Главная страница

Титульник. ыыыыыыыыыыы. 1. Первый этап процесса формирования архитектуры региона viviiвв


Скачать 54.83 Kb.
Название1. Первый этап процесса формирования архитектуры региона viviiвв
АнкорТитульник
Дата23.01.2020
Размер54.83 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаыыыыыыыыыыы.docx
ТипДокументы
#105470
страница1 из 3
  1   2   3

1.Первый этап процесса формирования архитектуры региона VI-VIIвв.

-Начиная с 6 века в регион проникает Византийская культура, которая принесла христианскую веру, одновременно развивается и архитектура византийского типа.

-В этот период времени происходит процесс перехода от качевного и полукачевного к оседлому земледелию и скотоводству

-Сооружение постоянных жилищ, обустройств местного поселения

-В 6-7в. единой системы расселения еще не было, но была двухзвенная юртовая система расселения, то есть в распоряжении первого рода находилась территория и несколько поселений, был 1 центр притяжения наиболее крупный и укрепленный населенный пункт.

-Строятся первые христианские храмы, которые имеют ярко выраженный византийский тип

-По жилищным и др. строительствам сведения не сохранились.
2.Влияние архитектурной формы поселения народного жилища, типа храма на общую культуру народов Юга России.

-Архитектура 2 этапа после спада в 13-14 веках, то есть во времена расцвета золотой орды, переходит в фазу своего развития, так как к концу 15 века золотая орда распалась.

-В 15-16 в. в регионе бурно растет сеть славянских поселений.

-Продолжается процесс формирования архитектурно-художественного образа народного восточно-славянского жилища.

-Создается свой тип христианского, православного храма, который не повторят архитектурно-художественный образ византийского и русско-византийского храма.

-На этом этапе тюркские племена принимают исламскую веру, однако, культовые постройки не сохранились(развалины).
3.Влияние Византийской и Иранской архитектуры на формирование народного жилища региона.

-Начиная с 6 века в регион проникает Византийская культура, которая принесла христианскую веру, одновременно развивается и архитектура византийского типа.

-Создается свой тип христианского, православного храма, который не повторят архитектурно-художественный образ византийского и русско-византийского храма.
4.Второй этап формирования архитектуры XIII-XVII вв.

-Архитектура 2 этапа после спада в 13-14 веках, то есть во времена расцвета золотой орды, переходит в фазу своего развития, так как к концу 15 века золотая орда распалась.

-В 15-16 в. в регионе бурно растет сеть славянских поселений.

-Продолжается процесс формирования архитектурно-художественного образа народного восточно-славянского жилища.

-Создается свой тип христианского, православного храма, который не повторят архитектурно-художественный образ византийского и русско-византийского храма.

-На этом этапе тюркские племена принимают исламскую веру, однако, культовые постройки не сохранились(развалины).
5.Третий этап развития народного жилища и культовой архитектуры XVIII-первой половины XIXвв.

-В 18в. практически все земли юго-восточной Европы входят в состав Российской Империи, и составляют ее южные территории.

-В 18в. прекращают свое существование астраханское и крымское ханство, сюда устремляются переселенцы из бывшей запорожское сечи.

-Происходит активное вторжение новых архитектурных форм, взятых с собой переселенцами из традиционных мест проживания и этот фактор отчасти дестабилизировал ситуацию на юге России, то есть произошло некоторое размывание традиционного строительства в жилищной и храмовой застройке.

-Система расселения постепенно переходит в сложную четырехзвенную , идет процесс образования и быстрое восстановление крупных городов.

-К середине 18в. возникают и самостоятельные структуры расселения:

  • Административная территориальная область войска Донского

  • Область кубанского войска

  • Ставропольская губерния

  • Астраханская губерния


-Формируется самобытное восточно-славянское народное жилище – Казачий Курень

-Формируются архитектурно-планировочные образы традиционно-населенных мест юго-восточных славян – столиц и хуторов.

-В культовом строительстве строились так называемые примерные (типовые) проекты в стиле позднего Барокко с элементами классицизма, позднее в первой половине 19В. уже строительство церквей в стиле школы Старого Русского Классицизма.
6. Четвертый этап развития архитектуры региона второй половины XIX-начала XXвв.

-Четырехзвенная система расселения продолжает усложняться за счет развития и совершенствования инфраструктуры: транспортных и административно-политических структур, которые управляют этими системами.

-В архитектуре ,с одной стороны, завершается процесс формирования Казачьего Куреня , с другой стороны, за счет притока славян из других территорий начинаются деструктивные процессы в развитии народного жилища юга России.

Эти процессы объясняются тем, что постепенно теряются навыки и секторы жилищного строительства. В результате смешения этноса (носителя различных бытовых структур).

В результате более простые и примитивные постройки перенесенные на юг России из других регионов (в Воронежской, Тамбовской и др.) начинают преобладать в застройке новых населенных мест.

-В культовом строительстве вновь возвращается Византийский стиль, но в 2-х вариантах:

1.Русско-Византийская школа

2.Неовизантинская (более характерна для юга России)

В результате в регионе строятся неординарные храмовые постройки-полновесные произведения архитектуры.

-Со 2 половины 19в идет стремительный рост городов, то есть процесс урбанизации: градостроительная инфраструктура, промышленная, транспортная.
7.Первый этап обустройства населенных мест VI-XIIв.

В 6-7в. единой системы расселения еще не было, но была двухзвенная юртовая система расселения, то есть в распоряжении первого рода находилась территория и несколько поселений, был 1 центр притяжения наиболее крупный и укрепленный населенный пункт.
8.Второй этап формирования систем расселения XV-XVII вв.

- Архитектура 2 этапа после спада в 13-14 веках, то есть во времена расцвета золотой орды, переходит в фазу своего развития, так как к концу 15 века золотая орда распалась.

- В 15-16 в. в регионе бурно растет сеть славянских поселений.

- Продолжается процесс формирования архитектурно-художественного образа народного восточно-славянского жилища.

- Создается свой тип христианского, православного храма, который не повторят архитектурно-художественный образ византийского и русско-византийского храма.

- На этом этапе тюркские племена принимают исламскую веру, однако, культовые постройки не сохранились(развалины).

9. Третий и четвертый этап совершенствования системы расселения на Юге России XVIII-XX

На 3 этапе в 18 веке появляется 4хзвенная система расселения, появляются крупные города. Середина 19в появились 4 структуры расселения: административная территория области войска Донского, область Кубанского войска, Ставропольская губерния, астраханская губерния. Также формируются архитектурно-планировочные образы станиц и хуторов.

На 4 этапе усложняется 4хзвенная структура расселения за счет транспортных и административно-политических структур.

10. Формы образования населенных мест в южной, юго-западной и северной частях Восточной Европы

Нерегулярные: кучевая (гнездовая) – беспорядочное расположение строений по отдельным группа, глав. площадь в географ. центре. Кольцевая (круговая) – расположение построек в форме круга, без образования радиально-кольцевой схемы, глав. площадь в географ. центре. Линейная (рядовая) – линейное расположение, одна-две улицы и переулки, расположение глав. площади случайное.

Регулярные: радиально-лучевая обусловлена предварительной разбивкой сети улиц, глав. площадь в географ. центре, переферия застраивается свободно. Прямоугольная регулярная – главная площадь в географ. центре, встречается наиболее часто в южном регионе. Линейная – часто на юге. Свободная – редко.

11. Характерные особенности расселения на Юге России

отличия от других: 1. у других – деревня, погост, село, хутор, слобода, а у нас – станица. только в 18в появились слободы, хутора и села. У др. с 18в начала появляться регулярная система расселения, а у нас она преобладала всегда. 2. майдан – главн. площадь станицы – находилась не в географ. центре, а на окраине. 3. Отличие в обустройстве и качестве жилых домов. основа планировки – прямоугольная сетка широких улиц до 30м и переулков. к началу 17в сложилась 2хуровневая система расселения, которая состояла из «городков» и родовых поселений (хуторов). использовались стоит. материалы: древесина в виде коротких бревен, глина из которой делали блоки, керамические блоки для укрепления, природный камень.

12. Территория расселения восточнославянских народов. Основные типы жилищ на этой территории: изба, хата, полуземляночный вариант

Изба великорусская: надземная срубно-бревенчатая постройка, пол на уровне земли. Факторы формирования: природно-климатические условия: продолжительная зима, подпочвенная влага. Отработанная техника обработки древесины. Обилие качественной древесины. Необходимость создания теплого пола.

Хата: наземное сооружение, пол – подготовленная поверхность земли. Факторы: короткая зима, знойное лето. Обилие строительной глины и природного камня

Казачий курень: состоит из 3 эл-тов: каменные низы, деревянные верхи, крыша.

13. Виды жилых комплексов на Юге России

Усадьба городского типа. бывает открытого типа и закрытого (редко).

Усадьба слабодских крестьян. с 18в. закрытый тип, жилая часть возводилась из деревянных конструкций и перекрывалась двускатной кровлей.

Усадьба армянского населения. с середины 17в. дома из дерева, глины, камня, обожженного кирпича. надземный тип. под одной кровлей и хозяйственная, и жилая части. это был замкнутый или закрытый тип.

Традиционная усадьба городских жителей юга России. вся территория – открытое пространство, поделенное на 3 части: 1. передний участок между изгородью и куренем. курень в глубине участка, передняя часть – парадная. глав. фасад куреня с парадным крыльцом, верандой. 2 часть – хозяйственная, позади куреня. 3ч – в глубине участка, открытый тип, ограждение носило символический характер. Особенность: хоз. постройка НЕ примыкает к куреню.

14. Характерные признаки «донского казачьего куреня»

1. отметка не менее 1,2м от уровня земли – надземный тип. 2. под жилым этажом – низы, они имеют 2хкамерное пространство и почти всегда оконные проемы, самостоятельная система отопления, стены из природного камня, вход с поверхности земли. 3. ассиметричное решение фасадов. план близок к квадрату, планы низов и верхов совпадают. план кровли больше за счет веранды, галерей и большого выноса карниза. 4. кровля всегда 4хскатная, наклон 30 градусов. 5. два входа в каждый жилой уровень: один – ритуальное значение, другой – повседневно-рабочий. 6. нет внутренних связей между жилыми уровнями.7. имеет обходную галерею, балконы и веранды. 8. широкое применение карнизов, угловых и средних пилястр, балясин, фронтонов. 9. на восточном или северном фасаде небольшая пристройка без окон – закомора. 10. парадный вход смещен от оси симметрии, на глав. фасад выходят 3 окна.

15. Каменные низы, деревянные верхи и крыша куреня.

Каменные низы: стены из природного камня, высота от 1,5 до 2м, имели одну внутреннюю перегородку, 2-4 небольших оконных проема, входная дверь с восточной или северной стороны, стены штукатурились известковым раствором, пол – речной песок трамбовался и обмазывался глиняным раствором, перекрытия – деревянные балки, концы балок выступали за пределы стены на 1м и более, для устройства обходной галереи

Деревянные верхи: дуб, сосна, лиственница, высота стен 2,9-3,1м, снаружи и внутри стены обшивались сосновой доской и потолок, сверху жидкий раствор глины для доп. термитизации

Крыша: 4 ската, без слух. окон, световые проемы в вертикальных плоскостях карниза, в горизонтальных – вент. отверстия, кровля покрывалась тесом (до середины 19в), а позднее – металлом, выпуск карниза нашивался досками

16. Планировачные особенности куреня. Главный принцип организации жилого пространства куреня.

1. План прямоугольный, почти квадратный. 2. Размеры не имели стандартов, колебались в пределах 6х8м до 8х10. бывают 10х12, 12х14 – большие, 4,6х4,8 – маленькие. 3. планы 2х уровней «верхов» и «низов» практически никогда не совпадают. план низов состоит из 2х помещений, одно с самостоятельным отоплением, вход со двора. 4. размещение оконных проемов в уровне низов не совпадает с размещением в верхах. 5. План верхов состоит из: открытой части куреня ввиде балкона или веранды, или обходной галереи; неотапливаемой части жилища, она закрытая; жилой, отапливаемой части куреня из 3-5 комнат (кухня, парадная «горница», 2-3 помещения для сна).
Главный принцип организации – круговой обход комнат. Только 1 комната могла быть тупиковой – заборка. Каждая комната имела 2-4 проема. Центр планировочной структуры всегда печь (отопление и приготовление пищи). Обязательно 2 входа, где один – парадный. Чердачное пространство без окон по скатам кровли, вход из прихожей или др части постройки, освещение через световые проемы в вертикальной конструкции карниза, а вентиляция по горизонтальным.


17. Архитектурные формы христианских храмов.

В конце 19 и начала 20 вв археологи открыли много городищ и там обнаружили руины и хорошо-сохранившихся христианских храмов ранне-византийского типа, крестово-купольные, одно и 3-ех апсидные, разных размеров, в основном не более 20м по продольной оси.

Такой как Храмовый Комплекс на р.Зеленчук (10век). В него входили 3 кафедральных собора и 11 небольших церквей.

Основой строит-во в этот период был природный камень, мягкий известняк. Камень не обрабатывали до стандартных размеров правильной формы, поэтому в кладке встречались камни разныъ размеров до 5-ти м.(на известковом растворе). Камень, кирпич не могли везде применятся в стр-ве церквей и это требовало участия визант. Мастеров, поэтому применяли кирпич-сырец, дерево, которое являлось крайне не долговечным.

18. Первый этап (VIXII вв.) – «Византийский»

1. Большое влияние византийской культуры.

2. Непосредственное участие виз.мастеров в формировании арх-ого образа церквей на Юге России.

Характеристика:

1)Храмы и часовни строились в византийском стиле.2)Основа – крестово-купольный тип храма с 1 или 3 апсидами.3)Имели небольшие размеры по продольным и поперечным осям 7-9м. Высота 6-8м. до пяты купола.4) Для устройства 4-ех опор под центральный купол, мраморные детали колонны завозили из Византии.5)Использовались местные строй. материалы, т.к постройки были не сложные( известняк, ракушечник, их обрабатывали правильной формы, глинянный кирпич-сырец или керам. кирпич – это все использовалось для кладки стен., + дерево.

В XII – XIV вв. из-за вторжения монгольской орды вся Юго-Восточная часть Европы, Юга России оказалась изолированной от остального славянского мира. Это являлось основной причиной местного христианского населения Юга России начать поиски собственных арх. форм (также храмовых). Из-за этой же причины Византийский тип христ. Храма потерял на этой территории свои традиционные корни в период с 13 – 17вв.

Из-за этой причины, этот период имел активный процесс развития строит. технологий и выработка новых арх. форм в строит-ве.

Составляющие процесса:

1. Вторжение монгольской орды ускорило переход к каменному и кирпичному строит-ву.

2. Происходит синтез соединение славянской и византийской арх. форм, также выработка руччкой храмовой арх-ры на основе визант. Техники и технологии строит-ва.

В 13-17 вв. в Юго-Западной, Западной и Северных территориях возводятся уникальные каменные храмы:

Церковь спаса на Невеце; соборы: спасский Андроникова, монастырь в Москве; Успенский;Благовещенский; Архангельский в Московском кремле; Шатровая церковь Вознесения в Коломенской; Колокольня Ивана Великого в Московском кремле.

19. Второй этап (XIII - XVII вв.) – «Золотоордынский». Зарождение «Донского стиля»

Золотая орда поспособствовала зарождению и становлению «Донского стиля» храмовой православной арх-ры.

«Донской» - в подолье с 14 – 16 вв. шло формиров. нового типа православного хрестианского храма, т.к большинство коренного населения Юга России – славяне и были оттеснены в предгорья Кавказа, т.к. орда – это кочевники, то они занимали приазовье, Ставрополье, Прикаспийские неизменности.

Развитие храмового строит-ва:

1) Строит-во малых храмов-часовен(каплиц) безалтарных, носили скрытый характер в глухих урочищах, т.к в 12-15 вв. существовала угроза со стороны Золотой Орды.Тип таких построек сохранился в дошедших до нашего времени каменно-кирпичных и железобетонных построек более позднего времени.

2) Строит-во 4-ех частных храмов с колокольнями и притвором, трапезной, молитвенным залом, алтарем, все из деревянных конструкций. Строит-во каменных храмов не велось из-за отсутствия помощи со стороны визант.мастеров. Деревянные церкви 16-17 вв. практически не сохранились. К концу 17 в. Арх-ный образ православных христианских храмов окончательно сформировалось и это – «Донской стиль»

20. Общественно-политические условия , повлиявшие на формирование «Донского стиля»

1) С конца XV начался процесс ослабления власти золотой орды.2)С этого же времени перестает существовать Визант. Империя, следовательно не было помощи со стороны мастеров каменного строит-ва.

3) Донские казаки сохранили полит. и религиозную самостоят-ость. Отношения с Москвой велись через посольский приказ, следовательно все внутр. проблемы( также строит-во храмов) решались в казачих-городках. Это уник. период(16-17вв.) и породил арх-ую форму православных храмов, которые принципиально отличались от деревянных церквей, которые строились на севере и северо-востоке современной России.Самая древняя постройка – Сретенская церковь(Иркутская область).Храмы в «Донском стиле» возводили в каждой казачьей станице.

21. Третий этап (XIII – первая половина XIX вв.) – «ликвидация донского стиля»

Полная ликвидация «Донского стиля». С начала 18 в. постепенно были утрачены: стилистика, технологи храма из деревянных конструкций. На это повлияли:

1) В XVIIIв. Подонье(область Войска Донского) полностью теряет полит. самостоятельность, следовательно и культурную, экономическую, религиозную. Юго-Вост. славяне входят в состав Воронежской анархии, потом в Московское госуд-во, а далее в Российскую империю.2) Все православные приходы регионы, подчиняющего Святому Московскому престолу, а т.к. Донской стиль был непохож на московскую арх-ру, Москва активно вмешивалась в дела церковного строит-ва юга России, для этого были выделены госуд-нные средства. Петр I лично принял участие в закладке Воскресенского собора в Черкасском городе(1716г).

На этом этапе строились новые образцовые проекты храмов в стиле русского классицизма, они были однотипные, 2 или 3 яруса колоколен с одним куполом и 2-х колонный портик. Строит-во церквей этого типо и завершило этап ликвидации Донского стиля.(Он продолжал существовать в этот период на Кубани и в Ставрополе из-за отсутствия жёсткого контроля со стороны церковного Российского центра.

3) Новый стиль – это соединение позднего русского барокко и классицизма и таких храмов в XVIII – нач. IXX вв. было построено более 100. Практически во всех станицах и хуторах деревянные церкви были заменены каменными постройками. Храмы похожи, с одинаковой планировкой, однотипной 3-х ярусной колокольней с шатровыми завершениями и центральным ярусным куполом.

В конце 19в. появляется новый неовизантийский стиль. Основа – византийская арх-ра.

Пример: Церковь Святой Великомученницы Екатерины в г.Краснодаре 1900-1914г. архитектор – Мальберг.

Самая главная постройка -

22. Четвертый этап (вторая половина XIX – начало XX вв.) – русско-византийский стиль и неовизантийский стиль.

Политические и экономич. условия:

1) Во 2-ой половине 18в. был завершен процесс присоединения к Российской империи новых земель на Юге России.2)В 19 веке улучшение экономич. положения на Юге России, за счет развития сельского хозяйства, производство пшеницы на экспорт, добычи рыбы ценных видов, выращивание винограда.3)Было разрешено вести храмовые строит-ва по усмотрению местного религиозного руководства. В результате на Юге России вновь возвращается Визант. стиль, за счет новых технологий, материалов его можно назвать русско-визант. стиль.

23. Памятники архитектуры в русско-византийском стиле.

Храм Христа Спасителя в Москве(академик арх-ры Тон, восстановлен во времена Лужкова), в этом стиле на Юге России было построено очень много храмов, самый яркий на Юге России в русско-византийском стиле – Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону (1854-1860) – автор Тон.

Состав Храмового комплекса.(Собор Рождества Пресвятой Богородицы).

1)Соборная церковь.2)Церковный двор с 1-2-х этажными постройками.3)Колокольня, высота – 75м, разрушена в 1942 году, восстановлена в 1999.4)Соборная площадь.(прим. Минус, на его взгляд – весь собор. комплекс не увязан с общей планир. стр. города, т.к колокольня не просматривается ни под одной из осей городских магистралей.

Собор Александра Невского (1852 – 1872), братья Черники, разрушен в 1930, сейчас восстановлен. По арх-ым кач-вам напоминает собор Христа Спасителя.

24. Памятники архитектуры в неовизантийском стиле.

В конце XIX — начале XX веков в храмовой архитектуре России был распространён так называемый «псевдовизантийский стиль»(неовизантийский), являющийся повторением зодчества древней Византии. Многие храмы строились в подражание Софийскому собору. Ярким примером псевдовизантийского стиля является Никольский Морской собор в Кронштадте (19021914, арх. В. А. КосяковД. К. Пруссак). У таких храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину — либо в виде апсид, либо в виде барабанов, наполовину утопающих в крыше. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя таким образом единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный вмещать несколько тысяч человек. Известнейшим архитектором, работавшим в псевдовизантийском стиле был В. А. Косяков

25. Общая характеристика архитектуры Кубани дореволюционного периода.

Значительная часть поселений на территории Земли Войска Черноморского и Старой Линии была основана в ходе первого этапа колонизации правобережья Кубани - в 1793-1796 гг. в Черномории возникли два города - Екатеринодар и Тамань и 40 куреней, на Линии - 5 станиц. В результате правительственных мер по переселению на Кубань малороссийских, Екатеринославских, хоперских казаков и русских и украинских крестьян к середине XIX века на Старой и Новой линиях было уже 45 станиц, 127 хуторов, 203 зимовника (данные 1851 г.). В ходе присоединения левобережья Кубани и кавказского берега Чёрного моря число возникавших поселений также стремительно росло. В 1830-1842 гг. на кубанском участке Черноморской береговой линии было возведено 12 укреплений (в числе которых города Анапа и Новороссийск). Ко времени образования Кубанской области в 1860 практически все разрушенные в годы Крымской войны укрепления были восстановлены.

Складывание пространственной среды в разных населённых местах на территории Кубани протекало поэтапно, по различным сценариям, но неизменно отражало все приметы хозяйственного и культурного освоения края. Различия в развитии внешнего облика поселений Черномории, Старой и Новой Линии, стали проявляться лишь в конце 60 - начале 70-х гг. XIX в., когда после окончания Кавказской войны Кубань получила возможность мирного развития, начался массовый приток гражданского населения.

26. Архитектурный облик, инфраструктура, утилитарные сооружения сельской и городской среды обитания.

27.Архитектура Кубани конца XVIII – 60-x гг. XIX вв.

Проявление классицизма

Кубани определялся почти исключительно утилитарными сооружениями: казённым набором построек при укреплениях и жилыми постройками.

Уже в 1794 г. в Тамани было завершено строительство церкви, освещённой Во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Есть сведения, что черноморцы использовали при возведении этого храма фундамент и часть стен какого-то древнего сооружения, возможно – средневековой турецкой мечети, возможно – христианского храма времён Тмутараканского княжества (конец X – конец XII вв.). В 1911 году пришедшая в крайнюю ветхость Покровская церковь была реконструирована по проекту архитектора И.К. Мальгерба, причем облик её был основательно изменён.

Архитектура классицизма на Кубани проявилась в единичных постройках, причём тогда, когда в Петербурге и в Москве наступил закат стиля. Этот екатеринодарский классицизм был упрощённым, большей частью он лишь воспроизводил приёмы в решении фасадов зданий.

Народная архитектура

В степной полосе преобладали турлучные, глинобитные, саманные хаты, в предгорных районах – деревянные дома, которые зачастую обмазывались глиной. Помимо турлучных, повсеместно в Черномории были распространены саманные постройки. Саман – это кирпич-сырец, приготовленный из глины с добавлением резаного камыша (реже – соломы). Высушенные саманы использовались для кладки стен дома.

Основная масса жилищ на Кубани возводилась с глинобитным полом, под четырёхскатной камышовой или соломенной крышей. Зажиточные казаки крыли свои хаты тесом, с середины XIX в. – железом, к концу века – даже черепицей. Окна в хатах были небольшие, по типу бойниц.

Эклектика в архитектуре Кубани

Здания, решённые в приёмах эклектики, стали появляться с начала 70-х гг. XIX в. На тот момент эклектика занимала господствующее положение во всех крупных городах России.

Стилизаторское направление эклектики в архитектуре общественных зданий использовало в решении фасадов не только распространённые элементы архитектуры Ренессанса, барокко, «русского национального» стиля и классицизма, но и романские и готические мотивы. Так, в 1910 году по проекту А.А. Козлова было перестроено здание гостиницы «Центральной» (отел «Централь») на пересечении улиц Красной и Гимназической.

Эпоха модерна

Как и эклектизм, модерн пришёл в архитектуру Кубани в своей поздней форме, когда «романтический» этап в развитии стиля закончился под давлением требований плотной городской застройки. Исключением является лишь первое по времени произведение модерна в Екатеринодаре – здание Общества взаимного кредита, построенное в 1906 году по проекту В.А. Филиппова на Базарной улице.

Наибольшее число построек в этом стиле в городах Кубанской области и Черноморской губернии составляли одноэтажные дома, иногда довольно резко разнящиеся своими архитектурными формами.

Определённую специфику архитектурному облику кубанских городов в эпоху модерна придавало обилие использованных в оформлении экстерьеров построек кованых элементов – парапетов, балконных ограждений и кронштейнов, кованых дверных и оконных решёток. Модерн был распространён исключительно в городах. Сельской архитектуры он практически не коснулся.

«Русский национальный стиль» и неоклассицизм

В архитектуре Кубани «Русский национальный стиль» запечатлелся практически во всём своём внутреннем формальном разнообразии. В основном стилистические приёмы древнерусского зодчества использовались при возведении зданий культа. Первым проявлением «русского стиля» принято считать кирпичную колокольню при деревянном Екатерининском храме в Екатеринодаре, относящуюся к 40-м гг. XIX века и решённую в «старомосковских мотивах.»

В конце XIX – начале XX вв. в Кубанской области и Черноморской губернии возводится значительное число православных храмов, при заметном их разнообразии: от однонефных крестовокупольных до колоссальных, выдержанных в поздних формах «русско-византийского стиля».

Неоклассицизм проявлялся в единичных постройках. Как правило, классицистические формы использовались в декоративном убранстве фасадов, эклектичных или модерновых.

28. Архитектура Кубани 1920-1950гг.

Процесс пространственного развития населенных мест Кубани замедлился с вступлением Российской империи в Первую мировую войну и был полностью прерван событиями октябрьского переворота 1917 года и Гражданской войны. Начало нового этапа в истории кубанской архитектуры приходится на вторую половину 20-х годов XX века. Несмотря на то, что в истории советской архитектуры вторая половина 20-х годов считается периодом нового революционного стиля - конструктивизма, следует признать тот факт, что на Кубани в первых постройках советского времени отчётливо проявился возврат к эклектицизму.

В начале 30-х годов в Сочи, в ходе интенсивного санаторно-курортного строительства, появилось несколько замечательных построек, выдержанных в ярких конструктивистских формах.

Невосполнимый урон большинству городов и сёл Краснодарского края нанесла Великая Отечественная война. В результате бомбёжек были выведены из строя тысячи промышленных предприятий, разрушены сотни километров коммуникаций, тысячи жилых домов, зданий общественного назначения. Восстановительные работы обычно начинались сразу после освобождения городов и сёл, на местном уровне, но масштабные строительные работы в крае начались лишь в 1945 году. В первую очередь восстанавливалось жильё. В послевоенные годы темпы жилищно-гражданского строительства постоянно нарастали. Нужно признать, что в большинстве населённых пунктов контроль соблюдения норм строительства был недостаточным, а возможности самих застройщиков - ограниченными. В результате районы послевоенной застройки обычно имеют случайную, хаотичную пространственную организацию и невысокие архитектурные качества. Здания проектировались в простых формах и уступали постройкам довоенных лет.

29. Архитектура Кубани 1960-1980гг.

В конце 50 - начале 60-х годов прошлого столетия наметился возврат к «функциональной архитектуре», но уже на новом витке развития. Из крупных городов СССР в города, а потом и сельские населённые пункты Краснодарского края постепенно проникала стеклянно-металлическая «стерильная» архитектура. Одной из «первых ласточек» такой архитектуры стал трёхэтажный Дворец культуры моряков в Новороссийске (1958 г.). Ярким проявлением крайних форм «функциональной архитектуры», которые можно назвать неоконструктивизмом, является здание кинотеатра «Автора» на улице Красной в Краснодаре (1967 г., арх. Е.А. Сердюков).

Именно в жилищном строительстве тенденция к типизации и однообразности приобрела наибольший размах. Вплоть до середины 70-х основным типом многоквартирного жилого дома на В течение всего нескольких лет в городах края были возведены десятки сооружений в стилевых принципах «рациональной архитектуры». В качестве примера можно привести здание гостиниц «Кавказ» в Краснодаре и «Бригантина» в Новороссийске.

Одним из наиболее значимых произведений «новой функциональной архитектуры» является здание Краснодарского театра драмы, построенное в 1973 году по проекту арх. Р. Райлова и А. Титова.

30. Место расположения войскового города, его первоначальная застройка и планировка 1793-1870 гг. развитие пространственной среды Екатеринодара в этот период.

  Изначально площадь, занимаемая Екатеринодаром, была несоразмерно большой. Эта обширность территории предопределила, во-первых, «рассредоточенность» жилищ в пространстве города н, как следствие, возникновение крупны:; городских усадеб; во-вторых – значительную долю незастроенных или частично застроенных кварталов даже г, 1810-1820-х годах.
Посередине века Екатеринодар несколько увеличился в территориальном отношении. Судя по плану, составленному в 1848 году, город к этому времени вырос (по сравнению с 1819 года в северном (на один квартал по всей ширине северного оборонительного вала в 1848 году уже не было) и в северо-восточном (на несколько кварталов) направлениях, два новых квартала появилось в южной части, к западу от крепости. Под южным крепостным валом появилась (в 1830-х годах) Солдатская слободка, названная позже поселком Форштат. Всего в 1848 году в городе было 173 квартала (незастроенных кварталов не было) при 480 десятинах общей площади (523,2 га). На этом территориальный рост Екатеринодара в «войсковой» период его истории остановился: с 1848 по 1867 год город не рос вообще и по-видимому, это было связанно с чрезвычайно медленными темпами роста численности населения и некоторым уплотнением застройки.
В Екатеринодаре конца XVIII — 60-х гг. XIX вв. жилища возводились не фасадом на улицу, как это было принято в городах, а внутри плановых мест, вместе с другими дворовыми постройками. Такой тип застройки городских усадеб, в сочетании с обширностью дворов, занятых, в основном, садами, придавал городу неповторимый колорит.


Жилая застройка Екатеринодара описываемого периода велась, преимущественно, турлучными хатами, крытыми камышом или соломой, однако в первые десятилетия жизни города в нем наличествовали и «землянки», и деревянные срубы. «Землянки» представляли собой углубленные в землю глинобитные или саманные дома небольших размеров, не имевшие потолка, чердачного помещения и покрывавшиеся двускатными крышами с небольшим уклоном земляной кровли.
  1   2   3


написать администратору сайта