Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет, объект Истории политических учений. История политических учений в системе наук о политике. Предмет ИПУ

  • История политических учений в системе наук о политике.

  • 2. Особенности политической мысли Античности.

  • В истории возникновения и развития древнегреческой политико правовой мысли выделяют три этапа

  • 3. Платон – наследник Сократа. Критика Афинской демократии. Формы правления Платона.

  • 4. Идеальное государство Платона.

  • Идея справедливости у Платона. Аргументы противников Сократа.

  • Учение Аристотеля о государстве. Формы правления Аристотеля.

  • 10. Политико-правовые идеи Цицерона

  • ИПУ. Перечень вопросов


    Скачать 324.01 Kb.
    НазваниеПеречень вопросов
    АнкорИПУ.docx
    Дата18.03.2019
    Размер324.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИПУ.docx
    ТипУтопия
    #26039
    страница1 из 12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



    Перечень вопросов

    1. Предмет, объект Истории политических учений. История политических учений в системе наук о политике.

    2. Особенности политической мысли Античности.

    3. Платон – наследник Сократа. Критика Афинской демократии. Формы правления Платона.

    4. Идеальное государство Платона.

    5. Идея справедливости у Платона. Аргументы противников Сократа.

    6. Учение Аристотеля о государстве. Формы правления Аристотеля.

    7. Идеальная форма правления Полибия.

    8. Эволюция форм правления по Полибию. Способ передачи власти.

    9. Представления о формах правления Цицерона.

    10. Правовые идеи Цицерона.

    11. Особенности политической мысли Средневековья.

    12. Святые отцы церкви и роль религии в политике.

    13. Философия истории св.Августина

    14. Власть духовная и власть светская Фомы Аквината. Происхождение политической власти. 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского.

    15. Идеи государства и закона у Фомы Аквинского.

    16. Монархия Д.Алигьери.

    17. Особенности политической мысли эпохи Возрождения.

    18. «Идеал государя» Н.Макиавелли

    19. Свобода, равенство и формы правления Н.Макиавелли.

    20. Утопия Т.Мора. Государство.

    21. Теория государственного суверенитета Ф.Бодена.

    22. «Суверен», «хозяин» и «гражданин» Ф.Бодена.

    23. «Война всех против всех» и представления о политике Т.Гоббса

    24. Теория государственного суверенитета Т.Гоббса.

    25. Теория общественного договора и понятие государства Т.Гоббса

    26. Человеческая природа Н.Макиавелли, Т.Гоббса и Дж.Локка.

    27. Идея естественного права Т.Гоббса.

    28. Права человека и гражданин Дж.Локка.

    29. Теория разделения властей Дж.Локка.

    30. Идея представительной демократии у Дж.Локка.

    31. Теория общественного договора Дж.Локка.

    32. Основания либеральной теории Дж.Локка.

    33. Представление о политике Б.Спинозы.

    34. Общественный договор и государство Б.Спинозы.

    35. Справедливость и закон у Б.Спинозы.

    36. Особенности политической мысли эпохи Просвещения.

    37. Основания теории федерализма у Ш.Монтескье

    38. Формы правления Ш.Монтескье и идея представительной демократии

    39. Руссо о законодательствующей воле народа: идея прямой демократии.

    40. Теория государственного суверенитета Руссо.

    41. Естественное состояние и представлении об историческом процессе Руссо.

    42. Теория частной собственности Руссо. Равенство и политические сообщества.

    43. «Аристократы духа» Руссо, «богема» Маркса и нигилисты Руссо.

    44. Консерватизм Э.Бёрка. Критика революции.

    45. Консерватизм де Местра. Идея эквилибра.

    46. Классический либерализм и консерватизм.

    47. Либеральная версия понятия свобода Б.Констана.

    48. «Утилитаристический либерализм» Дж.Бентама. Критика теории общественного договора.

    49. Американская демократия А.де Токвиля и ее издержки.

    50. Критика монархии Т.Пейна

    51. Федералилизм и теория разделения властей глазами федералистов. Система сдержек и противовесов.

    52. Частный интерес и фракционность. Либеральная демократия федералистов.

    53. Марксизм источники и предпосылки формирования. Критика марксизма.

    54. Учение о классовой борьбе Маркса. Теория прибавочной стоимости.

    55. Понятие идеального типа М.Вебера. Типы легитимации власти.

    56. Понятие социального действия и его типы по М.Веберу.

    57. «Воля к власти» Ф.Ницше и нигилизм. Причины возникновения в обществе.

    58. Реформизм М.М.Сперанского. Права гражданские и политические. Закон.

    59. «Консервативный» ответ Н.М.Карамзина. Антиреформизм.

    60. Истоки «западничества» в «Философических письмах» П.Я.Чаадаева.

    61. Славянофилы, как идейно-политическое течение в российской политической мысли 19 века.

    62. «Западничество», как идейно-политическое течение в российской политической мысли 19 века.

    63. Анархизм М.Бакунина.

    64. Идея революции в российской политической мысли 19 века.




    1. Предмет, объект Истории политических учений. История политических учений в системе наук о политике.

    Предмет ИПУ –история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических теорий, история теорий права и государства. Эволюция форм познания политики. Предмет составляет исторический генезис оформленных в виде целостных учений представлений о политике, праве и государстве.

    История политических учений в системе наук о политике.Сообразно своему предмету история политических и правовых учений взаимодействует с политологией, изучающей политику и политические системы современности. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, история политических и правовых учений рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства.

    Без знания политологии невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.

    2. Особенности политической мысли Античности.

    Становлению в середине I тысячелетия до н. э. в Греции рабовладельческого строя способствовало благоприятное географическое положение, которое стимулировало развитие полисной формы государственного устройства. Жизнь в полисах была сопряжена с постоянной борьбой между родовой аристократией и свободными гражданами. В результате такой политической борьбы власть в полисах приобретала следующие формы:

    1) аристократия (власть захватывали знатные);

    2) демократия (удача оказывалась на стороне трудовых слоев полиса);

    3) тирания (узурпации власти группой лиц);

    4) олигархия, состоящая из крупных рабовладельцев, роль которых усиливалась по мере роста рабовладения.

    Повсеместно в полисах развертывается борьба за власть, в результате которой к VI-V вв. до н.э. в разных полисах устанавливается и развивается соответствующая форма правления, например демократия в Фивах и Мегарах.

    Эти процессы нашли свое отражение и теоретическое осмысление в политических учениях Древней Греции. Бурный рост науки, техники и знаний о мире привели к размежеванию науки и религии. Политико-правовые доктрины становятся частью философских систем античных мудрецов. Политико-философские учения Античности основывались на практике, на социально-политических реалиях.

    В истории возникновения и развития древнегреческой политико правовой мысли выделяют три этапа:

    Ранний период (IX–VI вв. до н. э.)– связан со временем возникновения древнегреческой государственности (Гомер, Гесиод, Пифагор, Гераклит);

    Второй период (V– первая половина IV в. до н. э.) – время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель);

    Третий период (вторая половина IV–II в. до н. э.) – период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности, подпадание греческих полисов под власть Македонии и Рима.

    Возникнув в условиях деления людей на свободных и рабов, античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась как идеология свободных.

    Свобода –фундаментальная ценность, главная цель усилий и основной предмет забот древнегреческой политической теории и практики.

    Политика и связанные с ней духовные занятия выступают как дело свободы и сфера усилий свободных людей, а труд – как удел рабов. Вся производственно– трудовая сфера, как и сфера семьи, находится, по тогдашним представлениям, в принципе вне сферы свободы, и, следовательно, вне политики как отношений свободы. Отношения господина и раба, главы семьи и остальных ее членов как отношения господства и подчинения трактуются как неполитические отношения. С этим связано и традиционное противопоставление эллинской полисной формы жизни деспотическому правлению у варваров.

    УДемокрита (ок. 460–370 г. до н. э.) встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса.

    В государстве представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению.

    Появление софистов связано с укреплением и расцветом античной демократии. Софисты были платными учителями мудрости, в том числе в вопросах государства и права.

    Различают два поколения софистов:

    1) старшие (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт) – придерживались демократических воззрений.

    2) младшие (Фрасимах, Калликл, Ликофрон) – были как сторонниками демократии, так и приверженцами иных форм правления (аристократия, тирания).
    3. Платон – наследник Сократа. Критика Афинской демократии. Формы правления Платона.

    Свои взгляды на государство и право Платон (427–348 гг. до н. э.) изложил в книгах «Государство» и «Законы».

    Ранние его диалоги называются «сократическими» («Апология Сократа», «Протагор», «Критон» и др.), в них в целом доминируют взгляды, метод и подход Сократа – рационализм; поиски общих понятий; углубленный интерес к моральной проблематике и т.п. Собственное платоновское учение об идеях появляется в более поздних диалогах.

    Формы правления Платона. Платон рассматривает четыре типа «извращенного государственного устройства», Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности:

    1. Тимократия – власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ.

    2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса.

    3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы – тирании.

    4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату.

    Все эти типы государственного устройства являются ступеньками на пути к вырождению государства. В тимократии появляется страсть к обогащению, которая постепенно перерастает в господство олигархов. Олигархия вырождается в демократию. Демократия деградирует в наихудшую форму правления – тиранию. При этом Платон выводит тиранию именно из демократии.

    Три вида правления:(монархия, власть не многих и власть большинства), каждый из которых в зависимости от наличия или отсутствия законности делится на двое: законная монархия – это царская власть, противозаконная – тирания; законная власть немногих – аристократия; незаконная – олигархия; далее демократия с законами и без законов.
    4. Идеальное государство Платона.

    Концепт идеального государства П. изложил в своем труде «Государство». Идеальное государство по Платону – это реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в полисе.

    Полис – совместное поселение, обусловленное общими потребностями. Наилучшее удовлетворение потребностей – разделение труда.

    Идея государства:

    -все общее; женщины равны мужчинам (даже дети общие; их воспитывает государство)

    -четкое деление на классы: правители (золото), стражи (серебро), прочие (медь)

    -отсутствие частной собственности

    -идея справедливости. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своей деятельностью и не вмешивалось в чужие дела.

    -правление лучших (аристократия: 1 чел-это царская власть, несколько чел-это аристократия)

    -всеобщее благо и польза

    5 видов гос.устройства, которые соответствуют 5 видам душевного склада людей:

    Аристократия (власть немногих благородных)->ч.собственность, деление на свободных и рабов->Тимократия (власть немногих доблестных)->войны постоянные и раздоры, скопление все больше частной собственности у богачей-> Олигархия (власть немногих богатых)->у власти только богатые, ненависть неимущих, переворот в государстве->Демократия (власть большинства)->отсутствие должного управления, свобода, равенство-> Тирания (власть одного)->чрезмерное рабство, произвол, беззаконие, насилие.

    Тирания – наихудший вид государственного устройства.


    1. Идея справедливости у Платона. Аргументы противников Сократа.

    Справедливость у Платона состоит в следующем: «Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие — это и есть справедливость».

    Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е. философам) и господствовать;– быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу (т.е. воинам); оба этих начала управляют началом производящим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями).

    Самовольный переход из низшего сословия в сословие стражей или философов недопустим и является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы.



    1. Учение Аристотеля о государстве. Формы правления Аристотеля.

    Государство – это сообщество высшего рода, направленное к величайшему благу.

    Государство возникает из семьи: Мужчина+женщина=семья->семья+семья=селение->селение+селение=государство. Несмотря на то, что государство появилось позже, чем семья, оно находится выше ее, это «человеческое общество».

    Государство создается для того, чтобы в нем жить счастливо. Основными задачами государства А. считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Идеал государства, по Аристотелю- общество, которое опирается на частную собственность на орудия труда, земли и рабов.

    Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояния общества. Добродетели Аристотель разделяет на две группы. Первая - разумные добродетели. Они относятся прежде всего к интеллектуальной и умственной деятельности. Вторая содержит этические добродетели, относящиеся к характеру человека. Добродетели первой группы возникают преимущественно путем обучения, второй - результат прежде всего привычки. Он отвергает чрезмерное обогащение, чрезмерную власть, чрезмерную роскошь и т. д. В то же время он отвергает и идеал чрезмерной бедности, и отречение от материальных благ.

    Формы правления: хорошие и плохие.

    Хорошие (при которых преследуются общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие): монархия, аристократия, полития.

    Плохие (при которых преследуются частные цели правителей): тирания, олигархия, демократия, охлократия.

    Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

    Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

    Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

    Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы.

    Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

    Олигархия — блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

    Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

    Охлократия (от греч. — толпа и— власть, лат. ochlocratia) — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов.
    10. Политико-правовые идеи Цицерона

    В области государства и права размышления Цицерона (10643 до н. э.) находятся под влиянием Платона, Полибия и греческих стоиков. Впервые в истории политической мысли Цицерон дает определение, что такое народ - соединение многих людей, связанных между собой сословием в вопросах права и общностью интересов, но это не любое соединение людей. Государство - это выражение не только общего интереса всех его свободных членов, но также и согласованное правовое общение этих членов (общий правопорядок). Цицерон впервые подошел к мысли о юридизации понятия государства. Основную причину происхождения государства Цицерон видит не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врожденной потребности жить вместе. Причиной образования государства является охрана собственности.

    Много внимания в творчестве Цицерона уделяется восхвалению добродетели истинного государственного деятеля. Государь, не владеющий основами права, не может быть справедливым, впервые заявлено Цицероном.

    Цицерон обращался и к проблеме идеального гражданина. Обязанности идеального гражданина обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин должен трудиться для общего блага.

    Говоря о развитии права и формулируя важный правовой принцип законности, Цицерон пишет: «Под действие закона должны подпадать все». Итог размышлений Цицерона:

    1) общины возникают от природы, следовательно, государство возникает от природы;

    2) власть вручается мудрецам, способным приблизиться к постижению мира, божественного разума;

    3) государство - охрана имущества граждан;

    4) законы должны соответствовать общественному порядку;

    5) частной собственности не бывает от природы, она возникает на основании давнего завладения, победы в войне, закона или соглашения.

    Идеал государственного устройства, по Цицерону, - сенатская республика со смешанной формой правления. Он разделяет три формы правления:

    1) царская власть - монархия;

    2) власть оптиматов - аристократия;

    3) власть народа - демократия.

    Заслуга Цицерона в том, что он первый в римском государстве провел разделение между естественным правом (правом народов) и правом римских граждан. Естественное право распространяется как на людей, так и на животных. К нему он относил семью, брак, воспитание детей. Согласно естественному праву все рождаются свободными. Право граждан (цивильное) регулирует отношения между свободными римлянами.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта