Философия. Философия3. 1. Особенности и основные понятия средневековой философии
Скачать 22.4 Kb.
|
1. Особенности и основные понятия средневековой философии. Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Периодизация этой эпохи имеет различные варианты. Наиболее устоявшийся и принятый период в современном мире – II-XIV вв. Поскольку он пересечен с христианством, логично считать его началом периода время появления Библии. В отличии от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и человеческую природу, философия средневековья связана с теологией – учением о Боге. Выделяют следующие особенности средневековой философии: Теоцентризм – реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром. Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью. Размышления о сверхъестественном начале изменяют мировоззрение человека. Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни. Ретроспективность мышления – «чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее». Традиционализм – акцент средневековой философии сделан на отрицании новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом. Ценностью была не креативность и индивидуализм, а приверженность традициям. Авторитарность – обращение к Библии. Комментаторство. Комментаторский жанр в средние века преобладал над остальными жанрами. Источник философских знаний (священное писание) – не поддается анализу или критике, разрешено только его толкование. Дидиктизм – присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества. 2. Философы периода патристики. Представители патристикиК числу наиболее видных фигур патристики относятся: Ориген (185-254гг.)Этот мыслитель впервые начал предпринимать попытки к формированию целостной философской системы, которая базировалась на христианской догматике. Он разделял взгляды неоплатоников. Был твердо убежден в том, что Бог сотворил мир и продолжает оказывать на него влияние. Придерживался доктрины о трех смыслах Библии: телесном, душевном и духовном. Василий Великий (330-379 гг.)Позиционировал себя как участник «Каппадокийского кружка», разделял взгляды неоплатоников. Он считал, что Библию необходимо воспринимать в буквальном смысле и для подкрепления своей позиции опирался на труды мыслителей Античности. Является автором концепции сущего, которое было разделено на сотворенное и не несотворенное. В данном случае прослеживается тесная взаимосвязь с трудами Платона. Мыслитель предпринимал попытки к построению мировоззрения, которое могла бы разделяться как представителями Церкви, так и простыми верующими. Григорий Нисский (335-394 гг.)Младший брат вышеупомянутого Василия Великого. Он продолжил дело своего брата, предпринимал попытки совмещения неоплатонизма и христианской догматики. Придерживался мнения о том, что богословие и философия должны рассматриваться отдельно друг от друга. Мыслитель считал, что мир является отражением сущности Бога, который возможно познать. Человек выступает как связующее звено между природой и Богом. Он считал, что катарсис (смена парадигмы воли с чувственного на духовное) поможет человеку вернуться к первоначальной чистоте. Августин Аврелий (354 — 430 гг.)Этот мыслитель внес большой вклад в формирование духовной культуры Рима и всей античности. Его труды стали фундаментальной основой для религиозно-философской мысли Средневековья. В качестве объектов познания мыслитель выделял Бога и душу. В своих трудах уделял много внимания анализу идеи Бога в соотношения с человеком, а человека – в отношении к Богу. В рамках своей деятельности ему удалось провести детализированный анализ жизненного пути человека, что позволило ему создать философскую антропологию. Душа, по мнению Августина, является бессмертной субстанцией. Боэций (480-524 гг.)Мыслитель стал известен многим как переводчик и комментатор трудов Аристотеля, которые стали фундаментом средневекового учения, основывающегося на мыслях философа периода Античности. Стал автором концепции общего и единичного, которая в дальнейшем трансформировалась в проблему универсалий. Среди его трудов можно выделить трактат «Утешение философией», в котором была предпринята попытка продолжения учения Платона о всеобщем. Также автор акцентирован внимание на проблеме соотношения сущности и существования, что является предметом изучения онтологии. 3. Философы периода схоластики. Фома Аквинский(1225-1274) был самым крупным представителем схоластической философии периода ее расцвета. Трактаты « О сущности и существовании», « Сумма теологии» . Разрабатывал собственную доктрину соотношения веры и разума( в философии и теологии). По методу достижения наука и философия опираются на опыт и разум, религия опирается на Писание. Предметы: различия не существенные, в теологии ряд догм, которые нуждаются в философском обосновании. Будучи доказанными они становятся ближе к человеку, укрепляют его веру. Но не все догмы подлежат рациональному знанию ( невозможно доказать первородный грех) НО некоторые из догм поддаются доказательству: Доказательство бытия Бога. У философии и теологии есть общее содержание. Вера дана каждому человеку, а знание нет. Особенность философии, что она идет от божественного творения к творцу ( от мира к Богу). Заслуга Фомы в том, что он вводит в систему средневекового философствования Аристотелевскую установку( индуктивный способ ввода посылок и аргументации.) Фома известен тем, что развил пять "онтологических" доказательств бытия Бога в мире( учение Аристотеля о причинах).1.Движение. Все что движется имеет причиной своего движения нечто иное. Одно сообщает движение другому, другое третьему и т. д. Но невозможно, чтобы так продолжалось до бесконечности. Необходимо помыслить некий перводвигатель, который сам не движим ничем. Это и есть Бог. Бог есть перводвигатель, т.е. исток всего. 2. Понятие производящей причины. которая имеют свои следствия. Цепь причин и следствий также не может уходить в бесконечность, поэтому “есть первая производящая причина, каковую все именуют Богом”.3.Из степеней совершенства, истинности и благородства разных вещей. Чтобы определить эту степень, необходимо иметь некую сущность, которая будет предельной степенью всех благ и совершенств. И это, по мнению Аквината, Бог. Бог - высшее совершенство. Вещи обладают различным уровнем совершенства, должна быть самая совершенная. 4. Основные особенности философии эпохи Возрождения. Родиной эпохи возрождения была Италия. Для этой страны это 14-16 век (южное возрождение). Для Германии, Франции, Нидерландов и Англии эпоха возрождения это 15-16 век (северное возрождение). В средние века к античному наследию существовало негативное отношение. В Эпоху возрождения наоборот, античное наследие оценивалось очень высоко, а средние века были названы темными( время невежества, религиозного фанатизма) – Лоренцо Валла. Возрождение- это восстановление идеалов античности в новых исторических условиях. Главный мировоззренческий принцип философии возрождения – антропоцентризм, т.е. центром мира, главным звеном бытия является человек (не бог как в средние века) Особенности философии эпохи Возрождения: Светский характер – философские вопросы перестали рассматриваться только с позиции религии. Большую роль стали играть земные, практические потребности человека Антисхоластическая направленность – возникло убеждение, что изучать нужно не общие понятия, а явления земного мира Антидогматизм и свободомыслие – человек не обязан подчинять свой разум догматам веры. Разум имеет самостоятельное значение Повышенный интерес к познанию природы и ее законам Главными орудиями познания являются наука и искусство, поэтому философия с ними взаимодействовала. В то же время философия возрождения от идеи Бога не отказывалась, однако соотношение Бога и человека, Бога и природы было понято иначе, чем в средние века. 5. Основные направления философии эпохи Возрождения : - гуманистическое, - неоплатоническое, - натурфилософское, - реформационное, - политическое, - утопическо-социалистическое и их представители. Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись: гуманистическое (представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, и др.) – в центр внимания ставило чел-ка, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; неоплатоническое представители которого – Николай Кузанский, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; натурфилософское - Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; реформационное представители Мартин Лютер, Томас Монцер, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; политическое (Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей; утопическо-социалистическое Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др. – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. |