Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Политическая мысль в Западной Европе в эпоху Возрождения и в Новое Время.

  • 7. Развитие политической мысли Западной Европы в Х1Х в.

  • 9. Марксистская концепция государства и права.

  • 10. Политические доктрины современности.

  • 11. Развитие политических идей в России.

  • Политология - Ответы к Экзамену. 1. Политика как общественное явление. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины


    Скачать 276.2 Kb.
    Название1. Политика как общественное явление. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины
    АнкорПолитология - Ответы к Экзамену.docx
    Дата12.04.2018
    Размер276.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПолитология - Ответы к Экзамену.docx
    ТипДокументы
    #17966
    страница2 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    5. Религиозная и политическая мысль в Средневековье.

    Абсолютное господство религии в средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики оценивались с позиций христианского учения. Политические проблемы рассматривались как часть проблем теологических, сколок с них.

    Именно так их трактовал крупнейший католический теолог Августин Аврелий (353—430), по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если же оно от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Он обосновывает принцип безусловного примата церковной власти над светской, который будет впоследствии рождать острейшие политические и теоретические коллизии.

    Идею божественного происхождения государственной власти развивает и Фома Аквинский (1225—1274). Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Этого люди могут избежать в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку. Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не следовать ее требованиям.

    Отход от чисто теологической интерпретации политики происходит в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469— 1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.

    По мнению Н. Макиавелли, политика — отражение природы человека, а она отнюдь не благая.

    Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям — их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил:

    климата, места, полезных ископаемых. Политика для него — удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.
    6. Политическая мысль в Западной Европе в эпоху Возрождения и в Новое Время.

    Новое время в Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.

    Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных.

    Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

    Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов — правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответ

    ствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.

    В середине XIX в. Карл Маркс (1818—1883) создает теорию, оказавшую мощное влияние на политическую практику XX в.

    Основные компоненты политической теории марксизма:

    принцип экономической детерминации политической жизни:

    способ производства материальных благ обусловливает социальную, политическую, духовную жизнь в обществе;

    — идея классовой борьбы как движущей силы исторического и политического прогресса и представление государства в качестве орудия господства одного класса над другим, подчеркивание паразитизма государственной власти эксплуататоров;

    рабочий класс — носитель всеобщего политического интереса, в капиталистическом обществе наиболее эксплуатируемый. Во главе других трудящихся классов он и совершает социалистическую революцию, в ходе которой уничтожается эксплуататорское государство и открывается путь к строительству бесклассового общества изобилия и свободы — коммунизма;

    — диктатура пролетариата — период не ограниченного законом господства рабочего класса, в ходе которого создаются предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства.
    7. Развитие политической мысли Западной Европы в Х1Х в.

    Современный облик политической науки с такими ее чертами, как интерес к изучению мотивов и последствий политической деятельности, использование методов конкретной социологии, стремление не строить проекты политического переустройства, но анализировать конкретные политические события и процессы, складывался под влиянием работ ряда социологов и философов.

    Итальянский социолог и политолог Вильфредо Парето (1848— 1923), следуя за И. Макиавелли, видел два реальных средства управления людьми: силу и хитрость, поэтому эффективно действующие политики делятся им на “львов” и “лис”. Невысоко оценивая смысл и результаты участия масс в политике, он считал демократию крайне несовершенной формой организации политических отношений, так как в ее рамках неразумная масса получает доступ к принятию политических решений. Реальная власть в обществе принадлежит и должна принадлежать элите — узкому кругу лиц, знаниями, способностями, профессиональными успехами доказавшими свою избранность.

    Немецкий историк, философ и социолог Макс Вебер (1864—1920) предложил разделить все типы власти на аффективный, или эмоциональный, целостно-рациональный, или религиозный, и определяемый заинтересованностью. Его по праву считают основателем современной теории бюрократии, которую он рассматривал в качестве рационализированной, обезличенной системы управления, осуществляемой как следование правилам и предписаниям. В научном описании он стремится проводить четкое различие между фактами, которые можно достоверно установить и эмпирически проверить, и ценностями, не подлежащими какой-либо эмпирической фиксации и выражающими внутренний мир субъекта, специфику его отношения к окружающему миру.

    Мощное воздействие на методы современной политологии и весь спектр ее проблем оказали идеи австрийского психиатра и психологаЗигмунда Фрейда (1856—1939) и его последователей. В их трудах было обращено внимание на принципиально новый объект интереса теоретиков политики — роль бессознательного в детерминации политических процессов. В свете этих идей политическое поведение рассматривается в качестве результата неосознаваемых влечений, формирующихся в подсознании человека под воздействием детских впечатлений, воспитания. Политика все чаще оценивается как некий вид патопсихологии, сфера, влекущая людей с неосознаваемыми психическими деструкциями.
    8. Политические идеи немецкой классической философии. Представление о правовом государстве и гражданском обществе.

    9. Марксистская концепция государства и права.

    Согласно этой концепции, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако, с уничтожением классов отмирает и государство. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

    Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идет феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) — это, согласно марксистским представлениям, определённое повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя.

    10. Политические доктрины современности.

    Для того чтобы играть значимую роль в современном мире, необходимо позиционировать себя самостоятельной державой. В первую очередь, необходима идеологическая самоидентификация. Политическая, экономическая система сами собой выстроятся вокруг идеологического стержня после того, как мы поймем какова наша идеология. Идеологическим ядром западной цивилизации является либерализм, а каково идеологическое ядро русской цивилизации?

    Политические доктрины

    Несмотря на многообразие политических доктрин, все современные политические доктрины можно разделить на:

    • политическая доктрина социализма;

    • политическая доктрина либерализма;

    • политическая доктрина марксизма;

    • политическая доктрина фашизма;

    Мы перечисляем доктрины в порядки их возникновения, тоне четкого оформления (как мировоззрения они существовали всегда), например, политическая доктрина либерализма -политическая доктрина Нового времени

    Христианская доктрина  не является  политической, но как мы увидим далее, христианская политическая доктрина примыкает или к социализму или к фашизму по своей сути, и лишь как форму христианскую политическую доктрину использует либерализм

    Итак, социально политические доктрины, это, прежде всего, социализм, либерализм, марксизм, фашизма. Все остальные доктрины являются их разновидностями, хотя часто и очень популярными, например, политическая доктрина Макиавелли

    Неким особняком стоит политическая доктрина Конфуция, однако как мы увидим далее, эта доктрина теснейшим образом переплетается с коммунистической политической доктриной. Можно сказать, коммунистический Китай обрел себя

    Политические доктрины современности приобретают новые имена, но в основе всех политических доктрин лежат основополагающие мировоззренческих принципы, а их как мы знаем всего четыре, поэтому закончим этот краткий обзор политических доктрин тем же чем и начали, существует всего четы типа политических доктрин:

    • политическая доктрина социализма

    • политическая доктрина либерализма;

    • политическая доктрина марксизма;

    • политическая доктрина фашизма;


    11. Развитие политических идей в России.

    Распад и кризис феодально-крепостнической системы в России обусловили значительный подъем и оживление социально-политической и правовой мысли. Шаг в развитии освободительного движения и социально-политической мысли сделали дворянские революционеры - декабристы. В 1825 г. Россия впервые увидела революционное движение против царизма. Движение декабристов - антифеодальное, но имел черты дворянской ограниченности, все же отражал недовольство народа, который выступал против феодальных порядков. Декабристы ставили целью уничтожить самодержавие, ликвидировать бесправие, крепостничество, установить демократические свободы. Дворянская ограниченность декабристов оказалась в боязни народной революции, нерешительной тактике в ходе восстания. Декабристы значительно далеки от народа. Проекты будущего устройства российского государства изложены в «Русской правде» Павлом Пестелем в «проекте Конституции», написанной Никитой Муравьевым и других документах тайного «Общества соединенных славян». Многие декабристы (Павел Пестель, Кирилл Рылеев и др.) обосновывали необходимость установления в России республики. Среди декабристов есть и сторонники конституционной монархии (Никита Тургенев, Григорий Батеньков и др.), что нашло отражение в конституции. Проекты и идеи декабристов поражали буржуазную направленность их движения, основную цель видели в поиске истины, в образовании ума и очистки его от предрассудков, в форы мировании у человека любви к родине и гуманизма. Декабристы же выступали и против идеологии крепостничества, религии, мистицизма и идеализма. 

    В ЗО-40-е годы XIX в. в общественно-политической жизни России нас * топает период просветительства. Разгром декабристов не давал возможности открыто призывать к борьбе за свободу. Передовые идеи декабризма набирают форму социальных утопий, разнообразных поисков освобождения. В 50-60-х годах XIX в. идейная позиция революционных демократов Виссариона Белинского, Александра Герцена! Николая Огарева и др. отличалась революционностью и демократизма-1 мом. Самую значительную роль в развитии политической мысли сыграл Олетс-И I Герцен (1812-1870 pp.) Известно, что Герцен прошел состав-И ный путь эволюции политических взглядов, пережил в конце 40-х годов! своеобразную «духовную драму», связанную с переходом с позиций либералов лизму на позицию революционных демократов. Выход из такой ситуаций Александр Герцен нашел в осмыслении идеи русского социализма.] Александр Герцен считал, что социализм обеспечит найправильниии шу и умнее организации экономической жизни, связывал утверждение социализма с уничтожением частной собственности. Формой перехода! российского общества к социализму Александр Герцен считал сельскую общину - зародыш будущего социалистического строя, видишь и слабые стороны сельской общины: ограничивала свободу личности, но водители ночас создавала условия для коллективного труда. Для развития общины в ячейку социалистического общества необходимое влияние на нее передовой социалистической мысли; социалистический строй России может стать результатом взаимодействия передовой мысли Запада и сельской об-е толщины. Необходимым условием превращения общины в ячейку будущего общества Александр Герцен считал освобождение селям с землей, сохранение и укрепление самой общины, организации артелей и промышленности, распространение принципа общественного самоуправления! на все государственные структуры. Наивысшего расцвета общественно-политическая мысль революционных демократов России достигла в творчестве Николая Чернышевского (1828-1889 pp.) В своих произведениях «Что делать?»! «Письма без адреса» и др. последовательно выражает идеи ликвидации последствий ков крепостного права, радикального обновления российского общества. Вслед за Герценом и петрашевцами считал возможным при переходе к социализму использовать крестьянскую общину. Россия, по мнению Чернышевского, находится в преддверии народной революции, что Гиры-И ведет к власти народа. Власть народа способна решить не только демократические, но и социалистические задачи: ликвидировать буржуазные порядки, частную собственность, организовать плановое крупное промышленное производство и т.д. 

    В центре общественно-политической борьбы пореформенной России стал вопрос о форме государственного устройства. Основной формой революционного движения, стремившегося к решению его революционными за со6амы, стало народничество. С народничеством - идеологией крестьянского радикализма

    связана политическая история, много политических и экономических идей народничества нашли широкую поддержку. Народники отстаивали уничтожение частной собственности на землю, передачу ее во владение обществу. Формой такой передачи народники считали раздел земли поровну между крестьянами, введение трудового хозяйства без эксплуатации. Центральное идея народничества и социализма стала - идея уравниловки (равенства), а политической основой ее реализации идея социальной революции. Народники исходили из общей идеи о возможности российского общества миновать капитализм и осуществить переход к социализму путем крестьянской революции. 

    Социально-политические и правовые идеи становятся ключевыми в политической мысли России и Украине. Один из известных историков, юристов Максим Максимович Ковалевский (1887-1916 pp.) Разрабатывает проблемы теории государства и права. Читая курс философии в Харьковском университете, а затем в Петербурге, уделяет значительное внимание проблемам развития общества и человека. Его социально-политические взгляды формировались под влиянием трудов философов Западной Европы: Огюс-и Конта, Джона Милля, Иммануила Канта, Георга Гегеля, Карла Маркса и др. В трудах Максима Ковалевского исследуются социально-политические явления и события с эволюционно-генетическим анализом их причин на основе изучения исторических источников. История человеческой цивилизации - это изменение преобладающих в определениях природы, истории различных социально-политических институтов и структур, определение поведения человека, его мотивов, привычек, образцы мышления и т.д. В работах по реформированию государства Максим Ковалевский защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина. Как и другие представители естественно-правовой теории Максим Ковалевский отличал естественные и гражданские права человека. Естественные права человека присущие ей от природы по праву существование, а гражданские - право на счастье, свободу совести, свободу слова и др. С образованием общества и государства люди передали часть своих естественных прав в «общий фонд». Так возникают гражданские права, принадлежащие человеку как члену общества. Государство, по Ковалевским, возникает вслед за объединением людей в общество. Потому что не объединены люди не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Государство создается людьми по общественной согласию. Поэтому верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу. Из идеи народного суверенитета вытекают права народа создавать или ликвидировать любую форму правления и т.п. Главное стремление Максима Ковалевского - отказ от абстрактных рассуждений об обществе, создание положительной и общезначимой, как естественно-научной теории.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта