1.Особенности истории психологии как науки. Предмет и задачи истории психологии.
История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная немаловажно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в. Таким образом, правильнее вещать о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии.
В отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. Сама историческая мысль также имеет историю. История исторической науки есть историография. Ее предмет — характеристика историков, историографических концепций. Задачи истории психологии: 1.) Изучить закономерности развития знаний о психике. 2.) Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят её достижения. Выяснить подневольность зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста. 3.) Изучить роль личности, её индивидуального пути в становлении самой науки.
| 3.Проблема научности в психологии. Основные парадигмы в психологии.
Парадигмальная теория Т. Куна. Согласно этой теории, социальные и культурные процессы порождают парадигмы как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». Когда внутри данной научной парадигмы возникают аномалии — факты, несовместимые с этой парадигмой, они генерируют кризис. Происходит научная революция, в результате которой на место ставшей неадекватной парадигме приходит новая. Парадигма – это общая логика познания, совокупность наиболее общих и взаимосвязанных принципов познания. Три вида парадигм:
1) Естественно-научная парадигма – совокупность общих принципов познания, предполагающих видение предмета познания как материального объекта – независимого от сознания исследователя. Объект изучается как образование независимое от познающего разума и самих процедур познания (объективно), вне контекста взаимодействия с сознанием человека. Главной задачей естественно-научного познания является редукция предмета исследования до элементарных форм, описываемых конкретными объективными законами.
2) Гуманистическая парадигма – совокупность общих принципов познания, предполагающих видение предмета познания как идеального объекта – зависимого от сознания исследователя. Главная задача познания – редукция предмета исследования до уровня значений и смыслов, описываемых внутренне согласованными концепциями. Основными способами познания являются низкоформализованные, эмпатийные методы исследования: наблюдение, беседа, интроспекция, истолкование.
3) Практическая парадигма – совокупность принципов познания, предполагающих видение предмета познания как процесса, зависимого от преобразующей деятельности исследователя. Процесс изучается как взаимодействие познающего сознания, процедур познания, предмета познавательной деятельности, а также сознания познаваемого, если познаваемым выступает человек, группа, общество или какой-либо результат культурной практики. Главная задача – редукция предмета исследования до практики, описываемой закономерностями преобразования, в том числе преобразования самого деятеля.
| 5.Психологические представления в досократовской философии.
Жизнь Пифагора приходится на период приблизительно между 584-500 гг. до н. э. Согласно Диогену Лаэртскому, он написал три книги: “О воспитании”, “О делах общины” и “О природе”. Интерес, с которым он изучал характер чисел и отношений между ними, вел к определенной абсолютизации чисел, к мистике чисел. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей. Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества. Гераклита (540-480 гг. до н. э). Сохранилось около 130 фрагментов из труда Гераклита, который, согласно одним источникам, назывался “О природе”, согласно другим - “Музы”. Гераклит объяснял естественным образом такие природные явления как ветер, молнии, гром, зарницы и другие. Основой всего Гераклит считал огонь. Гераклит одним из первых обращает внимание на характер человеческого сознания. Познание, согласно его взглядам, стремится постичь сущность, т.е. логос. Эмпедокл (ок. 484-424 гг. до н.э.) был учеником Пифагора, но в тоже время в его взглядах содержится влияние и элеатов и ионических философов. Важнейшие философские мысли содержат два его произведения “Очищение” и “О природе”. По своему характеру философия Эмпедокла близка к стихийному материализму. Первооснова - огонь, вода, воздух, земля. Он вводит две движущие силы, которые путем смешения основных указанных стихий способствуют возникновению всего многообразия окружающего мира, - ЛЮБОВЬ и ВРАЖДУ. Космогонический процесс развития состоит при этом из постоянно повторяющихся четырех стадий, в которых попеременно берет верх то вражда, то любовь. Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э. К характеристикам атомов Демокрит добавляет еще и величину и тяжесть. Тяжесть, однако, он не считал существенным свойством атомов, но признавал ее простым следствием того факта, что они имеют некий размер. Аристотель его взгляды характеризовал однозначно: “Демокрит... полагал, что истинно суть то, что нам является”. Этика Демокрита тесно связана с его социальными и политическими взглядами. Он пытается сформировать некие “универсальные” моральные правила. Центральным в его этике является “достижение доброй мысли”. Путь к этому - через жизненную уравновешенность и умеренность. Главным средством достижения добродетели он считает убеждение, воспитание в духе нравственности.
| .Учение Аристотеля о душе, и ее способностях. Теория познания Аристотеля.
Аристотель — автор трактата «О душе», первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души. Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Душа неразрывно связана с телом. Орган души— сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию, в нем кровь охлаждается до нужной нормы. После смерти тела душа не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.
Учение о процессах познания. Начало познания образует способность ощущения. Кроме пяти ощущений, соответствующих разным органам чувств, Аристотель выделял общее чувство и приписывал ему ряд функций. Для общего чувства нет соответствующего органа, им является сама душа. Сохранение и воспроизведение ощущений является результатом работы памяти. Следующая познавательная способность — воображение, заключается в образовании представления. Воображение берет начало в ощущении, но оно не есть ощущение. Мышление характеризуется составлением суждений. В зависимости от того, на что направляется мышление, различаются два вида ума: теор. и практический.
Учение о чувствах. Подробнее Аристотель останавливается на аффектах. Он называет аффектами влечения, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, любовь, ненависть, тоску, зависть, жалость— вообще все, чему сопутствует удовольствие или страдание.
Проблема воли. Все действия человека делятся на непроизвольные и произвольные в зависимости от того, где находится основание действия: вне субъекта или в нем самом. По существу, воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу: принятие решения связано с пониманием человеком своих общественных обязанностей.
О характере. Страстям (аффектам) как сильным движениям души Аристотель противопоставляет устойчивость характера. Аристотель дал описание душевных качеств (нравов) людей в соответствии с их возрастом, социальным положением, профессией. Характер не является природным свойством, его черты складываются как результат опытности. Позже эту мысль развил его ученик Теофаст. Аристотель придавал важное значение воспитанию. Оно должно оказывать влияние на нравственный склад человека, развивая в нем то, чего недостает от природы.
| 9.Основные тенденции в развитии представлений о душе в поздней античности. Психологические проблемы в философии стоиков и эпикуреизме.
В центре научных интересов Эпикура (341-270 гг. до н.э.) стояла проблема исследования критериев нравственного и безнравственного, на основе которых можно оценивать поведение человека. Будучи последовательным материалистом, Эпикур стремился модернизировать учение Демокрита так, чтобы оно отвечало требованиям времени. Исследовав разницу между душой животного и человека, Эпикур выделил четыре части души, три из которых существуют как у животных, так и у человека. Это огонь, дающий тепло, пневма, обеспечивающая движение, и ветер, позволяющий дышать. Четвертая часть - «душа души» есть только у человека и связана с психическими функциями души - чувствами, мышлением, нравственностью. Стоики тоже разделяли взгляды Демокрита на атомистическое строение мира, говоря о том, что начало начал - это бытие, состоящее из атомов, которые являются первоосновой всей вселенной, в том числе и души и тела человека. Разделяли они и идею пантеизма(всеобщего одушевления природы) первых психологов. Понимая природу как целое, они утверждали, что душа - божественное начало (которое отождествляется с судьбой, провидением) присуще всей природе. В этой школе была развита и концепция Гераклита о том, что четыре основных элемента природы - огонь, воздух, вода и земля.
В неоплатонизме у его основателя Плотина (205 — 270) развивается учение о происхождении индивидуальной души от мировой души в процессе эманации (истечение, исхождение), излучений творческой деятельности бога, которые образуют видимый мир с его последовательной лестницей ступеней совершенства. Одной из ступеней на этой лестнице является душа как посредствующее начало между сверхъестественным миром и материальными явлениями, которые являются последней ступенью эманации. Основоположник христианской философии Аврелий Августин, «Блаженный» (354 — 430), вводит положение «Я мыслю, следовательно, я есть», из которого выводится тезис о достоверности нашего существа. И у Плотина, и у Августина вывод о своеобразии сознания и о наличии особой внутренней жизни следует из разрешения задач религиозного характера.
| 11.Психологические идеи в философии средневековой Европы (Аврелий Августин, Фома Аквинский).
Основоположник христианской философии Аврелий Августин, «Блаженный» (354 — 430), вводит положение «Я мыслю, следовательно, я есть», из которого выводится тезис о достоверности нашего существа.
Фома Аквинский (1226- 1274) — самый видный схоласт, система которого стала ведущим направлением католицизма. Фома Аквинский учил, что душа одна. Она обладает бытием, отдельным от тела (хотя и помещается в теле), нематериальным и индивидуальным. Различаются способности, свойственные душе как таковой (разум, воля), а также растительные (вегетативные) и животные функции. В учении о познании различаются человеческое, «естественное» познание (естественный разум) и «сверхъестественное», основа для религиозной веры, откровение. Естественное познание — это познание истины посредством чувств и интеллекта. В нем различаются два уровня. Первый уровень образует область чувственного познания. Оно функционирует посредством внешних и внутренних познавательных органов. Внешние органы — это органы чувств. Внутренние познавательные органы — это, во-первых, общее чувство, здесь происходит группировка впечатлений от внешних чувств. Благодаря общему внутреннему чувству свидетельства зрения, звуки, вкусовые впечатления и др., приходящие к нам из какого-либо источника, связываются между собой и относятся к тому предмету, который является их источником. Во-вторых, пассивная память воображения — это склад, где сохраняются все восприятия, созданные общим чувством; в-третьих, активная память; в-четвертых, орган суждения, который воздействует на чувственные органы познания, добывая из представлений неизменное содержание — сущность отдельных конкретных вещей. Это преддверие второго умственного уровня познания — интеллектуального. Интеллект не является актом какого-либо телесного органа. В качестве одного из механизмов познания у Фомы Аквинского выступает специальная операция сознания — интенциональность. В человеческой душе есть какая-то сила, интенция, «внутреннее слово», которое придает определенную направленность (интенциональность) акту восприятия и познанию в целом.
| 2.Основные подходы к анализу исторического развития науки (экстернализм и интернализм, антикваризм и презентизм и т. д.).
Представители интернализма (А. Койре, А. Р. Холл и др.) полагают, что наука развивается лишь благодаря внутринаучным факторам: в силу объективной логики возникновения и решения научных проблем, благодаря эволюции научных традиций, короче говоря, вследствие внутренней потребности самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы и т. д. Так, например, анализируя научную революцию XVI-XVII вв., Койре стремится показать, что глубинной причиной этой революции был отказ от понятия упорядоченного античного Космоса и замена его понятием гомогенного, изотропного и бесконечного пространства. Эта замена была обусловлена философско-религиозными представлениями конца Средневековья.
Экстернализм - (Б. Гессен, Д. Бернал, и др.), возникший в 1930-е гг. в значительной мере под влиянием марксизма, настаивает на том, что решающее воздействие на развитие науки оказывают социально-экономические, т. е. вненаучные, факторы. Поэтому при изучении истории науки основной задачей является реконструкция социально-культурных условий («социальных заказов»), в которых возникают и развиваются те или иные идеи и теории.
Под "презентизмом" (present - настоящее) понимается способ исследования и понимания историко-научного явления с точки зрения современного состояния науки и культуры вообще. "Презентизм", следовательно, экстраполирует современный взгляд на прошлое или, что одно и то же, прошлое он как бы подводит под настоящее. Говоря иначе, презентисты считают, что историю науки надо излагать языком современности.
Подобный метод или подход искажает, по мнению некоторых историков и философов науки, подлинную суть прошлого знания и вообще историко-научного объекта, которую можно восстановить и воспроизводить только с помощью и на базе метода "антикваризма". Антикваризм (антикварий, антикварный) - такой метод исследования и изучения историко-научного явления, при котором восстанавливается его, так сказать, "живой" образ, т. е. воспроизводится его содержание во всех конкретно-исторических деталях. При этом обращение к современности или апелляция к настоящему объявляется не только нежелательными, но и даже вредными, т. е. считаются в принципе недопустимыми. Говоря иначе, антикваристы считают, что необходимо восстанавливать картины прошлого, а не ссылаться на современные источники.
| 4.Основные этапы развития психологической мысли в Античности: общая характеристика.
Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. Эта наука получила название натурфилософии, в течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии. Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный объект (огонь, вода, земля или воздух), даже очень важный для мира и жизнедеятельности, не может быть первоосновой. Первые представления о душе возникают в период ранней классики VI — Vвв. До н.э. в натурфилософии древних ионийцев Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и Гераклита. Эти мыслители учат о четырех стихиях, лежавших в основе всего.
В теориях Левкиппа и Демокрита (V-IV вв. до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее. Атомистическая теория, разработанная этими учеными, была весьма распространена и являлась составной частью психологических учений многих ученых не только Древней Греции, но и Рима. Согласно этой теории, все существующее состоит из двух начал— бытия (неделимые атомы) и небытия (пустота).
Среди важнейших функций души психологи античности называли познание мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение (восприятие) и мышление. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель, а вслед за ним и стоики, выделили еще и такие познавательные процессы, как воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о содержании этих процессов, конечно, существенно различались.
В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения.
| 6.Психологические аспекты философии Платона.
Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Душа существует прежде, чем она вступает в соединение, с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа, пребывает в премирном пространстве, в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают, и занимается созерцанием сущего. В отличие от души, тело подобно «человеческому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою». Платон учит о связи души и тела: они должны соответствовать друг другу. Платон различает 9 разрядов душ, каждая из которых соответствует определенному человеку. Он указывает на необходимость развивать душу и тело в равновесии так, чтобы между ними была соразмерность. По Платону, есть три начала человеческой души. Первое и низшее общее у человека, животных и растений. Это вожделеющее, неразумное начало. Обладая им, всякое живое существо стремится удовлетворять свои телесные потребности: оно чувствует удовольствие, достигая этой цели, и страдание— в противном случае. Именно этой частью души человек «влюбляется, испытывает голод, жажду и бывает охвачен другими вожделениями». Она составляет большую часть души каждого человека. Другое — разумное— начало противодействует или противоборствует стремлениям вожделеющего начала. Третье начало— яростный дух. Этой частью человек вскипает, раздражается, становится союзником того, что ему представляется справедливым. Платон различает мнение, рассудок и разум в зависимости от объекта познания: направлено ли оно на идеи или на чувственный мир. Процесс познания, по Платону, есть припоминание.
Составной частью учения Платона о душе является учение о чувствах. Платон опровергает представление о том, что высшее благо заключается в удовольствии. Удовольствие, страдание и отсутствие того и другого рассматриваются как три состояния души и соответствующие им три рода жизни. Платон дает перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. Но в то же время Платон придавал важное значение воспитанию. «Правильное воспитание и обучение пробуждают в человеке хорошие природные задатки, а у кого они уже были, благодаря такому воспитанию они становятся еще лучше— и вообще, и в смысле передачи их своему потомству»,— читаем в «Государстве».
| 8.Вклад античных врачей в учение о душе. Развитие знаний о физиологических основах психических процессов.
Врач и философ Алкмеон Кротонский (VI в. до н. э.) впервые в истории знания выдвинул положение о
локализации мыслей в головном мозгу.
Гиппократ (460 —377 гг. до н.э.) — «отец медицины». Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг. Наибольшую известность получило учение о темпераментах.
Герофил, комментатор Гиппократа, врач ПтолемеяII, впервые установил разницу между нервами, сухожилиями и связками. Он описал мозговые оболочки, желудочки мозга, которым придавал важное значение. Он же дал описание устройства глаза, описал его оболочки, хрусталик.
Эразистрат, выходец из Книдской школы, подробно описал разные части головного мозга. Обратил внимание на извилины, связал богатство извилин мозговых полушарий у человека с его умственным превосходством над животными.
Анатомо-физиологические сведения периода эллинизма объединил и дополнил знаменитый римский врач Клавдий Гален (II в. н. э.), автор сводного сочинения по медицине, анатомии и физиологии, которое было настольной книгой врачей вплоть до XVII в. Галену принадлежат открытия, связанные с выяснением строения и функций головного и спинного мозга. Ряд сочинений Гален посвятил головному мозгу. Критиковал аристотелевское понимание: мозг не является холодильником сердца, как думал Аристотель: он — седалище интеллекта и чувств. Гален развил учение о
темпераментах Гиппократа. Он выделял четыре начала всех вещей — теплое, холодное, сухое, влажное — и
четыре сока как строительный материал организма животных и человека. От комбинаций соков и начал
зависят психические свойства и даже пол человека.
К разделу естественно-научных относятся также знания о зрительном восприятии. Их сводку дал Александр
Афродизийский (конец II — нач. III вв.), перипатетик, преподаватель философии в Афинах.
| 10.Психологические взгляды представителей средневековой арабоязычной науки (Авиценна, Аверроэс).
Переориентация философского мышления на сближение с позитивным знанием о природе совершалась в этот период в недрах другой культуры – арабоязычной, расцвет которой пришелся на VIII– ХИ вв. После объединения в VII в. арабских племен возникло государство, имевшее своим идеологическим оплотом новую религию – ислам. Под эгидой этой религии началось завоевательное движение арабов, завершившееся образованием Халифата, на территориях которого жили народы с древними культурными традициями. Астрономы, математики, химики, географы, ботаники, врачи создавали мощный культурно-научный слой, из которого выделились крупнейшие умы. Они обогатили достижения своих древних предшественников и создали предпосылки для последующего подъема философской и научной мысли на Западе, в том числе и психологической (IX — XIII вв.). Крупнейшими представителями являются Авиценна(Ибн Сина), Альгазен (Ибн-аль-Хайсам), Аверроэс(Ибн Рушд). Историческая заслуга арабоязычной культуры состоит также в том, что она вернула народам Европы греческую философию и развила ее дальше, подготовив материализм XVIII в. В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, воспитания. Отвергается
бессмертие индивидуальной души. Авиценна дал более точное, чем Гален, описание связи процессов ощущения и мышления с мозгом, наблюдая за нарушениями при ранениях мозга. Альгазен в «Оптике» развивает учение об ощущении. Впервые обращает внимание на длительность психических актов, указывает на то, что между раздражением чувствующего аппарата и самим ощущением должен пройти известный промежуток времени, необходимый для передачи возбуждения по нервным проводникам. Аверроэс развил учение Аристотеля о пассивном и активном разуме. В целом арабоязычные мыслители «способствовали восстановлению психобиологии, отчасти утверждению господства аристотелевской психологии, ставшего сXIII в. абсолютным»
| 12.Философско-психологическая мысль эпохи Возрождения (XV-XVI вв.). Открытия в области анатомии и медицины и их значение для развития психологии.
Искателем новых путей в науке, предтечей эпохи Возрождения был Роджер Бэкон (1214— 1292). У Бэкона дается большой материал о зрительных нервах и зрительном восприятии, которое он объясняет из общих законов распространения, преломления и отражения света. Новый аспект в понимании человека раскрывается в творчестве Николо Макиавелли (1487— 1527). Согласно Макиавелли, политическое действие требует от человека прежде всего учета объективных обстоятельств, воли, энергии и силы политика — доблести. Только государственный интерес, т. е. интерес национальный, интерес отечества, движет поступками государственного деятеля. Итогом этих рассуждений стал вывод: цель оправдывает средства.
Глубокий психологический анализ человека содержится в произведении французского философа М. Монтеня (1533— 1592) . Большое внимание уделяется самопознанию. Человек, по Монтеню, не центр вселенной, а ее часть. Возникает натурфилософия, свободная от непосредственного подчинения религии. В этот период наука рождается не в стенах университетов, а в мастерских художников, скульптуров, граверов, архитекторов, которые были также инженерами, математиками, техниками. Из всех областей естественно-научного направления в связи с их значением для психологии следует особо отметить развитие в разных странах медицины, анатомии и физиологии человека. Т. Парацельс (1493— 1541) выступил с новой теорией о природе человеческого организма, причинах и методах лечения болезней. В анатомии Андрей Везалий (1514— 1564) выпустил фундаментальный труд «О строении человеческого тела» (1543). Важное значение имели работы врача и мыслителя Мигеля Сервета (1509/1511 — 1553), его идеи о малом круге кровообращения(1553). Новая эпоха в анатомии, физиологии и эмбриологии началась работами М. Мальпиги (1628—1694) и исследованиями по экспериментальной физиологии. В. Гарвей в1628 г. решил проблему кровообращения.
Испанский гуманист, друг Эразма Роттердамского Хуан Луис Вивес (1492— 1542) в книге «О душе и жизни» (1538) утверждал: главный вопрос не в том, что такое душа, а в том, каковы ее проявления и их связь.
| |