излишки возвращались в распоряжение государства. Из них должны были быть нарезаны участки по 30 югеров и розданы беднейшим и малоимущим гражданам. Бывшие владельцы получали денежную компенсацию. Участки запрещалось продавать. Для наблюдения за проведением аграрной реформы предполагалось избрать комиссию из трех человек. Закон в значительной степени повторял аграрный закон Лициния — Секстия, принятый еще в период борьбы патрициев и плебеев, и имел целью реставрацию мелкого землевладения. Но Тиберий Гракх сделал все возможное для проведения передела земли наименее болезненным для нобилитета способом. Тем не менее крупные собственники выступили против реформы. Им удалось привлечь на свою сторону коллегу Гракха, трибуна Марка Октавия, который наложил вето на проект. После долгой борьбы Тиберий решился поставить перед комициями вопрос: должен ли трибун, противодействующий народу, оставаться в своей должности? В результате голосования Октавий был от должности отрешен; это был акт большого политического значения: народное собрание  тем самым поставило себя над магистратами. После смещения Октавия аграрный закон был принят. В аграрную комиссию вошел сам Тиберий Гракх и его родственники. Триумвиры наткнулись на ряд трудностей, связанных с распределением участков и сопротивлением крупных посессоров. Остро встал и финансовый вопрос. Воспользовавшись присоединением Пергама, Гракх провел закон, по которому полученные средства использовалась для финансирования реформы. Летом 133 г. до н. э., когда Гракх вторично выдвинул свою кандидатуру в народные трибуны, богачи оказали ему серьезное сопротивление. Во время одной из предвыборных сходок началась драка; разнесся слух, что Тиберий требует царской власти. Тогда сенаторы прямо с заседания сената отправились на место сходки; схватив скамейки, они принялись избивать сторонников Гракха. В этой стычке был убит Тиберий Гракх и 300 его приверженцев. После гибели инициатора реформы богатые посессоры начали борьбу за прекращение земельных переделов. В 123—-122 гг. до н. э. народным трибуном был младший брат Тиберия Гракха, Гай, выступивший с целой серией законов, которые существенно изменяли социально-политическую структуру общества. Гай Гракх был настроен более решительно, чем Тиберий. Судя по всему, он был единственным из римских политиков, кто всерьез попытался демократизировать общество. Это стремление усугублялось желанием мести убийцам старшего брата, которые занимали руководящие посты в государстве. Кроме того, Гай Гракх пытался решить ряд наболевших государственных проблем, которые возникли в новых условиях. Это была первая попытка приспособить полисный аппарат к нуждам крупной державы. Прежде всего Гай восстановил аграрный закон Тиберия и продолжил действие комиссии, работа которой дала плодотворные результаты. Землю получили около 80 тыс. человек. Однако земельных фондов Италии оказалось недостаточно, и Гракх обратился к провинциям. В 122 г. до н. э. он издает закон о выводе колоний. Местом для первой из них была избрана бывшая территория Карфагена, куда предполагалось вывести колонию под названием Юнония. Вывод заморских колоний впоследствии сыграл немалую роль в романизации провинций. Кроме того Гай организовал грандиозное строительство дорог и хлебных амбаров, что предоставило работу массам городского плебса. Впрочем вскоре возникла новая сложность. Многочисленный городской плебс, привыкший жить за счет подачек, уже не стремился к получению земли, на которой надо было работать. Между тем эта группа играла слишком большую роль при голосовании, чтобы ее можно было игнорировать. В интересах городского плебса Гракх проводит закон, установивший продажу хлеба с государственных складов по сниженной цене. Одним из основных законов Гая был судебный. Из ведения сената были изъяты судебные комиссии по делам о вымогательствах. Теперь судьи выбирались из числа всадников. Реформы 123 г. сделали Гракха самым популярным политиком Рима. Его авторитет был столь велик, что он без труда прошел в трибуны на 122 г. Именно в это время Гракх предлагает один из самых радикальных своих законов: закон о предоставлении италикам прав римского гражданства. Сенат и народ были раздражены этим предложением. Популярность Гая падала. Закон об италиках не прошел. Еще более опасным было то, что Гракх потерпел неудачу на выборах 121 г., а консулом стал его злейший враг Луций Опимий. Противники Гая поставили вопрос о ликвидации Юнонии, что послужило поводом к решительному столкновению. Опимий спровоцировал конфликт и добился того, что сенат облек его чрезвычайными полномочиями для восстановления порядка. Гракх и Фульвий Флакк укрепились на Авентинском холме, где их атаковал Опимий. В ходе столкновения погибло 3 тыс. человек, в том числе Гракх и Фульвий. Движение было подавлено. Противники Гракха не решились упразднить многие из его законов. Объектом атаки стала аграрная реформа. В 121 г. до н. э. была отменена неотчуждаемость гракханских наделов, еще через два года прекратила свое существование аграрная комиссия.

Вывод: Значение гракханских реформ было огромно. Они явились первым шагом на пути преобразования полиса в великую державу. Гракхи выдвинули на повестку дня ряд серьезных общегосударственных задач, решение которых стало необходимостью. Гракхи были первыми, кто ввел новый стиль  политики, основным элементом которого было достижение собственных целей путем опоры на народное собрание и использование демократических лозунгов. Политики такого типа получили название популяров. Популяры не составляли единого целого и преследовали различные цели, как правило чисто личные. Борьба вокруг гракханских реформ стала исходной точкой конфликта внутри римской общины.

15. Микенская (ахейская) Греция.

Период: 18-12 вв до н.э.

Создатели микенской цивилизации – греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский пол-ов на рубеже 3-2 тыс. до н.э. с севера, из района Придунайской низменности, или из степей Северного Причерноморья.

Ахейцы частью уничтожили, частью ассимилировали коренное догреческое население – пеласгов.

Портрет: мужская (воинственная) цивилизация. Похожа на Ассирию. Выросла из вождества. Если сравнивать с Критом, то на там матрицей был город-храм, а в Микенах – крепости ( в ней был военный гарнизон, политич. Центр, центр продовольствия).

Единого гос-ва не было. Источники: 2 архива линейного письма Б (Пилос – на юго-западе Пелопонесса), на о.Крит – Кносс. Это были хоз-ые документы.

Политическое устройство:

Около 7 отдельных небольших государств, в центре города стояла крепость.

Сильная власть царя (Ванака – владыка, титул царя)

Аппарат придворных

Административные округа.

Земля делилась на царскую(Лерна) и сельских общин (Рафины)

Микены – варварская цивилизация, поэтому там в достатке было добычи, золота.

На первых этапах своего развития микенская культура испытала на себе влияние минойской цивилизации. Например, ахейцы заимствовали некоторые культы, фресковую живопись, водопровод и канализацию, линейное слоговое письмо. Самым ранним памятником считаются – шахтовые могилы. Первые шесть могил были раскопаны Шлиманом в 1876 г. Были найдены сказочные богатства, а также золотые маски. Много столетий спустя Гомер в Илиаде назовёт Микены - златообильными, а царя Агемнона – самым могущественным из ахейских вождей. О воинственности властителей Микен свидетельствует обилие оружия в их гробницах, изображения кровавых сцен войны и охоты, каменные стелы, стоявшие на самих могилах. Временем расцвета цивилизации можно считать – 15-13 вв.

Самые большие дворцы: Микены и Тиринф. Особенность: все дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели. Знаменитая Тиринфская цитадель. Наибольший интерес представляет дворец Нестора в Пилосе. Пилосский дворец был экспортёром оливкового масла которое ценилось в соседних странах с Грецией. Царские усыпальницы – толосы или купольные гробницы.

В это время в Греции уже существовало рабство, женщин-рабынь было больше. Еще в табличках упоминаются «божьи рабы и рабыни», они могли арендовать небольшие участки земли, но полноправными членами общины они не считались. Основная масса трудящегося населения – свободные или полусвободные крестьяне и ремесленники, они облагались повинностями в пользу дворцов. Ремесленники привлекавшиеся на гос-ую службу не лишались личной свободы, они могли владеть землёй и даже рабами.

Анализ текстов табличек из Пилосского дворца, позволяет сделать вывод о том что земля делилась на 2 категории:

  1. землю дворца, или гос-ную

  2. землю, принадлеж. Отдельным территориальным общинам

Вся территория царства была разделена на 16 податных округов, во главе стоял – наместник-коретер. Каждый из них отвечал за поступление налогов во дворец. В их подчинении находились чиновники низшего ранга, управляющие отдельными поселениями. В табличках они именуются басилеями.

Во главе дворцового гос-ва стоял – ванака (царь)

В распоряжении царя находилась многочисленная челядь. Среди подчинённых царю, особое место занимает лавагет – военоначальник, также жрецы главных храмов гос-ва, высшие военные чины. Завершали пирамиду крестьяне и ремесленники, не принимавшие никакого участия в управлении гос-вом, и последняя ступень рабы.

В конце 13 века племенной мир всего северо-балканского региона рухнул по неизвестным причинам. Огромная масса варварских племён снялась с насиженных мест и устремилась на юг, в богатые и процветающие области Средней Греции и Пелопонесса. Хозяйству микенских государств был нанесён непоправимый ущерб. Упадок ремесла и торговли, сокращение численности населения Т.о., на рубеже 13-12 вв микенская цивилизация перенесла страшный удар, после которого она уже не смогла оправиться.

Следовательно, такая модель цивилизации оказалась малоприемлемой и довольно хрупкой, что враги уничтожили её довольно легко. Ещё одна из причин падения, истощение ресурсов гос-ва, растрата огромных и материальных и людских резервов в результате многолетней Троянской войны. Достаточно было пошатнуть верхушку,чтобы рухнула сама эта сложная постройка. Что касается варварских племён, вторгшихся с севера, то они отхлынули обратно, т.к. такую большую массу людей прокормить в опустошённой стране затруднительно. Лишь небольшие дорийские племена обосновались в Прибрежных районах Пелопонесса.
16. Письменные источники по римской истории.

Письменные источники.

  1. Официальные записи о жизни римской общины;

  2. Устное народное творчество, родовые и семейные предания;

  3. Отклики греков на события в дальней Гесперии (т. е. Западной стране), как они называли Италию.

К официальным актам относятся царские законы и законы первых республиканских магистратов; договоры Рима с латинскими городами и Карфагеном, историчность которых современной наукой не оспаривается; записи жреческих коллегий. Исключительное место занимала среди них коллегия понтификов, создание которой приписывается второму царю, Нуме Помпилию. Понтифики ведали фастами, религиозным календарем, определяя дни, угодные (dies fasti) и неугодные божествам (dies nefasti), когда возбранялось вести частные и общественные дела. Уже в царскую эпоху понтифик стал записывать выдающиеся события года — затмение светил, войны, мор и т. п. На основе фастов складывались официальное римское летописание, погодные записи понтификов, или анналы (от annus — год).

Первые исторические произведения римляне создавали в поэтической форме. Гней Невий (III в. до н. э.) воспел в стихах 1-ю Пуническую войну, участником которой он был. Его младший современник, участник 2-й Пунической войны, Квинт Энний сочинил поэму «Анналы».

Первым анналистом был Кв. Фабий Пиктор, писавший по-гречески. Но следовавший за ним М. Порций Катон Старший (234—149) стал писать по-латыни. Для всей анналистики была характерна патриотическая направленность. Произведения обоих поколений анналистов почти полностью утрачены. Но на них основывались те античные писатели, чьи сочинения сохранились.

Во-первых, это греческие историки, авторы трудов по всемирной истории. Выдающимся представителем этого жанра был Полибий (200—120 гг. до н. э.). Его «Всеобщая история» в 40 книгах на греческом языке охватила период трех Пунических войн (264— 146 гг. до н. э.), когда Рим превратился в великую Средиземноморскую державу. Как бы продолжателем его был грек Посидоний (конец II— первая половина I в. до н. э.). В труде «История» он описал Рим преимущественно в отношениях с эллинистическими городами. Его труд не сохранился, но им пользовались другие античные авторы. Среди них был Диодор Сицилийский (90—21 гг. до н. э.), написавший всеобщую историю в 40 книгах под названием «Историческая библиотека». Особое значение имеют его сообщения о социальной борьбе, о восстаниях рабов в Сицилии и Италии под руководством Спартака. Наиболее популярным в древности был труд Тита Ливия  (59 г. до н. э.—17 г. н. э.) «История Рима от основания города» из 142 книг. Из них дошла в основном часть, охватывающая период от правления царей до 168 г. до н. э.

Историю от основания Рима до 30 г. н. э. написал в двух книгах Веллей Патеркул (I в. н. э.). В них Рим представлен как центр всемирной истории. Очень подробно рассмотрена ранняя этническая, социальная, политическая и культурная история Рима в труде проримски настроенного греческого ритора Дионисия Галикарнасского. Его «Римские древности» включали 20 книг. Ценность труда состоит в том, что в нем детально зафиксирована греческая традиция, в главных чертах подтвержденная археологическими и лингвистическими данными. Александрийский грек Аппиан (II в. н. э.) написал по-гречески «Римскую историю» в 24 книгах. Материал в них расположен по территориально-этническому принципу. Книги так и называются: «Римская», «Самнитская», «Сицилийская» и т. д. Современник Аппиана Луций Анней Флор создал на латинском языке «Эпитомы римской истории». В центре его внимания — внутренние и внешние войны Рима с царской эпохи вплоть до времени Августа.

Римская историография была представлена и монографиями. Сохранились труды Гая Саллюстия Криспа (86—35 гг. до н. э.) — «Заговор Катилины», «Югуртинская война» и фрагменты «Истории», посвященной описанию гражданских войн конца II—первой половины I в. до н. э. Краткость и выразительность изложения он позаимствовал у Цезаря. Важное значение для изучения поздней Республики имеют «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне»Гая Юлия Цезаря (101—44 гг. до н. э.). Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) оставил огромное литературное наследство. В его записях публичных речей встает яркая картина повседневной политической жизни Рима.

В Риме был очень популярным биографический жанр. Исключительно информативны 23 парные сравнительные биографии знаменитых греков и римлян, начиная с легендарного Ромула, созданные беотийцем Плутархом(46—126). 

В I в. н. э. была написана эрудитом Плинием Старшим многотомная «Естественная история», включавшая сведения по географии, этнографии и истории. Из специальной научной литературы необходимо упомянуть трактаты о сельском хозяйстве, принадлежащие перу Катона. Они дают богатейший материал по экономике, социальному строю и быту Италии II—I вв. до н. э., позволяют проследить динамику развития рабовладельческих отношений и структуры производственных единиц в италийском сельском хозяйстве. В «Географии» понтийского грека Страбона (ок. 65 г. до н. э.) содержатся сведения не только географического, но и исторического, этнографического и экономического характера. Разнообразные сведения о римских языческих верованиях содержатся в трудах поздних христианских апологетов — Арнобия, Лактанция, Августина Блаженного и др.Особую группу документальных источников составляют юридические памятники. Сведения о социальной структуре, хозяйстве, судопроизводстве и культе начала Республики и частично царского времени находятся в архаических законах XII таблиц.

О собое место среди историков, освещавших раннюю Империю, принадлежит Корнелию Тациту (ок. 55—120 гг.). Тацит писал в анналистической манере. Его «История» в 14 книгах содержит события правления Флавиев, а «Анналы» в 16 книгах — со смерти Августа до конца династии Юлиев — Клавдиев.

Последние десятилетия правления Антонинов, начиная с Марка Аврелия, и эпоху Северов описал на греческом языке Геродиан (170—240 гг.). В «Краткой истории Рима», написанной Евтропием в жанре анналов изложена канва всей истории Империи. Она доведена до 367 г. н. э., т. е. до начала правления этого императора. Видным явлением римской историографии было творчество грека Аммиана Марцеллина (ок. 330 — ок. 400 гг. н.э.). Аммиан создал труд «Деяния». Свое повествование Аммиан начинает с того момента, на котором кончалась «История» Тацита, т. е. с правления Нервы, и доводит его до 378 г.

В эпоху Империи «Жизнь Цезаря» про августа была написана Николаем Дамасским. Знаменитый Плутарх написал лишь две императорские биографии — Гальбы и Отона. «Жизнеописания 12 цезарей», начиная с диктатора Гая Юлия Цезаря, и всех правителей династий Юлиев — Клавдиев и Флавиев принадлежат перу Гая Светония Транквилла (70—160 гг.). Для понимания идеологических исканий важны сочинения Л. Аннея Сенеки Младшего, или Философа (4 г. до н. э.—65 г. н. э.), воспитателя Нерона, впавшего в немилость императора и вынужденного покончить с собой. В его трактатах (о милосердии, о счастливой жизни и др.), в «Моральных письмах к Луцилию» высказаны идеи стоической философии. Адептом стоицизма выступает и император Марк Аврелий (II в.) в сочинении «К самому себе», написанном по-гречески. писатель Петроний создал роман «Сатирикон», посвященный приключениям нескольких молодых бездельников. бросает свет на социально-экономическое развитие Империи. Ценным источником по истории поздней Империи являются письма и поэмы галльского аристократа Сидония Аполлинария, рассказавшего о готском завоевании римских земель.

Существенное значение для изучения Империи имеют юридические памятники. Сохранились институции юриста Гая (II в.). К началу V в. относится первый кодекс римского права, созданный по поручению императора Феодосия II и названный его именем, к VI в.— кодекс Юстиниана. Наиболее полным собранием римского права является сборник, получивший в XII в. название «Корпус цивильного права» («Corpus juris civilis»). Как видно, разные периоды римской истории обеспечены источниками разных видов неравномерно, что особенно требует использования их в комплексе и на основе критического анализа.

17. Афинская демократия в V в. до н.э.

Полисы с высоким уровнем экономки, с/х, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам гос-го устройства. Золотым веком афинской демократии стало столетии с 5 до середины 4 века до н.э.

1) Афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана для него. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость, право на земельный участок, право на участие в делах гос-ва. Но при этом у гражданина были и обязанности: приходить на помощь к полису, защищать родной полис и т.д.

2) Главным и решающим органом власти было НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ. Там собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие на территории Афинского гос-ва. Женщины не имели право участвовать в политической и общественной жизни. Здесь принимались гос-ные законы, объявление войны и мира, избирались должностные лица и т.д.Оно собиралось раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней. Каждый афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона.

3)Совет 500 и Ареопаг. Совет был влиятельным настолько же как и народное собрание. Каждый член совета избирался по жребию из нескольких кандидатов и состоял из 500 человек. Заседал ежедневно. Каждый год Совет обновлялся заново. Ареопаг – орган аристократический. Состоял из среды афинских аристократов на пожизненный срок. В это время он становится одной из судебных инстанций.

4) выборные должностные лица. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. По имени первого архонта назывался год, они имели влияние на военные дела. Стратеги проводили набор войск, командовали гарнизонами. В органы управления входили и многочисленные финансовые магистраты. Все коллегии должностных лиц избирались на один год, дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось.

Т.о., демократич. Строй предполагал самое широкое участие в управлении гос-вом всех категорий афинского гражданства. Но имущественное и социальное положение было неравным. Чтобы это хоть как-то решить, была разработана специальная социальная политика: введение оплаты выборных должностей, за участие в работе Совета 500, гелиеи и Народного собрания. Чтобы граждане не обезземеливались, афинские власти практиковали вывод малоземельных или безземельных граждан в клерухии за пределы Аттики. Чтобы сгладить имущественные различия среди граждан, в Афинах была выработана система повинностей – литургий. Начиная с Перикла власти стали раздавать малоимущим гражданам театральные деньги или специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Это было прекрасной школой воспитания и образования афинской демократии. Прежде всего, А.Д. была демократией гражданской, т.е. системой из которой было исключено все население, не имеющее гражданских прав (т.е. не принимали участия в делах рабы, метеки – люди неафинского происхождения, женщины). НО: в самой системе афинской демократии многие авторитетные должности (военные) фактически были отданы в руки аристократических семей, которые становились проводниками олигархических настроений.

18. Борьба оптиматов и популяров в Риме (1-я четв. I в. до н.э.). Марий и Сулла. Диктатура Суллы.
В Риме не прекращалась ожесточенная борьба между защитниками и противниками порядков, выгодных аристократам. Сторонники знати называли себя оптиматами (то есть лучшими). Они стремились защитить государственный строй Рима, особенно власть магистратов. Опорой оптиматов был сенат.

Противники нобилей назывались популярами (то есть народом). Они заботились о народе и выступали в защиту его интересов. Популяры опирались на народное собрание и выступали за расширение их власти. Поддержку они искали у плебеев.

Борьба между оптиматами и популярами сопровождалась насилием. На улицах проходили кровавые столкновения, драки в Народном собрании становились обычным явлением. В Риме царило беззаконие.

В I веке до н.э. обстановка в Риме была сложной. Царь Понтийского государства Митридат VI Евпатор захватил римские владения в Малой Азии, а в самом Риме шла ожесточенная борьба между полководцами Суллой и Марием.

Луций Корнелий Сулла служил командиром в войске Мария. Потом был избран консулом и возглавил армию, которая воевала с Митридатом. Он был сторонником сената, поэтому популяры выступили против его назначения. Когда народный трибун принял закон о передаче командования Марию, Сулла повел свои войска на Рим и захватил власть в городе, а Марий бежал. Но, воспользовавшись тем, что Сулла отправился воевать с Митридатом, Марий собрал войско и сумел вновь захватить власть в Риме.

Одержав победу над Митридатом, Сулла разбил армию своих врагов и вернул себе власть в Риме. Марий умер. В 82 году до н.э. Сулла был провозглашен диктатором на неограниченный срок. Он наделялся широкими полномочиями по устройству государства и изданию законов.

Сулла устроил кровавую расправу над своими противниками. По его приказу были составлены особые проскрипции – списки лиц, которые объявлялись вне закона. Каждый римлянин мог их убить, а имущество забрать себе. Головы убитых выставлялись на форуме для всеобщего обозрения. За время проскрипций было казнено 90 сенаторов и 2600 всадников.

Сулла щедро наградил своих солдат, которые помогли ему захватить власть. Он наделил землей около 100 тысяч ветеранов. Опорой для Суллы стали 10 тысяч корнелиев – отпущенных им на волю рабов тех, кто погиб при проскрипциях.

В годы правления Суллы усилилось влияние сената. Состав его был увеличен до 600 человек. Права народных трибунов урезались: все свои законопроекты они должны были согласовывать с сенатом. В 79 году до н.э. Сулла отрекся от власти и вскоре умер.
19. Реформы Солона в Афинах.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта