Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Предмет политологии. Место политологии в системе общественных наук. Предметом

  • 4. Зарождение и развитие политических знаний в Древней Греции и Древнем Риме.

  • Политология - Ответы к Экзамену. 1. Политика как общественное явление. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины


    Скачать 276.2 Kb.
    Название1. Политика как общественное явление. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины
    АнкорПолитология - Ответы к Экзамену.docx
    Дата12.04.2018
    Размер276.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПолитология - Ответы к Экзамену.docx
    ТипДокументы
    #17966
    страница1 из 14
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    ОТВЕТЫ
    к экзамену по политологии


    доцент Красюк В.Ф.
    1. Политика как общественное явление. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины.

    Объектом исследования политологии является политика - явление чрезвычайно сложное, его социальный, гуманистический, культурный, идеологический смысл разнообразный и разноплановый, как и ее отдельные формы. Неизменность структурных характеристик политики сопровождается неповторимостью ее конкретных проявлений в процессе развития человеческой цивилизации. Как способ организации и регулирования общественной жизни, политика не имеет себе равных и, наверное, сохранит свое значение в будущем. По демократизации, гуманизации и индивидуализации общественной жизни основной задачей политики должно стать повышение ее эффективности и ответственности.

    Политология как наука изучает политическую жизнь общества в его различных проявлениях, углубляясь в тайны политики и власти, закономерности деятельности политической элиты, партий, лидеров, социальных слоев и народных масс. Она способствует выработке мировоззренческих и ценностных установок, умению связывать политические знания с общественно-политической практикой. Коренятся в древних временах попытки понять особенности политического развития человеческой цивилизации постоянно развиваются и совершенствуются, обогащая мировую общественно-политическую мысль, синтезируя и систематизируя политические знания.

    2. Предмет политологии. Место политологии в системе общественных наук.

    Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.

    Объекты данной науки определяются конкретными задачами, стоящими перед исследователем политики. Ими являются те области политической жизни, которые непосредственно изучаются, например политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т.д.

    Следует иметь в виду, что политология представляет собой целую совокупность наук, отличающихся друг от друга методами, подходами, способами исследования политической жизни, но объединяемых предметом, которым является или политика в целом, или отдельные ее стороны.

    В структуру политологии как достаточно разветвленной системы знаний о политике входят следующие науки:

    — история политической мысли (история политических учений). Она изучает этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах (в первую очередь о государстве и праве), которые существовали в различные исторические эпохи;

    политическая философия (философия политики). Часть политологии, определяющая принципы исследования и представления о месте политики в системе социальных отношений; она осуществляет формирование категориального, понятийного аппарата политической науки;

    — политическая социология. Наиболее разветвленная отрасль политического знания, занятая изучением конкретных политических явлений и процессов, построенным на сборе, обобщении и анализе эмпирических данных. В наше время служит рациональной базой реальной политики, используется для прогнозирования и принятия политических решений, при постановке задач и выборе тактики достижения политических целей;

    — политическая психология. Она изучает политическое поведение и его мотивацию, особенно в массовых формах;

    — политическая антропология. Ее объект — человек, в той или иной форме занимающийся политической деятельностью. Она исследует предпосылки, условия вхождения людей в эту сферу социальной жизни, ее интересует личностное измерение политических отношений, она стремится установить “следы присутствия” человека в политике.

    Политическая жизнь является объектом изучения многих общественных наук, поскольку в обществе каждое событие и каждый факт имеющих политическую окраску. Касаясь интересов людей, они могут быть соответственно интерпретированы или иметь политические последствия. С этой точки зрения общество в целом является политическим. Как отметил французский политолог Ж. Бюрдо, «реальность нейтральна, политической же есть сознание». Определенная специфика политики, а также и то, что все виды человеческой деятельности, все общественные явления связаны с политикой, обуславливают политический аспект всех общественных наук. Вместе с тем есть науки, основная задача которых - исследование политической жизни. Ведущей среди них политология.
    Политология (греч. politika - государственные и общественные дела и logos - слово, понятие, учение) - наука, объектом которой является политика и ее отношения с личностью и обществом.
    Как относительно самостоятельная отрасль знаний она уходит своими истоками древности, ее развитие тесно связано с развитием философских знаний. Поскольку политика была интегрирована в общественное бытие, философия как универсальная наука сопровождала человека всю жизнь, осуществляя поиск оптимального политического строя. Знание о политике, которые сформировала античная философская мысль, стали основой политической философии последующих эпох, несмотря на различие их эмпирического материала, особенности исторического времени, разнообразие общественно-политических традиций в разных стран и народов.
    Ничуть не модернизируя античную мысль, политическая философия восприняла политику как общественное явление, что и является сущностью, ведущим началом совместной жизни людей, организованной государством. Античные мыслители начали изучение политического языка и политического ораторстра (Платон), исследовали такие политические, социальные, нравственные ценности, как свобода, право, справедливость, добро и др.. В новейшие времена развивались обобщающие, универсальные концепции политики и власти, которые получили политическое, гуманистическое, фундаментально-социологическое и экономическое обоснование.
    Развитие социально-ориентированного философского знания длится две с половиной тысячи лет, однако еще в начале XX ст. статус политической философии, как и политологии, не был окончательно определен. На протяжении XX века понятие политической философии и политологии вполне прижились, а в 50-60-х годах наступил «бум» политико-философских и политологических исследований. В последние десятилетия расширились функции политической философии, сформировались методы, структура философского знания, наметился их разграничение с наукой о политике.
    Политическая философия вместе с другими философскими дисциплинами исследует сущностные принципы политики в различных проявлениях, ее причины и последствия, стремится их выявить, осознать, объяснить. Философия вооружает политологию мировоззрением, общими методами познания и теорией мышления, пониманием содержания и социальной обусловленности политических явлений, исследует общие законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей, изучает общество как целостную систему. Политическая философия и политология черпают материал из одного эмпирического источника, но изучают его разными средствами и на разных уровнях. Философия, в отличие от политической науки, не обращается к практике напрямую. Политические явления и процессы с учетом их места и роли как социального целого изучает политология.
    В познании политической жизни существенная роль принадлежит политической истории (изучение и фиксация политической жизни, особенностей его функционирования и развития в отдельных странах, выяснения причинных связей политических явлений и др.).. Известные французские политологи Ж.-П. Кот и Ж. Мунье называют политическую теорию «кровной дочерью истории и права». Для понимания сущности и функционального назначения политических явлений, институтов важно знать историю мировых политических учений, которая исследует возникновение и развитие теоретических знаний о политике, власти, государство, право, демократию, генезис политических категорий, их влияние на политическую жизнь.
    Особое значение в изучении политической жизни общества приобретает политическая экономия. Некоторые ученые считают, что новая политическая экономия должна стать основой современного направления в исследовании политики. Это вообще спорное суждение не лишено рациональной основы, поскольку без политической экономии нельзя понять природы социальных субъектов, гражданского общества. К тому же развитие различных форм собственности, который ведет к дальнейшей дифференциации социальных и политических интересов в обществе, существенно влияет на характер политической деятельности, формирование научных представлений о ней.
    Социология политики как общественная наука изучает социальные институты, организации как средства деятельности социальных субъектов, а значит, закономерно, что политология использует результаты и методы социологического познания, характеристики различных социальных групп. Относительно вопроса о соотношении политологии и социологии политики существуют разные подходы. Некоторые ученые рассматривают социологию политики как отрасль науки на рубеже социологии и политологии (С. Липсет, Р. Беспотис), считая, что она, в отличие от политологии, исследует влияние общества на государство, общественного порядка на политику. Другие (В. Иванов, В. Пазенок) указывают, что социология политики дает представление о том, как определенные социальные сдвиги отражаются в функционировании политической системы. Другие ученые, в частности Ж. Тощенко, отождествляют политологию и социологию политики как наиболее общие науки о политике.
    В изучении политической жизни общества важная роль принадлежит юридической науке как системе знаний о государстве и праве, об объективных закономерностях их возникновения и развития. Юридическая наука разработала понятийный аппарат, который активно использует политология (государство, демократия, государственная власть, право, законность, политический режим и т.д.).
    Несмотря на то, что науки об обществе освещают различные аспекты политической жизни, демократическое общественное развитие обнаружил потребность в науке, которая критически осмысливала существующие политические системы, режимы, механизмы реализации политической власти, участие социальных общностей в политическом процессе, политические ситуации и т.п.. По тоталитарного режима, когда роль общественных наук сводилась преимущественно к комментированию и оправдания существующих порядков, не было необходимости в развитии политологии. Существенным фактором активизации стал выход миллионов людей на арену политической жизни, рост взаимозависимости и противоречивости современного общества, становления молодых независимых государств. В этих условиях усиливается взаимодействие политических процессов и политических систем разных стран, что позволяет видеть не только их различие, а сходство.
    Совместные усилия специалистов в различных отраслях обществоведения, политических наук, публицистики, профессиональной журналистики и политиков-практиков призваны сформировать современное политическое знание. Как и все другие отрасли современного обществоведения, политология имеет целью выработать знания, которые позволят ориентироваться в окружающем мире и благодаря этому активно осваивать, превращать его, предвидеть и сознательно формировать политическую сущность общества, порядок отношения между людьми на основе общечеловеческих ценностных ориентаций.


    3
    . Функции, парадигмы и методы политологии.

    Социальную роль политологии в общественной жизни и образовании реализуют ее функции:

    —познавательная, которая осуществляется в ходе создания точного образа политики, выявления основных закономерностей, тенденций изменения, формирования представлений о ее основных компонентах;

    — прогностическая. Обладание знанием о политике и тенденциях ее изменения позволяет осуществить более или менее точное предсказание возможных будущих политических событий, влияющее на поведение людей в этой сфере;

    —практическая. Представления о смысле, назначении и возможностях политики влияют на управление, ход реализации поставленных в политике целей;

    — идеологическая. Политология служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов политической деятельности, оказывает воздействие на выработку программ участвующих в политике сил, в значительной степени определяет стратегию и тактику их политического поведения;

    — культурная. Политология обогащает представления людей о средствах достижения политических целей, формирует образы наиболее желаемых состояний, событий, к которым необходимо стремиться, создает представления о ценностях;

    — воспитательная, в ходе реализации которой складываются необходимые в демократическом обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе, что невозможно без знаний о структуре, основных компонентах политической организации общества, основных принципах ее функционирования и изменения, механизма влияния человека на ход политических процессов.

    Образование — это наиболее эффективный и быстродействующий канал передачи знаний, навыков, важнейших приобретений политического опыта. Именно тогда происходит целенаправленная реализация важнейших функций политологии как науки. Становясь учебной дисциплиной, она приобретает возможность донести важнейшие приобретения политической мысли и политической практики до огромного числа людей, сделать их участие в политике осознанным и эффективным.
    Методами называются конкретные способы, средства приобретения знаний о политике. В политологии активно используются традиционные методы теоретического и эмпирического социального

    познания.

    Среди методов теоретического познания, т.е. приемов обобщения полученных в ходе эмпирического исследования данных, создания систем знания, обычно выделяют следующие:

    — диалектику, которая предполагает рассмотрение явлений политической действительности с учетом факта их постоянного качественного изменения, умение видеть взаимосвязи частей и компонентов политической жизни, противоречивость политических процессов;

    — системный метод, в рамках которого политика рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием частей, находящихся в многообразных связях с внешней средой. В качестве фрагментов последней выступают природа, экономика, культура, психика люд ей и т.д.;

    — формализацию, которая дает возможность сравнивать, сопоставлять политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства, использовать математический аппарат, позволяющий выявить многообразие компонентов, связей, тенденций политической жизни.

    Методы эмпирического познания — это средства и способы получения новых знаний о конкретных политических явлениях. К ним относятся:

    описание — наблюдение и фиксация в терминах, принятых в политической науке, наиболее значимых черт, проявлений политической жизни;

    — разнообразные формы анкетирования (беседы, интервью, опросы), которые используются для выявления состояний общественного мнения, создания представлений о позициях и ориентациях участников политического процесса;

    — статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные стороны и состояния объекта. Использование математического аппарата создает возможность машинной обработки больших массивов данных для их обобщения, сравнения, выявления и сопоставления тенденций изменения, а также для их наглядного отображения в виде таблиц, схем, графиков;

    — математические методы сбора и обобщения политической информации. Они открывают возможность моделирования политических процессов — составления схематических образов изучаемых объектов, отражающих их сущностные качества;

    — методы семиотики — науки о знаковых системах, которые весьма продуктивны в изучении политики, так как политика во многих своих проявлениях (процедуры, традиции, церемонии, ритуалы, стиль политических документов) представляет собой именно знаковую, символическую систему, состоит из предметов и действий, имеющих условный смысл;

    методы герменевтики, целью которых служит не столько фиксация объективной стороны существования политических явлений, сколько понимание, выявление того смысла, который они в себе несут для действующих в политике субъектов.

    4. Зарождение и развитие политических знаний в Древней Греции и Древнем Риме.

    Политическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности по сию пору.

    Великий греческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) в своих произведениях (“Государство”, “Политик”, “Законы”) создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждаться в помощи.

    Он сформулировал представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном образе, и его особенностях: власть здесь принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение; “коммунизм” как принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.

    Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия — власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

    Другой великий греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) — здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политика, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.

    Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.

    В созданной им теории “среднего элемента”, под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего класса”.

    Столь же актуальные для современности многие идеи высказал великий римский мыслитель, оратор, политический деятель Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.).

    Вслед за Аристотелем наиболее привлекательной он считал форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества.

    В “Кратком пособии для претендентов на выборные должности” Цицерона немало полезных советов, которые вполне годятся для использования и в современной политической практике.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта