Главная страница
Навигация по странице:

  • 20.Развитие ассоциативной психологии в XIX в. (Дж. Милль, Дж. Ст. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер).

  • 22.Становление эмпирической психологии во Франции XVIII в. (Э. Кондильяк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо).

  • 24.Доктрина «специфической энергии органов чувств» И. Мюллера и теория «бессознательных умозаключений» Г. Гельмгольца.

  • 25.Историческая роль В. Вундта в развитии психологии. «Физиологическая психология» Вундта. Культурно-историческая психология.

  • 27.Психология акта Ф. Брентано.

  • 29.Структурная психология Э. Титченера.

  • 31.Формирование отраслей психологии (сравнительной психологии, психологии развития, дифференциальной психологии и др.)

  • 1. Особенности истории психологии как науки. Предмет и задачи истории психологии


    Скачать 74.65 Kb.
    Название1. Особенности истории психологии как науки. Предмет и задачи истории психологии
    АнкорShPORI_ISTORIYa_PSIKhOLOGII.docx
    Дата04.06.2017
    Размер74.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаShPORI_ISTORIYa_PSIKhOLOGII.docx
    ТипДокументы
    #8306
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    1   2   3   4


    18.Эмпирическая психология Дж. Локка. Происхождение и виды идей.

    Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632— 1704). В1690 г. вышло основное философское сочинение Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме» (1700 г.). В1693 г. опубликован его педагогический труд «Мысли о воспитании». Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания.

    Опыт имеет два источника. Первый источник Локк назвал ощущением. Его объектом являются объекты природы, внешние материальные вещи; органом — внешнее чувство (зрение, слух и т. п.); продуктом — идеи. Вторым источником является рефлексия, внутреннее восприятие, деятельность нашего ума. Его объектом являются идеи, приобретенные ранее; органом (или орудием) — деятельности (способности, по терминологии Локка) нашего ума (восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, желание и вся многообразная деятельность нашего ума). Все идеи происходят или из одного или из другого источника. В учении о простых и сложных идеях Локк рассматривает важные вопросы познания: соотношение идей и вещей, активность познания. Идеи мы имеем в душе. Им соответствуют качества в вещах. Локк различал три рода качеств: первичные, вторичные, а также третичные, которые, по существу, сводятся к вторичным, так что основное различие производится между первичными и вторичными качествами. Первичные качества — это реальные, совершенно неотделимые качества независимо от того, воспринимаем мы их или нет. Порождаемые ими простые идеи — плотности, протяженности, формы и др. — точно воспроизводят их. Вторичные качества — это цвета, звуки, запахи и т. д., на деле в вещах не находятся, они существуют, пока мы ощущаем, и зависят от первичных, а именно от объема, формы, строения и движения частиц. Одним из механизмов образования сложных идей Локк назвал ассоциацию. Он впервые ввел термин «ассоциация идей». Локк рассматривает сознание как обязательный признак душевных явлений. Сознание рассматривается также как некая духовная сила, которая объединяет наличные переживания, делает из них личность. «Личность есть разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как то же самое мыслящее существо, в разное время и в различных моментах только благодаря сознанию, которое неотделимо от мышления».


    20.Развитие ассоциативной психологии в XIX в. (Дж. Милль, Дж. Ст. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер).

    Джон Стюарт Милль (1806-1873 гг.). Воспитателем Милля был его отец Джеймс Милль, считавший, что законы психологии не только дают представления о содержании духовной жизни человека, но и подсказывают способы его безграничного совершенствования. Этим подходом он руководствовался и в программе обучения своего сына, достигнув больших успехов. К12 годам Джон неизмеримо превосходил по уровню развития своих сверстников. Он знал не только множество языков, но и ряд разделов высшей математики. Восприняв убеждение в том, что психическая жизнь человека подчинена законам ассоциаций, Милль - младший внес в это убеждение своего отца важные коррективы. Он предложил заменить «ментальную физику» «ментальной химией». Внес вклад в разработку проблем творческого мышления. Милль также пересмотрел законы ассоциаций, выделив из них три главных: сходство, смежносить и интенсивность. Однако наибольшее значение имела деятельность Милля, направленная на разработку принципов построения научного знания. Его учение о методах исследовательской деятельности было изложено в работе «Логика» (1843).

    А. Бэн (1818-1903 гг.) в работах «Ощущения и интеллект» (1855), «Эмоции и воля» (1859) доказывал, что ассоциативная психология должна рассматривать не только ассоциации, существующие в сознании индивида, но и те, которые лежат в основе его поведения. Бэн настаивал на том, что не только мозг, но и вся «телесная система, хотя и в различной степени, связана с психическими функциями». Бэн противопоставил рефлексу спонтанное действие, ставшее одной из главных категорий его психологии. Принципом спонтанных движений Бэн объяснял возникновение навыка. Бэн доказывал, что методом проб и ошибок человек постепенно совершает переход от неосознанного, спонтанного поведения к разумному и волевому.

    Г. Спенсер (1820-1903 гг.) был одним из основателей позитивизма. Психика является механизмом адаптации к среде. Спенсер изучал генезис психики. Исходная форма психической жизни - ощущение развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики, отражающие связанные между собой уровни становления сознания и поведения. Все они являются своеобразными инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде. Спенсер распространил законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь, сформулировав органическую теорию общества.

    22.Становление эмпирической психологии во Франции XVIII в. (Э. Кондильяк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо).

    Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780) явился непосредственным французским истолкователем Локка. «Трактата об ощущениях» (1754) - показать эмпирическое происхождение способностей, операций души. Таким образом, все деятельности души суть измененные ощущения, их превращения.

    Жюльен Офре де Ламетри (1709 — 1751) защищал естественно-научный подход к проблеме человека и его психике. Нет души как особой субстанции: сама организация мозговой ткани свободно вызывает эти свойства (активность, чувствительность, мышление). Животные, по Ламетри, имеют способность чувствовать. В трактате «Человек — машина» Ламетри развивает идеи о зависимости душевных способностей от телесной организации и заключает: «Человека можно считать весьма просвещенной машиной!».

    Предметом исследований Клода Адриана Гельвеция (1715—1771) является проблема — откуда берется неравенство умов? Зависит ли оно от различий в организации, т. е. от природы, или только от воспитания? Человек рождается со способностью ощущать и сохранять ощущения, т. е. с памятью. Опираясь на Кондильяка, отрицая вместе с ним внутренний опыт Локка, Гельвеций показывает, как только из ощущений формируются интеллектуальные способности. Все умственные операции , сравнение, суждение, сводятся к ощущению. страсти являются, по Гельвецию, источником умственной активности. Страсть — это продукт воспитания.

    Дени Дидро (1713— 1784) в полемике с Гельвецием высказал ряд материалистических диалектических идей в понимании познания, природы человеческих интересов и страстей. Он дал трактовку способностей, в которой отошел от позиции Гельвеция и признал их врожденность. Он подверг резкой критике сенсуализм Гельвеция, указал на специфику мышления и высказал диалектические идеи о соотношении между ощущением и разумом.

    В центре внимания Жан-Жака Руссо (1712— 1778), писателя, мыслителя, философа — проблема человека. Руссо — автор интересной системы воспитания, которую он изложил в романах-трактатах «Эмиль, или о воспитании» и «Новая Элоиза». Эта система и представления о психическом развитии ребенка получили высокую оценку в науке.


    24.Доктрина «специфической энергии органов чувств» И. Мюллера и теория «бессознательных умозаключений» Г. Гельмгольца.

    Одним из самых видных физиологов XIX в. был И. Мюллер (1801 — 1858), основатель новейшей физиологии. Особенно большое значение приобрело его «Руководство по физиологии человека» (1833— 1840). В нем наряду с вопросами общей физиологии большое место занимают данные по физиологии нервной системы. В этом учебнике получило развитие учение о рефлекторном акте и о рефлекторной природе работы спинного мозга. Большое место в учебнике Мюллера занимает раздел о деятельности органов чувств, особенно зрения и слуха. Мюллер выдвинул доктрину специфической энергии органов чувств, которая является одним из самых крупных обобщений XIX в. в этой области физиологии. Доктрина включает десять законов. Выдающийся вклад в физиологию, а также в психологию восприятия и ощущения сделал Г. Гельмгольц (1821 — 1894). В1850 г. в статье «Скорость распространения нервного возбуждения» он опубликовал результаты экспериментальных исследований, в которых показал, что скорость распространения возбуждения по нерву составляет, примерно120 м/сек. Гельмгольц изобрел офтальмоскоп — прибор, с помощью которого можно было исследовать глазное дно. С этого времени Гельмгольц занимается зрением. Он принимает теорию Юнга о цветовом зрении и развивает ее. Из всех исследований, направленных на изучение зрения, рождается знаменитая работа «Физиологическая оптика» (1856 — 1866). Здесь представлены физика света, анатомия и физиология органа зрения, а также психологические феномены, которые сопровождают физиологические процессы зрения. Здесь же Гельмгольц сформулировал теорию восприятия, теорию бессознательных умозаключений. Теория бессознательных умозаключений утверждает, что перцептивный образ не ограничивается тем, что идет от стимула в данный момент: восприятие, которое выступает для человека как непосредственное данное, является на самом деле продуктом опыта. Процесс соединения данных ощущений с прошлым опытом является бессознательным и напоминает ту работу, которую мы производим в процессе мышления, когда делаем умозаключение: мы как бы сопоставляем наше впечатление с какой-то частью прошлого опыта (большая посылка), а затем делаем вывод о том, что же имеет место в данный момент.


    25.Историческая роль В. Вундта в развитии психологии. «Физиологическая психология» Вундта. Культурно-историческая психология.

    Психология Вундта основывалась на экспериментальных методах естественных наук — в основном, на методах физиологии. Вундт приспособил эти научные методы к новой психологии и проводил исследования точно так же, как это делал любой естествоиспытатель. Предметом изучения Вундта, если выразить это одним словом, было сознание. Если же говорить об этом более пространно, то следует отметить, что в системе ученого нашли отражение все теории эмпирицизма и ассоциационизма, получившие развитие в XIX веке. Вундт считал, что сознание — явление сложносоставное, и для его изучения лучше всего подходит метод анализа или редукционизма.

    Основав лабораторию и журнал, руководя множеством исследовательских проектов, Вундт обратился и к философии. В период с 1880 по 1891 год он писал работы по этике, логике, философии. В 1880 и 1887 годах Вундт подготовил второе и третье издания «Основ физиологической психологии», продолжал писать статьи для своего журнала. Еще в первой своей книге по культурно — исторической или социальной психологии Вундт обратился к теме, на исследование которой позже направил весь свой многогранный талант. Вернувшись к этому проекту, он создал 10–томный труд под названием «Психология народов», который издавался в 1900–1920 годах. К культурно — исторической психологии Вундт отнес изучение различных стадий развития человеческих психических процессов, которые проявляются в объективных продуктах культуры — языке, искусстве, мифологии, социальных устоях, законах, морали. Огромное значение этого труда для психологии обусловлено не только актуальностью самого предмета исследования: появление этой работы знаменует собой разделение новой психологической науки на две ветви — экспериментальную и социальную, Вундт полагал, что простейшие психические процессы — ощущение и восприятие — можно и необходимо изучать с помощью лабораторных исследований. Но он был уверен, что экспериментальный метод не годится для изучения психических процессов высшего порядка — таких, как обучаемость и память, которые связаны с языком и прочими аспектами нашего культурного воспитания. По мнению Вундта, к высшей мыслительной деятельности можно применить только не экспериментальные методы исследования, практикуемые в социологии, антропологии, социальной психологии.


    27.Психология акта Ф. Брентано.

    Самая известная работа Брентано «Психология с эмпирической точки зрения» была опубликована в 1874 году, год спустя после выхода второго тома «Принципов физиологической психологии» Вундта. В своей книге Брентано полемизирует с Вундтом, что говорит об уже наметившемся расколе внутри новой психологии. Брентано не принял фундаментальную идею Вундта о том, что психология должна изучать содержание сознания. Главным предметом изучения психологии он полагал психическую активность — то есть не содержание процесса восприятия, не видимый объект, а сам акт видения. Таким образом, психология акта Брентано противостоит взглядам Вундта о том, что психология должна заниматься элементами психических процессов.

    Брентано утверждал, что необходимо различать опыт как структуру и опыт как деятельность. К примеру, так называемое сенсорное содержание красного цвета, выступающего как раздражитель, отличается от акта его восприятия. Брентано говорил, что настоящим предметом психологии является акт переживания. По его мнению, цвет является не психическим, а исключительно физическим качеством. А вот акт видения цвета — это психический процесс. Конечно, любой акт предполагает наличие объекта; некоторая доля сенсорного содержания всегда присутствует, поскольку акт видения невозможен, если нечего видеть.

    Новая концепция предмета изучения психологии потребовала создания иного научного метода, так как акты восприятия не поддаются анализу путем интроспекции — метода, который применялся в лейпцигской лаборатории Вундта. Психология акта Брентано по своей методологии была не экспериментальной, а эмпирической. Но это не было возвращением к спекулятивной философии — не будучи экспериментальной, психология Брентано все же опиралась на систематическое наблюдение. В частности, Брентано доказывал, что психические акты можно исследовать двумя способами: посредством памяти (припоминая, какие психические процессы присущи тем или иным психическим состояниям) и посредством воображения (представляя себе некое психическое состояние и ведя наблюдение за сопутствующими этому состоянию психическими процессами). Психология акта — концепция психологии Брентано, согласно которой предметом эмпирического изучения в психологии должны быть психические акты.

    29.Структурная психология Э. Титченера.

    Вундтовские традиции развивались Эдвардом Титченером (1867— 1927) и психологами, сгруппировавшимися вокруг него в Корнелльском университете в США. Свою психологию он назвал структурной психологией, противопоставляя свой подход функционализму американской психологии. Согласно его точке зрения, психология должна изучать структуру — материю сознания как совокупность отдельных элементов, далее не поддающихся анализу, совершенно простых по своей природе. Изучать сознание в терминах элементов, т. е. в отличие от всех функциональных отношений, от их роли в поведении, только в связи с нервным субстратом: считалось, что физиологические основы объясняют психические процессы.

    Первой экспериментальной задачей психологии Э. Б. Титченера было обнаружение базовых элементов ощущений, к которым можно было бы свести все сложные процессы. Еще в 1897 г. он составил каталог элементов, обнаруженных в различных сенсорных отделах. Э. Б. Титченер определял элементы как простейшие ощущения, которые можно получить из опыта. Их следовало открывать посредством систематического вскрытия содержимого сознания методом интроспекции; когда опыт не поддавался расчленению на составные части, его объявляли элементарным. С точки зрения Титченера, постоянное применение этого метода в конце концов породило бы полное описание элементов человеческого опыта. Но эта задача осталась невыполненной. Второй целью психологии Титченера было определить, каким образом элементарные ощущения связаны для формирования сложных восприятий, идей и образов. Эти связи не были ассоциациями, поскольку, согласно представлениям Титченера, ассоциация — это связь элементов, сохраняющаяся даже тогда, когда изначальные условия для связи более не могут быть получены. Третьей целью психологии Титченера было объяснение работы разума. По его мнению, интроспекция могла дать только описание разума. Титченер отвергал попытки Вундта дать физиологическое объяснение работы разума. Согласно системе Титченера, все, что можно найти в опыте, — это элементы ощущений, а не такие процессы, как внимание.

    31.Формирование отраслей психологии (сравнительной психологии, психологии развития, дифференциальной психологии и др.)

    Сравнительная психология: Раздел психологии, изучающий сходства и различия в поведении и психике между животными и человеком, а также эволюцию поведения и психики в процессе антропогенеза. С. п. стала активно развиваться со второй половины ХIХ в. Исследования С. п. представляют для конфликтологов особый интерес. Сравнительная психология. стала активно. развиваться со второй половины XIX в. после появления эволюционной теории Дарвина. В конце XIX — начале ХХ в. она понималась как наука об эволюции психики в животном мире. Дифференциальная психология — раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология — раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах. Уильям Штерн был одним из первых учёных, разработавших концепцию психологии индивидуальных различий на основе сбора современных ему представлений о различиях между людьми, позже, к концепции им были добавлены текущие знания о групповых различиях. Термин дифференциальная психология был введен Штерном в 1900 году, однако, как самостоятельная дисциплина, дифференциальная психология сложилась сравнительно недавно. Психология развития возникла в 1882 году. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии. В 20 гг. XX века психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.








    написать администратору сайта