Государство античности. Государства античности. 1. Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира древневосточной и античной. 5
Скачать 58.7 Kb.
|
Древняя ГрецияПервые цивилизаций сложились на островах Эгейского моря в конце III тыс. до н.э. Древнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит - центр крупного государства, объединявшего острова в южной части Эгейского моря и восточные прибрежные области Балканского полуострова (крито-минойская цивилизация эпохи бронзы). Экономической основной этой цивилизации служило земледелие, ориентированное на выращивании злаковых (ячменя), винограда, олив. Увеличение массы избыточного продукта, отделение ремесла от сельскохозяйственного производства создали благоприятные условия для развития торговли и мореплавания - эффективного средства межобщинного и межплеменного обмена. Цивилизации Древней Греции возникали и развивались в благоприятных природных условиях - в речных долинах с плодородной почвой. Это обусловило особенности экономического и общественного развития древнегреческой цивилизации. Образу жизни древних греков была свойственна ориентация на море – на получение морских продуктов питания, на морскую торговлю, морские контакты с другими народами, на политику колонизации. В середине XV в. до н.э. крито-минойская цивилизация была разрушена племенами, вторгшимися на Крит из материковой Греции – ахейцами. На остатках крито-минойской цивилизации сложилась новая микенская цивилизация, которая представляла собой множество непрерывно враждующих между собой государств. Греки-ахейцы вели активную колонизаторскую политику, их политическая и военная экспансия была нацелена на Малую Азию и Восточное Средиземноморье. Одним из событий той эпохи была знаменитая Троянская война. В конце XIII в. до н.э. народы северо-балканского региона (греки-дорийцы, фракийцы, иллирийцы) устремились на юг, в богатые, процветающие области Греции, в Малую Азию. На рубеже ХШ-ХП вв. до н.э. микенская цивилизация, истощенная внутренними войнами, потерей огромных людских и материальных ресурсов, не смогла противостоять натиску варварских племен. Ей был нанесен удар, от которого она уже не смогла оправиться. Дорийское завоевание отбросило Грецию к тому состоянию, в котором она находилась до зарождения микенской цивилизации. На всей территории Греции вновь утвердился первобытнообщинный строй. Началась эпоха «темных веков» (с XII по IX в. до н.э.) – разложение родовых отношений и создание предпосылок политического строя.4 Важнейшим достижением данного периода стало освоение техники выплавки и обработки железа. Появились первые орудия труда, изготовленные из железа, развивались земледелие (хлебопашество, садоводство и виноградарство) и скотоводство. Сельское хозяйство носило общинный и натуральный характер. Торговля и ремесло играли незначительную роль, но был широко распространен морской разбой (рассматривалось как занятие, достойное настоящего героя и аристократа). Образ жизни всех слоев общества, в том числе высших, носил простой, патриархальный характер. Рабство носило преимущественно домашний характер. Рядовые члены общины сами обрабатывали свои земельные наделы, а в хозяйствах общинно-племенной знати использовался труд нанятых на время поденщиков. Сельская община (демос) занимала незначительную территорию и была мало связана с соседними общинами. Политическим и экономическим центром общины был полис (небольшое укрепленное поселение, заселенное крестьянами - земледельцами и скотоводами). Между отдельными общинами существовали обычно «прохладные», а часто и вовсе враждебные отношения. Конфликты происходили постоянно, обычно на почве похищения скота, раздела земельных и пахотных угодий. Экономической ячейкой общины выступала патриархальная семья. Этой эпохе свойственна ломка традиций родового строя и развитием классовых отношений, становление политической организации общества, накапливаются предпосылки нового подъема греческой материальной и духовной культуры. В VIII—VI вв. до н.э. происходит Великая греческая колонизация - переселение части греческого населения из района Эгейского бассейна в многочисленные колонии по побережью Средиземного и Черного морей. Причины древнегреческой колонизации состояли в наличии избыточного населения, обусловленном демографическим взрывом, использовании экстенсивных методов ведения хозяйства, ограниченности естественных ресурсов (земли, пастбищ, леса и др.) и их весьма неравномерном распределении. В этих условиях процесс классообразования и социальной дифференциации общества привел к образованию слоя обезземеленных крестьян, попавших в кабалу к ростовщикам или соседям. Наряду с обезземеленными крестьянами в колонизационном процессе участвовали люди с умеренным достатком, стремившиеся разбогатеть, а также политические изгнанники. Великая греческая колонизация осуществлялась в трех направлениях: в западном (Южная Италия, Сицилия, Сардиния, Корсика, южное побережье Франции и восточное побережье Испании), северо-восточном (черноморские проливы, побережье нынешней Болгарии и Румынии, берега Черного моря), юго-восточном (восточное побережье Средиземного моря, Малая Азия, Северная Африка). Колония основывалась как самостоятельный полис, но сохраняла тесные экономические и культурные связи с метрополией. Одни колонии имели земледельческую ориентацию, другие — торговую. В них складывалась система землевладения, сочетавшая коллективное владение землей и частнособственническое присвоение участков. Колония выступала как посредник между местным населением и метрополией. Все это определило историческое становление ареала древнегреческой цивилизации, целого мира древнегреческой культуры в районе Средиземного и Черного морей. Колонизация стимулировала экономическое, политическое и духовное развитие архаической Греции. Интенсивно развивается торговля, совершенствуется ремесленное и сельскохозяйственное производство, происходит отделение ремесла от сельского хозяйства, возникают товарно-денежные отношения, ростовщичество, работорговля. Резко возрастает роль труда рабов, и у незанятых производительным трудом граждан создается избыток свободного времени. Появившийся досуг посвящается духовной деятельности — занятиям наукой, искусством, философией, политикой, спортом и др. Полис постепенно превращается из деревенского поселения в город и становится политическим (административным), торговым, ремесленным, военным и духовным (религиозным) центром. В комплексе материальных и духовных исторических предпосылок рационализации древнегреческой культуры следует выделить:5 развитие производительных сил, техники (освоение железа и производство железных орудий труда); развитие экономических (отношения господин — раб, товарно-денежные отношения, включающие в себя представления о меновой стоимости и абстрактном труде); территориальную экспансию, которая приводила к культурным контактам с самыми разнообразными странами и народами; множественность полисов (городов-государств), каждый из которых имел свои традиции, что не разрушало сознание общегреческого культурного единства, а усиливало его социальную организацию полиса; относительное политическое равенство свободных граждан, наличие политических прав и личных свобод; развитое чувство гражданской ответственности и критического мышления, когда каждый грек считал себя ответственным не только за свою судьбу, но и за судьбу всего полиса; наличие совершенной системы письменности (фонетическое, буквенное письмо), т.е. самой совершенной по тем временам системы средств фиксации, хранения и передачи информации; распространение публичных дискуссий, что требовало умения убедительно, логично, обоснованно защищать свою точку зрения; разрабатываются приемы логического доказательства; система обучения и образования приобретает характер социального института; индивидуализация духовного мира личности, формирование самосознания и самооценки; формирование общественного мнения, поощрявшего творческие личности. Все эти факторы, обусловили окончательное разложение основ мифологического сознания, деантропоморфизацию природы, возможность теоретического противопоставления в сознании человека субъекта и объекта, мира и человека. Кардинально изменяется характер отношения человека к миру: мир предстает как объект, обладающий своими собственными, не зависящими от человека закономерностями (макрокосмос), находящаяся в определенной связи с человеком (микрокосмом). Именно в этих условиях становится возможным появление важнейших мировоззренческих установок и представлений: установки на получение нового знания; представления о том, что познание есть некоторая самостоятельная ценность; установки на выявление естественных, а не сверхъестественных причин различных явлений; представления о систематичности знания, последовательности его накопления; установки на доказательность знания, идеи о необходимости обоснования истинности нового знания. Именно эти установки способствуют разрыву с мифологией и созданию научного способа мышления. |