Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет 3 1. Сравните созерцательную теорию даосизма, с нормами социальной жизни провозглашенными конфуцианством.

  • . Сущность и формы рационального познания

  • Билет 4 1 . ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ

  • 2. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО ГРАНИЦЫ

  • Билет 6 1

  • устный зачет общ. Билет 1. 1. Особенности мифологическго сознания древнего человека


    Скачать 28.4 Kb.
    Название1. Особенности мифологическго сознания древнего человека
    Анкорустный зачет общ
    Дата05.03.2020
    Размер28.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилет 1.docx
    ТипДокументы
    #111018

    Билет 1

    1. Особенности мифологическго сознания древнего человека

    * Человек — часть природы и общества(мир природы наделялся человеческими характеристиками)

    * Мифологическое сознания(все, что воздействовало на ум, чувство и волю, было реальным)

    * Сны рассматривались как реальность

    * Древний человек всегда искал целенаправленную волю, совершающую действие(кто? - Боги)

    * Время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни(цикличное повторение)

    * Мир — арена борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических(помощь добрым силам ритуалами,обрядами)

    2. Истина и ее критерии

    Истинным можно считать знание, которое точно выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета

    Важнейшее свойство истинного знания — его объективность,независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов

    Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания

    Относительная истина — неполное, ограниченное знание (относительность знаний обусловлена рядом причин: мир бесконечно изменчив, познавательные возможности человека ограниченны

    Направления в философии

    -эмпирики

    -рационалисты

    -агностики

    -чувственное познание

    /критерий истины — разум

    /мир вовсе непознаваем

    -сенсуализм — крайняя форма

    Критерия истины

    *материальное производство

    *научный эксперимент

    *накопленный опыт всего человечества

    В попытках снять односторонность указанных подходов родился еще один взгляд на главный критерий истины.Понятие «практика» рассматривается как критерий истины(в него включаются и материальное производство, и накопленный опыт, и научный эксперимент)

    НО!

    - практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины

    (во многих науках обоснование положений всегда завершается теоретическим доказательством: критерием истинности этих положений выступает теория)

    - если рассматривать практический успех как показатель правильности выдвигаемых теорий, значит, придется отказаться от принципа развития знания

    (если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута, получена полная истина)

    Антропосоциогенез — исторически длительный процесс становления человека из биологического существа в социальное и культурное

    Социология — наука об обществе, о его функционировании и развитии

    Понятие — форма логического мышления, отражающая наиболее существенные свойства предмета, отличающие его от других предметов

    Билет 2

    1. Индустриальное общество как техногенная цивилизация
    Индустриальное общество (ИО) – тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека. Стремительное развитие ИО обусловлено расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. ИО характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Для ИО характерны технические устройства, основанные на силовых взаимодействиях (паровые машины, станки и т.д.). Воздействие техники на все стороны жизни ИО столь велико, что его часто называют техногенной цивилизацией.

    Наука становится непосредственной производительной силой (требуется фундаментальная профессиональная подготовка на основе новейших достижений науки).

    Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и повышению качества человеческой жизни, породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человека, привнес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы.

    · Происходила масштабная секуляризация общественного сознания (замена религиозного мировоззрения и воспитания светским).

    · Природу перестали воспринимать обожествленным источником жизни, а стали видеть в ней кладовую неисчерпаемого запаса промышленного сырья.

    В цивилизационном отношении происходит переход к социальному контракту на основе правового договора => утверждение прав человека, становление гражданского общества. Создаются условия для социальной мобильности (возможности человека переходить из одной социальной группы или класса в другую) => ИО дарует человеку личную свободу.

    Неотъемлемое условие развития промышленного капитализма и важнейшее цивилизационное завоевание человечества – становление правового государства.

    2. Истина абсолютная и относительная

    Истина – наиболее полное соответствие наших знаний о предмете, о сути содержания самого предмета.

    Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. (не может быть опровергнута!)

    Большинство философов рассматривают абсолютную истину как идеал (образец), к которому стремится наше сознание. На пути к этой цели мы получаем относительные истины – неполное, неточное, ограниченное знание.

    Причины относительности наших знаний:

    · Мир бесконечно изменчив.

    · Познавательные возможности человека ограничены

    · Возможности познания зависят от реальных исторических условий и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента.

    По мере накопления знания относительные истины сменяются абсолютными. Пример: представления людей об устройстве Вселенной:

    1. Земля – плоское неподвижное тело, вокруг вращаются Солнце, Луна, планеты.

    2. 2 в до нэ – Птолемей: шарообразная Земля – центр Вселенной (так думали почти 1,5 тыс лет)

    3. 16 в – Коперник: Земля – одна из планет, планеты вращаются вокруг Солнца, орбиты движения планет – круговые.

    4. И Кеплер доказал, что орбиты планет представляют собой эллипсы. Считал, что планеты движутся по орбитам под влиянием магнетического действия Солнца.

    5. Конец 17 века – И. Ньютон выяснил истинную причину движения планет.

    Понятия:

    Эволюция – это постепенные, непрерывные изменения, преходящие одно в другое без скачков и перерывов.

    Восприятие – это комплекс ощущений, формирующих целостный образ предмета.

    Практика как критерий истины – это материальное производство, накопленный опыт всего человечества, научный эксперимент.

    Билет 3

    1. Сравните созерцательную теорию даосизма, с нормами социальной жизни провозглашенными конфуцианством.
    Даосизм (представитель Лао-Цзы, «дао»- путь )
    По представлениям древних китайцев, человек, объединяющий темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное, занимает некое срединное положение в мире и призван как бы преодолеть его расколотость на два начала: инь (темное начало, пассивное ожидание) и ян (нечто активное, освещающее путь познания). Такое положение определяет и срединный путь человека, его роль посредника: «Передаю, но не творю». Через человека, сына Неба, небесная благодать нисходит на землю и распространяется повсюду. Человек не царь Вселенной, не повелитель природы. Лучшее поведение для человека — это следование естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры (принцип «у вэй»). Когда нечто достигает крайности, оно переходит в свою противоположность: «Обернется несчастьем то, что было счастьем, а счастье покоится на несчастье».

    Конфуцианство

    В отличие от созерцательности даосизма конфуцианство было тесно связано с земными проблемами. Создатель этого очень влиятельного и оказавшего большое значение на жизнь китайского общества учения Конфуций (551—479 гг. до н.э). В центр своей философии мыслитель поставил понятие человека. Гуманность, милосердие (жэнь) должны пронизывать отношения между людьми. В повседневной жизни надо руководствоваться определенными правилами. Главное из них — не делай другим того, чего не желаешь себе. Овладеть таким поведением помогает следование строгому порядку (ли), нормам этикета. «Если благородный муж точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то люди между четырьмя морями являются его братьями», — говорил Конфуций. Отождествляя общество с государством, философ уделил большое внимание вопросам «правильного» государственного устройства. Таким, по его мнению, может считаться государство, где высшее положение, кроме обожествляемого императора, занимает слой людей (жу), соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. Само государство — это одна большая семья, где государь — «сын Неба» и «отец и мать народа». Регулирующую роль в этой «семье» выполняют прежде всего моральные нормы. А обязанности каждого члена этого сообщества определяются его социальным положением. Отношения правителя и подданных философ выразил следующими словами: «Суть господина подобна ветру, а суть простых людей подобна траве. И когда ветер веет над травой, она не может выбирать, а наклоняется». Постепенно конфуцианство утвердилось в Китае как государственная идеология. И сегодня оно играет важную роль в китайской культуре и обществе.

    2. Сущность и формы рационального познания

    1 Рациональное познание - познание на основе мышления и логики. Обычно и в рациональном познании выделяют три основные формы:

    Понятия - это имена объектов, событий. Например, "дом", "дерево", "человек", "Ньютон" - примеры понятий. У каждого понятия, как правило, выделяют две основные характеристики - объем и содержание.

    § Объем понятия - это множество тех объектов, которые обозначаются данным понятием. Например, объем понятия "человек" - множество всех людей, когда-либо живших, живущих или тех, которые будут жить в будущем.

    § Содержание понятия - множество тех признаков, через которые характеризуется данное понятие в определении.

    Понятие - есть главная мысль о чем-либо, мысль-обобщение, интерпретация, позволяющее объяснить смысл данного класса вещей.

    В науке понятия даны в предельно действенном виде, в их объясняющей силе. Суть всех явлений объясняется на основе понятий. Понятиями также являются идеализации.

    2 Суждение - следующая форма рационального познания, представляющая из себя связь понятий. Суждение - это мысль, утверждающая либо отрицающая что-либо. В научном познании основную роль играют так называемые истинностные суждения: "Земля - третья планета Солнечной системы", "На Земле нет ни одного океана" - примеры истинностных суждений. Первое из них истинно, второе - ложное. Кроме истинностных, могут быть и другие суждения. Например, суждение "Иди сюда!" - тоже суждение, но оно не является ни истинным, ни ложным. В истинностных суждениях обычно выделяют три основных элемента:

    1. (логический) субъект суждения - это то, о ком или о чем говорится в данном суждении. Его часто обозначают латинской буквой S.

    2. предикат - то, что говорится в суждении о субъекте. Его обозначают латинской буквой Р.

    3. связка "есть" - связка, соединяющая субъект и предикат, так что в целом логическую структуру суждения можно теперь изобразить в виде

    Например, "дом - деревянный", "человек - умный" - примеры суждений с субъектами "дом", "человек" и предикатами "деревянный", "умный" соответственно. В русском языке связка "есть" обычно опускается, поэтому и в этих суждениях она явно не выражена, или выражена через тире.

    3 Умозаключение. Это еще более высокий уровень организации рационального познания, выражающийся в связи множества суждений.

    Умозаключение должно быть проведено чисто, без ошибок. В этой связи используют доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.

    Умозаключение обычно организовано в виде перехода от одной группы суждений, которые называются посылками, к другой группе суждений, называемых заключениями. Применяемые в науке умозаключения, различные примеры которых уже рассматривались нами выше, должны переносить истинность. Если истинны посылки, то хотя бы в какой-то степени должны быть истинными и заключения.

    Три формы рационального познания составляют содержание рассудка, которым человек руководствуется при мышлении. Рассудок и разум - различные категории: § разум - высшая ступень логического мышления § рассудок менее гибок, менее теоретичен чем разум.

    Билет 4

    1 . ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ

    ПЛАТОНСвои взгляды на происхождение общества и государства Платон обосновывал тем, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д. В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную им теорию идей и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане.

    А земледельцы и ремесленники, по мысли Платона, должны добросовестно выполнять свою работу, и им не место в органах государственного управления. Охранять государство должны стражи порядка, образующие силовую структуру, причем стражи не должны иметь личной собственности, обязаны жить изолированно от других граждан, питаться за общим столом. «Идеальное государство», по Платону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования.

    АРИСТОТЕЛЬНаилучшее же государство по Аристотелю – это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (под средним элементом Аристотель имеет в виду «средний» между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большое значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

    Аристотель отождествлял общество с государством, в связи с этим он был вынужден заняться поисками элементов государства. Мыслитель понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. В отличие от своего учителя Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь, - совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывает рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же – к властвованию. Это общий закон природы – ему подчинены и одушевленные существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб. Если экономический индивидуализм берет верх и ставит под угрозу интересы целого, государство должно вмешаться в эту область. Аристотель, анализируя проблемы экономики, показал роль денег в процессе обмена и вообще в коммерческой деятельности, что является гениальным вкладом в политическую экономию. Он выделял такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии – олигархию, от политии – демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают свое притязание на власть в государстве на том, что имущественное благосостояние – удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов: общей же пользы ни одна из этих форм не имеет.

    Не вдаваясь в подробности, следует отметить, что учение Платона о государстве – это утопия. Рассмотрим хотя бы для примера классификацию форм государственного устройства, предложенную Платоном:

    1) «идеальное государство»(или приближающееся к идеалу) – аристократия, в том числе аристократическая республика и аристократическая монархия;

    2) нисходящую иерархию государственных форм, к которым мыслитель причислял тимократию, олигархию, демократию, тиранию.

    Согласно Платону, тирания - наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него предметом острой критики. Тимократия тоже худшее – это государство чести и ценза: оно ближе к идеалу, но хуже чем аристократическая монархия.Проанализировав взгляд на общество и государства, как Платона так и Аристотеля можно сделать вывод: государство Платона – это утопическое государство, государство идеалов, государство Аристотеля – это реальное, земное государство.

    2. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО ГРАНИЦЫ

    Принято различать чувственное познание и рациональное познание (мышление). «Окнами в мир» называл один мыслитель наши органы чувств. Благодаря им мы получаем необходимую информацию о внешнем мире, а также о состоянии собственного организма. Из курса биологии вы знаете,что органы чувств возникли и развивались в процессе длительной эволюции и неразрывно связаны с деятельностью головного мозга. Пять основных чувств — зрение, слух, осязание, обоняние, вкус — были описаны еще Аристотелем более 2 тыс. лет назад, но и по сей день продолжается их изучение, анализ механизмов действия. Так, сейчас исследователям известно, что наибольший объем информации дают зрение и слух. А на ранних этапах эволюции наибольшее значение для живых существ имело обоняние. Хотя нынешний человек не может соперничать в остроте этого чувства с некоторыми видами животных, тем не менее наш нос может различать не менее четырех тысяч запахов. А наш глаз способен различать несколько миллионов градаций интенсивности света и оттенков цвета. Но вся та многообразная, разрозненная, нередко противоречивая информация, которая поступает к нам благодаря работе органов чувств, никогда не сложилась бы в упорядоченную картину, если бы не деятельность мозга. Он не только принимает сообщения от всех органов чувств, но и классифицирует и сохраняет полученную информацию. Так, создавая зрительную картину, мозг активно использует уже накопленные сведения, достраивая недостающие фрагменты, восполняя белые пятна. Поэтому, считают исследователи, мы не столько видим, сколько помним и воображаем. Различают три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение —это исходный элемент чувственного опыта. Оно возникает в результате непосредственного воздействия предметов на наши органы чувств. Мы ощущаем форму, цвет, запах, т. е. отдельные свойства предмета. Его целостный образ дает нам восприятие.Оно позволяет выделить предмет из окружающего фона, отображая его форму, положение в пространстве. Восприятие служит также основой формирования представлений. После прекращения воздействия предмета на органы чувств впечатление о нем закрепляется и сохраняется в памяти. Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется представлением.Человек может представить себе когда-то виденное, описать то, что воспринимал раньше. При этом какие-то детали, отдельные черты предмета могут быть утрачены при сохранении его существенных свойств. Такой образ мы называем обобщенным. Если «окна в мир» по каким-либо причинам у человека закрыты, он превращается в беспомощное существо, не ориентирующееся в окружающей действительности. Помочь таким людям адаптироваться к окружающей среде может только специальная длительная и кропотливая работа воспитателей, обучающих своих подопечных по принципу «рука в руке» (пальцевая азбука). Это показал накопленный в нашей стране опыт обучения слепоглухонемых детей. Вместе с тем наши чувства и при нормальной их работе не всегда передают реальную картину. Например, ложка, опущенная в стакан с чаем, кажется нам искривленной. Многие явления и процессы социальной жизни вообще не доступны чувственному восприятию, например все духовные ценности — убеждения, вера, совесть. Невозможно отобразить при помощи чувств социальные группы, стоимость товара и многое другое. Это давало основание ряду философов отрицать или принижать возможности чувственного познания. Так, Платон считал, что истинное знание может быть лишь умозрительным (математика). Наука, возникшая в Новое время, базировалась на представлении о том, что для получения верного знания чувственный опыт должен быть проверен в эксперименте, где конструируются особые условия, а также обработан математически.

    Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть.

    Гносеология, или учение о познании — это раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы.

    Сенсуализм - Философское направление, признающее ощущения единственным источником познания.

    Билет 6

    1.Что нового в развитии


    написать администратору сайта