Главная страница
Навигация по странице:

  • Художественная литература как искусство слова

  • Авторская характеристика

  • Портрет

  • Символ

  • Литературные роды и жанры

  • Лирика

  • Европа

  • 1. Основные теоретико-литературные понятия. 1. Основные теоретиколитературные понятия Знать


    Скачать 90.45 Kb.
    Название1. Основные теоретиколитературные понятия Знать
    Дата01.10.2022
    Размер90.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. Основные теоретико-литературные понятия.docx
    ТипДокументы
    #708611
    страница1 из 4
      1   2   3   4


    Продолжение таблицы



    1. Основные теоретико-литературные понятия

    Знать: образную природу словесного искусства;

    содержание изученных литературных произведений;

    основные теоретико-литературные понятия.

    Уметь: • воспринимать и анализировать художественный текст;

    выражать свое отношение к прочитанному;

    писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

    Художественная литература как искусство слова

    Художественная литература наряду с музыкой, живописью и т. п. являет­ся одним из видов искусства. Слово «искусство» многозначно, в данном слу­чае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнепо­добную форму, выражающую определенное идейно-эстетическое содержание. При этом каждый вид искусства использует «свой» материал: музыка — звук, живопись — краски, архитектура — камень, дерево, металл и т. д. Специфика художественной литературы заключается в том, что в качестве единственного материала используются слова и конструкции человеческого языка. Таким об­разом, литератураэто искусство слова.

    Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование лично­сти. Искусство слова давно уже стало частью той социальной и культурной сре­ды, в которой развивается каждый человек. Литература сохраняет и передает из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь на­прямую к сознанию человека. Взаимосвязь речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово — результат мысли и ее инструмент. С помощью слов мы не только выражаем то, что думаем: сам мыслительный процесс имеет вербальную (словесную) основу и невозможен вне речи. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. В истории литературы можно найти множество примеров, подтверждающих это. Нередко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литературные произведения становились инструментом агитации и пропаганды (например, произведения советской литературы). Безусловно, это крайние про­явления, но литература напрямую не претендует на роль агитатора и наставни­ка, она доносит до человека представления об определенных нормах, правилах, лишь предлагает ему определенный способ видения мира, формирует его отно­шение к той информации, которую человек получает ежедневно.
    Художественный образ

    Все виды искусства отражают представления создающего их — художника, музыканта, поэта — о мире.

    У каждого вида искусства свои средства для создания этой отраженной картины. В живописи это линия, цвет, форма. В музыке — звук, тон, ритм. В танце — жест, пластика, мимика, поза. В литературе — слово. Но есть понятие, объединяющее все виды искусства, — художественный образ.

    По словам Л. И. Тимофеева, «художественный образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение».

    Образ появляется в результате осмысления художником жизни. Это не копирование жизненных явлений, процессов или личностей, а их суть, тайный смысл, выраженный в форме, присущей тому или иному виду искусства.

    В единичном, частном, преходящем образ раскрывает вечное. Он говорит с читателем, слушателем, зрителем на языке метафор, символов, абстракций.

    Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Узник» изображается не просто орел, «грустный товарищ» пленника, сидящий на цепи за окном, а птица — символ свободы, вольной жизни. Этот образ выражает идею стихотворения о преодолении неволи, о стремлении человека к свободе.

    С помощью своей фантазии автор преобразует действительность, а не только копирует ее, стремится передать самое важное и существенное в изображаемом мире.

    Художественный образ, по мысли немецкого философа Г. Гегеля, — результат «очищения» явления от всего случайного, затемняющего сущность, результат его «идеализации».

    Можно выделить несколько черт понятия «художественный образ»:

    В образе заключено обобщение или типизация явления. Художественные образы — яркие воплощения общего, существенного в индивидуальном. Так, собственные имена литературных героев становятся нарицательными. Например, Митрофанушка из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» или Плюшкин из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

    Художественный образ экспрессивен, он выражает идейно-эмоциональное отношение автора к изображаемому предмету.

    Художественный образ самодостаточен. Он является основной формой выражения содержания в искусстве. Самодостаточность художественного образа объясняет возможность различных его пониманий. Образ многозначен, в нем заложена возможность различных его интерпретаций. Так, произведения, признанные классикой литературы, в различные эпохи имеют различное прочтение и толкование. Например, трагедия У. Шекспира «Гамлет» или роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

    На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы. Способы изображения меняются вместе с изменением самого понятия красоты и истины в искусстве.

    Художественный образ эпохи античности отличается от образов, создаваемых в эпоху Возрождения или Просвещения.

    Каждое последующее художественное направление формирует свою эстетику и свое понимание художественного образа (классицизм, сентиментализм, роман­тизм, реализм и т. д.).

    В то же время словесное искусство за века своего существования выработало следующие средства создания образов, характерные для литературы всех времен:

    Речевая характеристика героя:

    диалог — разговор двух или более лиц;

    монолог — речь одного человека;

    внутренний монолог — высказывания одного человека, принимающие форму внутренней речи.

    Авторская характеристика — оценочное отношение автора к рассказывае­мому.

    Подтекст — невысказанное напрямую, но угадываемое отношение автора к изображаемому, неявный, потаенный смысл.

    Портрет — изображение внешности героя как средство его характеристики.

    Деталь — выразительная подробность в произведении, несущая значитель­ную смысловую и эмоциональную нагрузку.

    Символ — образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.

    Интерьер — внутренняя обстановка помещения, среда обитания людей.

    Фольклор. Жанры фольклора

    Фольклор — устное народное творчество, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь. Фольклор возник до появления письменности. Самая важная его черта в том, что фольклор является искусством устного слова. Имен­но это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная характеристика — коллективность творчества.

    В фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. Эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую фор­му (в литературе эпический род представлен только прозаическими произведе­ниями). В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, истори­ческие песни, сказки, предания, легенды, пословицы, поговорки, сказы.

    Лирические фольклорные жанры — это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки.

    К драматическим жанрам относятся народные драмы. Многие фольклорные жанры вошли в литературу: песня, сказка, легенда (например, легенды М. Горь­кого и сказки А. С. Пушкина).

    Жанры фольклора

    Жанр

    Определение

    Примеры

    Сказка

    Древнейший жанр устного народно­поэтического творчества. Эпическое, преимущественно прозаическое произ­ведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Большинство ска­зочных сюжетов встречается у многих народов мира




    Волшебная

    сказка

    Повествует о том, как главный герой сталкивается с какой-то бедой или трудностями и как он их преодолевает. Сказки волшебного типа включают в се­бя волшебные, приключенческие, герои­ческие. В основе таких сказок лежит чудесный мир

    «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», « Иван-царевич и серый волк»

    Сказка о живот­ных

    В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного

    «Волк и Лиса», «Рукавичка», «Лиса и Журавль»

    Бытовая сказка

    Воспроизводит обыденную жизнь. Кон­фликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоят тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть)

    «Мудрая дева», «Каша из топора», «Хитрый мужик»

    Народная

    песня

    Небольшое словесно-музыкальное фольк­лорное произведение, которое отражает национальный характер народа, обычаи, исторические события; своеобразна по жанровой структуре и языку.

    Народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Календарные обряды со­провождали колядки, масленичные пес­ни, веснянки, жатвенные песни. Главное назначение календарных песен — ока­зать желаемое воздействие на природу, вызвать хороший урожай. Необрядовые песни исполнялись в самых различных условиях, в любое время года

    «Во поле береза стояла...», «Дубинушка», «Два веселых гуся»,

    «Черный ворон»

    Былина

    Жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси.

    От песен былины отличаются торжественностью, а от сказок — грандиозностью сюжетного действия

    «Илья Муромец и Соло­вей-разбойник» ,

    «Вольга и Микула», «Добрыня и Змей», «Садко»

    Предание

    Созданный устно, имеющий установку на достоверность рассказ об исторических событиях и деяниях реальных лиц, а также о происхождении тех или иных названий

    Предания

    «Повести временных лет»: «О белгородском киселе», «О мести княгини Ольги древлянам »;

    предания о Петре Первом

    Сказ

    Жанр фольклора, повествование о современных событиях или недавнем прошлом; в отличие от легенды, обычно не содержит фантастического элемента. Форма эпического повествования, основанная на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа — рассказчика; лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь

    «Еремеево слово», «Артемов ключ»

    Пословица

    Фольклорный жанр, афористически сжатое, образное, ритмически организованное изречение с поучительным смыслом

    Что посеешь, то и по­жнешь.

    Бодливой корове бог рог не дает.

    После драки кулаками не машут.

    Лес рубят — щепки летят.

    Поговорка

    Фольклорный жанр, вошедшее в повседневную речь образное выражение, определяющее какое-либо явление жизни.

    В отличие от пословицы, в поговорке нет законченного суждения, она лишь часть его. «Поговорка — это складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» (В. И. Даль)

    Семь пятниц на неделе. Положить зубы на полку. Свалился как снег на голову.

    Надоел хуже горькой редьки.

    Литературные роды и жанры

    РОД

    Эпос

    Лирика

    Драма

    1. Род литературы, определяющим признаком которого является описание тех или иных событий, явлений, характеров.

    2. Этим термином называют нередко и героические сказания, былины, сказы в народном творчестве

    Род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания неописываются, а выражаются. В центре художественного внимания — образ переживание. Характерные особенности лирики — стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического героя.

    Самый субъективный род литературы

    1. Род литературы, определяющий произведения, пред назначенные для сценического воплощения.

    Отличается от эпоса тем, что имеет не повествовательную, а диалогическую форму; от лирики — тем, что воспроизводит внешний по отношению к автору мир.

    Подразделяется на жанры: трагедия, комедия, а также собственно драма.

    2. Драмой также называют драматическое произведение, не имеющее четких жанровых признаков, соединяющее в себе приемы разных жанров; иногда такое произведение именуют просто пьесой




    ЖАНРЫ




    Эпические:

    басня;

    былина;

    баллада;

    миф;

    новелла;

    повесть;

    рассказ;

    роман;

    роман-эпопея;

    сказка;

    эпопея

    Лирические:

    * ода;

    послание;

    стансы;

    элегия;

    эпиграмма;

    сонет;

    мадригал

    Лиро-эпические:

    баллада;

    поэма

    Драматические:

    драма;

    комедия;

    трагедия;

    водевиль


    Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

    Классицизм

    Классицизм (от латинского classicis — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как выс­шему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство класси­цизма отражало идеи гармоничного устройства общества. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложно­сти искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.




    Европа

    Россия

    Время возникнове­ния

    Сформировался в XVII веке во Франции, затем распро­странился по всей Европе

    Сформировался во второй четверти XVIII века

    Исторические обстоятель­ства, способствую­щие возник­новению

    Появление классицизма связано с установлени­ем и развитием в Европе абсолютных монархий — созданием образцового иерархического общества (в частности, правление во Франции Людовика XIV)

    Появление и развитие клас­сицизма в России связано с установлением абсолютной монархии, в основном с прав­лением императрицы Екате­рины II

    Основные черты

    • концепция разумного преобладания долга над человечески­ми чувствами и страстями — основа эстетики классицизма;

    • жесткая иерархия жанров, в высоких изображаются траги­ческие и возвышенные характеры, в низких рассматриваются бытовые смешные ситуации;

    • используется лексика, соответствующая жанру;

    • в произведениях утверждается положительный образец поведения, ценностей и государственного идеала;

    • в драматургии классицизма соблюдается правило «трех единств»: места, времени и действия;

    • герои делятся на положительных и отрицательных;

    • герои трагедий — выдающиеся личности, основной кон­фликт — выбор между чувством и долгом;

    • герои комедии имеют четкие амплуа, непременно амплуа резонера, высказывающего авторскую позицию;

    • персонажи делятся на главных и второстепенных;

    • характеры героев должны быть правдивы — их действия должны быть в строгой подчиненности внутренней логике, так выражается единство характера;

    • герои статичны и односторонни

    Теоретики

    Р. Декарт, философ-рационалист;

    Н. Буало, автор трактата «Поэтическое искусство»

    Теория классицизма распро­странялась через труды:

    М. В. Ломоносова (теория «трех штилей», изложенная в «Пре­дисловии о пользе книг цер­ковных в российском языке»), В. К. Тредиаковского (утвер­ждение силлабо-тонической системы стихосложения в «Новом и кратком способе к сложению стихов Россий­ских»),

    А. П. Сумарокова (эпистола «О стихотворстве» — перело­жение труда Н. Буало)

    Представители

    «Трагики»: П. Корнель, Ж. Расин; комедиограф Ж.-Б. Мольер; баснописец Ж. Лафонтен

    Поэты:

    Д. Кантемир,

    К. Тредиаковский,

    М. В. Ломоносов,

    Г. Р. Державин;

    «трагики»:

    А. П. Сумароков,

    Я. Б. Княжнин; комедиограф Д. И. Фонвизин; баснописец И. А. Крылов

    Образцы высоких жанров

    Жанры

    Ода, эпическая поэ­ма, трагедия (траге­дии П. Корнеля «Сид», Ж. Расина «Федра»)

    Ода, эпическая поэма, тра­гедия (ода М. В. Ломоносова «На день восшествия на... престол... Елисаветы Петров­ны», оды Г. Р. Державина «Фелица», «Бог»)

    Темы и задачи

    Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже ес­ли герой погибал в неравной борьбе.

    В трагедии классицист учил зрителя стойкости в жизнен­ной борьбе, пример положительного героя служил образ­цом нравственного поведения.

    Ода — лирическое произведение, посвященное изображе­нию крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим вооду­шевлением автора, сознающего себя во власти высших сил, органом или божественной воли или всенародного разума

    Образцы низких жанров




    Комедия, басня, эпи­грамма, сатира (комедии Ж.-Б. Мольера «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» и др., басни Ж. Лафонтена)

    Комедия, басня, эпиграмма, сатира (комедии Д. И. Фон­визина «Недоросль», «Брига­дир», басни И. А. Крылова)

    Темы и задачи

    Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже ес­ли герой погибал в неравной борьбе.

    В трагедии классицист учил зрителя стойкости в жизнен­ной борьбе, пример положительного героя служил образ­цом нравственного поведения.

    Ода — лирическое произведение, посвященное изображе­нию крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим вооду­шевлением автора, сознающего себя во власти высших сил, органом или божественной воли или всенародного разума

    Сентиментализм

    Сентиментализм (от французского sentiment — чувство) — направление в ли­тературе и искусстве Европы и России второй половины XVIII века, отличавшее­ся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональ­ным отношением к окружающему миру. Новаторство сентиментализмав исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувствительность, возникающую при их прочтении. Ге­рой в сентиментализме индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.





    Европа

    Россия

    Время возникновения

    Сформировался во второй половине XVTII века в Анг­лии, затем распростра­нился по всей Европе

    Сформировался во второй половине XVIII — первой четверти XIX века

    Исторические обстоятельства, способствующие возникновению

    Появление сентиментализма связано с эпохой Просвещения, оно отразило рост демократических настроений в обществе

    Появление и развитие сентиментализма в России связано с проникновением и распространением идей Просвещения в русском обществе

    Основные черты

    внимание уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не великие идеи;

    мир отражается с позиции чувства, а не разума;

    Основные черты

    для сентиментализма характерен культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикар­ства;

    главным героем сентиментализма становится «есте­ственный» человек;

    используется лексика, характерная для разговорной речи;

    интерес к фольклору как форме наиболее непосредствен­ного проявления чувств;

    герой может совершать как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства;

    отсутствие жестких эстетических канонов и форм




    Писатели и произведения

    Англия:

    Л. Стерн «Сентиментальное путешествие»,

    Дж. Томсон «Зима», «Лето »,

    Т. Грей «Сельское клад­бище»,

    С. Ричардсон «Памела», «Кларисса Гарло»,

    «Сэр Чарльз Грандисон»

    Франция: Аббат Прево «Манон Лес­ко»,

    Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»

    Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»,

    А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»













    Жанры

    Письма

    Роман-путешествие

    Мемуары

    Повесть

    Элегия

    Роман




      1   2   3   4


    написать администратору сайта