Вопросы Экзамен. 1. Периодизация истории Нового времени Запада. Общая характеристика революционного утверждения капитализма 3
Скачать 0.74 Mb.
|
Вопрос № 39:Немецкая наука и культура во второй половине XVII-XVIII вв.Однако уже в конце XVII в., по крайней мере в образованной среде, происходили постепенные изменения религиозного взгляда на историю: восприятие империи в контексте истории искупления греха и спасения человечества сменилось светской трактовкой. Позиция императора пошатнулась в связи с усилением суверенитета князей: обеспечение мира уже не было единоличной задачей императора как представителя Бога на земле, а считалось общим делом союза государств, осуществить которое можно было благодаря равновесию сил в Европе. На смену учению о мировых империях пришла религиозно нейтральная периодизация истории на древнюю, средневековую и новейшую. Впервые эта периодизация была предложена историком из Галле Христофором Целларием в его всемирной истории, изданной в 1685 г. Характерная для всего Просвещения вера в могущество разума, т. е. в способность людей мыслить, чувствовать и действовать непротиворечиво и рационально. Из этой веры в человеческий разум следуют остальные принципы, которыми проникнута эпоха Просвещения и целом: борьба с предрассудками во всех областях знания, религии и общества; направленность мышления на человека и этот, земной мир, а также убежденность в том, что этот мир можно улучшить с помощью разума. Таким образом, Просвещение означало самопознание и и самоэмансипацию человека или, как это выразил Кант и 1784 г. в своем знаменитом определении, «выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине». Важным импульсом для Просвещения была критика Библии, религии и, прежде всего, церкви. Противоречия и несуразности в библейских преданиях уже в конце XVII в. вызывали недовольство, что привело к историко-критическому анализу священных текстов. Представления о Боге так же, как и религиозная и церковная практи ка, должны были соответствовать законам разума. «Бог есть разум» — так в середине века сформулировал эту идею Иоганн-Христиан Эдельман, немецкий богослов, через пиетизм пришедший к радикальной критике церкви, а затем к «естественной религии». Князья, правившие в духе так называемого просвещенного абсолютизма, тесно сотрудничали с просветителями, которые полагали, что монарх должен быть «первым слугой» (Фридрих II) своего государства и трудиться на благо и моих подданных. В конце XVII в. было основано несколько новых университетов, которые должны были воплотить в жизнь научный идеал Просвещения. Самым влиятельным из новых университетов первое время был университет в Галле (1694 г.), где преподавали такие ученые, как Христиан Томазий и Христиан Вольф, и где в 1723 г., по указанию прусского короля Фридриха Вильгельма I, была основана первая кафедра камералистики. Впоследствии ведущую роль среди новых университетов стал играть Геттингенский университет, основанный в 1737 г. В Германии идею академий отстаивал и продвигал Готфрид Вильгельм Лейбниц — философ и ученый-универсалист, стоявший между двумя эпохами — Барокко и Просвещением. По его инициативе и 1700 г. было основано Берлинское общество наук. Остальные немецкие академии были открыты во второй половине XVIII в.: в 1751 г. в Геттингене, в 1757 г. в Мангейме. Знаменитая Баварская академия наук возникла в 1759 г. Растущей грамотности населения соответствовало также непрерывное увеличение количества изданий прежде всего на немецком языке. Доля книг на латинском языке в период между 1740 и 1800 гг. сократилась с 27 до 4% от общего объема книжного производства; одновременно центр тяжести сместился с научных и теологических работ к философии и беллетристике, а также экономической и педагогической литературе. Первые просветители появились в Германии в конце 17 в. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), Самуэль Пуфендорф (1632-1694), Кристиан Томазий (1655-1728), Христиан Вольф (1679-1754) обладали блестящей ученостью, разнообразными талантами: являлись одновременно математиками, историками, теологами, политиками. Пуфендорф, Вольф и Томазий настаивали на веротерпимости, однако это не помешало последнему сблизиться с представителями пиетизма. Пиетизм возник как протест против лютеранской церкви. Основатели Якоб Шпенер (1635-1705) и Август Герман Франке (1633-1727) призывали воскресить принципы раннего хр-ва. Распространение идей Просвещения способствовало появление 1-х периодических изданий на нем языке (журнал «Немецкие месяцы», еженедельник «Патриот»). Но в полной мере Просвещение стало общественным движением благодаря профессору ун-тов Галле и Марбурга Христиану Вольфу. В конце XVII и первой половине XVIII в. каждый немецкий монарх желал иметь свой маленький Версаль, и Германия наполнилась дворцовыми сооружениями в стиле барокко. Но замысловатый стиль рококо, который во Франции применялся только для внутренней отделки здания, приобрел самостоятельное значение в строительной деятельности дрезденского архитектора Матеуса Пепельманна (1662—1736) - создателя знаменитого дворцового ансамбля Цвингер в Дрездене — и вюрцбургского мастера Бальтазара Неймана (1687—1753). Присущее эпохе абсолютной монархии стремление к тяжеловесному величию нашло свое выражение в творчестве Андреаса Шлютера (1660—1714): он закончил и отделал здание арсенала в Берлине; по его проекту строился там же королевский дворец. Он известен и как скульптор (конная статуя «великого курфюрста»). Что касается живописи, то сколько-нибудь значительные произведения создаются только с середины XVIII в. Международную известность приобрел А. Менгс (1726—1801), «Рафаэль Германии», художник и теоретик, проводивший в изобразительном искусстве идеи французского классицизма. Под влиянием просветительских идей сложилось также реалистическое творчество портретистов Антона Графа (1736—1813) и Иоганна Фридриха Тишбейна (1751—1829). Очень широко известен, наконец, замечательный мастер графики, поляк по происхождению, Даниил Ходовецкий (1726—1809), который рисовал жанровые сцены, насыщенные моральной тенденцией, а также дал ряд замечательных иллюстраций к произведениям Лессинга, Гёте и Шиллера. Самое заметное место в немецком искусстве XVIII в. принадлежит музыке, представленной в первой половине этого века мужественным, полным глубокого чувства творчеством Баха и Генделя. Иоганн Себастьян Бах (1685—1750). Бах не нашел истинных ценителей среди высшего лютеранского духовенства, которое отдавало предпочтение традиционной музыке посредственных композиторов. Он прожил всю жизнь в постоянном конфликте с церковными властями, которых мало интересовало то, что его искания, его новаторство в музыке имели глубоко народную основу. Георг Фридрих Гендель (1685—1759) не был выходцем из старинной семьи органистов, как Бах, а приобрел познания в музыке самоучкой, вопреки желанию отца. Он написал более 40 опер, из которых наибольшей известностью пользовалась опера «Родамисто». Но его слава основана прежде всего на ораториях («Мессия» — 1742 г., «Иуда Маккавей» — 1746 г. и др.). |