Главная страница
Навигация по странице:

  • 15.Детерминизм и свобода в этико-психологическом учении Б. Спинозы о человеке. Проблема соотношения души и тела.

  • 17.Общая характеристика и динамика развития ассоцианизма.

  • 19.Ассоцианизм XVIII -го в. (Дж. Беркли, Д. Юм и Д. Гартли).

  • 21.Учение о статике и динамике представлений И. Ф. Гербарта.

  • 23.Основные достижения физиологии нервной системы, органов чувств и мозга (XIX в.).

  • 14.Учение Р. Декарта о теле. Понятие рефлекса. Психофизиология страстей души.

  • 16.Проблема сознания и бессознательного в монадологии Г. В. Лейбница.

  • 1. Особенности истории психологии как науки. Предмет и задачи истории психологии


    Скачать 74.65 Kb.
    Название1. Особенности истории психологии как науки. Предмет и задачи истории психологии
    АнкорShPORI_ISTORIYa_PSIKhOLOGII.docx
    Дата04.06.2017
    Размер74.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаShPORI_ISTORIYa_PSIKhOLOGII.docx
    ТипДокументы
    #8306
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    1   2   3   4

    13.Философия Р. Декарта и становление психологии сознания.

    С именем Рене Декарта (1596 — 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое духовное бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Проблема метода — центральная в философии Декарта. Декарт сформулировал четыре правила метода в науках естественных. Что касается сознания, то адекватным ему методом он считал интроспекцию, а в отношении страстей— сочетание интроспекции с естественно-научным методом.

    Вслед за выводом о существовании познающего субъекта Декарт приступает к определению сущности «Я». Обычный ответ на поставленный вопрос — я есть человек — отвергается им, ибо приводит к постановке новых вопросов. Также отклоняются прежние, восходящие к Аристотелю представления о «Я» как состоящем из тела и души, ибо и нет теоретического доказательства в обладании ими. Следовательно, они не необходимы для «Я». Если отделить все сомнительное, не остается ничего, кроме самого сомнения. Но сомнение — акт мышления. Следовательно, от сущности «Я» неотделимо только мышление. В декартовском «мыслю, следовательно существую» термином «мышление» обозначается сознание, с которым отождествляется психика. Психика есть то, что дано личному сознанию. Сознание, по Декарту, не имеет степеней. Мышление — это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт, который Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанции. Сопоставление телесной и духовной субстанций привело Декарта к выводу о «полнейшей разнице, существующей между духом или душой человека и его телом», которая состоит «в том, что тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совсем неделим». В объяснении влияния нервов на движения мускулов и работу органов чувств Декарт использует понятие о «животных духах». «Животные духи» — это «тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень

    малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечи»

    15.Детерминизм и свобода в этико-психологическом учении Б. Спинозы о человеке. Проблема соотношения души и тела.

    Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632— 1677). Главное сочинение Б. Спинозы— «Этика». Название отражает этическую направленность книги. Основная цель сочинения — помочь человеку выработать линию индивидуального поведения, открыть путь к свободной жизни. В отличие от Декарта, Спиноза разработал монистическое учение. Спиноза различает сущность и существование. Сущность— это характеристика вещи, то, без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование— это есть она или нет. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом— протяжения. В отличие от Декарта, человеческое мышление он считал естественным свойством, проявлением мышления как атрибута всей субстанции. Протяженность и мышление не воздействуют друг на друга(как у Декарта), а соответствуют друг другу и в этом соответствии неотделимы друг от друга и от субстанции. Различаются четыре способа приобретения познания: понаслышке либо по какому-нибудь другому произвольному признаку; от беспорядочного жизненного опыта; путем заключения от общего положения к частному случаю, по следствию— о причине и т. п.; непосредственное восприятие сущности вещи через познание ее ближайшей причины. В «Этике» эти способы познания объединяются в три рода познания. Первые два способа образуют познание первого рода. Это мнение и воображение. Познание второго рода — разум дает общие идеи о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук. Познание третьего рода— интуитивное познание. На основе монизма в учении о субстанции и учении о познании дается анализ аффектов. Спиноза рассматривает аффекты как естественные проявления природы. Спиноза выделяет три основные аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Аффекты разных людей имеют индивидуальные черты и отличаются настолько, насколько сущность одного человека отличается от сущности другого. Большое место занимает проблема оценки аффекта. Так как аффекты препятствуют жизни согласно разуму, от них необходимо освобождаться, как необходимо освобождаться от всякого рабства.

    17.Общая характеристика и динамика развития ассоцианизма.

    В начале XIX в. ассоциативная психология оставалась единственной психологической школой, предмет которой - сознание - был признан всеми без исключения учеными. Ведущие психологи XIX в. - Д.С. Милль, Г. Спенсер, как и ученые других направлений, разделяли позитивистские воззрения и стремились трансформировать психологию в русле позитивизма. В течение второй половины XIX в. многие ученые (Д.С. Милль, Г. Спенсер, А. Бэн, И.Ф. Гербарт, В. Вундт) предлагали свои варианты построения психологии. С середины XIX в. появляется все больше работ, предлагающих разнообразные варианты. Это и метод логики, предложенный Миллем, и метод проб и ошибок Бэна, и метод генетического наблюдения Сеченова, и, наконец, экспериментальный метод, разработанный Вундтом. Томас Браун (1778-1820 гг.) впервые поставил вопрос о собственно психологических закономерностях приобретения индивидом опыта, не сводимых к физическим или физиологическим причинным объяснениям. Ассоциации по смежности Браун относил, наряду с ассоциациями по сходству и по контрасту, к разряду первичных законов работы человеческого ума. Он доказывал, что они изначально присущи сознанию, элементы которого, независимо от опыта и обучения, связываются между собой (первичные законы). И.Ф. Гербарт (1776—1841 гг.) в структуре души выделил три слоя - апперцепцию, перцепцию и бессознательное. С работами Гербарта связана идея порога ощущений. А. Бэн (1818-1903 гг.) в работах «Ощущения и интеллект» (1855), «Эмоции и воля» (1859) доказывал, что ассоциативная психология должна рассматривать не только ассоциации, существующие в сознании индивида, но и те, которые лежат в основе его поведения. Бэн противопоставил рефлексу спонтанное действие, ставшее одной из главных категорий его психологии. Спонтанными он называл действия, для возникновения которых прямых физических причин недостаточно. Принципом спонтанных движений Бэн объяснял возникновение навыка. Бэн доказывал, что методом проб и ошибок человек постепенно совершает переход от неосознанного, спонтанного поведения к разумному и волевому. Г. Спенсер (1820-1903 гг.) был одним из основателей позитивизма. Психика является механизмом адаптации к среде. Спенсер изучал генезис психики. Спенсер распространил законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь, сформулировав органическую теорию общества.

    19.Ассоцианизм XVIII-го в. (Дж. Беркли, Д. Юм и Д. Гартли).

    В XVIII в. английская психология развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли. Джордж Беркли (1684 — 1753) был последоват. Локка и шел от сенсуализма к субъективному идеализму. Для психологии интересен теорией зрительного восприятия пространства. В опыте зрение всегда сопровождается двигательными, мускульными ощущениями, которые Беркли называет осязанием, включая сюда и собственно осязание, и двигательные ощущения от самого воспринимающего органа. Зрение и осязание вступают в связь (это же характерно и для слуха). Ассоциация между ними становится привычной в силу частого повторения. Поэтому впоследствии собственно осязаемые качества — расстояние, величина, фигура начинают восприниматься и зрительно.

    Давид Юм (1711 — 1776), в «Трактате о человеческой природе» (1739) и в труде «Исследование о человеческом познании» (1748) развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. Юм различает «впечатления», т. е. восприятия, и «идеи», их отражения. Идеи — это воспроизведенные восприятия, более слабые впечатления, которые мы используем в мышлении и рассуждении. Идеи могут быть простыми и сложными. Сложные идеи образуются путем ассоциаций. Все ассоциации встречаются в повседневной жизни и лежат в основе научного мышления. Всю душевную жизнь Юм сводил к восприятиям, чувствованиям и ассоциациям между ними. Он отрицал существование духовной субстанции, а также «Я» личности как особых, отличных от восприятий образований. Давид Гартли (1705— 1757) дал первую законченную систему ассоциативной психологии. Все духовные способности (восприятие и др.) объясняются через обращение к органической структуре мозга. Существуют три основных простейших элемента душевной жизни: сенсации (ощущения), идеации (идеи ощущений), аффекции (удовольствие, неудовольствие). Из 3 основных элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации. В основе элементов и психол. механизма ассоциаций лежат вибрации, т. е. материал. Физиолог. процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Психика не является врожденной. Врожденна только способность к аффектам, а также возможность получать ощущения. Все, что есть в душевной жизни человека, является продуктом воспитания.

    21.Учение о статике и динамике представлений И. Ф. Гербарта.

    ВXVIII в. в Германии намечается тенденция к изучению фактов, конкретных эмпирических явлений в отношении человека и природы. В этих условиях выступил философ, известный педагог и психолог И.Ф. Гербарт (1776—1841), который явился основоположником немецкой эмпирической психологии. Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную, прежде всего на опыте: ее предметом должны быть факты, явления сознания. В связи с обоснованием возможности применения в психологии математики Гербарт развивал следующие психологические идеи. Элементом душевной жизни он считал представление. Представления — это сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием объектов, существующих вовне. Они имеют не только качественные особенности, которые делают отличным одно представление от другого, но также и количе-ные характеристики. Психология И. Гербарта складывается из двух частей — «статики духа» и «динамики духа». Предметом статики духа являются данные, полученные в результате измерения представлений в условиях их равновесия, т. е. в период покоя. Предмет динамики духа составляет выяснение условий движения представлений в сознании. Введенные им понятия компликации и слияния будут использованы впоследствии, в частности, В. Вундтом. В зависимости от степени ясности представления распределяются по трем областям: ясного сознания — здесь располагаются представления, имеющие свойство ясного сознания; сознания— здесь находятся менее ясные представления; темные, подавленные другими представления становятся бессознательными. Сознание, по Гербарту это сцена, или экран, на котором «теснятся» представления меняющейся степени ясности, они вступают в отношения друг с другом, перемещаются из одной области сознания в другую, при этом некоторые погружаются за порог. В психологии Гербарта вся душевная жизнь оказывается результатом взаимодействия представлений. Сознание также не есть нечто отдельное, оно — лишь сумма действительных представлений, их свойство. На основе психологических идей о взаимодействии представлений Гербарт разработал эстетическую

    теорию.

    23.Основные достижения физиологии нервной системы, органов чувств и мозга (XIX в.).

    Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в. И вот что способствовало этому: Ч. Белл (1774 — 1842) экспериментально установил (а точнее подтвердил факт, известный еще в Античности) различия между передними и задними корешками спинного мозга по функции: передние корешки содержат моторные нервы с двигательной функцией, задние — чувствительные (1807). Это открытие намечало анатомическую основу рефлекторной дуги. И. Мюллер (1801 — 1858), основатель новейшей физиологии. Большое место в учебнике Мюллера занимает раздел о деятельности органов чувств, особенно зрения и слуха: «Ясно, что глаз воспринимает цвет, а не давление. Он может воспринимать и давление, но тогда он воспринимает его как свет. Поэтому мы воспринимаем действительно объект, в случае же действия на нас неадекватного стимула мы имеем иллюзию». В1801 г. Т. Юнг выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения: сетчатка имеет три типа рецепторов, которые отвечают на красный, зеленый или фиолетовый цвета, а белый цвет является результатом равномерного возбуждения всех трех рецепторов. Позже, в последней четверти XIX в. Э. Геринг сформулировал фотохимическ. теорию цветового зрения. Герман фон Гельмгольц (1821 — 1894) в 1850 г. в статье «Скорость распространения нервного возбуждения» опубликовал результаты экспериментальных исследований, в которых показал, что скорость распространения возбуждения по нерву составляет примерно120 м/сек. Доработал теорию Юнга, изменив фиолетовый цвет на синий. В1849 г. другой великий физиолог, Д. Реймон, который исследовал электрические явления в мышце и нерве, показал, что нервный процесс - это не движение животных духов, а электрическая волна. Ф. Галль (1758 — 1828) впервые отличил серое вещество, составляющее кору и подкорковые образования, от белого вещества, которое состоит из проводящих волокон, связывающих отдельные участки коры между собой и кору с нижележащими отделами. Открытие французским анатомом П. Брока центра моторных образов слов (1861); открытие немецким психиатром Карлом Вернике центра сенсорных образов слов и т.д.

    14.Учение Р. Декарта о теле. Понятие рефлекса. Психофизиология страстей души.

    В вопросах физиологии, как и природы в целом, Декарт— материалист. В объяснении влияния нервов на движения мускулов и работу органов чувств Декарт использует понятие о «животных духах». «Животные духи» — это «тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечи». Причина всех движений в том, что некоторые мускулы сокращаются, а противоположные им растягиваются. Это происходит из-за перераспределения духов между мышцами, что возможно потому, что «в каждом мускуле имеются небольшие отверстия, через которые эти «духи» могут перейти из одного в другой». Нервы — это как бы трубочки, в которых есть «сердцевина или внутреннее вещество, которое тянется в виде тонких ниточек от мозга, откуда оно берет свое начало, до оконечностей других членов, с которыми эти ниточки соединены» и «животные духи», переносимые по этим трубочкам из мозга в мускулы. Ниточки, составляющие сердцевину нерва, всегда натянуты. Натяжение нити приводит к тому, что открываются клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, направляющиеся к разным членам. Животные духи переходят в эти нервы, входят в соответствующий мускул, раздувают его, заставляя укорачиваться — и происходит движение. Таким образом, движение возникает в результате воздействия предмета на тело, которое механически проводится к мозгу, а от мозга — к мускулам. Таким чисто телесным механизмом объясняются не все движения, но только те, которые производятся без участия воли: ходьба, дыхание и вообще все отправления, общие для человека и животного. Объяснение непроизвольных движений представляет исторически первую попытку рефлекторного принципа.

    Декарт дал рационалистическое учение о страстях, которые определял как «восприятия, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением «духов». Декарт различал первичные и вторичные страсти. Первичные страсти появляются в душе при ее соединении с телом и суть следующие шесть: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Их назначение — сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни. Средствами в борьбе с нежелательными страстями являются разум и воля. Отсюда возникает задача воспитания страстей.

    16.Проблема сознания и бессознательного в монадологии Г. В. Лейбница.

    Психологические идеи Лейбница (1646 – 1716) развиваются в контексте его философской системы объективногоиидеализма и рационализма. Он высказал новый взгляд на душу и тело, отличный от Декарта. Душа и тело составляют не две отдельные субстанции, а как бы два полюса в каждой монаде: один из них характеризуется пассивностью, бессознательностью, которыми отличается все вещественное; другой — ясностью представлений и деятельным характером — свойством, которое мы приписываем духу. Согласно Лейбницу, мир состоит из живых духовных единиц — монад. Монада абсолютно проста, она не имеет частей, не занимает пространства, бестелесна, активна. Каждая монада качественно своеобразна — индивидуальна, замкнута в себе — монада не имеет окон. Различаются три разновидности монад, последовательный порядок которых состоит в постепенном восхождении от жизни пассивной до состояния активного, наделенного совершенно ясным представлением. Простые монады соответствуют неорганической природе, но также имеют жизненную силу(поскольку жизнь разлита повсюду), познавательную активность в форме восприятия. Души, соответствующие животным, обладают отчетливым восприятием и памятью. Духи (разумные человеческие души) обладают высшими духовными свойствами. Учение о монаде как духовной субстанции идеалистично. Однако монада, и в частности душа, всегда соединена с телом. «Не существует духов, полностью отрешенных от материи». «Души действуют согласно законам конечных причин посредством стремлений, целей и средств. Тела действуют по законам причин действующих (производящих) или движений. И оба царства — причин действующих и причин конечных — гармонируют между собой». По Лейбницу, «активность имеется также и в ощущениях, поскольку они дают нам более отчетливое восприятие, а стало быть повод кое-что заметить и, так сказать, развиваться». Это — апперцепция, особая сила духа, которая вместе с воздействиями извне определяет наше познание и поведение; «совместное действие внутренних предрасположений и внешних впечатлений... детерминирует нас к принятому решению». Еще одно понятие, которое вводит Лейбниц — бессознательное. Сознание не отличается от бессознательного какой-то особой сущностью: бессознательные представления есть наименьшая степень рефлексирующего сознания, в душе происходят постоянные переходы сознательных представлений в бессознательные и обратно.


    написать администратору сайта