Романтизм
Романтизм (от французского romantisme (средневекового фр. Romant) — роман) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворенной и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли все странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
| Европа
| Россия
| Время возникновения
| Сформировался в XVIII веке в Германии и Англии, затем распространился по всей Европе
| Сформировался в конце XVIII — начале XIX века
| Исторические обстоятельства, способствующие возникновению
| Предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции.
Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе.
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом.
Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.
Романтики изображают необычного человека в необычных обстоятельствах, они противостояли прогрессивной цивилизации.
Категория возвышенного, центральная для романтизма, сформулирована И. Кантом в работе «Критика способности суждения»
| В России романтизм впервые появляется в поэзии В. А. Жуковского.
Историю русского романтизма принято делить на два периода.
Он достиг своей вершины в творчестве А. С. Пушкина.
Свобода, в том числе и от деспотических политических режимов, — одна из основных тем произведений этого периода.
После восстания декабристов противопоставление лирического героя и общества становится роковым.
Утверждается трагическая невозможность найти гармонию в обществе. Вершиной этого периода стало творчество М. Ю. Лермонтова
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Основные черты
| Центр художественной системы романтизма — личность, а главный конфликт — между личностью и обществом.
Неприятие общественного устройства, угрожающего природе человека и его личностной свободе, протест против бездуховности и эгоизма.
Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить все «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.
С воспеванием возвышенного связан интерес романтизма к злу, его облагораживание и диалектика добра и зла. Романтизм зиждется на идеях свободы и поиске идеала, абсолюта.
В романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека.
В эпоху романтизма происходит открытие культуры Средневековья.
Яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов также вдохновляли романтиков. Они искали черты, составляющие первооснову национального духа
| Теоретики
| Братья Шлегели (Август Вильгельм и Фридрих), Новалис, Гельдерлин
| Представители
| Германия: круг писателей и философов «йенской школы»: братья В. и Я. Гримм, Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне.
Англия: поэты «озерной школы»: У. Вордсворт, С. Т. Кольридж. Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Дж. Ките, У. Блейк, В. Скотт.
Франция: писатели Ф.-Р. Шатобриан, П. Мериме, Жорж Санд.
Польша: поэты А. Мицкевич, Ю. Словацкий.
США: писатели В. Ирвинг, Ф. Купер, Э. По, Г. Лонгфелло
| В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков,
А. С. Пушкин (творчество периода южной ссылки),
К. Ф. Рылеев М. Ю. Лермонтов
| Жанры
| Романтическая поэма
Баллада
Элегия
Исторический роман
| Поэмы:
А. С. Пушкин «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан»,
М. Ю. Лермонтов «Мцыри», «Демон» и др.
Баллады:
В. А. Жуковский «Светлана» и др. Элегии:
А. С. Пушкин «Погасло дневное светило...», М. Ю. Лермонтов «Дума» и др.
|
Реализм
Реализм (от латинского realis — действительный, вещественный) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре XIX века. Характеризуется утверждением объективного взгляда на действительность, стремлением к психологичному изображению характеров героев, к анализу обстоятельств, формирующих тип личности, пониманию закономерностей развития событий и отношений. Цель — точное и полное воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах.
| Европа
| Россия
| Время возникновения
| Начало реализму как форме художественного сознания было положено, по мнению разных исследователей, либо в эпоху Возрождения («ренессансный реализм»), либо в эпоху Просвещения («просветительский реализм»).
В 30-х годах XIX века в искусстве Европы и России возникло художественное направление («собственно реализм»), которое было распространено во всех видах искусства до XX века
| Первыми выдающимися образцами русской литературы реализма стали произведения А. С. Пушкина, основоположника этого направления, время создания которых начинает отсчет с 1825 года: историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман «Евгений Онегин».
Большую роль в идейно-эстетической эволюции поэта сыграло его сближение с декабристами во время южной ссылки
| Исторические обстоятельства, способствующие возникновению
| Развитие капитализма в Европе и России, кризис романтизма.
В 40-е годы возникает учение, оказавшее влияние на формирование нового литературного направления, — учение К. Маркса и Ф. Энгельса, соединивших диалектику Г. Гегеля с материализмом Л. Фейербаха
| Становление реалистического метода — особенно в самый начальный период — выглядит прежде всего как становление индивидуальных творческих методов. Поэтому знакомиться со спецификой реализма первой половины XIX века целесообразнее на примере его корифеев
| Основные
черты
| Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.
Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.
Типизация образов достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.
Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.
Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.
Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала. Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей).
Предпочтение в способах изображения «форм самой жизни». Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество»
| Теоретики
| Г.-Э. Лессинг — выдающийся немецкий писатель, критик, теоретик реализма в литературе и искусстве. Литературным манифестом реализма стало предисловие О. Бальзака в «Человеческой комедии»
| В России Д. Писарев был первым, кто широко ввел в публицистику и критику термин «реализм»; до этого времени термин «реализм» употреблялся А. Герценым в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846 год)
| Представители
| Франция: Стендаль, О. Бальзак, Г. де Мопассан, Г.Флобер, Р. Роллан;
Англия: Ч. Диккенс, У. Теккерей;
США: М. Твен, У. Фолкнер; Германия: Т. Манн
| А. С. Пушкин «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии», «Капитанская дочка», «Повести Белкина»;
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;
Н. В. Гоголь «Петербургские повести», «Мертвые души»;
И. С. Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»;
Ф. М. Достоевский « Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.; А. Н. Островский «Бесприданница»,
«Гроза» и др.;
М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» и др.;
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье» и др.;
А. П. Чехов «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», рассказы;
И. А. Бунин «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи» и др.; А. И. Куприн « Гранатовый браслет », «Олеся» и др.
| |