1. Основные особенности античной цивилизации, ее отличия от цивилизаций Древнего Востока
Скачать 0.56 Mb.
|
В 313 г. Константин издал Миланский эдикт, согласно которому христиане становятся под защиту государства и получают равные с язычниками права. Христианская церковь уже не подвергалась гонениям, даже в правление императора Юлиана (361-363), прозванного Отступником за ограничение прав церкви и провозглашение веротерпимости к ересям и язычеству. При императоре Феодосии в 391 г. происходит окончательное закрепление христианства как государственной религии, а язычество было запрещено. Дальнейшее развитие и укрепление христианства связаны с проведением соборов, на которых отрабатывалась и утверждалась церковная догматика. Всего насчитывалось 7 вселенских соборов. К концу IV в. христианство утвердилось практически во всех провинциях Римской империи. В 340-е гг. стараниями епископа Вульфилы оно проникает к племенам готов. Готы приняли христианство в форме арианства, которое господствовало тогда на востоке империи. По мере продвижения вестготов на запад распространялось и арианство. В V в. в Испании его приняли племена вандалов и свевов. в Галин - бургундов и затем лангобардов. Ортодоксальное христианство принял франкский король Хлодвиг. Политические причины привели к тому, что к концу VII в. в большинстве районов Европы утвердилось никейское вероисповедание. В V в. с христианством познакомились ирландцы. К этому времени относится деятельность легендарного апостола Ирландии св. Патрика. Христианизация варварских народов осуществлялась в основном сверху. В сознании масс народа продолжали жить языческие представления и образы. Церковь ассимилировала эти образы, приспособила их к христианству. Языческие обряды и праздники наполнялись новым, христианским содержанием. С конца V до начала VII в. власть римского папы была ограничена только римской церковной провинцией в Средней и Южной Италии. Однако в 597 г. произошло событие, положившее начало упрочению римской церкви во всем королевстве. Папа Григорий I Великий направил к англосаксам-язычникам проповедников христианства во главе с монахом Августином. Согласно легенде папа увидел на рынке рабов-англов и удивился сходству их имени со словом «ангелы», что счел знаком свыше. Англосаксонская церковь стала первой церковью к северу от Альп, подчиненной непосредственно Риму. Символом этой зависимости стал паллий (плат, надеваемый на плечи), который присылался из Рима предстоятелю церкви, называвшемуся теперь архиепископом, т.е. высшим епископом, которому делегировались полномочия непосредственно от папы — викария св. Петра. Впоследствии англосаксы внесли большой вклад в упрочение римской церкви на континенте, в союз папы с Каролингами. Значительную роль в этом сыграл св. Бонифаций. Он разработал программу глубоких реформ франкской церкви с целью водворения единообразия и подчинения Риму. Реформы Бонифация создали в целом римскую церковь в западной Европе. 51.Археологические памятники античности (Троя, Крит, Афины, Олимпия, Пергам, Помпеи, Пальмира, Рим и др.). Основные раскопки и экспедиции. Исследования в Северном Причерноморье. Тро́я - древнее укреплённое поселение в Малой Азии у побережья Эгейского моря, недалеко от входа в пролив Дарданеллы. Это город, воспетый в поэме «Илиада», автором которой считается Гомер. События, описанные Гомером, в нынешнем представлении историков относятся к крито-микенской эпохе. Трою пытались искать профессиональные археологи, но был найден город лишь в конце XIX века Генрихом Шлиманом. Поиски проводились с 1871 по 1873 год и, вопреки ожиданиям, увенчались успехом. Шлиман раскопал под руинами греческого города классической эпохи остатки более древнего укрепления и несколько культурных слоев, уводящих к бронзовому веку. Так была открыта микенская цивилизация, предшествовавшая ахейской и классической эпохам. 31 мая 1873 года Шлиману удалось обнаружить собрание медных и золотых украшений, названное им по имени троянского царя «кладом Приама». Позже археологи пришли к заключению, что возраст находки — примерно на тысячу лет старше описанных Гомером событий, что, конечно же, не умаляет её исторической ценности. Помпе́и — древний римский город недалеко от Неаполя, в регионе Кампания, погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия 24 августа 79 года. Архитектор Доменико Фонтана, прокладывая в 1592 году канал от реки Сарно, обнаружил часть городской стены. В 1689 при постройке колодца нашли руины древнего здания, содержащие надпись со словом «Помпеи». Тогда, однако, посчитали, что это вилла Помпея Великого. Раскопки начались лишь в 1748 году под руководством Р. Дж. Алькубьерре, который был уверен, что найденный им город — Стабии. Основные работы в то время проводились в Геркулануме, в Помпеях были раскопаны только три не связанных друг с другом участка. Алькубьерре интересовали лишь представляющие художественную ценность находки, которые он отправлял в королевский музей в Портичи. Прочие находки уничтожались. Подобная практика была прекращена после протеста ряда учёных. При управляющем Ф. ле Вега в 1760—1804 раскопки приобрели иной характер. Исследованные здания перестали засыпаться вынутым грунтом, его начали вывозить за пределы города. Открытые памятники реставрировались, находки, не отправившиеся в музей, оставлялись на месте для всеобщего обозрения. Был разработан план экскурсионных маршрутов. В 1763 с обнаружением надписи на пьедестале статуи стало ясно, что погребённый под пеплом город — не Стабии, а Помпеи. Особенно активно раскопки велись в 1808—1814 при Мюрате. С 1863 года раскопками руководил Джузеппе Фиорелли. В 1870 он обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребённых под слоем вулканического пепла, образовались пустоты. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения. При нём раскопки впервые приобрели систематический характер. Начиная с 1961, а особенно после землетрясения 1980 года, в городе ведутся практически одни реставрационные работы. В настоящее время около 20-25 % территории Помпей не раскопано. Пальми́ра — один из богатейших городов поздней античности, расположенный в одном из оазисов Сирийской пустыни, между Дамаском и Евфратом. В 1678 г. Галифакс нашёл труднодоступные развалины Пальмиры; в 1751—1753 гг. они были впервые исследованы и описаны Вудом и Девкинсом. Археологические раскопки начались в конце XIX века и продолжаются по сей день. остатки сооружений, относящихся к разным эпохам. В позднеантичных развалинах преобладает коринфский ордер. На восточной оконечности пространства, занимаемого развалинами, высится храм солнца (Ваала-Гелиоса). Три важнейших района греческой колонизации в Северном Причерноморье – Ольвия, города Боспора и Херсонес. Некото-рые общие черты их планировки и развития. Гражданские и общественные постройки. Сельское хозяйство и ремесленное производство. Античная керамика, типы сосудов. Эпиграфические памятники, нумизматика. Экономические и культурно-исторические связи античных городов-государств Северного Причерноморья с материковой и островной Грецией. Ольвия. Возникновение и развитие античного города. Оборонительные стены. Планировка города, городские строения, водопровод. Некрополь. Сельские поселения. Ремесленное производство. Торговля, монеты. Города Боспора. Исследования Пантикапея. Архитектурные сооружения. Агора. Укрепления города. Некрополь. Другие города Боспора: Фанагория, Тиритака, Мирмекий. Предметы ремесленного производства, боспорская керамика. Орудия земледелия, хлеботорговля. Пантикапейские монеты. Херсонес-Таврический. Исследование античного города. Система укреплений, планировка, общественные городские постройки, театр. Сельскохозяйственные усадьбы на Гераклейском полуострове. Винодельни, ремесло и торговля по археологическим данным. Производство и обработка сельскохозяйственных продуктов. Херсонесская присяга. Общественный строй Херсонеса. 52. Экономика Римской Республики II-I вв. до н.э. и Римской империи I-II вв. Классическое рабство. На рубеже III—II вв. до н. э. в социально-экономической жизни Рима произошли глубокие изменения. Патриархальная система рабства к этому времени развилась в так называемое классическое рабство, т. е. рабовладельческий способ производства достиг наибольшей зрелости, а римское общество в целом приобрело рабовладельческий характер. Оформление классического рабства в Италии имело всемирно-историческое значение, так как позднее это рабство в его италийско-римской форме распространилось по всему Средиземноморью и сыграло важную роль в исторических судьбах населявших его народов. Переход к классическому рабству был глубоким социально-экономическим и культурным переворотом в обществе, производстве, образе жизни. Концентрация земли в одних руках, распространение частной собственности, развитие ремесел, торговли, денежного обращения, зарождение товарного хозяйства требовали дешевой рабочей силы. Рабочей силой внутри страны были в раннее время плебеи, зависимые клиенты, должники. Однако борьба плебеев с патрициями завершилась запрещением долговой кабалы, ослаблением экономической зависимости клиентов; значительная часть клиентов и плебеев получила небольшие земельные наделы. Такой рабочей силой мог быть лишь лишенный всех прав и всякого имущества раб, полученный откуда-то извне. Отсюда усиление агрессивности Рима, его бесконечные войны, массовое ограбление и порабощение завоеванного населения. Войны II—I вв. до н. э. приобрели более жестокий характер и сопровождались порабощением самого населения, захватом принадлежащих ему рабов и их депортацией в Италию. Основными особенностями классического рабства были следующие. При классическом рабстве производство направлено на создание прибавочной стоимости. В рабовладельческом хозяйстве организуется товарное производство, которое колеблет устои натурально-хозяйственных отношений. Ранее изолированные хозяйства устанавливают более или менее тесные связи с рынком. Во II —I вв. до н. э. владельцы вилл и мастерских стремятся не только к получению большего прибавочного продукта, но и к товарной его реализации. Стремление к получению большего прибавочного продукта приводило к усилению эксплуатации рабов, усложнению внутренней структуры хозяйства, росту предпринимательского начала в экономике. Возрастала и численность рабов. Рабовладение распространилось в решающих отраслях хозяйства — в сельском хозяйстве, горнодобывающем деле, металлургии, строительстве. Однако труд свободных и полузависимых работников продолжал применяться во всех сферах и составлял во II— I вв. до н. э. другой важнейший сектор римского хозяйства. Возрастание степени эксплуатации обострили естественное противостояние рабов и их господ. Имеющаяся в обществе социальная напряженность перерастала в настоящую классовую борьбу. Большое количество рабов давала война. При удачных военных действиях в руки победителей попадали массы пленных воинов, гражданского населения, к ним же переходило имущество последних, в том числе принадлежащие им рабы. Были и другие источники: рождение рабов от рабов, обращение в рабство за преступления, похищение людей и т.п. По лекции: в период поздней республики (133-30 гг до н.э.) происходят великие завоевания. Они принесли не только эллинизацию, но и рабов (причем столько рабов, что произошли негативные изменения в экономике). Распространен термин: Рабовладельческая вилла. Рим переходит от патриархального рабства к рабству классическому. Здесь появляется проблема в нехватке земли. Приходится сгонять крестьян-граждан. Вся Италия была охвачена этим процессом. Половина крестьян-граждан потеряли земли свои. Но особенностью является то, что они не стали бродяжничать, т.к. гос-во выплачивало им некие пособия. При этом нарушалась одна из основ общества. Если человек теряет землю, следовательно он не может идти в армию. И Рим в таком случае теряет половину армию. В связи с этой ситуации были проведены реформы братьев Гракхов по которому установлены земельный минимум (125 га земли). В результате земельная реформа смягчила более бурное развитие рабства. |