Главная страница
Навигация по странице:

  • В Москве было две аптеки

  • 61 вопрос. В народной медицине находили широкое применение множество целебных растений


    Скачать 32.14 Kb.
    НазваниеВ народной медицине находили широкое применение множество целебных растений
    Дата03.06.2018
    Размер32.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла61 вопрос.docx
    ТипДокументы
    #45796

    61 вопрос

    В народной медицине находили широкое применение множество целебных растений: полынь, ревень, бодяга, крапива, куколица, подорожник, березовый сок, можжевеловые ягоды, чемерица, проспурняк, листья березы, листья и цветки липы, золототысячник, бузина, чеснок и др.

    Из лекарств животного происхождения на Руси применяли «бобровую струю» и кобылье молоко (степные славяне), «струю каборги» и панты (Восточная Русь), новгородцы использовали сырую печень трески.

    Из минеральных продуктов в лечебную практику вошли различные минералы и камни. Скифские врачи знали лечебные свойства мышьяка и других солей. Опилки из меди назначали внутрь, порошок золота применялся для припудривания при заболеваниях кожи головы. Известны были уксус, селитра, поташ, скипидар, медный купорос.

    На Руси очень распространено было применение драгоценных камней при лечении всевозможных болезней: «алмаз блюдет от ран, обнаруживает отраву, покрываясь потом, яхонт укрепляет сердце и уничтожает перхоть в голове, облегчение родовой деятельности. Изумруд сберегает от проказы, бирюза спасает от насильственной смерти, так как бирюзы никто никогда на убитом человеке не видел. Кто рубин при себе носит – мысли злые отдаляет и промеж людьми приятельство чинит, и всякое счастье размножает, аметист неплодного плодным делает».

    С незапамятных времен на Руси для укрепления здоровья назначали минеральные воды. Целебные свойства «кислой воды» народ знал давно и с успехом применял ее для укрепления здоровья. До настоящего времени сохранилось название этой воды - нарзан, что в переводе означает «богатырь-вода».

    Монастырская медицина, широко практикуя лечение молитвами, использовала и богатый опыт народной медицины: лечение мазями, травами, водами. Уставами монастырских больниц предписывалось иметь лекарственные средства, в том числе различные масла, медь, клюкву, сливы, пластыри, вино.

    62 вопрос

    С принятием христианства, распространением грамотности и письменности создались предпосылки для систематизации и обобщения опыта народной медицины. Были написаны травники и лечебники. Многие из них погибли. Первый литературный памятник как источник изучения древнерусской медицины «Изборник Святослава» 1073 года.

    Источники для изучения истории русской медицины:

    I. Древнерусская медицинская письменность:

    «Вертограды» (сад, цветник) – медицинская энциклопедия (основное содержание – лекарственная ботаника).

    1. Травники – описание приготовления лекарств из трав.

    2. Лечебники – руководства с перечислением болезней и лекарств против них.

    3. Переводы древних классиков – Галена, Аристотеля, Гиппократа, Авиценны.

    4. «Сказание о пропущении вод» – этот вид рукописей был рассчитан на лаборантов, аптекарей, т.е. тех, кто занимались приготовлением дистиллированной воды, от них требовалось знание элементарной химии, достаточное умение обращаться с лабораторной посудой и инвентарем. Само лечение по этим рукописям сводилось к употреблению «пропущенной» воды, получавшейся простым кипячением ее с травами и последующей отгонкой и охлаждением водяного пара.

    63 вопрос

    В X веке на Руси вводится христианство и распространяется просвещение. На Руси в медицине существовало два направления: церковно-монастырское и светское. Принятие христианства сыграло огромную роль в укреплении Древнерусского государства. Просвещение вообще и в том числе медицинские на­уки проникли в Россию из Византии вместе с христиан­ством. Первыми врачами были духовные лица. Принято считать, что первую всенародную больницу учредил в 1091 году Ефрем – епископ Переяславский, будущий киевский митрополит. Из других врачей – духовных лиц были изве­стны Пимен Постник, Дамиан Целитель, Агапит, благо­даря которым Киево-Печерская лавра во времена Ярос­лава Мудрого стала центром медицины на Руси. Позднее, в XIII – XIV веках в Новгороде, Смоленске, Львове появляются гражданские больницы.

    64 вопрос

    Взгляды на причину болезни и ее лечение под влиянием церкви среди народа было распространено мнение о том, что возникновение болезни зависит от сверхъестественных сил, гнева богов, неправильного стояния светил, изменения климата, поэтому, когда в XIV веке в Новгороде вспыхнула эпидемия чумы, чтобы предотвратить «Великий мор», народ в течение 24 часов построил церковь Андрея Стратилата (существует и поныне). Чума в народных сказаниях изображалась женщиной огромного роста с распущенными косами в белой одежде. Холера изображалась старухой со злобным искаженным лицом. Описание симптоматики некоторых болезней известно из заговоров, придуманных народом для избавления от страданий.

    С принятием христианства, рас­пространением грамотности и письменности создались предпо­сылки для систематизации и обобщения опыта народной ме­дицины.

    65 вопрос

    Зачатки врачевания у восточных славян отмечались еще в первобытнообщинный период. В образовавшемся после объединения славянских племен обширном Киевском государстве наряду с культурой продолжала развиваться медицина. Древняя Русь знала несколько форм медицинской помощи: ремесленно-медицинская практика частного характера, медицинское попечительство и больничная помощь.

    В связи с развитием ремесла в Киевской Руси X—XIII веков получила дальнейшее развитие народная медицина. В Киеве и Новгороде были врачеватели, т. е. люди, для которых лечение было профессией. Врачебная профессия носила ремесленный характер, понималась как особый вид ремесла. Врачеванием занимались светские люди — мужчины и женщины, а также духовенство (главным образом монахи в монастырях после принятия христианства). Врачевание считалось почетным занятием: «Врачебное художество и в мирских и в иноках несть отметно». Многочисленные памятники письменности, дошедшие до нашего времени, подтверждают существование в феодальной Руси медицинского ремесла как в массе населения, так и в монастырях.

    Необходимо отвергнуть ложное утверждение некоторых историков медицины (Рихтера) о Древней Руси как стране бескультурья, косности, о господстве в русской медицине того времени мистики, грубого суеверия, а в быту русского народа — вопиющей антисанитарии. Памятники изобразительного искусства и письменности, исследования археологов показывают, что основные санитарно-гигиенические навыки русского народа стояли на значительной для того времени высоте. Наши предки еще на заре их истории имели правильные представления в области санитарии и гигиены— общественной, пищевой и личной. Для времени Киевско-Новгородского государства характерно наличие у восточных славян определенного уровня санитарной культуры.

    отмечали любовь русских к бане. В договор с Византией, отнесенный по летописи к 907 г., было внесено обязательство побежденной Византии предоставлять возможность русским купцам в Константинополе пользоваться баней.

    В феодальной Руси XI—XVI веков носителями медицинских знаний явились народные врачи ремесленники. Свой практический опыт они передавали из поколения в поколение, использовали результаты непосредственной наблюдательности и опыта русского народа, а также различные способы и приемы врачевания многочисленных племен, входящих в состав обширного русского государства. Практика врачей-ремесленников оплачивалась и потому была доступна лишь имущим слоям населения.

    Городские лекари содержали лавки для продажи лекарств. Лекарства в основном были растительного происхождения; с лечебными целями использовались десятки видов растений. Археологические находки показывают, что русская земля изобиловала лекарственными растениями и давала богатый выбор для лечебного применения. Это обстоятельство отмечали западно-европейские писатели. Применялись такие растения, которых не знали в Западной Европе.

    66 вопрос

    Начало государственной организации здравоохранения в Московском государстве положило открытие Аптекарской палаты (1520), переименованной в Аптекарский приказ (1620), который просуществовал в течение всего XVII века. "Аптекарский приказ, как высшее государственное медицинское учреждение, осуществлял руководство всем медицинским и аптечным делом в России и имел широкие функции: ведал мероприятиями по охране страны от эпидемических болезней, приглашением из-за границ врачей и аптекарей, подготовка отечественных медицинских кадров, закупкой медикаментов и оборудования, сбором лекарственных трав, выдачей жалованья. Аптекарский приказ также обеспечивал войско лекарствами, назначал в части медиков, организовывал лечение больных и раненых''.

    Аптекарский приказ был сложным по составу учреждением. В него входили: медицинский персонал — доктора, лекари, цирюльники, лекарские ученики, аптекари, алхимисты, а также ряд других лиц, не связанных с медициной (дьяки, подьячие, переводчики, сторожа и др.). Во второй половине XVI века на русской службе находилось уже "немало врачей из Западной Европы". В XVII веке въезд иностранных врачей в Россию увеличился и в Аптекарском приказе они играли заметную роль. Наряду с врачами-иностранцами работали и русские лекари, труд, которых оплачивался, по сравнению с иностранцами, значительно ниже.

    Врачи, поступавшие на службу в Аптекарский приказ, приносили своего рода присягу. От них требовалось строгое выполнение врачебной клятвы, добросовестное отношение к своим обязанностям. Медицинскую помощь они оказывали, в основном, царской семье, но в отдельных случаях пользовали и служилых, и их семьи. Для этого надо было написать челобитную царю с просьбой о лечении.

    Аптекарский приказ был создан в 1620 г. Он включал в себя постоянный штат, который обеспечивался полностью за счет царской казны. С самого начала Аптекарский приказ включал в себя всего 12 человек:

    Однако в дальнейшем (спустя 60 лет) в Аптекарском приказе служило уже 80 человек:

    1) 6 докторов;

    2) 4 аптекаря;

    3) 3 алхимика;

    4) 10 лекарей-иноземцев;

    5) 21 русский лекарь;

    6) 38 учеников лекарского и костоправного дела;

    7) 12 подьячих, переводчиков, огородников, хозяйственников.

    Можно сделать вывод о том, что Аптекарский приказ – первое государственной учреждение здравоохранения. Теперь необходимо обозначить основные функции Аптекарского приказа:

    1) организация медицинской помощи членам царской семьи;

    2) организация медицинской помощи стрельцам, боярам и другим людям, обращавшимся за ней;

    3) организация обеспечения отечественными и импортными зельями;

    4) строгий контроль земель;

    5) принятие определенных мер профилактики и защиты при эпидемиях;

    6) приглашение зарубежных лекарей и докторов;

    7) подготовка лекарей в лекарской школе при Аптекарском приказе;

    8) надзор за ученичеством в аптекарском приказе;

    9) обеспечение стажировки будущих отечественных лекарей у известных докторов;

    10) организация заготовки лекарств;

    11)проведение судебно-медицинской экспертизы.

    67 вопрос

    В XVIII веке значительное развитие получает медицинская наука. Среди самых известных ученых мира, внесших большой вклад в развитие медицины, стоит имя Данилы Самойловича Самойловича. Он принят лекарским учеником Адмиралтейского госпиталя, что служил с 1716 г. для лечения морских служителей (моряков) и рабочих адмиралтейских мастерских. К этому времени в России значительно улучшилась база медицинской школы в России. Изменились методика и практика, образование отошло от схоластического пути, и все чаще обучали будущих врачей непосредственно у постели больного. Самойлович, как и все лекарские ученики, нес дежурство по госпиталю, перевязывал раны, ставил пиявки, шпанские мушки, разносил лекарства, назначенные госпитальным доктором, преодолевая отвращение и страх к анатомическому театру и изготовлению медицинских препаратов. Посещение лекционов в то время было строго обязательным. Лекции, что чередовались с практическими занятиями, читались на латыни, для иностранцев, не знавших латинского языка - на немецком. Книг и учебников было мало, они были очень дорогими и практически недоступны лекарским ученикам, поэтому студенты прилежно писали все лекции, нередко даже просто под диктовку преподавателей. В 1754 г. талантливый и трудолюбивый организатор, доктор медицины, руководитель медицинской канцелярии организовал медицинскую библиотеку из закупленных за рубежом книг, сдал много собственных книг и журналов. На дом литература не выдавалась, и Д. Самойлович стремился все свое свободное время проводить в библиотеке.

    Даниил Самойлович Самойлович (1744-1805) - крупный специалист по изучению чумы. Впервые доказал заразительность ее через соприкосновение. Им выполнены оригинальные труды, посвященные эпидемиологии, лечению и профилактике этого особо опасного заболевания. Они принесли врачу-ученому европейскую известность. Он избран почетным членом целого ряда академий и научных обществ Франции, Италии и Германии. Лишь Российская академия не оценила по достоинству научный вклад замечательного отечественного ученого. Д.С. Самойлович прославился и как крупный организатор по борьбе с чумными эпидемиями и талантливый военный врач.

    Д. С. Самойлович основатель эпидемиологии в Российской империи. Первым доказал возможность противочумной прививки. Крупнейший ученый, практик, новатор и исследователь уже более 200 лет считается высоким авторитетом как прогрессивный деятель отечественной медицины конца ХVIII – начала ХІХ века.

    В 1784 году участвовал в борьбе с эпидемией чумы в Херсоне Он улучшал устройства карантинов, изолировал больных и ликвидировал эпидемию в городе. Даниил Самойлович сделал клиническое описание чумы, написал известную работу «Описание чумы, которая была в Херсоне в 1784 году». Под его руководством в городе создана первая в России корпорация врачей. Ее устав также подготовлен Самойловичем. Энергичная и плодотворная деятельность губернского врача была высоко оценена правителем Екатеринославского наместничества. После ликвидации эпидемии Д. Самойлович получ

    Впервые в медицинской практике здесь он применил метод сортировки больных. Отважный врач начал внедрять собственный опыт: медперсоналу работать только в пропитанном уксусом халате и обуви, смазанной дегтем. Обратил внимание на одежду, которую снимали, ежедневно напоминая важность применения профилактических мер как для медперсонала, так и для больных

    68 вопрос

    В XVI веке в Московской Руси отмечалось разделение медицинских профессий. Их насчитывалось более десятка: лекари, дохтуры, зелейники, гравники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные мастера, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки. Народные врачи и аптекари-травознатцы практической школы обслуживали медицинской помощью русский народ Практика, передаваемая веками, травники, лечебники были их наукой. Зелейники лечили болезни травами, кореньями и другими снадобьями. Лекари имели лавки в торговых рядах, где продавали собираемые травы, семена, цветы, коренья и привозные лекарственные средства. Собственники подобных лавок изучали качество и целебную силу материалов, которыми они торговали. Владельцы лавок — врачи-ремесленники и травознатцы в подавляющем большинстве были русские.

    В XVII веке в Москве возникли гражданские больницы. В середине XVII века (1650) боярин Федор Михайлович Ртищев частично на собственные средства, частично на пожертвования создал в Москве первую гражданскую больницу на 15 коек. В 1682 г. был издан указ построить в Москве две шпитальни, или богадельни, для призрения убогих. «А для лечь-6ы их во всякой нужде надобно, чтобы у них был приставлен дохтур, аптекарь, да лекарей человека три или четыре с учениками и аптека небольшая»... Одну из этих больниц на Гранатном дворе у Никитских ворот предполагалось использовать как медицинскую школу. «Чтобы в больнице и больных бы лечили, и лекарей бы учили. Сочетание задач — лечение больных и обучение врачей.

    падных русских землях уже в начале XVI века, а возможно, и раньше были врачи, получившие школьное образование. Учились они, вероятно, в Пражском университете (основан в 1347 г.), в Краковском университете (основан в 1364 г.), в Замойской академии (основана в 1593 г. в г. Замостье неподалеку от Львова). При этих учебных заведениях существовали, как известно из их уставов, специальные бурсы для выходцев, из восточных славянских стран, прежде всего литовцев и русинов. Среди них были и обучавшиеся медицине, ставшие врачами, но имена их неизвестны.

    Лекарей было немного и жили они в городах. Имеется много свидетельств о деятельности врачей-ремесленников в Москве, Новгороде, Ннж-нем-Новгороде и др. Оплата за врачевание производилась в зависимости от участия лекаря, осведомленности его и затраты лекарства. Услугами зрачей пользовались в первую очередь состоятельные слои городского населения. Крестьянская беднота, отягощенная феодальными повинностями, не могла оплачивать дорогие услуги врача и прибегала к источникам более примитивной медицинской помощи.

    Богадельни оказывали населению медицинскую помощь и были связующим звеном между населением и монастырскими больницами. Городские богадельни имели своеобразные приемные покои «лавки». Сюда поступали больные для оказания помощи и сюда же доставляли умершего для предания погребению.

    Крупные монастыри содержали больницы Аптекарской палаты, переименованной в XVII веке в Аптекарский приказ. В то время как в странах Западной Европы медицинское дело находилось целиком в ведении монастырей и других религиозных установлений, в Московском государстве XVII века управление всеми медицинскими делами было поручено светскому органу — Аптекарскому приказу. Аптекарский приказ, наряду с другими приказами (Посольский, Большая Казна, Иноземский, Сибирский, Стрелецкий и т. д.) представлял собой часть государственного аппарата Московской Руси и существовал в течение всего XVII века.

    Функции Аптекарского приказа постепенно усложнялись и расширялись. Аптекарский приказ был обязан наблюдать за аптеками, за врачами, за призрением больных и «прилагать старание о всеобщем здравии сограждан, о воспрепятствии распространению прилипчивых болезней».

    Аптекарский приказ ведал царской аптекой, сбором и разведением лекарственных растений, покупкой их в других странах, наблюдал за придворными врачами, обслуживающими царскую семью и приближенных к царю бояр, контролировал врачевание, приглашение иностранных врачей, проверял знания этих врачей при поступлении на русскую службу, назначал врачей в полки, обеспечивал полковые аптеки (Медикаментами и проводил судебномедицинскую экспертизу («отчего смерть приключилась») и вообще врачебную экспертизу.

    Аптекарский приказ осуществлял собирание дикорастущих лекарственных растений в различных частях страны. В его ведении находились сборщики лекарственных растений—помясы. Списки растений, подлежащих сбору, составлялись Аптекарским приказом. Руководили помясами при сборе лекари и лекарские ученики. Лекарственные растения разводились «знатцами» для продажи Аптекарскому приказу, лучшие «знатцы» включались в списки служащих Аптекарского приказа.

    В Москве было две аптеки:

    1) старая, основанная в 1581 г. в Кремле, против Чудова монастыря, и

    2) новая,— с 1673 г., в Новом гостином дворе «а Ильинке, против Посольского двора.

    Новая аптека снабжала войска; из нее же лекарства продавались «всякого чина людям» ио цене, имеющейся в «указной книге». К новой аптеке было приписано несколько аптечных огородов, где разводились и культивировались лекарственные растения.

    69 вопрос

    днако о некоторых русских врачах мы знаем. Один из них Георгий Дрогобыч родился около 1450 г., с 1468 г. учился в Краковском университете на философском факультете, после окончания которого учился в Болонском университете, где в 1476 г. получил степень доктора медицины и философии. В 1488 г. он возвратился в Краков и до своей смерти в 1494 г. был профессором. В 1483 г. Дрогобыч опубликовал в Риме на латинском языке книгу «Judicium prognosticon» (астрономия с уклоном в астрологию), содержащую упоминание о заразных болезнях. Другой врач — Франциск Георгий Скорина, человек выдающихся способностей, не нашел у себя на родине надлежащих условий для их применения и развития. Скорина родился в Полоцке между 1485—1490 г. В 1503 или 1504 г. поступил в Краковский университет. В 1512 г. получил степень доктора медицины в Падуанском университете. Широко известна культурно-просветительная деятельность Скорины как переводчика и издателя: в 1515 г. он перевел псалтырь, в 1517—1519 гг.— библию. Наряду с этим Скорина занимался медицинской практикой. Хотя нам неизвестны работы Скорины медицинского содержания, но возможность их существования вполне вероятна. Врач Петр Васильевич Посников

    Пооников был использован в основном для дипломатических поручений: участвовал в «великом посольстве», в Голландии покупал медикаменты, в Лондоне осматривал тамошние академии, в течение 10 лет представлял русское правительство в Париже, приглашал врачей на службу в Россию. Во время пребывания в Италии Пооников занимался физиологическими опытами («Живых собак мертвить, а мертвых живить — сие дело не гораздо нам нужно»,— писал Посникову дьяк Возницын).

    Врачи-иностранцы появились в Московском государстве, начиная с XV века. Одним из первых прибил врач-иностранец в свите Софии Палеолог в 1473 г. Некоторые историки медицины (например, Рихтер) переоценивали роль врачей-иностранцев, утверждая, что они играли в медицине Московского государства чуть ли не главную роль. Однако мы уже видели, что главную роль играли русские лекари, получившие свои знания в порядке ремесленного ученичества. В середине XVII века при Аптекарском приказе была создана лекарская школа, выпускавшая врачей. Приглашение иностранцев вовсе не означало отсутствия своих мастеров.

    70 вопрос 36. Реформы Петра 1 в области организации мед помощи и подготовки мед кадров.

    Придя к власти, Петр обнаружил, что фактически в Российской империи не было полноценной медицины в том понимание, в котором она была в Европе.

    1701 г. – учреждены вольные аптеки. - Бесконтрольная продажа лекарств приводила к несчастным случаям - отравлениям сильнодействующими и ядовитыми веществами. В 1701 г. вводится новый указ о запрещении зелейным и москательным лавкам торговать лекарствами. Стала появляться печатная фармацевтическая литература - "Домашние аптеки", то есть списки лекарств, которыми можно было пользоваться без назначения врача, с указанием, в каких случаях какое лекарство употреблять.

    1702 г. - приезд в Россию Николая Бидлоо – на которого было возложено руководство первым высшим медицинским учебным заведением.

    1706 г. - открытие первого Генерального сухопутного Московского госпиталя – В этом учреждение помещались больные разной степени тяжести, однако наиболее интересным моментом была лекарская школа, в которой обучались молодые врачи, частично у отечественных, частично у иностранных специалистов. Основным направление в обучение была хирургия, и, по сути, данное заведение стало первым высшим медицинским учреждением в Российской Империи

    1707 г. - открытие первой Госпитальной школы при Генеральном сухопутном Московском госпитале.

    1710 г. - введение звания зубного врача.

    1715 г. - указ о призрении младенцев. Петр позаботился об открытии приютов для подкинутых детей, издав указ, в котором говорилось о запрете под страхом смерти убивать детей и необходимости сдавать в приют.

    1718 г.- открыты сухопутный и адмиралтейский госпитали в С-Пб.

    1716 г. - «инструментальная изба» для изготовления хирургических инструментов.

    1725 г. – открыта Российская академия наук.

    Попытка переписи населения и учет рождаемости и смертности.

    1735 г. - выходит регламент о госпиталях.

    1755 г. - открытие Московского университета.

    1755 г. - созданы приказы общественного призрения.

    1763 г. - введено изучение акушерства.


    написать администратору сайта