Главная страница

1. Основные особенности античной цивилизации, ее отличия от цивилизаций Древнего Востока


Скачать 0.56 Mb.
Название1. Основные особенности античной цивилизации, ее отличия от цивилизаций Древнего Востока
Дата23.03.2021
Размер0.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаotvety_idm_ch2.doc
ТипДокументы
#187252
страница1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1. Основные особенности античной цивилизации, ее отличия от цивилизаций Древнего Востока.
Историю Греции и Рима называют классической историей. От лат. Слова classis – образец.

Локальная цивилизация – культурно-историческая общность, которая проживает циклы своего развития, своей жизни:
1) детство;

2) расцвет;

3) старость;

4) упадок;

5) гибель.

История Греции и Рима образует одну локальную цивилизацию, которая называется античной.

Портрет Локальной Цивилизации выглядит след. образом:

  1. территория

  2. набор этносов

  3. экономическая модель (причём должна быть похожей)

  4. политические спектры (также должны быть похожи)

  5. система ценностей

  6. религия (отделяет одну цивилизацию от другой)

Античный (от лат. Antiques - древний). Таким понятием можно охарактеризовать Древнюю Грецию и Древний Рим.

Главная особенность: это первая локальная цивилизация Западного типа, причем единственная.

Главным критерием служит: состояние культуры.

Отличия от Древнего Востока:

Характеристика античной цивилизации и Древнего Востока

а) человек

- в античной Греции и Риме: важнее гос-ва, важнее религии.

- на Др.Востоке: всё наоборот (гос-во важнее отдельной личности, правитель наделён божественной властью, например, фараон – солнце).

б) культура

- Античность: личное творческое самовыражение

- Восток: прославление религии и т.д.

в) Античность: довольно персонифицированная (личностная) система, т.е. известно уже имя создателя того или иного творчества

Восток: такое было делом неважным.

Греки вообще наиболее похожи были на современных людей. А именно чем похожи: жить как можно лучше, ни от кого не завися.

Отношение к религии: греки всегда стремились к земной жизни.

Культура для них являлась творческим самовыражением.

Отличает: обрядная ритуальность, суеверие.

Ключевое слово для античного мира: свобода (свобода при этом предполагает ответственность).

Разумное соотношение индивидуального и коллективного. (Грек мог быть один, насколько он мог быть один. Но всё же коллективные ценности не отбрасывали).

Античную культуру именуют таким понятием как «греческое чудо». Загадка «греческого чуда» заключается в том, что народам Древней Эллады удалось достичь невиданных ранее высот почти одновременно и во многих областях культуры. "Эллины - самый великий народ, который видело вообще человечество.... Им мы обязаны всем. Если бы их не было, мир остался бы слепым" (Петр 1).

Что касается общественного устройства, то к политическому и культурному устройству не были причастны: женщины, рабы и иноземцы. Состав был ограничен. Важным моментов является то, что у греков не было совести. Они творили, что хотели. И при этом отсутствовали моральные нормы.

Брак существовал дома. Вне дома свободны были мужчины и незамужние девушки. Семья же являлась только ячейкой общества(для совместного ведения домашнего хозяйства).
2. Возникновение христианства. Древняя христианская церковь в I-III вв. (эпоха гонений).

Возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи. Ключевой проблемой явл. Историчность или легендарность Иисуса Христа как основателя религии. Многие ученые признают историчность И.Х. и его проповеднич. деят. в Палестине в первой половине I н.э., многие считают его мифологизированным образом. Учение зародилось как одна из сект, но впоследствии стало распространяться по всему восточному средиземноморью и к I в н.э. проникло в Рим. К началу II в. Уже сложилась в основных чертах евангельская традиция происхождения новой религии, были составлены главные книги Новозаветного канона. Согласно христианскому вероучению единый Бог создал весь видимый мир, первых людей Адама и Еву. После грехопадения они были изгнаны из рая, дети их всё больше уклонялись с пути добра. Бог посылал на землю пророков, чтобы наставлять на путь истинный людей. И в итоге Бог послал на землю своего сына как органическую часть, родившегося от девы Марии в 4 г до н.э. в городе Вифлееме. Иисус Христос – богочеловек. Но также подвержен страданиям и мучениям, умер в 30 г н.э. У И.Х. было 12 учеников, впоследствии апостолов. В 30 г он был схвачен, приговорен римским прокуратором на казнь и был распят на кресте. Затем он воскрес. В ближайшем будущем Иисус должен вновь прийти на землю и устроить Страшный суд, покарать грешников и утвердить тысячелетнее царствование для божьих избранников. Особенность: выполнение заповедей христианства и вера в Иисуса Христа. Первые христиане предпочитали собираться в уединенных местах, они слушали отрывки из священных текстов, особенно из Евангелий, была распространена трапеза-ужин: вкушали немного хлеба и запивали вином (единение верующих с Христом через поедание частички его тела и крови). Имена: Тертуллиан, Юстин, Климент. Особое значение в жизни ранних христианских общин занимало отношение с императорской властью. Вера в Христа запрещала христианам принимать участие в обязательном для всех жителей империи императорском культе, что считалось как открытое неповиновение властям. Хотя общеимператорских указов о каких-либо преследованиях первых христиан не было, отдельные случаи гонений и даже убийств со стороны взбудораженной слухами толпы имели место. Погибшие за веру христиане объявлялись их единоверцами мучениками и становились объектом почитания. Например: Юстин и Поликарп, казнённые во времена Марка Аврелия. Первое крупное гонение - в 64 г. при императоре Нероне, когда они были обвинены в поджоге Рима. В основном относились терпимо к новой религии. Середина II в – ожесточенная полемика античных авторов с основными положениями нового вероучения. Конец II в – оформились основы нового вероучения, разработаны главные принципы церковной организации, христианские общины стали превращаться в богатые и влиятельные организации.

С рубежа II-III вв. начинается новый этап в развитии христианского вероучения и христианской церкви.
3. Периодизация истории Древней Греции.
Существуют 3 главных признака отличающих цивилизацию:

  1. письменность

  2. монументальные сооружения (памятники, общественные строения)

  3. города, как центры редистрибуции (перераспределение прибавочного продукта).

История Древней Греции охватывает огромный период – от конца III тысячелетия до н. э. до конца I в. до н. э., т. е. свыше двух тысячелетий. За этот период на территории Древней Греции, в бассейне Эгейского моря, произошел переход от бронзового века к железному.

В эпоху бронзового века на острове Крит и на территории Балканской Греции сложилась цивилизация, которая по двум основным центрам – в Эгейском море (Крит) и на материке (Микены) – получила название крито-микенской цивилизации. Согласно археологическим раскопкам, в истории Крита и Балканской Греции выделяются три периода.

Для истории Крита они называются минойскими (по имени его легендарного царя – Миноса): (по лекциям: 20-12 вв)

1. раннеминойский период – ХХХ-ХХ вв. до н.э. – создавались условия для возникновения цивилизации;

2. среднеминойский период – ХХ-ХVП вв. до н.э. – так называемый период «старых дворцов» – возникновение цивилизации на Крите;

3. позднеминойский период – ХVII-ХIV вв. до н. э. – время расцвета цивилизации на Крите вплоть до грандиозной катастрофы, после которой Крит был завоеван ахейцами, а минойское общество – уничтожено.

Периоды истории Балканской Греции называются элладскими: (по лекциям: 18-12 вв)

1. раннеэлладский период – ХХХ-ХХI вв. до н.э. – существование позднеродовой общины.

2. среднеэлладский период – ХХ-ХVII вв. до н. э. – заселение Балканского полуострова греками-ахейцами. 3.позднеэлладский период – ХVI-ХII вв. до н. э. – возникновение у ахейцев микенской цивилизации и ее гибель в результате дорийского нашествия.

После этого греческий мир вновь погружается в первобытную эпоху, это происходит с началом железного века. В это время зарождается новая античная цивилизация, центральным элементом которой становится полис.

В истории античной цивилизации Древней Греции выделяют четыре периода: 1) гомеровский, или предполисный, период – ХI -IХ вв. до н. э. – эпоха существования родового строя;

2) архаический период – VIII-VI вв. до н. э. – возникновение античной цивилизации, формирование греческого полиса; распространение полисного устройства государства по всему Средиземноморью;

3) классический период – V –две третьих IV вв. до н.э. – расцвет античной цивилизации и греческого классического полиса;

4) эллинистический период – конец IV-конец I в. до н. э. – покорение персидской державы Александром Македонским и слияние на обширных пространствах Восточного Средиземноморья античного мира с цивилизациями Древнего Востока; завоевание эллинистических государств Римом на западе и Парфией – на востоке.

После падения последнего эллинистического государства – царства Птолемеев в Египте – центром исторического развития Средиземноморья и всей античной цивилизации становится Рим, и история древнегреческого общества, ставшего составной частью древнеримской мировой державы, уже рассматривается в рамках истории Древнего Рима.

В период существования Древней Греции, границы античного мира непрерывно расширялись. Колыбелью первой европейской цивилизации на рубеже III-II тысячелетий до н. э. стали острова Эгейского моря и юг Балканского полуострова. В конце II тысячелетия до н. э. греческие племена освоили весь бассейн Эгейского моря, плотно заселив и западное побережье Малой Азии. В архаическую эпоху греки создали ряд поселений на севере Африки и прочно обосновались в бассейне Черного моря. В эпоху эллинизма в результате победоносных походов Александра Македонского античная цивилизация распространилась на обширной территории от греческих колоний на побережье Испании до эллинистических царств на границе с Индией и от Северного Причерноморья до южных границ Египта.
4. Великое переселение народов в IV-V вв. Проникновение германцев на военную и государственную службу империи. Образование федератских государств.
Общее одряхление Западной Римской империи ярко выразилось в развале её военной организации. Реформированная Диоклетианом и Константином армия к концу 4 в стала обнаруживать свою слабость и малую боеспособность. Сокращение материальных ресурсов, уклонение от военной службы вызывали затруднение с комплектованием армии. Огромная армия требовала колоссальных средств и с каждым годом всё хуже выполняла свои обязанности. Для укрепления военной организации западно-римские императоры встали на путь, известный ещё в 4 веке: заключение договоров с вождями варварских племен, по которым последние объявлялись союзниками (федератами) Империи, получали от императоров места для поселения, продовольствие и снаряжение, регулярную плату и превращались в наемные соединения римской армии. Однако это был опасный путь. Такие варварские дружины во главе со своими конунгами (королями) далеко не всегда повиновались императорским приказам, они проводили самостоятельную политику, нередко обращали своё оружие не столько против внешнего врага, сколько против мирного населения с целью грабежа. Иногда местная аристократия заключала свои договоры с варварскими предводителями, вопреки императорской власти, в своих интересах.

Великое переселение народов- условное название совокупности этнических перемещений в Европе 4—7 вв., главным образом с периферии Римской империи на её территорию (и в её пределах). Это особый период исторического развития, когда на значительном историческом пространстве (уже не Античность, но ещё не Средневековье), ограниченном конкретными хронологическими рамками (II-VII вв) и определённой территорией (Европа, Азия, Африка) взаимодействие варварства и цивилизации достигло своей наиболее интенсивной фазы. Результатом явилось зарождение нового типа цивилизации. Семь столетий Переселения определили тенденции дальнейшего развития Европы, дали мощный импульс рождению новых народов, новых государств, новых языков, новой социально-психологической и духовной атмосферы, морали и нравственности.

 К началу Переселения западную и южную часть Европейского континента занимала античная цивилизация, существовавшая в государственных рамках Римской империи. В Центральной и Восточной Европе обитали, жившие догосударственным строем, германские, славянские, балтские, финно-угорские, иранские, и другие племена. На Европейском континенте Великое переселение ознаменовано движением германцев.

Римская империя, раздираемая внутренними противоречиями, стала объектом устремлений варварских племён. Сначала это были германцы, которых сменили гунны, а позже авары и славяне. В ходе Великого переселения народов произошла гибель античной цивилизации и падение Римской империи. В её западной части сформировались «варварские королевства», созданные германцами. В восточной сложилась Византийская империя, смирившаяся с утерей значительной части своей территории к югу от Дуная, занятой славянами (и частью тюркоязычными болгарами). Германцы и славяне в ходе Переселения расселились на обширной территории от Британии, Галлии и Испании до Финского залива, Верхней Волги и Дона. Сформировалась новая средневековая цивилизация. Вследствие смешения латинизированного населения бывших римских провинций с варварами сформировались романские народы. Все это существенным образом сказалось на этнической карте Европы: многие народы исчезли с лица земли. 

 Великое переселение народов как временной «зазор» между Античностью и Средневековьем делится на три этапа. Первый (II-IV вв.) – «германский», охватывает время от Маркоманнских войн до Адрианопольского сражения. Второй (IV-V вв.) – «гуннский», между Адрианопольским сражением и битвой на Каталаунских полях. Третий этап (VI-VII вв.) – «славянский», связан с передвижением в Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европе славянских племён.
5.Греко-персидские войны.
Как писал Геродот: Это столкновение двух цивилизаций

Основными источниками могут служить: Геродот «История»  проехал по всему Средиземноморью и вне его, собирая информацию по греко-персидским войнам и другим событиям, которые он описал в своей книге. Диодор Сицилийский (в меньшей степени)  написал в I в. нашей эры исторический труд, в который также была описана история этой войны. 

Периодизация:

4 периода войны

1) Ионийское восстание 500-492 гг до н.э.

2) Поход Дария 492-490 гг. до н.э.

3) Нашествие Ксеркса 480-479 гг до н.э.

4) заключительные столкновения 479-449 гг. до н.э.

Греко-персидские войны продолжались пол века, и представляли собой серию сухопутных походов и морских сражений, иногда с перерывами на целые годы, но современники воспринимали эти войны в единстве.

1период) Традиционно началом этих войн считается ионийское восстание – 499 г.до н.э. Иония в те времена была ведущей областью Греции. Милет был не только метрополией многих греческих колоний Причерноморья, но и культурным и интеллектуальным центром. Почему они восстали сказать крайне сложно.

Но по официальной версии: после разгрома Лидии в 546 г. до н.э. греки Малой Азии были вынуждены подчиняться новому завоевателю, но владычество Персидской державы было для них тяжелое. Персы ставили во главе полисов своих ставленников-тиранов, что также вызывало недовольство. И когда один из таких тиранов, Аристагор Милетский, решил восстать против персов, к нему присоединились многие ионийские города. Из полисов Балканской Греции поддержку восставшим оказали Афины (20 кораблей), и Эретрия на Эвбее (5 кораблей), Спарта отказалась воевать с персами в Азии.

Первоначально восставшим сопутствовал успех. Персы пропустили несколько ударов. И восставшим даже удалось сжечь Сарды. Но соотношение сил было неравным: огромная Персидская держава – против горстки греческих полисов. Персы смогли мобилизовать свои силы и с помощью финикийского флота в 494 г. до н.э. при о.Ладе греческий флот был разгромлен, был захвачен Милет, а жители этого города были обращены в рабство. Падение Милета произвело огромное впечатление в Греции, особенно в Афинах.
2период) поход Дария. В Персии уже созрело решение начать войну против полисов Балканской Греции. Дарий считал, что вся Азия принадлежит ему по праву, а за помощь Афины, Эретрия и др. балканские полисы должны понести суровое наказание. Сначала экспедицию возглавил зять Дария – Мардоний. Его армия и флот двинулись вдоль северного побережья Эгейского моря (492 г). Но у мыса Афон персидский флот был почти полностью уничтожен бурей, и Мардоний вернулся. Были посланы послы, с требованием покорности. Но Афины и Спарта отказались от такого предложения, и даже казнили послов.

Конфликт был неизбежен. После взятия Эретрии персы высадились неподалеку от Марафона (Марафонская битва – 490 г. до н.э.), в месте удобном для действия конницы, что было ударной силой персидской армии. Командовал афинскими войсками Мильтиад Младший(он знал хорошо противника, и смог избрать оптимальную тактику. До этого он был правителем Херсонеса Фракийского, но его изгнали персы). Мильтиад усилил фаланги и повел афинян в атаку. План Мильтиада удался: персы обратились в бегство. В военном отношении, для Афин – это тотальная война, а для персов – всего лишь восстание одного из полисов. После Марафонской битвы персы ушли. Но над Грецией висела угроза, как Домоклов меч. Во время 10-ей передышки Афины находились в ожидании второго удара. Первым делом Афины обратились к оракулу, и он сказал, что Афины спасутся, точнее спасут их деревянные стены.

Здесь наблюдается принцип демократии – наличие 2 группировок.

    1. умеренная группировка во главе с Артридом (уверяли, что это стены самого Акрополя)

    2. радикальная группировка во главе с Фемистоклом (деревянные стены – это корабли, но пока у них кораблей не было).

На мысе Маврион были открыты рудники серебряные. Фемистоклу удалось убедить народное собрание использовать эти деньги на строительство 200 триер – быстроходных военных кораблей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта