Главная страница
Навигация по странице:

  • Политическое сознание

  • политология шпоры. 1. политология как наука, её предмет и основные категории


    Скачать 174.08 Kb.
    Название1. политология как наука, её предмет и основные категории
    Анкорполитология шпоры
    Дата28.02.2022
    Размер174.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаpolitologia_shpory.docx
    ТипИсследование
    #377128
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Тоталитарному политическому режиму присущи следующие черты:

    • Оптимистичная вера в возможности человеческого разума и, как следствие отождествление общества (этой сложной социальной системы) с относительно простой организацией;

    • Практически полное огосударствление экономики, проявившееся в замене рыночных отношений и конкуренции командно-административными методами управления в форме планирования в общегосударственном масштабе;

    • Принудительная идеологизация всех сторон общественной жизни, в первую очередь в духовной сфере; нетерпимость к инакомыслию;

    • Всемогущество власти на основе сращивания правящей партии с государством;

    • Репрессивный характер режима: карательные органы находятся под контролем правящей партии;

    • Реальным субъектом власти выступает правящая партия.
    Авторитаризм как политическая система занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С первым его объединяет жесткий контроль за политической сферой, не ограниченный законами диктаторский характер власти, со вторым – невмешательство государства во внеполитические сферы, в частности, в экономику и личную жизнь граждан. Авторитарный политический режим можно рассматривать как «облегченный» вариант тоталитаризма. Чаще всего авторитарные режимы носят переходный характер и трансформируются в развитии в демократическую форму правления.
    Особенности авторитаризма:

    • Монополия на внутреннюю и внешнюю политику главы государства и его окружения;

    • Существование неполитических структур, например, союзов промышленников, и вообще всего, что вне политики;

    • Неподконтрольность власти народу; она принимает законы по своему усмотрению;

    • Требование от подданных профессионализма и послушания;

    • Возможность демократических процедур, в частности выборов и референдумов, только в случае их полной подконтрольности и предсказуемости результатов;

    • Широкое использование в качестве идеологического прикрытия апелляции к таким вызывающим положительные эмоции «блестящим неопределенностям», как «интересы страны», «экономическая стабилизация», «права человека» и т.д.


    Суть демократии во всех ее видах – постоянный диалог народа с властью, а также между социальными группами с целью возрастающего взаимопонимания и постоянного учета результатов диалога при принятии решений.

    Административное внедрение демократических процедур может вступить в противоречие в национальной психологией и личностной культурой, что дает вместо диалога конфликт несовместимых монологов.
    17. ТОТАЛИТАРНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

    При тоталитарном режиме государственная власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии, властной организации или военной хунте. Главой государства и правительства – как правило, пожизненно -- становится неподотчетный лидер, концентрирующий в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции. Население страны практически отстраняется от участия в системе управления государством, поскольку представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права, в гитлеровской Германии, например, часть депутатов рейхстага могла быть назначена непосредственно фюрером, тогда как остальные “избирались” нацистской партией. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше “эмиссарами” либо утрачивают самостоятельность.

    С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления проводимому курсу. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур – армии, полиции и органов безопасности. В экономической сфере, как правило, господствует монопольный контроль со стороны государства, что, однако, не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического принуждения.

    Для “идеального” тоталитаризма наиболее характерна однопартийная система или же существование под жестким контролем нескольких партий и “официальных” профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены либо находиться в глубоком подполье, применяя нелегальные методы борьбы, либо действовать в эмиграции. Противники режима подвергаются полицейскому террору – в том смысле, что для их заключения в тюрьму, концлагерь или физического уничтожения обычно не требуется даже формальных юридических процедур.

    Главной предпосылкой тоталитарного политического режима обычно считают индустриальную стадию развития современного общества. Но данное положение нуждается в уточнении. Два события ХХ века породили полное господство государственной власти над отдельной личностью. Во-первых, усиление социального контроля благодаря развитым средствам транспорта и связи (железные дороги, телефон и телеграф и т.д.). Во-вторых, шаги в сторону создания новой, виртуальной реальности средствами телевидения и радиовещания сделали возможным манипулирование общественным сознанием путем прямого и непосредственного обращения Вождя-Отца к массам. Иначе говоря, отдельный индивид остался один на один с могучей, безжалостной и беспощадной государственной машиной.

    Характерная особенность тоталитарного режима – отмена или приостановка на неопределенный срок действия конституции. При этом указы главы государства, распоряжения структур исполнительной власти или армейские директивы приобретают силу закона. Демократические права и свободы граждан существенно ограничиваются, интересы личности оказываются подчиненными “высшим” интересам нации, общества или реализации какой-либо идеологической доктрины.


    18. АВТОРИТАРИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
    Авторитаризм как политическая система занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С первым его объединяет жесткий контроль за политической сферой, не ограниченный законами диктаторский характер власти, со вторым – невмешательство государства во внеполитические сферы, в частности, в экономику и личную жизнь граждан. Авторитарный политический режим можно рассматривать как «облегченный» вариант тоталитаризма. Чаще всего авторитарные режимы носят переходный характер и трансформируются в развитии в демократическую форму правления.
    Особенности авторитаризма:

    • Монополия на внутреннюю и внешнюю политику главы государства и его окружения;

    • Существование неполитических структур, например, союзов промышленников, и вообще всего, что вне политики;

    • Неподконтрольность власти народу; она принимает законы по своему усмотрению;

    • Требование от подданных профессионализма и послушания;

    • Возможность демократических процедур, в частности выборов и референдумов, только в случае их полной подконтрольности и предсказуемости результатов;

    • Широкое использование в качестве идеологического прикрытия апелляции к таким вызывающим положительные эмоции «блестящим неопределенностям», как «интересы страны», «экономическая стабилизация», «права человека» и т.д.


    Авторитаризм является одним из наиболее распространённых в истории типов политических систем. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты: 1.Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.) 2.Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению. 3.Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению. 4.Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но при условии их подконтрольности властям. 5.Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования. 6.Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы. Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.)

    Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать сопротивление политических противников. Всё это делает её достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.

    19. КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

    Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в открытых, демократических обществах - права и свободы человека считаются самыми важными. В основе этих взглядов лежит либерально- демократическая традиция общественно-политической мысли, развиваемая уже почти три столетия. Собственность, безопасность, свобода - на этом основан общественный порядок», - писал представитель классического либерализма Ф.Лассаль.

    Вся философия прав человека основана на одной несомненной ценности.

    Эта ценность- достоинство человека.

    Один из основоположников концепции прав человека французский просветитель Ж.Ж. Руссо полагал, что достоинство заложено в самой сути человека: отказаться от свободы - это, значит, отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей… Такой отказ несовместим с человеческой природой.

    В теории естественного права в философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства человека. Гуманизм философии прав человека заключается в предположении, что все люди- члены одной человеческой семьи и они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, в духе уважения прав и свобод другого человека.

    Либерально-демократическая концепция естественного права и равенства в прирожденных правах всех людей была несовместима с классовым подходом и идеологической чистотой "«вечно живого учения» и отвергалась в свое время советской правовой наукой и политической практикой коммунистического режима. «Пропаганда идей естественного права направлена против пролетарской революции и коммунизма. С помощью естественного права оправдываются всякие контрреволюционные движения и подрывная работа против Советского Союза и стран народной демократии»[3], - так в правовой литературе советских времен оценивалась эта концепция.

    Начиная с принятия в декабре 1948 года Всеобщей декларации прав человека, происходит непрерывный процесс кодификации прав человека как на международном, так и на национальном уровнях, совершенствование институтов и процедур их воплощения и защиты. Более чем полувековой опыт движения человечества по этому пути доказал, что без обеспечения прав и свобод человека невозможны достижение демократии, построение правового государства и социально-экономическое процветание.

    Важной чертой современной конституционно закрепленной концепции статуса личности является признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека.

    В социалистической концепции центр тяжести переносился на коллективного субъекта. В этом усматривалось преимущество социалистического строя, основанного на принципах коллективизма, перед буржуазным строем с его индивидуализированным человеком, отчуждением людей. Принцип коллективности, коллективизма может и должен быть положительным фактором развития гражданского общества только в том случае, если он не игнорирует индивидуальные права и свободы каждого человека, признает его самоценность.

    В социалистической теории и практике это не обеспечивалось. Сущность коллективизма воспринималась как необходимость безусловного признания всеми социалистических ценностей, полного единства взглядов, неправомерность иных политических позиций, отступающих от господствующей идеологии.

    По новой концепции прав человека коллективность не трактуется как основанная на единомыслии, приверженности одной господствующей идеологии, под ней уже не подразумевается полное морально-политическое единство всех граждан, фактически не достижимое ни в одном государстве. Люди всегда есть и будут разными, в обществе всегда имеются противоречивые интересы. Основой коллективности в современный период явится объединение усилий всех государственных и общественно-политических структур для создания условий, удовлетворяющих интересы различных социальных слоев общества, утверждения легитимных механизмов достижения общественного согласия.

    В основу новой концепции прав человека положен иной подход к субъекту правового статуса личности. Это выражено, прежде всего, в том, что впервые, причем на конституционном уровне, юридически признана категория

    «права человека».

    Еще одной чертой, качественно отличающей новую концепцию прав человека, является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов перед интересами личности.

    20. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
    Политическое сознание – это особая форма общественного сознания, в которой воспроизводится в идеальном плане политическая реальность (политические отношения, институты, деятельность), а также осуществляются ее истолкование и оценка.

    Политическое сознание включает в себя теории, идеи, чувства, представления, ценности, ожидания, настроения и т.д., на основе их включения в систему политических отношений и участия в процессах осуществления политической власти.

    Структура политического сознания достаточно сложна. Она имеет множество самых разнообразных измерений. И чтобы в них не запутаться, выделяя структурные элементы политического сознания, необходимо каждый раз ясно представлять себе, по какому основанию производится это выделение. А оснований таких немало.

    Вполне правомерно выделение особенностей политического сознания в зависимости от его носителя, субъекта, т.е. какой-либо социальной общности. В качестве таких субъектов политического сознания могут выступать классы, сословия, нации, возрастные группы и т.д.

    Другим ведущим основанием выделения структурных элементов политического сознания являются глубина и адекватность постижения им политической реальности. По этому критерию выделяют уровни политического сознания – теоретический и обыденный, идеологический и психологический.

    Политическая теория (философия политики, социология политики, политология и пр.)это воспроизведение существенных и закономерных сторон политической жизни общества в форме абстрактно-логических понятий, гипотез, концепций и т.д.

    Обыденное политическое сознание – это стихийно формирующиеся представления социальных групп о политике, деятельности ее институтов и их представителей. Как правило, эти представления, опирающиеся на житейский опыт и здравый смысл, отличаются поверхностностью, стереотипностью, наличием множества иллюзий и противоречий, склонностью к персонификации политических проблем.

    Два других уровня политического сознания – политическая идеология и политическая психология – частично совпадают по содержанию соответственно с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику.

    Различение политической идеологии и психологии идет по тому же основанию – глубине и адекватности воспроизведения политической реальности.

    Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Политическая идеология соответственно представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы.

    Другим уровнем политического сознания, парным идеологическому, является политическая психология – совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политическая психология представляет собой своеобразный аналог обыденного сознания. Но полного совпадения между ними нет, т.к. понятие «политическая психология» включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные, т.е. неосознаваемые, не контролируемые сознанием элементы – мотивы, предпочтения, установки и т.д.

    Таково в целом соотношение основных уровней политического сознания, различаемых по степени проникновения в сущность политической реальности и, как следствие, - по способу формирования, социальным функциям и пр. При таком структурном расчленении политическое сознание анализируется главным образом с точки зрения содержания заключенного в нем знания, т.е. определенного объема информации о мире политики.

    Сложность структуры политического сознания обусловлена еще и тем, что в ней присутствуют, если можно так выразиться, «внесистемные» элементы, которые хотя и считаются культурными анахронизмами, но все же не потеряли еще своей функциональной полезности. Речь идет о таких своеобразных феноменах, как политические мифы и утопии.

    21. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

    Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Покуда жив человек, он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и никаким образом отняты у него.

    Современные представления о правах и свободах основаны на содержании Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН и в1948 г.

    В соответствии со сферами реализации принадлежащие личности права и свободы можно разделить на несколько групп: личные, политические, экономические, социокультурные и экологические.

    Личные, или гражданские, права напрямую связаны с такими естественными правами, как право на жизнь, неприкосновенность личности и жилища от незаконного задержания и вторжения, а также тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, свободу труда и занятий, передвижения и выбора места жительства, включая право выезда и въезда в свою страну, отсутствие прописки и т.д. Эти права призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу личности.

    Политические права призваны создать предпосылки для активного участия гражданина в политической жизни. Они включат в себя право на гражданство, доступ к государственным должностям, контроль над действиями власти, участие в выборах, свободу союзов и ассоциаций, митингов и демонстраций, выбора вероисповедания и др. Особое внимание уделяется свободе слова в форме гласности, пропаганды своих убеждений, в т.ч. в форме преподавания.

    Экономические права напрямую связаны с условиями хозяйственной деятельности и предполагают право человека на участие в общественной собственности и на владение частной собственностью, личную экономическую инициативу и частное предпринимательство, но в рамках государственного регулирования. Любое цивилизованное государство вынуждено следить, чтобы частная собственность не стала источником криминальных доходов, связанных с продажей наркотиков, оружия, детской проституцией, не была использована во вред окружающей среде.

    Социокультурные права являются следствием государственного регулирования развития экономики. Чем больше налоговых поступлений в бюджет, тем больше средств для обеспечения социокультурных прав, социальной защищенности граждан, медицинских и образовательных программ, выплаты стипендий и материальной помощи, льгот пенсионерам, создания дополнительных рабочих мест и прочих материальных благ.

    Экологические права – это право человека жить в благоприятной природной среде, иметь своевременную и исчерпывающую информацию о ее состоянии и в случае необходимости взыскивать в судебном порядке средства на возмещение ущерба, причиненного его здоровью.

    Наряду с индивидуальным существует и коллективное право, субъектами которого выступают семья, производственные коллективы, этнические общности.

    Одной из важнейших задач федеративного государства является обеспечение единых стандартов осуществления и защиты прав человека во всех субъектах Федерации. Для России эта проблема особенно актуальна в силу значительных территориальных масштабов страны, разнообразия социально- политических, экономических и национальных особенностей регионов, плюрализма исторических, религиозных и культурных традиций населения.

    Нарушению этих стандартов нередко способствуют содержащиеся в конституциях, уставах и законах многих субъектов Российской Федерации положения, которые прямо противоречат Конституции и законам Российской Федерации. Достаточно сказать, что в некоторых из них действие принципа равенства прав и свобод человека и гражданина распространяется только на жителей субъекта Федерации, ограничивается действие прав и свобод, гарантированных на федеральном уровне, предоставляются определенные преимущества гражданам, принадлежащим к титульной для данного субъекта Федерации национальности. В практике Конституционного Суда неоднократно рассматривались дела о несоответствии Конституции Российской Федерации законов субъектов РФ, регламентирующих избирательные права граждан, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

    Принятие нового законодательства в области прав человека -важное условие их гарантированности и защиты. Однако для обеспечения прав человека необходима единая, четко скоординированная система правовых механизмов и процедур реализации прав и свобод человека. В этой связи особенно актуально создание комплексного механизма, единой системы обеспечения и защиты прав человека. Система защиты прав человека включает: судебную защиту, несудебную защиту, деятельность неправительственных правозащитных организаций.

    В своей внешней и внутренней политике Россия исходит из принципа, подтвержденного в 1993г. Всемирной конференцией по правам человека, согласно которому универсальность прав и свобод носит бесспорный характер, а их защита является обязанностью всех государств. Наша страна- участница большинства международных соглашений по правам человека, что обязывает ее выполнять взятые на себя обязательства.

    22. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

    Как бы ни были глубоко продуманы и обоснованы политические идеологии, ни одна из них не будет принята массами, если они противоречат политической психологии людей. На этом уровне политического сознания рациональные конструкции идеологий превращаются в конкретные стимулы, мотивы и установки политического поведения. Поэтому изучение политической психологии имеет существенное значение для мира политики.

    В целом сфера политической психологии включает в себя такие явления:

    • Социально-политические основания психологической активности (потребности, интересы, мотивы, стремления);

    • Психологические механизмы взаимодействия с политической средой (установки, стереотипы, предрассудки);

    • Психологические состояния людей, обусловленные политическими реалиями (настроения, ожидания, чувства, эмоции);

    • Устойчивые политико-психологические формы и продукты деятельности (традиции, навыки, привычки);

    • Психологические процессы политической коммуникации (внушение, подражание, убеждение, слухи) и др.

    Исходным пунктом политико-психологической активности людей выступают соответствующие потребности и мотивы. Политические потребности людей появляются , во-первых, как следствие проецирования базовых потребностей человека на политическую плоскость; во-вторых, политические потребности возникают как результат функционирования самой политической сферы, ее организаций и учреждений.

    Мотивационный пласт нашей психики существует в единстве и взаимодействии с другими – познавательным, эмоциональным и коммуникационным.

    Еще одним компонентом психики людей, корректирующим содержание мотивов политического поведения, являются эмоции. Эмоциональный окрас наших политических предпочтений (радость, гнев, возмущение, страх, апатия и пр.) свидетельствует о том, что последние переживаются нами, а следовательно, затрагивают жизненно важные для нас потребности и интересы.

    Есть в нашей психике и такие образования, в самоопределение которых входит понятие устойчивости, постоянства. Это установки, стереотипы, предрассудки. Их назначение заключается в своеобразной экономии затрат психической энергии. Они используются как готовый шаблон, алгоритм восприятия и реакции на внешние раздражители, который позволяет существенно уменьшить объем поисковой активности психики в неопределенных ситуациях.

    Установка – это определенная предрасположенность человека осуществлять именно те действия, которые отвечают благоприятной или неблагоприятной оценочной реакции на что-либо или кого-либо. Психологическая установка – явление сложное. Она включает в себя как познавательный, так и аффективный (чувства) и поведенческий (намерения) компоненты.

    Той же цели упрощения реальности для скорейшей к ней адаптации служат и такие психологические феномены, как предрассудки и стереотипы. По сути дела предрассудки – это те же установки по отношению к чему-либо, только неоправданно негативные. Стереотипами же принято называть стандартизированное, обобщенное мнение о социальном или политическом объекте. В отличие от установки стереотип представляет лишь познавательный аспект нашей психики.

    Таковы характеристики некоторых феноменов политической психологии. В целом же этому уровню политического сознания присущи следующие особенности:

    • Спонтанный, малоконтролируемый процесс формирования;

    • Преобладание чувственно-эмоциональных компонентов сознания;

    • Взаимоналожение рациональных и иррациональных духовных элементов;

    • Известная противоречивость и рассогласованность различных элементов;

    • Выполнение в основном адаптивной и мотивирующей функций;

    • Подвижность, изменчивость, быстрая приспособляемость к складывающейся ситуации и т.д.


    23. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ, ЕЁ СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ

    Политическую идеологию часто называют «ядром» политического сознания. Аналогия с физическим миром здесь не случайна: подобно тому, как практически вся масса атома приходится на его ядро, так и в политическом сознании основная «тяжесть» идей и концепций сосредоточена в идеологиях. Именно они разрабатывают концептуальные политические схемы, объясняют и оправдывают возникающие политические коллизии, проявляют и рационализируют смутные и неопределенные политические «чувства» народных масс.

    Идеология – это взгляд на социум с позиций определенной социальной группы, преследующей свои интересы. Но в условиях идеологической конкуренции с другими социальными группами возникает большой соблазн обнаружить в мыслях и действиях соперников скрытые, корыстные мотивы, далекие от искреннего стремления к «чистой» истине. Поэтому любая критика «своей» идеологии рассматривается прежде всего как проявление предвзятости, ангажированности критикующей стороны интересами явно вненаучного порядка. Так, марксизм, например, сомнение в истинности своих идей нередко истолковывал как стремление буржуазии извратить реальное положение дел в интересах сохранения своего господства. Либерализм любую критику в свой адрес подает как попытку покушения на неотчуждаемые права и свободы индивида и т.д. Такой способ защиты «идейной чистоты» в пропагандистском плане достаточно эффективен, однако делая идеологию маловосприимчивой к критике, он уменьшает ее шанс на объективное воспроизведение реальности. Идеологи начинают видеть в последней то, что они хотят увидеть, то, что «разрешается» видеть идеологическими постулатами.

    Идеология стремится переустроить, преобразить мир в соответствии с определенным идеалом, она всегда нацелена в будущее. А будущее должно быть прекрасно! Ведь когда любой из нас пытается представить себе свое индивидуальное будущее, оно непременно бывает выдержано в «розовых», благополучных тонах. Идеология делает то же самое, только на социально-групповом уровне.

    Мечты индивидуальности сбываются чаще, чем общественные. Коммунизм ли, или «свобода – равенство – братство» - этим конечным целям наиболее популярных идеологий еще не суждено было реализоваться. Хотя их главное назначение – дать социальный ориентир, побудить массы людей к практическому действию. А для этого данный «ориентир» должен быть немного приподнят, возвышен над реальностью. Защищать, например, «жизненные интересы нации», «идеалы свободы и демократии», «конституционный порядок» и прочее куда благороднее и почетнее, чем просто контролировать какие-либо сырьевые ресурсы вроде нефти и газа, хотя последнее в современных условиях как раз и является в большинстве случаев подлинной основой первого. Это, конечно, не означает, что все выдвигаемые идеологиями цели иллюзорны или лицемерны, просто такова специфика выполнения идеологией своих главных задач и функций.

    К числу ведущих функций идеологии относятся следующие:

    • Целеобразующая – формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть;

    • Программно-практическая – перевод теории в практик: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и ее использования;

    • Интегративная – сплочение, формирование единства социальной группы;

    • Мотивирующая – побуждение людей к политической активности;

    • Коммуникативная – формирование особого языка политического общения – знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и отделяют «чужаков».

    К числу основных функций идеологии можно также отнести познавательную, аксиологическую (ценностную), пропагандистскую, апологетическую (защиты политического имиджа властвующей элиты) и т.д. Таково в целом назначение идеологии в современном мире.


    1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ: КОНСЕРВАТИЗМ, СОЦИАЛИЗМ


    К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить консерватизм и социализм.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта