Главная страница
Навигация по странице:

  • Форма и содержание литературного произведения

  • Стадии развития действия

  • Гипербола. Аллегория

  • Проза и поэзия

  • «прозе

  • 1. Основные теоретико-литературные понятия. 1. Основные теоретиколитературные понятия Знать


    Скачать 90.45 Kb.
    Название1. Основные теоретиколитературные понятия Знать
    Дата01.10.2022
    Размер90.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. Основные теоретико-литературные понятия.docx
    ТипДокументы
    #708611
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    1.6. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор- повествователь, литературный герой, лирический герой

    Форма и содержание литературного произведения

    Понятие

    Формулировка

    Пример

    Тема (греч. thema — нечто, положенное в основу)

    Предмет изображаемого в литературном произведении, основной замысел, основное звучание произведения. Целостный образ мира, который определяет поэтическое мировосприятие художника. У всякого художника своя тема, свой образ мира

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: тема произведения — изображение типических черт поколения 30-х годов XIX века, воплощенных в образе Печорина

    Идея

    Выражение авторского отношения к изображаемому, главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: идея произведения — показать бесплодие и бездуховность жизни «героя времени», осуждение крайнего эгоизма, трагизм жизни героя

    Проблематика (греч. ргоЫета — нечто, брошенное вперед)

    Основной вопрос, поставленный писателем в литературном произведении

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: автор стремится проанализировать причины появления такого типа личности в данную историческую эпоху, соотнести проявление воли героя и его «судьбы», предназначения




    Фабула и сюжет

    Фабулой называется сово­купность событий, связан­ных между собой, о которых сообщается в произведении. Сюжет — те же события, но в их изложении в том поряд­ке, в каком они сообщены в произведении, в той связи, в какой даны в произведе­нии сообщения о них. Система событий в художественном произведении, представленная в определен­ной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: фабула — новеллы в хронологическом порядке («Тамань», Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч»); сюжет — «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

    Композиция

    Расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произ­ведения, служащее наиболее полному воплощению за­мысла художника, приемы, создающие общий рисунок произведения. Сущность композиционных приемов сводится к созданию неко­торого сложного единства, сложного целого

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: расположение новелл, составляющих роман именно в таком порядке, обнаруживает авторский замысел — постепенное углубление в психологию героя, изменение «ракурса» изображения

    Конфликт

    Образное отражение в художественном произведении борьбы интересов, страстей, идей, характеров, политических устремлений (как личностных, так и общественных). Конфликт придает остроту сюжету

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: конфликт в произведе­нии — противоречие ме­жду устремлениями героя и его поступками, между героем и обществом, геро­ем и ценностями, приня­тыми в обществе, а также нормами поведения и по­нимания смысла и цели жизни


    Стадии развития действия

    Понятие

    Формулировка

    Пример

    Экспозиция

    Непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения

    У. Шекспир

    «Ромео и Джульетта» — первые сцены пьесы, изображающие вражду семей Монтекки и Капулетти

    Завязка

    Событие, которое определяет возникновение конфликта литературного произведения. Иногда она совпадает с началом произведения

    У. Шекспир

    «Ромео и Джульетта» — сцена праздника в доме Капулетти, встреча Ромео и Джульетты

    Кульминация

    В литературном произведении сцена, событие, эпизод, где коллизия достигает наивысшего напряжения и происходит решающее столкновение между характерами и устремлениями героев, после чего в сюжете начинается переход к развязке

    У. Шекспир

    «Ромео и Джульетта» — поединок Ромео и Тибальта, гибель Меркуцио, Тибальта, а затем Ромео и Джульетты

    Развязка

    Завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения

    У. Шекспир

    «Ромео и Джульетта» — обнаружение братом Лоренцо погибших героев, выявление истины для родителей героев, семей Монтекки и Капулетти

    Эпилог

    Заключение, сделанное автором после изложения повествования и завершения его развязкой — для объяснения замысла сообщением о дальнейшей судьбе героев, утверждающей последствия описанного в произведении явления

    У. Шекспир «Ромео и Джульетта» — речь герцога Вероны над гробом героев, осуждение вражды семей, приведшей к гибели их детей

    Лирическое отступле­ние

    «Вклинивание» в текст «голоса» автора, его рассуждения о предметах, напрямую не относящихся к сюжету, общему течению событий

    Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» — описание степи


    Система образов в произведении

    Понятие

    Формулировка

    Образ автора

    Это не простой субъект речи, чаще всего он даже не назван в структуре художественного произведения.

    Это воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого

    Литератур­ный герой

    Персонаж, действующее лицо литературного произведения

    Лирический герой

    Образ поэта (его лирическое «я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности. Представление о лирическом герое носит суммарный характер и формируется в процессе приобщения к тому внутреннему миру, который раскрывается в лирических произведениях не через поступки, а через переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения

    Литературный характер

    Совокупность черт образа персонажа, литературного героя, в которой индивидуальные особенности служат отражением типического, обусловленного как явлением, составляющим содержание произведения, так и идейным и эстетическим замыслом автора, создавшего этого героя. Характер — одно из главным слагаемых литературного произведения

    Художественный

    образ

    Основной в художественном творчестве способ восприятия и отражения действительности, специфическая для искусства форма познания жизни и выражения этого познания; цель и итог поиска, а затем и выявления, выделения, подчеркивания художественными приемами тех черт того или иного явления, которые наиболее полно раскрывают его эстетическую, нравственную, общественно значимую сущность

    1.7. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.

    Гипербола.

    Аллегория

    Понятие

    Формулировка

    Пример

    Эпитет

    Художественно-образное опре­деление, подчеркивающее наи­более существенный в данном контексте признак предмета или явления;

    применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. п.

    Эпитет может быть выражен прилагательным, наречием, деепричастием, числительным. Нередко эпитет имеет метафорический характер. Метафорические эпитеты выделяют свойства предмета особым способом: они переносят одно из значений какого-то слова на другое слово на основе того, что у этих слов есть общий признак: брови соболиные, горячее сердце, веселый ветер, т. е. метафорический эпитет использует переносное значение слова

    Я послал тебе черную розу в бокале

    Золотого, как небо, Аи...

    А. А. Блок

    Метафора

    Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

    Метафора повышает точность поэтической речи и ее эмо­циональную выразительность. Разновидностью метафоры является олицетворение. Разновидности метафоры:

    Лексическая, или стертая метафора, в которой прямое значение полностью уничтожено.

    Простая метафора — построенная на сближении предметов по одному какому- либо общему признаку.


    Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой.

    А. С. Пушкин

    Дождь идет, время бежит, стрелка часов, град пуль, говор волн, заря жизни, ножка стола, заря пылает;

    Да на вас же лица нет — на вас только рубашка и брюки.

    С. Соколов

    Он долго не мог уснуть: оставшаяся шелуха слов засоряла и мучила мозг, колола в висках, никак нельзя было от нее избавиться. В. В. Набоков




    Реализованная метафора — буквальное понимание значений слов, составляющих метафору, акцентирование прямых значений слов

    Развернутая

    метафора — распространение метафорического образа на несколько фраз или на все произведение




    Сравне­ние

    Изобразительный прием, осно­ванный на сопоставлении явле­ния или понятия (объект срав­нения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) с целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения

    Полны добра перед итогом года,

    Как яблоки антоновские, дни.

    А. Т. Твардовский

    Гипербола

    Средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заклю­чающееся в непомерном пре­увеличении событий, чувств, силы, значения, размера изо­бражаемого явления; внешне эффектная форма подачи изо­бражаемого. Может быть идеа­лизирующей и уничижающей.

    Гипербола может состоять прежде всего в количественном преувеличении.

    В поэтической речи гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, образуя гиперболические метафоры, сравнения, олицетворения и т. п.

    «Тысячу раз», «целая вечность», «бесценный»; у Гоголя про Днепр: «нет реки, равной ему в мире»

    Слышишь ли, как у ног твоих собрался весь мир и, потрясая копьями, слился в одно восклицание!

    Рубины уст ее, казалось, прикипали кровию к самому сердцу.

    Н. В. Гоголь «Вий»

    Аллегория

    Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Аллегория состоит из двух элементов:

    Смыслового — это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его.

    Образно-предметного — это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление (от греч. alios — иной и agoreuo — говорю) — иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств

    Изображение сердца — аллегория любви;

    в баснях и сказках заяц — аллегория трусости, лиса — хитрости, лев — власти

    Олицетворение

    Изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать

    О чем ты воешь, ветер ночной,

    О чем так сетуешь безумно?

    Ф. И. Тютчев

    Аллитерация

    Повторение в стихотворной речи (реже — в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи

    Шипенье пенистых бокалов

    И пунша пламень голубой.

    А. С. Пушкин

    Антитеза

    Стилистический прием, осно­ванный на резком противопо­ставлении понятий и образов, чаще всего основывается на упо­треблении антонимов. Существенным условием анти­тезы является соподчинение противоположностей объеди­няющему их общему понятию или общая на них точка зрения

    Я царь — я раб, я червь — я бог!

    Г. Р. Державин

    Они сошлись.

    Волна и камень,

    Стихи и проза, лед и пламень

    Не столь различны меж собой.

    А. С. Пушкин


    Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа

    Проза и поэзия

    Есть два типа организации художественного текста — проза и поэзия (стихо­творная речь).

    Они противопоставлены прежде всего тем, что проза, в отличие от стихов, не делится на соразмерные отрезки, не столь четко ритмически организована.

    Само слово проза происходит от латинского prorsa, сокращение от proversa oratio (речь). Это обозначало у римлян речь сплошную, заполняющую всю стра­ницу и свободно устремляющуюся вперед.

    Слово стих в переводе с греческого значит «ряд». В стихах, в их виде и зву­чании важна пауза на конце стиха, благодаря которой стихи произносятся мед­леннее, чем проза.

    Очень важна звуковая организация стиха. Звуки в стихах как бы «окликают» друг друга. Часто повторяются одни и те же согласные — аллитерация, или гласные — ассонансы. Стихи обладают ритмом, мелодикой, укладывающей­ся в метр стихотворения. Стихотворные строки на конце имеют совпадающие в звучании слоги — рифмы.

    Стихотворная речь происходит от песни, поэтому неразрывно связана с ме­лодией.

    Проза возникла значительно позже, чем стихи. До эпохи Возрождения стихотворная форма в Европе была практически единственным инструментом превращения слова в искусство и почиталась одним из основных условий красоты. «Стиль, лишенный ритма, имеет незаконченный вид», — писал Аристотель.

    Есть, помимо звучания и ритмической организации, и глубокие внутренние различия между поэзией и прозой.

    По словам литературного критика Ю. И. Айхенвальда, «прозе нужны отвлеченности, схемы, формулы, и она движется по руслу логики; напротив, поэзия требует картинности, и в живые краски претворяет она содержание мира, и слова для нее — носители не понятий, а образов.

    Проза рассуждает, поэзия рисует.

    Проза суха, поэзия взволнована и волнует.

    Проза анализирует, поэзия синтезирует, т. е. первая разнимает явление на его составные элементы, между тем как вторая берет явление в его целостности и единстве. В связи с этим поэзия олицетворяет, одухотворяет, животворит; проза же, трезвая проза, родственна мировоззрению механистическому».

    Но граница между прозой и поэзией все же условна. Прозаическое произведение может включать в себя элементы лирического стихотворения: ритм, мелодику, метафорическую насыщенность, яркую эмоциональность. Таковы, например, лирические отступления в произведениях Н. В. Гоголя — «Чуден Днепр при тихой погоде!..», «Знаете ли вы украинскую ночь?...» Существует также жанр стихотворения в прозе, представленный в русской литературе в творчестве И. С. Тургенева.

    Стихотворные же произведения в то же время могут быть, подобно прозе, эпичны и лишены возвышенной лексики — жанр басни не предполагает лиричности, как другие поэтические жанры.

    Ю. И. Айхенвальд пишет: «В одном и том же произведении могут встречаться элементы как поэзии, так и прозы; и если проникновение в прозу поэзии всегда желанно, то противоположный случай действует на нас охлаждающе и вызывает в читателе эстетическую обиду и досаду; мы тогда уличаем автора в прозаизме».
    1   2   3   4


    написать администратору сайта