Немецкая классическая философия. Пензин К.А. ГОЗ-21-2. Немецкая классическая ф. Задание первое. Термины
Скачать 21.71 Kb.
|
Немецкая классическая философия Вариант 1. Задание первое. Термины. Аналитическое суждение – это то (утвердительное) суждение, в котором связь предиката с субъектом мыслится через тождество, а то суждение, в котором эта связь мыслится без тождества, должно называться синтетическим. Априорный - называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом. Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство, «обязанность человека, освящённая его совестью». Рассудок — часть мыслящего сознания, способного логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения, способность составлять суждения (по Канту) превращает восприятия в опыт путём объединения их в категории. Категории - это чистое понятие понимания. Кантовская категория-это характеристика появления любого объекта вообще, до того как он был пережит (априори). Ноумен – это нечто познаваемое только и исключительно силой разума без использования каких-либо чувств. Впервые этот термин появляется в диалогах Платона и трактуется как умопостигаемое явление. Практический разум — это способность определять волю, которая действует, применяя общий принцип действия к конкретной ситуации. Синтетическое суждение – суждения, в которых предикат сообщает нечто новое о субъекте, чего не содержится в определении субъекта. Трансцендентный - "перелетающий" (Кант), выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Теоретический разум - понятие немецкой классической философии, обозначающее высшую познавательная способность, организующую теоретическая деятельность в систему научного знания. Согласно Канту, основная задача разума — достижение законченного, безусловного единства человеческого опыта. Трансцендентальный – это такое априорное, доопытное, которое упорядочивает чувственные, эмпирические данные, делая возможным человеческий опыт и познание в целом. Именно в применении «трансцендентального принципа» выражается активный, творческий характер познания человека как представителя рода homo sapiens. Феномен – это предмет возможного опыта и эмпирического познания, явление вещи в доступных нам формах чувственного созерцания (пространство и время). Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники, методы и возможности познания, а также отношение между знанием и действительностью. Объект - предмет познания. Субъект — носитель деятельности, сознания и познания; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; Задание второе. «Философия И. Канта» 1. Почему свой вклад в развитие философской мысли И. Кант охарактеризовал как «коперниканский переворот»? Над какими проблемами он размышлял? Кант совершил коперниканский переворот: от внешнего мира - к человеку. Благодаря Канту предметами философии становятся общество, культура, история, человек. Если до Канта предметом философии был мир, то Кант смещает интерес на человека. 2. Что, по мысли Канта, является истинным источником познания – чувства или разум? Познание, по Канту, проходит три ступени. Первой, начальной, среди них ступенью познания является чувственное созерцание. Его возможности и содержание обусловлены, с одной стороны, спецификой органов чувств (в этом плане Кант полностью разделяет взгляды Давида Юма), а с другой стороны - присущими чувствам априорным (до опытных) форм созерцания. 3.Укажите различия между миром ноуменальным (вещей – в – себе) и миром феноменальным (явлений)? Какому из этих миров принадлежит человек? Основу работ "критического" периода составляет учение об явлениях и благах, как они существуют сами по себе, - "вещах в себе". Познание начинается с того, что "вещи в себе" воздействуют на органы чувств и вызывают в нас ощущения. В этой предпосылке своего учения Кант - материалист. Но в учениях о формах и границах познания он - идеалист и агностик. Он утверждает, что ни ощущения, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать ни какого достоверного понимания о "вещах в себе". Вещи эти не познаваемы. Человек может расширять эмпирические знания о природе вещей, но сущность последних не досягаема для человеческого разума. Вопрос об источниках и границах познания Кант формулирует как вопрос о возможности априорных синтетических суждений в каждом из трех главных видов знания - математике, теоретическом естествознании и метафизике (умозрительном познании истино-сущего). 4. В чем различие между теоретическим и практическим разумом? Какому из них И. Кант отдает первенство и по какой причине? В основе "практического разума" Канта лежит тот же самый разум, что был теоретическим в "Критике чистого разума". Это один и тот же разум, но иначе применяемый, так как "практика" Канта не опирается на познание. Философ желает научной этики. Кант придерживается принципа первенства вопросов моральности поведения человека над вопросами научного познания. У него теоретическое познание в состоянии самое большее побудить к активности моральную мысль человека. С другой стороны, возникает надежда, что в сфере морального действия человеку удастся соединиться с трансцендентным, стать ему причастным, приобщиться к его содержанию. Этика – главная часть философии Канта. Именно с размышлений над антиномиями началось становление его "критицизма". Кант строил этику, основанную на принципах онтологической двойственности человека, рационализма, антинатурализма, ориентации на должное, автономности и априоризма. Человек как онтологически двойственное существо, причастное к двум различным мирам – явлений и вещей в себе, - неизбежно приходил у Канта к этическому расщеплению самого себя и сферы своего поведения. Эмпирический индивид и трансцендентная личность не могут обладать одними и теми же мерками оценки, выбора и действия, так что следует строить этику, учитывая, что человек – гражданин двух миров и в моральном отношении, а высшая нравственность не может быть выведена из мотивов эмпирической жизни. Задание третье.
Задание четвертое. Тестовая проверка знаний. 1. Одним из основных философских понятий И. Канта было: в. Вещь - для - нас 2. Укажите, кто из перечисленных мыслителей не является представителем немецкой классической философии? б. Ф. Ницше г. К. Маркс 3. Что, по И. Канту, является единственно прочной опорой нравственности: б. долг 4. Немецкий философ, разрабатывавший диалектический метод: б. Кант 5. Философ, определявший всемирную историю как «разумное, необходимое обнаружение мирового духа»: г. Гегель 6. Немецкий философ, обосновавший диалектику Абсолютного духа: б. Гегель 7. Укажите основные элементы диалектической триады Гегеля: б. антитезис в. тезис. г. синтез 8. И. Канту принадлежит произведение: в. «Критика чистого разума» 9. Родоначальник немецкой классической философии: в. Кант |