Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет 33 Политические взгляды Б. Спинозы

  • Происхождение государства и права

  • Характеристика государства (определение государства).

  • Формы государства (идеальное государство).

  • Основания теории федерализма у Ш.Монтескье Идея федерализма в изложении Монтескье.

  • Билет № 34. Общественный договор и государство Б.Спинозы (1632-1677). Взято из Нерцесянца, поэтому если списываете, не списывайте слово в слово!

  • Билет № 35. Справедливость и закон у Б.Спинозы.

  • Билет № 36. Особенности политической мысли эпохи Просвещения.

  • ИПУ. Перечень вопросов


    Скачать 324.01 Kb.
    НазваниеПеречень вопросов
    АнкорИПУ.docx
    Дата18.03.2019
    Размер324.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИПУ.docx
    ТипУтопия
    #26039
    страница5 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Билет 32

    Основания либеральной теории Дж.Локка

    Автор социально-политической концепции либерализма и понятия "гражданское общество" Джон Локк рассматривал следующие тезисы. Прежде всего, естественные права личности представляют собой конституционный базис правового порядка. Именно права на жизнь, свободу и собственность делают возможным законодательство в целом. Конституции многих раннебуржуазных государств включали в свой состав как раз предложенную Локком тройственную правовую формулу. Три основополагающие права человека не являются внешними друг по отношению к другу - они находятся во взаимодействии. Право на собственность, например, представляет собой некое результирующее право. Право на жизнь и свободу - это предпосылка появления права на свободное распоряжение собственностью. Человек с рождения наделен неотчуждаемыми правами. Речь идет о таких естественных правах, как право на жизнь, свободу и собственность. А так как эти права не могут быть отчуждены, то власть государства в этом плане ограничивается - оно не всесильно. Более того, основополагающей целью политического сообщества и является возможность каждого человека реализовывать и сохранять свои гражданские интересы. Возникает вопрос: а с помощью каких средств? Ответ на него состоит в следующем: необходимы разделение властей для лучшего обеспечения законности, выбор наилучшей для нации формы правления. Кроме того, народ должен обладать правом на восстание в том случае, если имеется факт злоупотребления властью. Имеются и другие средства. Непременными признаками закона являются долговременность действия и стабильность. Закон становится собственно законом только, если он указывает человеку на то поведение, которое не противоречит интересам конкретного человека и при этом находится в соответствии и с интересами всего общества. Законы провозглашается народом. Тот человек (или группа лиц), находящийся у власти, должен управлять государством только в рамках этих установленных большинством законов. Каждый человек, входящий в состав единого политического организма обязан действовать по решению большинства, которое является окончательным решением.
    Локк сформулировал 2 фундаментальных либеральных принципа: экономической свободы как права на личное пользование и владение собственностью и интеллектуальной волей, включает свободу совести.

    Основой его теории является представление о естественных правах: на жизнь, на личную свободу и на частную собственность, явилась предтечей современных прав человека. Вступая в общество, граждане заключают социальный контракт, по которому они отказываются от своих властных полномочий в пользу правительства, чтоб оно защищало их естественные права.

    Дж. Локк воспринял и обогатил идеи естественного права, общественного контракта, народного суверенитета, неотъемлемых свобод личности, законности сопротивления тирану, а так же интегрировал их в целостное политическое учение - классический либерализм.

    До появления государства люди пребывали в естественном состоянии, где не было "войны всех против всех". Люди свободно распоряжались собою и собственной собственностью. Хотя в естественном состоянии не было органов, которые бы бесстрастно решали споры между людьми, осуществляли надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. С целью надлежащего обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди согласились образовать государство. Государство - совокупность людей, которые объединились в единое целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, уполномоченную устраивать конфликты между ними и наказывать преступников.

    От иных форм объединений людей государство отличается тем, что:

    Воплощает политическую власть, т.е. право создавать законы для регулирования отношений собственности

    Использует силу объединения для выполнения таких законов и защиты государства от внешнего нападения.
    Образуя государство добровольно, люди передают ей только часть своих естественных прав и свобод, оставляя за собою

    1. право на жизнь

    2. владение имуществом

    3. свободу

    4. равенство.

    Локк считал, что лишь народ является полным носителем власти, которой он передает лишь те права, связанные с деятельностью правосудия, осуществлением исполнительных функций управления государством и отношений с другими государствами. Отсюда и разделение государственной власти на законодательную (парламент), исполнительную (правительство) и федеральную (внешние связи). Политическую власть Дж. Локк истолкован как право людей создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а основной целью объединения граждан в общество считал охрану собственности таких граждан. Отсюда и мысль о том, что государство, политическая власть появляются только на определенном этапе развития гражданского общества, когда у людей появляется необходимость в создании государства.
    Билет 33

    Политические взгляды Б. Спинозы

    Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677) (Амстердам; семья купца; занимался с отцом купеческой деятельностью)

    Происхождение государства и права (естественная необходимость; обращение к природе человека, к естественным основам общежития; нет учения о развитии общества — исходит из вечной и неизменной природы человека, которая должна объяснить происхождение и сущность государства).

    Государству предшествует естественное состояние (нестабильный и конфликтный характер; естественное право человека простирается до предела, до которого простирается его мощь; человек имеет столько прав, сколько имеет силы; интересы людей вступают в противоречия, решаемое борьбой за утверждение своих прав).

    Самосохранение человека лучше всего обеспечивается господством разума (разум предписывает человек искать общения с другими людьми, так как он не сможет в одиночку приобрести все, что ему нужно для жизни) (вне общества человек не может быть в безопасности, его естественное право не обеспечено, он подчиняется чужой силе — поэтому люди заключают общественный договор и переходят из естественного состояния в гражданское).

    Государство — организация, служащая интересам все членов общества (люди соединяют силы и естественные права, создают государственную власть, чтобы жить наилучшим образом; договор следует за действительным объединением сил людей).

    Характеристика государства (определение государства).

    Государство наделяется большой властью над гражданами, но его полномочия не безграничны (никто не может отказаться от способности суждения; нельзя заставить человека полюбить того, кого он ненавидит, ненавидеть того, кого он любит).

    Верховная власть не должна посягать на свободу мысли и религиозную свободу (подавление мысли и совести со стороны государства — лицемерие, вероломство, обман).

    Религиозная свобода подлежит ограничениям (не следует терпеть безбожников; религия должна быть обязательной для граждан в определенных пределах).

    Государство наделено правом контролировать религиозные организации и убеждения граждан.

    Формы государства (идеальное государство).

    Лучшая форма государства — та, в которой наиболее обеспечены мир и безопасность, прочность и устойчивость, а также свобода граждан.

    Его симпатии на стороне демократии.

    Цель государства в действительности его свобода (лучше всего достигается в демократическом государстве (больше всего подходит к естественному состоянию), каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее право голоса, а на большую часть общества, членом которого он является).

    Провозглашая целью государства свободу, мир и безопасность, он не приемлет абсолютистского государства (его политический идеал — республика).

    В условиях постоянных угроз не исключает аристократии (власть переносится на достаточно многочисленное собрание, совет, способный более эффективно нести бремя управления (подразумевается торговая, коммерческая аристократия)) (прототип проекта — конституция Венецианской республики).

    Устойчивость аристократической формы (открывает путь к власти большинству богатых; в отличие от монархии не допускает секретных расходов, обременительных для подданных; народ, не участвуя непосредственно в управлении государством, внушает страх власть имущим, сохраняет за собой свободу).

    Понятие права (отличие от закона; виды права).

    Естественное право (сами законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все).

    С образованием государства создается общее для всех право (обеспечивается мощью всех объединившихся людей; общество и государство возникают, когда люди объединяют свои силы).

    Мир не есть продукт творения (природа не создана Богом; природа и есть Бог).

    Строгий детерминизм (в природе все совершается необходимо, все строго детерминировано, имеется неразрывная цепь причин и следствий, нет ничего случайного; действия человека также подчинены строгой необходимости, все в его деятельности совершается в силу определенных причин).

    Свобода мыслима только в пределах необходимости (человек свободен, когда руководствуется только разумом, когда его действия определяются причинами, которые могут быть поняты из его природы; человек — часть природы, его и его действия нужно рассматривать как если бы речь шла о линиях, телах, плоскостях (геометрический метод)).

    Способствовал освобождению политической мысли от влияния церкви (один из создателей светской теории государства).

    Симпатии к демократии.

    Соотношение прав человека и государственной власти (сознавал необходимость компромисса; не нашел путей его достижения; склонялся к уступкам воле суверена).

    Законы природы он характеризовал как "решения Бога, открытые естественным светом". Hа таком понимании законов природы строится и трактовка Спинозой естественного права, поскольку человек - это частичка природы и на него, как и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и необходимости.

    Основания теории федерализма у Ш.Монтескье

    Идея федерализма в изложении Монтескье.

    1. Настоящая демократия может существовать только в небольших республиках, где все граждане знают друг друга и могут лично принимать участие в решении общественных вопросов. Но такие республики очень малы и слабы, а потому быстро погибают, становясь жертвами крупных государств.

    2. По-настоящему сильны только большие империи, но в них не может быть демократии, потому что они слишком велики и должны заботиться о том, чтобы укрощать свои окраины. Идея федерализма в том, чтобы объединить эти формы, усвоив всё лучшее и отбросив худшее.

    3. Пусть малые республики объединятся в единое государство, но только с целью дипломатии, обороны и общности хозяйственной жизни, а во всём остальном сохранят многое из своей самостоятельности. Подобное объединение полусамостоятельных субъектов и называется федерацией. В таком свете субъекты, конечно же, являются территориальными общностями людей. Тем самым ячейками административно-территориального деления в федерации оказываются реальные части территориальной структуры общества, или районы в современном их понимании. 

    Билет № 34. Общественный договор и государство Б.Спинозы (1632-1677).

    Взято из Нерцесянца, поэтому если списываете, не списывайте слово в слово!

    Родился в Амстердаме в семье купца. Учился на раввина, но был отлучен от еврейской общины за вольнодумство. Его политико-правовые взгляды изложены в « Богословско-политическом трактате»(1670), « Этике, доказанной геометрическим методом»(1675), « Политическом трактате»(1677).

    Заключая между собой общий (общественный) договор, люди переходят из естественного состояния в гражданское состояние, чтобы сохранить свою жизнь. Так как в естественном состояние все люди равны и все по одному и тому же основанию имеют право на все по своему произволу и желанию. То есть понимание естественного состояние Спинозы близко к естественному состоянию Гоббса, где идет « война всех против всех, и где « человек человеку – волк». Поэтому в естественном состояние, где отсутствует общее для всех право, самосохранение людей, и достижение ими своих желаний не могут быть обеспечены. И люди, чтобы обеспечить безопасное существование, приходят к заключению общего договора, переходя из естественного в гражданское состояние, к обществу, то есть к государству. Заключение договора для создания государства и жизни по законам разума – это единственный способ создания общества без всякого противоречия с естественным правом, и этот договор может быть соблюдаем всегда с верностью, так как каждый переносит на общество часть своего естественного права, своей мощи, какую он имеет. И высшее господство будет иметь высшее естественное право на все, каждый будет обязан повиноваться добровольно или под страхом наказания. Но при этом естественное право каждого в гражданском состояние не прекращается, так как и в естественном, и в гражданском состояние человек действует по законам свое природы, исходя из собственной пользы, побуждается страхом или надеждой.

    В учение Спинозы государство и есть общество. Спиноза считал, что все виды государств и средства управления необходимы для согласной жизни людей и сдерживания их в определенных границах. Причины и естественная основа государства следует искать не в указаниях разума, а выводится из общей природы или строя людей, так как все люди находятся в общении и взаимосвязи друг с другом. Отличительный признак гражданского государства – наличие верховной власти, совокупное тело которой и есть, государство. Верховная власть, верховное право – суверенитет государства. Цель государства – освободить каждого от страха, обеспечить его безопасность и возможность наилучшим образом удерживать свое естественное право на существование и деятельность без вреда себе и другим. Спиноза: « Цель государства в действительности есть свобода». Поэтому при нарушении государственными властями условий договора, Спиноза признает естественное право народа на восстание.

    Спиноза выделял три формы государственного управления в зависимости от степени обеспечения мира и безопасности жизни людей: монархия (худшая по Спинозе), аристократия, демократия Спиноза считал, что один человек не может обладать высшим правом, поэтому монарх вверяет общее благополучие своим приближенным, поэтому монархия на самом деле является скрытой аристократией. При аристократической форме правления власть находится у определенного числа выборных советом лиц. В демократии правители определяются самим законом. Правящие в демократии не выбираются, признаются таковыми и призываются к управлению основным законом, установленным народом. Демократия предпочтительнее Спинозе, так как эта форма правления наиболее приближена к свободе, потому что при демократии каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее право голоса, а на большую часть всего общества, единицу которого он составляет.

    Билет № 35. Справедливость и закон у Б.Спинозы.

    Подобно Гоббсу Спиноза рассматривал справедливость как категорию, органически связанную с существованием и деятельностью государства, Спиноза считал, что верховная власть является тем общим духом государства, которым все должны руководствоваться, поэтому только государство имеет право решать, что есть добро и что зло, что справедливо и что несправедливо. Поэтому в ведение верховной власти находится издание законов и осуществление правосудия. Поэтому справедливость может быть лишь в гражданском состояние, только при государстве.

    Суждения Спинозы о законе основываются на свойственном рационализму представлении о свободе как подчинении равному для всех разумному закону. Необходимость государства и законов обусловлена естественной причиной - противоречием между страстями и разумом людей. Человек только тогда свободен и могуществен, когда руководствуется разумом. "Если бы люди от природы так были созданы, что они ничего не желали бы, кроме того, на что им указывает истинный разум, - писал Спиноза, - то общество, конечно, не нуждалось бы ни в каких законах". Однако человеческая природа устроена иначе. Каждый человек стремится к своей пользе, к выгоде. "Но большинство руководствуется своим мнением, увлечением, а не разумом, движимо прихотями, не считается с будущим. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а, следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей". Законы, обеспеченные поощрением или наказанием, необходимы для того, чтобы подчинить разуму страсти, чтобы "сдержать толпу, точно лошадь уздой, насколько это возможно". У гражданина есть последоговорное право – свобода каждого сохранять себя в своем состояние, определяемую указами верховной власти и защищаемую только ее авторитетом.

    Билет № 36. Особенности политической мысли эпохи Просвещения.

    XVIII век – эпоха Просвещения, это эпоха перехода от феодализма к капитализму. Это общекультурное движение в Западной Европе, борьба молодой буржуазии и народных масс против феодального строя и его идеологии. Так же во многом одной из важных предпосылкой этого преобразования является идеи эпохи Ренессанса. Именно в XVII веке западноевропейская культура входит в Новое время. Когда происходит секуляризация сознания, то есть люди отходят от божественных постулат и сами начинают искать ответы на вопросы, изучая и пытаясь объяснить явления окружающего мира. И для познания мира формируется новый метод получения истины – рационализм, основателем которого является французский математик Рене Декарт. На основе этого метода Декарт пытался доказать существование Бога, что было новым, то есть философия отходит от теологии и наука от схоластики. И благодаря этому, в XVIII веке происходят важные открытия в области естествознания и правоведения. Теперь в центре мира не Бог, а человек и его разум. То есть формируется новая картина мира, где человеческий разум может овладеть миром и установить общие правила для жизни человека в обществе.

    Идеи Просвещения зародились в Англии ещё в конце XVII века, в работах английских философов Томаса Гоббса и Джона Локка.

    Классические представители эпохи Просвещение – Монтескье, Жан-Жак Руссо, Вольтер, Дени Дидро.

    Основные идеи эпохи Просвещения:

    - Деятели Просвещения мечтали утвердить на Земле « царство разума».

    1. - Гуманизм как высшая норма социальной жизни.

    - Антропоцентризм, во главе мира Человек, и его возможности безграничны.

    - Ликвидация реакционных феодально-аристократических устоев, нравов и традиций.

    - Установление свободы для всех, экономической и политической.

    - Для освобождения масс необходимо распространение знаний.

    XVIII век имеет огромное значение для развития человечества и особенно политической мысли. Идеи просветителей зародили либерализм и вдохновили людей на Французскую революцию 1789 года, которая в свою очередь изменила устои того времени, и появился консерватизм как реакция на революцию и идеологию Просвещения. Многие идеи просветителей XVIII века применяются в современных государствах – естественные законы Локка, суверенитет народа Руссо и разделение властей Монтескьё.

    Билет №37. 1) Формы правления Ш.Монтескье и 2) идея представительной демократии

    Для классификации форм правления Монтескье  использовал два понятия: природа  правления и принцип правления.

          А) По  природе правления Монтескье  делит государства на республики, монархии и деспотии.

    При этом республики и монархии являются умеренными формами  правления. Их природа представляет собой политические отношения между  правителями и управляемыми, регулируемые положительными законами государств. Монтескье особо подчеркивает, что  в монархиях, хотя в них и правит одно лицо, как и в деспотиях, государь управляет на основании установленных, неизменных законов. 

          В деспотических государствах, согласно Монтескье, управляет один человек  на основании своей воли и прихоти. В этом государстве нет основных законов, а само правление противоречит разумной и свободолюбивой природе  людей. Природа деспотии — не политические отношения между государем и  подданными, а отношения господина  и рабов. Это правление— результат  проявления страстей, а не разума при  учреждении государства, последствие  заблуждений и малой просвещенности у законодателей.

            Б) По принципу правления Монтескье  классифицирует государства на  демократии, аристократии, монархии  и деспотии.  

          Природа и принцип правления находятся  в связи друг с другом и взаимно  дополняют друг друга. Принцип правления  — та сила, которая обеспечивает целостность и стабильность природы  правления. 

          Принцип каждой формы правления создает  в государстве состояние равновесия в отношениях между правителями  и управляемыми. В учении Монтескье  взаимосвязь понятий природы  и принципа выражается законом соответствия природы правления ее принципу.

          Демократия  —  умеренная форма правления. В демократии верховная власть принадлежит  всему народу. Природа демократии — это политико-правовые отношения, где «народ в некоторых отношениях является государем, а в некоторых отношениях — подданным».

          Из  природы демократии Монтескье выводит  ее политико-юридическую структуру. Основным учреждением демократии является народное собрание, где народ путем  голосования своей волей создает  законы и принимает решения по основным вопросам управления государством. Здесь же народ выбирает должностных  лиц в сенат или совет, которые  в перерывах между собраниями ведают делами государства и готовят  вопросы, проекты решений для  народных собраний.

    Для демократической республики такой идеей выступает честь и добродетель, для аристократической — умеренность, для монархии — честь, а для деспотии — страх.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта