Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет 17. Особенности политической мысли эпохи Возрождения

  • Билет 18.«Идеал государя» Н.Макиавелли

  • 19. Свобода, равенство и формы правления Н.Макиавелли

  • 20. Утопия Т.Мора. Государство

  • Билет 21. Теория государственного суверенитета Бодена.

  • ИПУ. Перечень вопросов


    Скачать 324.01 Kb.
    НазваниеПеречень вопросов
    АнкорИПУ.docx
    Дата18.03.2019
    Размер324.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИПУ.docx
    ТипУтопия
    #26039
    страница3 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Билет 16. Монархия Д.Алигьери

    По Д. Алигьери, светская монархия или империя есть единственная власть, стоящая над всеми властями во времени. Посредством следующих аргументов автор отвечает на вопрос: необходима ли для благосостояния мира светская монархия? Первый из этих аргументов заимствуется из текста Аристотеля в его «Политике». Аристотель утверждает, что когда множество упорядочивается в единство, необходимо, чтобы нечто одно регулировало или управляло, а прочее регулировалось или управлялось. Целью любого королевства или города является надежность их спокойствия, то должен быть один король, который царствует и правит, иначе жители этого королевства не только не достигают цели, но и сами катятся к гибели. Если весь человеческий род упорядочивается во что-то единое, то, следовательно, должно быть что-то одно упорядочивающее или правящее, и это одно должно называться монархом или императором. Так становится очевидным, что для благоденствия мира по необходимости должна существовать монархия или империя. Человеческий род хорош и превосходен, когда он уподобляется Богу. Он наиболее уподобляется Богу, когда наиболее един. Но род человеческий еще наиболее един тогда, когда весь он объединяется в одном, т.е. когда он всецело подчинен единому правителю. Справедливость представляется прямой линией, которая не терпит никакой кривизны. А поскольку среди человеческих благ самое важное — жить в мире, а это создает в наибольшей степени справедливость. Монарху изначально присуща забота о всех. Поэтому справедливость имеет высшую силу лишь при монархе, следовательно, для наилучшего устройства мира требуется монархия или империя.

    Билет 17. Особенности политической мысли эпохи Возрождения

    Поворотным пунктом в развитии политической мысли стала эпоха Возрождения. Период с 40-х годов XIV века по первое десятилетие XVI иска характеризовался решительным отходом от церковно-теологической традиции средних веков. Эпоха Возрождения явила миру невиданные достижение во всех областях культуры, стала величайшим прогрессивным переворотом.

    Эпоха Возрождения вызволила человека из пут средневековой схоластики и возвратила его к самому себе, предоставила ему возможность свою собственную жизнь объяснять, не из религиозных догм, а из самой жизни.

    Особенно интенсивно в это время развивались итальянские города-государства. Это закономерно обусловило то, что наиболее крупные политические мыслители в это время проявили себя именно здесь. Они рассматривали политическую жизнь с земных, практических позиций. Основное внимание мыслители этого времени уделили проблеме человека, его свободе. Например, Леонардо Бруни (1370—1441) сделал вывод о том, что свобода воли возможна только при республиканской форме правления. Идеалы республиканской формы организации общественной жизни отстаивали и другие мыслители.

    Основателем новой науки о политике стал итальянский общественный деятель и мыслитель Николло Макиавелли (1469—1527). В систематическом виде свои политические идеи он изложил в работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тима Ливия», «История Флоренции».

    Н. Макиавелли отказался от средневековой практики рассмотрения политической власти как некоего божественного института, дарованного богом. Он рассматривал политическую жизнь с чисто земных позиций, показал, что она не подчиняется действию религиозных догм. По его мнению, политическая власть развивается по своим собственным закономерностям, которые не совпадают и даже противоположны закономерностям, которые действуют в других сферах жизни общества. В частности, он показал то, что полезно, является «добром» для власти, может быть совсем не таким с точки зрения морали и т. д.

    Макиавелли прекрасно понимал суть политики, ее жесткие, а порой и жестокие законы. Политика часто вынуждена идти на нарушение нравственных норм. В трактате «Государь» Макиавелли обосновал целесообразность политического принципа: «цель оправдывает средства». Сформулировав это положение, он дал возможность вольного толкования соотношения целей и средств политического действия. В последующем политика, пренебрегающая законами морали, имеющая целью достижение личной выгоды лицами и группами, обладающими властью, получила название «макиавеллизма».

    Развитие политический мысли в эпоху Возрождения не ограничилось Италией. Оно проявилось и в других странах. Заметным вкладом в сокровищницу политической мысли явились концепция «государственного суверенитета» французского политического мыслителя, социолога, юриста Жана Бодена (1530—1596). Эту концепцию он изложил в трактате «Шесть книг о государстве».

    Ж- Боден полагал, что государство обладает специфическим признаком — суверенитетом. Этот признак отличает государство от всех других социальных организаций. По мнению Бодена, суверенитет, верховная власть — это постоянная, независимая, единая, неделимая, неограниченная власть над гражданами и подданными. Выше этой власти нет никакой другой власти. Эта власть не может быть поделена, ее законы обязательны для исполнения всеми..

    Боден отверг утверждение о том, что власть монарха происходит от бога. Он считал, что народ имеет право на убийство тирана, а не монарха, власть которого основывается на законах. В монархической власти Боден видел единственную силу, которая способна обеспечить мир и правопорядок в обществе.

    Важную роль в освобождении политической мысли от среднвековой схоластики сыграл нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1466—1536). Он был убежденным противником завоевательых войн. Заинтересованность в войне он связывал с интересами «тирании знати», защищал мирные отношения между народами.

    В эпоху Возрождения наряду с политическими идеями, обосновывающими необходимость возникновения и утверждения буржуазного строя, имели место и учения, которые отрицали этот строй. Эпоха Возрождения — это время возникновения утопического социализма, представителями которого явились Т. Мюнцер, Т. Мор, Т. Кампанелла и другие.

    Идеолог народного течения в немецкой Реформации Томас Мюнцер (1490—1525) в своих работах «Обоснованная защитная речь», «Разоблачение ложной веры» и других проповедовал борьбу за общественный порядок без классовых различий и частной собственности. Он выступал за переход государственной власти в руки трудового народа.

    Мыслитель, политический деятель Томас Мор (1477—1525) был лорд-канцлером Англии. В 1516 году он издал труд «Утопия». Она дала название одному из направлений общественно-политической мысли — утопическому социализму.

    В книге «Утопия» Т. Мор описал бедствия народных масс; впервые в истории показал, что причиной этих бедствий является частная собственность, которая, позволяя сосредотачивать имущество в руках немногих, влечет за собой бедность и нищету всего остального населения.

    Политические идеи Т. Мора получили развитие в трудах Томмазо Кампанеллы (1568—1639) — итальянского философа. Свои политические идеи с наибольшей полнотой Т. Кампанелла изложил в романе «Город солнца». В этом произведении он изобразил идеальный общественный строй в государстве Солнца.

    По мнению, Кампанеллы, все люди рано или поздно, но неминуемо, придут к коммунистическим принципам организации общественной жизни соляриев. Это обязательно произойдет, полагал он, ибо человек по своей природе является общественным существом, коллективное начало в нем сильнее индивидуалистического.

    Билет 18.«Идеал государя» Н.Макиавелли

    В своем произведении, вызвавшем массу споров, Макиавелли не идет на поводу у тех, кто предлагал умилительный идеал государя, обладающего лишь превосходными положительными качествами. Он рисует картину качеств реалистических, которыми обладали и обладают реальные правители. И совет каким нужно быть новому государю в реальной жизни он дает аргументированно, ссылаясь на действительные события мировой истории. Новый Государь Никколо Макиавелли это не просто человек, обладающий набором качеств и свойств, не просто идеальный образ. Макиавелли основательно, тщательно, бережно и продуманно выстраивает зримый, живой и притягательный образ Нового Государя. Макиавелли обстоятельно рассматривает такие категории и понятия, как щедрость и бережливость, жестокость и милосердие, любовь и ненависть. Рассматривая щедрость и бережливость, Макиавелли замечает, что те государи, которые стремились быть щедрыми, за короткое время тратили все свои богатства. После истощения казны они были вынуждены поднимать уже существующие и устанавливать новые налоги, что вело к ненависти подданных. Поэтому Макиавелли советует государю не бояться прослыть скупым. Но тут же автор рассматривает некоторые возможные ситуации, когда подобный совет будет не полезен, а вреден. И, как и в течение всего произведения, приводит конкретные исторические факты, иллюстрирующие его утверждения. Ведя речь о таких качествах, как жестокость и милосердие, Макиавелли сразу же пишет, что каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким. Другое дело, что часто, для удержания власти, правителю приходится проявлять жестокость. Если стране грозит беспорядок, то государь просто обязан не допустить этого, даже если придется учинить несколько расправ. Зато по отношению к многочисленным подданным эти казни станут актом милосердия, поскольку беспорядок принес бы горе и страдания именно им. Именно из-за этой части произведения Макиавелли обвинили в призыве к жестокости и в неразборчивости в выборе средств. Но Макиавелли был не пропагандистом жестокости и лицемерия, а исследователем методов и сущности единовластия. К тому же обвинители не замечали в той же главе такие слова автора Однако новый государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив. Применение жестоких мер Макиавелли оправдывал лишь при неизбежных обстоятельствах. При этом, как истинный идеолог буржуазии, Макиавелли объявляет неприкосновенность частной собственности, жилища и семьи граждан. Все остальное зависит от самого государя, которому Макиавелли советует опираться только на то, что зависит то него самого. Советует государю Макиавелли и не быть в политике романтиком. Нужно быть реалистом. Это касается и того, нужно ли правителю держать данное им слово. Надо, но только если это не идет в разрез с интересами его государства.

    Государь должен поступать так, как диктуют ему обстоятельства. Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум льву и лисе. То есть пусть он будет силен, как царь зверей, и в то же время хитер и изворотлив, как лиса. Макиавелли призывает государя к бдительности. Преобладание общих государственных интересов над частными, общеполитических целей над любыми другими определяет характер психологии нового государя.

    Много внимания уделяет Макиавелли отношениями нового государя с народом. Прежде всего, он предупреждает, чтобы правитель не совершал поступков, которые могли бы вызвать ненависть или презрение подданных. Государь может вызвать презрение к себе непостоянством, легкомысленностью, изнеженностью, малодушием. Именно в этой главе Макиавелли ясно формулирует неприкосновенность частной собственности. Государю ни в коем случае не следует нарушать эти священные права, так как это быстрее, чем что-либо, приведет к ненависти к правителю со стороны народа. Правителю, по утверждению автора Государя, может грозить лишь две опасности извне и изнутри. Против опасности извне можно защититься оружием и доблестью. А против заговоров изнутри есть одно важнейшее средство не быть ненавистным народу. Макиавелли четко делит подданных государя на знать и народ.
    19. Свобода, равенство и формы правления Н.Макиавелли

    Итальянский мыслитель Николо Макиавелли (1469 – 1527) родился в хорошей, но не влиятельной семье адвоката. Получил хорошее образование, отличался прекрасными знаниями в области латинской и итальянской классики. Занимался дипломатией, защищал интересы Флорентийской республики. Застал неспокойное время: постоянная смена власти, захваты со стороны других государств, перемены союзников. В 1513 г. был обвинен в заговоре и арестован, но позже освобожден. Макиавелли перебрался в свое поместье и начал писать трактаты. Его труды: «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции».

    Исследователи считают, что работы Макиавелли весьма противоречивы, в частности «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», что объясняется характером эпохи, в которую он жил. Он испытывал любовь к отечеству, страдавшему от междоусобиц, а также испытывал симпатию к республиканскому строю, отдельным демократическим институтам, однако в наиболее известной его работе «Государь», наоборот, не наблюдается гражданско-гуманистических нот.

    При первом знакомстве с этим трактатом может сложиться впечатление, что его цель – описание идеального правителя, но исследователи считают, что основная цель трактата – выявление природы государства. Теологическую аргументацию Макиавелли заменяет историческим опытом. Государства держатся на сильной власти, которая в свою очередь опирается на хорошие законы и хорошее войско.

    Макиавелли считает, что люди заинтересованы не столько в обладании правами и свободами, сколько в обладании возможностью сохранять в неприкосновенности свою собственность, так как немногие захотят работать, заводить семью, зная, что все нажитое они могут потерять, а дети их могут стать рабами. Охрану можно доверить народу, тогда «он печется о ней больше и, не имея возможности сам узурпировать свободу, не позволяет этого и другим». Но можно поручить ее и людям властным: «при вручении охраны свободы людям могущественным и знатным сразу достигаются две важные цели: во-первых, благодаря этому знать удовлетворяет свое честолюбие и, занимая господствующее положение в республике, держа в своих руках дубину власти, имеет все основания чувствовать себя вполне довольной; а во-вторых, этим сильно ослабляется мятежный дух черни, являющийся причиной бесконечных раздоров и беспорядков в республике и способный довести знать до такого отчаяния, которое со временем принесет дурные плоды». Для государства важно быть свободным, независимым от других государств, так как зависимость приводит к деградации. Поэтому Макиавелли уделял большое внимание защите государства, отдавая предпочтение собственной армии, а не наемной, от которой постоянно стоит ждать предательства.

    Равенство граждан и форма правления у Макиавелли взаимосвязаны: форма правления зависит от общества. Стабильную демократию можно создать там, где граждане равны. Также с формой правления связана территория: в больших государствах невозможна демократия. Макиавелли не считал какие-то формы правления хорошими, а какие-то – плохими, так как все они подвержены разрушению. Наилучшей формой правления он считал смешанную форму, состоящую из демократии, аристократии и монархии.
    20. Утопия Т.Мора. Государство

    В XVI в. в умственной жизни европейского общества укрепляется социализм как общественное движение. Среди наиболее видных писателей социалистического направления был Томас Мор (1478 – 1535). Он родился в Лондоне в семье судьи. Мор и обучался в Кембридже на юриспруденции, но не относился к профессии юриста серьезно, а хотел стать монахом. Однако в 1504 г. он избирается в Парламент, в 1505 г. женится, тем самым отходит от церковной службы.

    У Томаса Мора есть несколько трудов, но самый значимый из них – «Утопия» (1516). В ней он изложил свою точку зрения по поводу частной собственности, которую он считал источником неравенства. «Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел». Ч/с питает такие дурные человеческие страсти, как алчность, жадность, стремление увеличить свое богатство, эгоизм и пр. Поэтому Томас Мор был за уничтожение ч/с. Общество– это результат заговора богачей, а государство – их простое орудие. Они используют его для угнетения народа для удовлетворения своих материальных потребностей. Это делается с помощью законов, предписаний власти, которые навязываются народу от имени государства.

    Произведение делится на две части: в первой Мор критикует существующие общественно-политические порядки (политику войн, смертную казнь, королевский деспотизм, разврат духовенства и пр.) во второй – изложение порядка воображаемого государства Утопия.

    Утопия– это воображаемая страна без ч/с. Вся земля – общественная собственность. Каждая семья занимается определенным ремеслом; семейно-ремесленная организация составляет производственную структуру утопийского общества. Все граждане обязаны отбывать трудовую повинность– заниматься с/х. Рабочий день – 6 часов. Утопийцы живут в благополучии, которое достигается благодаря принудительному привлечению к труду и мужчин, и женщин и сокращению потребностей, отказу от роскоши. Однако в Утопии присутствует институт рабства. Рабы носят кандалы и выполняют неприятную для утопийцев работу (забивать скот, вывозить нечистоты и пр.). рабами становились военнопленные, преступники, отбывающие наказание, а также люди, приговоренные к смерти в других гос-вах и выкупленный утопийцами. Рабство не передается по наследству, от него можно высвободиться. Борьба с преступностью – одна из основных задач государства. Государственная организация: Утопия имеет структуру публичной власти и порядок ее формирования. По форме правления Утопия не относится к какой-то одной традиционной форме, скорее всего это «смешанная» форма правления. Также не совсем ясно какой является утопийская государственность: федеративной или унитарной.

    Билет 21. Теория государственного суверенитета Бодена.
    (Конспект в тетради)

    Жан Боден (1530 – 1596)

    Родился в семье ремесленников, получил провинциальное образование и окончил Парижский университет. Работал обер-прокурором и королевским прокурором.

    Главные сочинения:

    -6 книг о республике (государстве) (1576)

    -метод легкого изучения истории (1566)

    Боден прогрессист; отрицал идею о «золотом веке» античности; считал, что изучать следует только действительное; поддерживал тезис о трех видах права: божественном, природном и человеческом. Обладал комплексом советника, считал, что история циклична и что без частной собственности государство развалится.

    Основные идеи.

    Граждане делятся на натуральные (от рождения) и натурализироавнные (получили право быть гражданином страны по какой-то договоренности)

    (Учебник)

    Боден попытался теоретически обосновать, как королевская власть способна защищать и осуществлять общегосударственные интересы. По Бодену «государство – это управление множеством семейств и их имуществом, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». Семья – ячейка государства.

    Разработка проблемы суверенитета – огромный вклад Бодена в развитие политико-теоретического знания. Суверенитет – абсолютная, постоянная и единая власть. То есть власть, которая без ограничений проявляет свое могущество, существует неизменно долгое время и не допускает никаких органов для разделения властей.

    5 отличительных признаков суверенитета:

    1. издание законов для всех подданных и госучреждений;

    2. решение вопросов войны и мира;

    3. назначение должностных лиц;

    4. действие суда последней инстанции в качестве высшего;

    5. помилование.

    Но государственная суверенная власть должна подчиняться естественным и божественным законам, не может вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости и собирать подать без согласия подданных. Так же принцип единства суверенитета государственной власти в теории совмещается с разделением на практике. С точки зрения Бодена носитель суверенной власти временно и на определенных условиях поручает некоторые функции власти должностным лицам, которые ничего не могут делать без поручения суверена.

    Боден: «Суверенитет кроется в совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ». Передача суверенной власти возможна самим народом одному из граждан или собственником.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта