Главная страница
Навигация по странице:

  • "новая история"

  • Древность , Средневековье и Новое время .Долгое время в отечественной исторической науке была в обращении периодизация, которая была предложена еще Карлом Марксом

  • 1 период — середина XVII века — 1789 год; 2 период — 1789 год — конец XIX века.

  • Эдвардом Коком

  • Эдуард Кок, Джон Элиот, Джон Гемпден и Томас Уинтворт.

  • Короткого.

  • Вопросы Экзамен. 1. Периодизация истории Нового времени Запада. Общая характеристика революционного утверждения капитализма 3


    Скачать 0.74 Mb.
    Название1. Периодизация истории Нового времени Запада. Общая характеристика революционного утверждения капитализма 3
    Дата07.01.2023
    Размер0.74 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы Экзамен.docx
    ТипДокументы
    #874880
    страница2 из 40
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

    Периодизация истории Нового времени Запада. Общая характеристика революционного утверждения капитализма


    Период Нового времени датируется концом XVI — началом ХХ в. На этом этапе в странах Запада проходили процессы модернизации, а в XIX в. началось становление индустриального общества.

    Период новой истории занимает важное место в историческом процессе. На него приходятся самые кардинальные изменения в обществе, государственном и экономическом устройстве. Именно тогда были заложены основы современного общества.

    Первыми термин "новая история" впервые был введен еще мыслителями эпохи Возрождения. Учены и философы того времени в попытках осмыслить исторический процесс предложили его поделить на три части: ДревностьСредневековьеи Новое время.

    Долгое время в отечественной исторической науке была в обращении периодизация, которая была предложена еще Карлом Марксом в своих трудах, посвященных развитию буржуазного общества и зарождению классовой борьбы. Согласно ей начало приходится на середину XVII века. В это время зарождаются капиталистические отношения, оказывающие сильное влияние на средневековое общество. По мнению Маркса окончание Нового времени и переход на новый этап должен произойти в результате социалистической революции.

    Споры о периодизации продолжались в течение всего XX века. Взяв за основу периодизацию Маркса, многие мыслители предлагали положить в основу не общественный строй, а способы производства. Так в эпоху зарождения капитализма на производстве стали переходить от ручного труда к машинному, что повлекло за собой бурное развитие промышленности, появление фабрик и заводов, заменивших ремесленные мастерские.

    Тем не менее, какими бы разными не были подходы все примерно сходятся на следующей периодизации.

    1 период — середина XVII века — 1789 год;

    2 период — 1789 год — конец XIX века.

    Экономические изменения:

    • аграрная революция

    • промышленный переворот

    • использование новых видов энергии: тепловой (энергии пара) и электрической энергии;

    • наука становится одним из факторов производства, научные достижения внедряются в промышленность

    • формирование свободного рынка рабочей силы;

    • Формируется и развивается капиталистический рынок и финансы. Государство начинает вмешиваться в экономику. Формируется меркантилизм.

    • секуляризация сознания: смена религиозного сознания на рационалистическое, религиозной картины мира на рационалистическую;

    • в раннее Новое время расцветает абсолютизм, а позднее даже просвещенный абсолютизм, который готовит или оттягивает крах политической моды на эту «низшую» (по выражению Макиавелли), единоличную форму правления.

    • В международных отношениях устанавливается баланс сил, который продиктован Вестфальским миром, но он не снимает политических амбиций с крупных держав Европы.

    • В области технологии развивается мануфактурное производство, начинается практическое использование достижений науки и основанных на них технических изобретений.

    • В социальном отношении Новое время является эпохой смены господства аристократии, «элиты по крови», буржуазией - элитой «денежного мешка» - и собственно для советской историографии эта эпоха была ознаменована тем, что в ней называлось буржуазными революциями.

    • В духовном смысле раннее Новое время - эпоха десакрализации знания. Образование, книги и идеи начинают становиться широко доступными, и более того, эта доступность приветствуется так называемыми прогрессивными мыслителями. Иногда говорят о начале перехода от традиционной культуры к индустриальной. От особого отношения к знаниям и унаследованного от предков уклада жизни, базировавшегося на индивидуально-штучном, к фабрично-стандартному.

    • Начало географической, политической и культурной экспансии Западной Европы. С понятием Нового времени связана идея «модернизации», несущая в себе европейский эталон прогресса, хотя сам его принцип, несмотря на утверждающееся до сих пор повсеместно главенство западного взгляда на мир как истинного общечеловеческого, сегодня подвергается сомнению.

    • Формирование банков и акционерных обществ как средств накопления капитала.


    1. Англия в начале XVII в. Государственно-политический кризис 1620-х. Причины и предпосылки революции.


    С 1603 г. в Англии правила династия Стюартов. При королях Якове I (1603–1625) и Карле I (1625–1649) утвердилась абсолютная монархия, и короли стали нарушать традиционное право парламента утверждать налоги. Англия оставалась аграрной страной, но в ней активно развивались мануфактурное производство и внешняя торговля. В целях обогащения Стюарты продавали патенты на экономические и торговые монополии, повышали налоги на предпринимательскую и торговую деятельность. Все это препятствовало развитию экономики страны. Яков I и Карл I покровительствовали католикам и развернули преследование пуритан — сторонников углубления английской реформации.

    В 1603 г. королем Англии стал сын Марии Стюарт (королева Шотландии, внучка Генриха VII) Яков VI Шотландский, принявший имя Якова I (1605-1625). Вскоре новый король вступил в противостояние с парламентом, который был настроен антиабсолютистки. Противостояли королю джентри (нового дворянства) и «третьего сословия». Особо острые конфликты возникали по вопросу налогов и налоговой политики. Споры и дискуссии зашли так далеко, что в 1629 г. парламент постановил, что «врагом английской свободы является тот, кто будет платить не утвержденные парламентом налоги».

    1614-«гнилой парламент», который критиковал короля и его советников.  В 1614—1620 гг. имел место затяжной конфликт королевской администрации с выдающимся юристом и судьей Суда королевской скамьи Эдвардом Коком, а также упорное сопротивление администрации применению процедуры импичмента к некоторым приближенным короля.

    При Карле I собрался парламент в 1625 г., который был распущен спустя некоторое время. Тогда выделилась антикоролевская оппозициия в лице Эдуард Кок, Джон Элиот, Джон Гемпден и Томас Уинтворт.

    В 1629 г. парламент принимает «Петицию о праве» («Билль о праве») : 1) средства на государственные расходы взимаются только с согласия парламента, в противном случае они недействительны; 2) произвольные аресты гражданских лиц без суда должны быть запрещены; 3) аресты и конфискации имущества без приговора суда на основании закона недействительны; 4) расквартирование (постой) королевских войск в домах обывателей отменяются, поскольку они чинят насилие при взимании налогов. Парламент был распущен и не собирался до 1640 г. и этот период получил в истории название «годы безумья».

    Между тем обстановка в стране продолжала накаляться. Пытаясь подавить протестантскую церковь в Шотландии, Карл I ввел туда армию. В ответ вспыхнуло восстание, повлекшее войну Шотландии с Карлом I. В апреле 1640 г. Карл I снова был вынужден созвать парламент, но уже 5 мая его распустил. В ответ на требование денег парламентарии требовали от короля наказать своих министров за злоупотребления властью. Этот парламент получил название Короткого. Карл I снова вынужденно высказался за созыв нового парламента. Он открыл свои заседания 3 ноября 1640 г. и оказался Долгим (заседал 13 лет, по 1653 г.). С созыва Долгого парламента начинается история Английской буржуазной революции 1640-1660.

    Причины и предпосылки:

    • Начиная с XVI в., в Англии наблюдается экономический рост, основную роль в котором сыграло «третье сословие». Со временем оно стало богаче пэров, епископов и зажиточных копигольдеров вместе взятых. Так формировалось джентри или новое дворянство, которое активно скупало земли короны и «старого» дворянства. Джентри и фригольдеры рассчитывали на большую экономическую свободу и хозяйственную самостоятельность. Кроме того, они имели деньги, но не имели власти. Королевское правительство требовали от них, кроме того, все больших займов и налогов.

    •  Политическая и духовная оппозиция королю, английской церкви и «старому двору» оформилась в Англии несколько своеобразном в виде – в форме пуританизма (от лат. purus и англ. pure = чистый) – движения за «очищение» английской церкви. Пуритане отрицали супрематию (верховенство государя над церковью), считая, что Христос – единый и единственный глава церкви, и единообразие веры (утвержденные парламентом догматы по протестантскому молитвеннику Кранмера), резко выступали против остававшихся в англиканской церкви католических обрядов и католической иерархии. Пуритане осуждали в окружающем обществе страсть к развлечениям, пышные светлые костюмы, веселые праздники, музыку, картины, охоту, все, что тешит глаз и ухо. Пуританин смотрел на жизнь как на исполнение долга. Молитвы к Богу, постоянный труд, стремление к заработку – основные молитвы протестантско-пуританской этики. Выделилось направление пуритан как пресвитериане.  Они выдвигали требование очищения англиканской церкви от католицизма как можно полнее, но не собирались порывать с ней организационно. Пресвитериане выступали за демократизацию английской церкви, за уничтожение епископата и замену епископов синодами (собрание) пресвитеров, т.е. старейшин-руководителей местных христианских общин. Другое, и более радикальное, левое крыло пуритан составляли индепенденты или «независимые». Их название происходит от требования полной независимости (independence) и самоуправления для каждой, даже самой маленькой общины верующих. Индепенденты отвергали не только власть епископов, но и власть пресвитерианских синодов, считая самих пресвитеров «новыми тиранами». Свою церковь они строили в виде конфедерации (конгрегации) независимых друг от друга автономных общин верующих, которые стоят отношения между собой в виде республики. Королевские суды и юстиция преследовали пуритан.

    • Разрушения баланса между парламентом и короной. Раскол английского дворянства на старое и новое (джентри) явно ослабил социально-политическую базу английского абсолютизма, укрепив политическую оппозицию по отношению к монархии.

    • 9/10 населения Англии (поденщики, копигольдеры, коттеры, ремесленники) составляли лица, лишенные права голосовать и избирать в парламент. Только 1/10 часть мужского населения составляли лендлорды, пэры, джентльмены, бюргеры и зажиточные крестьяне, имевшие доступ к парламентским выборам и управлению государством

    • Английские католики, например, надеялись, что Яков I, как сын католички Марии Стюарт, прекратит гонения, каким они подвергались при Елизавете Тюдор; пуритане видели для себя благоприятный признак в том, что Яков получи воспитание в пресвитерианской Шотландии. Но и те и другие обманулись в своих расчетах: Яков I решительно стал на сторону английской церкви и одинаково преследовал как католиков, так и пуритан


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


    написать администратору сайта