(греч. politike — государственные, общественные дела). Соотношение религии и политики — одна из наиболее актуальных и острых тем религиоведения. Политика обусловлена прежде всего экономическими интересами людей. Социальные слои и группы, обладающие богатством и властью, используют силу государства в интересах сохранения и упрочения своего положения. Стремление к власти — одно из сильнейших влечений человека, выходящее за рамки материальных интересов и сопряженное с мощными эмоциональными переживаниями. Политические интересы и настроения способствуют объединению и разделению людей. Государственная власть принуждает граждан к повиновению и опирается на насилие. Она располагает для этого правоохранительной системой, армией, государственным аппаратом и другими мощными инструментами навязывания своей воли и подавления возможного сопротивления. Общее между политикой и религией заключается в том, что обе сферы являются областью регулирования связей и отношений между людьми. Но не менее существенны и различия между ними. Для политики сугубо «мирские», властные интересы и цели имеют самодовлеющее значение, они специфичны в каждой стране и регионе. В отличие от религии, политика пронизана сиюминутными расчетами, используемые в ней стратегия и тактика достигают высот науки и искусства. Политика прагматична в выдвижении исключительно земных краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Долгосрочные цели осуществляются в ней разнообразными изощренными, а нередко и нечистоплотными средствами — такими, например, как вербовка и убеждение союзников, уговор колеблющихся, запугивание и подавление противников, шпионаж, демонстрация силы, дезинформация, утечка информации», манипулирование общественным мнением и т.п. У политического деятеля мотивы властвования довлеют над религиозными мотивами. Логика противоборства диктует жесткие правила поведения, часто заставляет маскировать свои действительные намерения, прибегать к хитрости и другим осуждаемым религиозной моралью приемам и средствам. Религия демонстрирует приоритет «небесного» по отношению к «земному», «сакрального» — к «профанному», духовного — к телесному и материальному. В религии отчетливо доминирует моральное начало, духовенство обычно заботится об авторитете церкви и избегает непосредственного участия в рискованных для ее репутации политических акциях. Однако в истории можно увидеть религиозные процессы, имеющие политическое значение, и политические процессы, происходящие под религиозными лозунгами. Поэтому, прежде всего, нужно учитывать конкретное наполнение политическим содержанием религиозных сюжетов, идей и лозунгов, как и религиозное оформление конкретных политических акций. Соединение религиозных и политических факторов находило и находит выражение в таких феноменах, как религиозные войны (Крестовые походы, джихад и т.п.), религиозный пацифизм (неприятие войны по религиозным мотивам), в других явлениях религиозно-политической жизни. Политика возникает значительно позже религии. В архаическом обществе до появления политики религия во многом обеспечивала регуляцию поведения людей и соблюдение нравственных принципов на основе складывавшихся обычаев, норм вероучения и ритуалов культа. Она сакрализовала авторитет вождя племени (часто он был одновременно и жрецом), придавала ореол святости формирующимся традициям. Жречество способствовало формированию государственных структур и легитимации формирующейся публичной власти, оправдывая и освящая ее обращением к исторической памяти и древнейшим традициям народов. Подданные должны были видеть во власти небесное установление. Многие государственные ритуалы (принятие символов власти, официальные церемонии и парады, похороны властителей и т.п.) до сих пор воспроизводят ритуально-канонические элементы религиозного культа. Религиозные учения зачастую используют политические термины и категории («царство», «царь», «раб», «господин»), которые наполняются сакральным содержанием и служат для освящения либо дискредитации земной политики, власти и т.п. («Нет власти не от Бога», «Царь — помазанник Божий»; «Князь мира сего — Сатана».) В некоторых религиозных системах существуют представления о сосуществовании двух уровней политической жизни («двух Градов») — небесной и земной (христианство), в других политическая жизнь не отделяется от религиозной (ислам). Ряд церквей и религиозных деятелей оценивают политику как небогоугодное, безнравственное дело, другие утверждают, что религия не противостоит политике, а призвана помочь привести праведника к власти, избавить общественную жизнь и властные структуры от правящих грешников и безбожников. |