1 билет образование пфд. 1 билет образование пдф. 1. Периодизация античного образования примеры образовательных моделей архаического периода. См Марру Архаическое воспитание
Скачать 47.86 Kb.
|
1. Периодизация античного образования; примеры образовательных моделей архаического периода. См Марру Архаическое воспитание 1.1 Гомер Гомеровское воспитание (ок. 850-750 гг. до РХ) - воспитание благородного сословия - аристократии, противоположность простонародью и смердам; - общинная жизнь, воинское товарищество; придворная жизнь, игры и участие в жертвоприношениях; в определенном смысле рыцарская культура, вежливость не покидает героев и в пылу сражения; - воспитательный образец - герой, «совершенный рыцарь» в двойном идеале - оратора и воина; воспитание - подражание герою; наставники предлагают юношам почерпнутые из легендарного прошлого высокие примеры. - Классический образ воспитателя — Хирон, «премудрый кентавр». - Мудрый и добрый; жил на горе Пелион. - Был учеником Артемиды и Аполлона - Воспитал Ахилла, Орфея и других героев: Асклепия, сына Аполлона, Актеона, Кефала, Ясона (для его путешествия изготовил первый небесный глобус), Меланиона, Нестора; обучал порученных ему юношей спорту и рыцарским забавам: охоте, верховой езде, метанию копья; куртуазным искусством - игре на лире; хирургии и изготовлению снадобий (энциклопедическое знание). Гомеровская мораль - с одной стороны, образ «многохитростного мужа», сметливого и ловкого, умение выходить из любых обстоятельств, даже при условии удачной лжи (Одиссей); - с другой стороны, благородный и честный нравственный идеал рыцаря — героическая мораль чести (Ахилл) - и это главное! Аристократическая этика: - любовь к славе (блистать, первенствовать, победить, торжествовать, утвердить себя в соревновании, превзойти соперника, совершить подвиг), к земной жизни, краткой и ненадежной, но драгоценной. - НО!!! Эта жизнь - не высшая ценность; герои готовы с решимостью пожертвовать ею ради чего-то высшего, идеальной ценности (доблесть, самопожертвование, воплощение в жизни и даже в смерти идеала). Пример: Ахилл, зная от Фетиды, что, победив Гектора, сам должен погибнуть, отважно устремляется навстречу судьбе; любовь не к себе, а к Я — к абсолютной красоте, к совершенной доблести, которую герой стремится воплотить в подвиге. 1.2. Спартанское образование (VIII VI вв. до РХ, период «акме»- VII в.) • Спарта - аристократическое, сугубо военное государство, противоположность словесному «образованию писцов». - воспитание, прежде всего, воинское, но не рыцарское, а солдатское: военный успех зависит теперь не от отдельных героев, а от линий пехоты, сомкнутого строя), атмосфера «политическая», а не сеньориальная. - идеал гомеровского рыцаря сменяется коллективным идеалом полиса, преданности тоталитарному государству; глубокое чувство солидарности, объединяющее всех граждан одного города, преданность благу общей родины, готовность пожертвовать жизнью для его бессмертия. - новое понимание добродетели, духовного совершенства, новый идеал: прекраснее всех наград - общее благо отчизны и сограждан. - цель спартанского воспитания - не выделить героев, а сделать все население города героями - то есть солдатами, готовыми отдать жизнь за отечество. - большое внимание спортивному воспитанию (успехи на Олимпийских играх) - на раннем этапе не чуждо искусств: духовная стихия представлена в основном музыкой - средоточие культуры, связь се различных сторон: через танец смыкается с гимнастикой, через пение - с поэзией (Плутарх: Спарта в VII - начале VI в. - музыкальная столица Греции). • Со временем (к IV в. до РХ): спартанское образование огрубляется: - до 7 лет: «вскармливание» (государство доверяет ребенка семье); - с 8 лет - коллективное образование, государство изымает ребенка из семьи, помещая в сообщество сверстников; три цикла: «мальчик» (8-11 лет); «юноша» (12-15); «эфебия» (16-20; подготовка свободнорожденных юношей к военной и гражданской службе); после этого - формирование взрослых мужчин; - основная задача образования: воспитание солдат; интеллектуальная сторона образования - к «необходимому» минимуму, любовь к музыке и поэзии - нравственное содержание и использование в качестве походных песен; - к гимнастике присоединяется военная подготовка: оружие, фехтование, метание копья, движение в сомкнутом строю 1.3. «Древнее» Афинское образование первой половины V в. (до софистов и Сократа) • Особенности: - шаг от культуры воинов к культуре писцов; жизнь, культура, образование греков стали в основном гражданскими (хотя военный элемент не исчез полностью, но непосредственная подготовка солдата не определяет образование молодого грека - он лишь несет военную службу в течение двух лет 18-20); - образование - привилегия элиты; постепенно к образованию получат доступ народ общий идеал свободных людей, коллективное образование, возникновение и развитие, школы (при сохранении и личных учителей). • Состав образования - более художественное, чем литературное, более спортивное, чем интеллектуальное: - физическое воспитание: бег, метание диска и копья, прыжки в длину, борьба и бокс (гимназии); - музыкальное образование, вокальное и инструментальное, - литературный элемент - прежде всего, поэзия и мораль (элегии Солона (архонт 594/593 г.): - обучение грамоте; - этика |