Политология - Ответы к Экзамену. 1. Политика как общественное явление. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины
Скачать 276.2 Kb.
|
45. Политическая социализация личности. Результативное вхождение человека в мир политики не может быть только спонтанной реакцией на какие-либо экстраординарные обстоятельства, но требует постепенного освоение личностью или социальной группой норм, видов, возможностей политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике. Такой процесс называется политической социализацией и осуществляется следующими основными путями: “во-первых, непосредственно, путем обучения (подражания) устойчивым образцам и принятым реакциям в рамках общей социализации личности; во-вторых, путем накопления, а затем сознательного сопоставления личного и общественного опыта, что позволяет сгладить, “усреднить” различия индивидуального восприятия; в-третьих, с помощью идеологических импульсов, поступающих извне и действующих в одних случаях в интересах политической системы, а в других — вразрез с ними” (Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985. С.207). Факторами политической социализации служат семья, школа, средства массовой информации, участие в деятельности политических организаций и политических событиях. На характер, специфику политической социализации оказывают значительное воздействие региональные и исторические особенности страны, где она осуществляется. Однако доминирование в народе или социальной группе тех или иных политических ценностей и ориентаций отнюдь не ведет к однообразию политической жизни, оставляет для человека большую возможность выбора своих политических предпочтений, способов установления отношений с политической властью. Социализация — процесс избирательный, в ходе него идет освоение норм, ценностей, ориентации, способов участия в осуществлении власти, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии, жизненному опыту участников политического процесса. Политическая социализация осуществляется через исторический опыт. Именно через него проходит накопление ее наиболее устойчивых и действенных элементов. Средством передачи исторического опыта служат традиции — устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Действие традиции находит выражение в определенных стереотипах поведения, воспроизводящихся в самых разнообразных исторических обстоятельствах. Политическая социализация обеспечивает целесообразное сочетание тех элементов политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим и будущим политики. Оптимальным является такой тип отношений человека с политической властью, когда через традиции, уроки исторического опыта он связан с прошлым; с помощью норм институтов, ценностей активно воздействует на способы реализации политической власти, а через цели, политические организации влияет на будущие политические события и процессы. 46. Типология политической культуры. Политическая культура Беларуси: история и современность. Политическая культура формируется под воздействием многочисленных факторов, что предопределяет и многообразие ее видов, моделей. Тип политической культуры определяется по следующим основаниям: 1) в зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам); 2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная(характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) ифрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности ц конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти); 3) в зависимости от отношения к, власти: господствующая и контркультура; 4) в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) иоткрытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности); 5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы:патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявленииими активности в этом); 6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида); 7) в зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая; 8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.; 9) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом); 10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели). Политическая культура в РБ имеет свои особенности, которые обусловлены историческим опытом РБ, национальными традициями и противоречиями переходного периода, который сегодня реализуется в РБ. Особенности политической культуры в РБ: 1) патернализации белоруской политической культуры – характеризуется устойчивыми убеждениями граждан в отеческой опеке государства над подданными 2) политическая лояльность и подданническое отношение большинства граждан к власти, при этом граждане доверяют неконтролируемым законам, институтам, и конкретной политической личности (президент) 3) неразвитость гражданского общества и сильные проявления правового нигилизма 4) недостаточный для функционирования демократии уровень политического опыта, политически знаний и навыков у большинства граждан 5) отсутствие широкого класса политической элиты Политическая культура РБ неразвита и находится в начальной стадии становления. 47. Политическое сознание. Политическое сознание — это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность человека к участию в управлении делами общества и государства. Политическое сознание — одна из основных форм общественного сознания, она возникает вместе с появлением государственности, политической власти. Это наиболее общая категория, характеризующая субъективную сторону политики. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные представления граждан, опосредствующие их связи с институтами власти. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов, определять природу деятельности в сфере власти как отдельных людей, так и их общественных объединений. Поэтому от политического сознания напрямую зависит содержание и характер политического процесса, цели и средства режима правления. Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей. Функции политического сознания: 1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия); 2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям); 3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок); 4) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность); 5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях); 6) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения). По глубине отражения действительности выделяют следующие уровни политического сознания: идеологический (формируется определенными социальными группами на основе целенаправленного исследования политического процесса и обладает такими чертами, как целостность, систематизированность, способность к прогнозированию, сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий, воплощается в декларациях, программах и т.п.); психологический (формируется на базе жизненного повседневного опыта людей и обладает такими чертами, как противоречивость, поверхностность, несистематизированность, эмоциональность и т.д.). В зависимости от субъектов политическое сознание может быть: —массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс); — групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит); —индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней). 48. Понятие, типы и стадии политического процесса. Политический процесс определяется как “смена состояний политической системы, ее функционирование в режиме времени” . Этим понятием обозначаются многообразные длящиеся во времени политические события или последовательность сменяющихся политических событий. Основные виды политических процессов: — формирование органов политической системы (институализация): в ходе нее создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними; — воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования; нетрудно видеть, что политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и т действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии, при использовании таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания; — принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий. Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, придания им динамики, обновления. Поскольку политические процессы затрагивают, причем весьма существенно, социальные интересы, а они различны, люди неоднозначно относятся к разным их типам, отдавая предпочтение одним и принижая значение или вообще игнорируя другие. Крайними позициями в отношении к политическим процессам являются консерватизм, выражающийся в том, что его адепты видят основное назначение политических процессов в сохранении постоянства, неизменности политической системы, воспринимают любую ее трансформацию как нечто опасное и нежелательное, и революционаризм, представляющий политическую жизнь в качестве непрерывной и крутой ломки форм ее организации. Революция — это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических изменений. Принудительный характер осуществляемых в обществе перемен, сопротивление тех социальных сил, против которых они направлены, делает практически неизбежным большую роль насилия в любом революционном процессе. Революция всегда служит выражением непреодоленных социальных антагонизмов, реализует в интенсивной и разнообразной политической борьбе, проходящей с применением решительных мер, сильных средств для достижения поставленных целей. Она всегда возникает на исходе затяжного, глубокого социально-экономического и политического кризиса и рассматривается сторонниками такого вида социальных преобразований как необходимый метод предотвращения катастрофы, в этот момент угрожающей обществу. Из всех видов политических процессов революции в наибольшей степени присущи такие качества, как решительность и полнота наступающих в ходе нее изменений, которые традиционно способствуют формированию в обществе большого числа сторонников и приверженцев именно такого пути осуществления социальных перемен. Но у него же имеется целый ряд коренных недостатков, значительно снижающих созидательный потенциал данной формы общественно-политических преобразований и ограничивающих сферу ее возможного использования. Исторической практикой неоднократно подтверждалась непредсказуемость последствий, наступающих в результате длительной борьбы, гигантского напряжения общественных сил. Революция сопровождается жесткой борьбой в среде ее сторонников по программным, доктринальным вопросам намечаемых преобразований, всякого рода расколами, подавлением не только прямых противников революционных преобразований, но и различных отступников, соглашателей, ложных толкователей “единственно верного и выстраданного” курса. К тому же практически всегда общество, возникающее в ходе революционных изменений, сильно отличается от первоначального проекта, а иногда вообще бывает его полной противоположностью. Реформа характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, а в ее программе акцент делается не на обеспечении полноты, радикальности и всесторонности их, но на доведении этих преобразований до конца. Считается, что такие изменения как бы вытягивают за собой цепь всех остальных социальных перемен. Большое значение при этом придается обеспечению всеобщей поддержки переменам, достижению согласия в обществе относительно их проведения, так как считается, что, по крайней мере, в первых шагах реформы заинтересовано все общество. Последствия и размах политических, социальных преобразований, наступающих в ходе реформ, могут быть такими,как и в революции, в которую они, кстати, очень часто перерастают, но ее существенное отличие от революции — в поэтапности изменений, наличии промежуточных звеньев в преобразовательном процессе. Политическая модернизация Смысл модернизации — в приближении различных фрагментов и целых политических и социальных систем к уровню их наиболее развитых состояний. Политическая модернизация — это часть более общего процесса социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех основных компонентах социальной системы: экономике, социальных отношениях, культуре, образовании и т.д. Но выбор пути модернизации происходит и начинается именно в сфере политики, с проявления политической воли к изменениям. Последовательно проведенная политическая модернизация служит фактором, гарантом обеспечения последовательности модернизации других сфер общественной жизни. Объективным основанием и потребностью модернизации служит реальная целостность человечества, многообразие форм взаимозависимости различных его частей, оборачивающаяся в определенных случаях и тем, что отсталые, реликтовые его части, образования начинают негативным образом влиять на передовые фрагменты, сдерживатьих развитие. Цели модернизации воплощаются в таких социальных ценностях, как экономический рост, равенство, демократия, стабильность, благосостояние, справедливость, порядок, а характеристиками социальной жизни, от которых в ходе модернизации хотят освободиться, являются бедность, неравенство, репрессии, насилие, зависимость. Основные направления модернизации в современном мире: — индустриализация и информатизация общества; — формирование экологического общества, основанного на внедрении природосберегающих технологий; — демократизация, расширение участия населения в управлении общественными делами, подконтрольность политической власти и ее ответственность перед обществом; — радикальное изменение параметров социальной сферы в сторону повышения благосостояния основной массы населения, преодоления разрыва между богатыми и бедными; — обеспечение доступности образования и его высокого качества, гарантирующего для тех, кто его получает, возможность активной деятельности и жизненного успеха в новой, меняющейся системе социальных отношений; — расширение сферы свободы человека, рост возможности выбора и независимости от давления традиций, среды, места проживания. Формы модернизации в значительной степени зависят от типа политических систем и политической власти. Здесь могут выбираться драконовские, чисто репрессивные меры, когда общество буквально “загоняют” в новое состояние, или меры, стимулирующие и создающие возможность развития того человеческого материала, который “подлежит” модернизации, когда создаются условия и стимулы его ускоренного развития, приобретения качеств свободы, квалификации и открытости. Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса Если революция и реформа нацелены на целостное преобразование политической системы, к тому же охватывающей не отдельную область, регион, но всю страну, нацию, то такой часто встречающийся политический процесс, как восстание, имеет по сравнению с ними существенные отличия. В зависимости от исторической эпохи, социального состава участников восстания характеризуются большим разнообразием, различаются по степени интенсивности, длительности, по возможности успеха, уровню организованности, духовным и психологическим импульсам, которые вдохновляют участников. Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигаются определенные цели, хотя, как правило, весьма декларативные и нечеткие. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах. Наличием определенной степени организованности, целенаправленности восстание отличается от бунта — массового действия, имеющего очень высокую степень интенсивности; активности его участников, но еще больше ограниченного временем протекания, а также проблемой, причиной его вызвавшей. Бунт — это почти всегда ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач сопротивления отдельным действиям правительства. Мятеж по степени интенсивности, эмоциональной напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет еще более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целенаправленной подготовки определенной группы лиц. Он носит вооруженный характер, ставка здесь делается на военную силу, и основное ядро мятежников обычно составляет армия. С присоединением к его инициаторам более широкого состава участников мятеж быстро теряет качество организованного, целенаправленного действия, приобретает такие черты, как предельная широта предъявленных обществу обвинений, нетерпимость к цивилизации, какому бы то ни было руководству, встает на путь тотального оспаривания. Человек здесь всецело подчинен эмоциям, а его действия все более теряют связь с условиями, реальными возможностями и потребностями сложившейся политической ситуации. Мятеж при такой логике своего развития быстро приобретает качества бунта, исчерпывает свой преобразовательный потенциал и затухает. Если же массы не присоединяются к мятежникам, то он становится путчем, т.е. выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу. |