Главная страница
Навигация по странице:

  • 8)Средневековая европейская Ф: этапы развития и основная проблематика (христианский антропоцентризм, проблема универсалий, соотношения веры и разума).

  • 9)Гуманистическая направленность философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Эстетика Возрождения.

  • Антропоцентризм

  • 10) Ф. Бэкон-основоположник эмпирического направления в западноевропейской Ф.17века. Индукция как метод познания. Теория идолов Ф. Бэкон в медицине.

  • 2 вида опытов

  • 4 вида таких

  • Я мыслю, следовательно, Я существую

  • 12)Декарт: учение о бытии. Несотворенная и сотворенная субстанции. Дуализм декарта. Понимание природы человека. Завершение построения механической картины мира, ее влияние на медицину

  • Декарт,Рене

  • 1. Понятие Ф. специфика Ф. сравнительно с другими типами мировоззрения. Взаимосвязь философии и медицины


    Скачать 200.89 Kb.
    Название1. Понятие Ф. специфика Ф. сравнительно с другими типами мировоззрения. Взаимосвязь философии и медицины
    Дата02.04.2020
    Размер200.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_na_filosofiyu.docx
    ТипДокументы
    #114500
    страница3 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Гуморальная теория (humoral theory)

    Учение о «соках» тела впервые было сформулировано Гиппократом. Он развил идею, позаимствованную из философии Эмпедокла, полагавшего, что Вселенная создана из четырех основных элементов — земли, воздуха, огня и воды и что все известные вещества представляют собой различные сочетания этих элементов. Четырем элементам соответствуют четыре качества: теплое и влажное (воздух), холодное и сухое (земля), теплое и сухое (огонь) и холодное и влажное (вода). Что же касается челов. тела, то в нем эти элементы принимают форму четырех жидкостей, или «соков» организма: крови, черной желчи, желтой желчи и слизи (флегмы). Эти «соки», по Гиппократу, составляют основу челов. тела и могут служить причиной болезни либо здоровья, в зависимости от их соотношения, избытка или недостатка.

    Оставленное Гиппократом наследие позволило Галену, личному врачу императора Марка Аврелия, сформулировать учение о четырех типах темпераментов и увязать их с теорией «телесных соков» Гиппократа, чтобы можно было объяснить индивидуальные различия в поведении и доминирующих эмоциях людей. Сангвинический темперамент или чрезмерная веселость обусловлены избытком крови, а меланхолический темперамент — избытком черной желчи. Чрезмерное содержание в организме желтой желчи — причина холерического темперамента (вспыльчивость, вспышки гнева), а повышенное содержание слизи — причина флегматичности.

    8)Средневековая европейская Ф: этапы развития и основная проблематика (христианский антропоцентризм, проблема универсалий, соотношения веры и разума).

     Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма (V-XV вв.). Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога. Особенностью средневековой философии является сплав теологии и античной философской мысли. Теоретическое мышление средневековья в своей основетеоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего,  а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Философия и религия здесь настолько переплетены, что философию Фома Аквинский характеризовал не иначе, как «служанку богословия». Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические или идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.

    Основными принципами средневековой философии  были: креационизм – идея сотворения   мира Богом из ничего; провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека;теодицея – как оправдание Бога в связи с наличие в мире зла; символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета;откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.

    Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

    Схола́стика (греч. σχολαστικός — учёный, Scholia — «школа») — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логикиАристотеля. Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. В повседневном общении схоластикой часто называют знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.

    9)Гуманистическая направленность философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Эстетика Возрождения. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения   Возрождение — философские и социологические учения в эпоху становления раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она проявилась в этике — возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Балла), направленных против христианской морали. Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-научного направления в философии были: методы экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субьектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления — метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире. Огромные социально-экономические изменения нашли свое отражение во многих социологических концепциях, для которых было характерно понимание общества как суммы изолированных индивидов. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизмотражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлением к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную “божественность” человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.

    10) Ф. Бэкон-основоположник эмпирического направления в западноевропейской Ф.17века. Индукция как метод познания. Теория идолов Ф. Бэкон в медицине. Основные черты философа Ф.Бэкона Первым философ, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материального понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 - 1626). Бэкон различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение непосредственной пользы человеку 2. “светоносные” - цель не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей Предпосылка преобразование науки - критика всей существующей схоластики. И сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и доказательства. Первым условием реф. науки явл. усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Бэкон различает 4 вида таких. идолов - рода, пещеры, рынка, театра. Идолы рода - предпосылки, обусловленной природой человека. Чел судит о природе по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства чел чувств, под влиянием различных желаний, влечений. Пещеры - ошибки, вози. вследствие субъект предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, др. - их сходства. Одни склонны верить в непогрешнный авторитет древности, другие наоборот, отдают предпочтение только новому. Рынка - возник вследствие общения между людьми посредством слов. Но во многих сл. значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе современных случайных впечатления от этого предмета. Театра - порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями. Идолы т. не врожденны нашему уму? они возникают вследствие подчинения ума ошиб мнениям. Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это знание лишь отриц. сторона зад. создания научного метода. необходим также положение учение о методе исследования. В истории науки четко выступают 2 метода исследования: догматический и эмпирический. Догм метод начин с общих положений и стрем вывести из них все части случаи. Догматик похож на паука, кот из самого себя ткет паутину. Учения, следующ эмпир методу похож на муравья, кот беспорядочно тащит все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, кот доставляет опыт.( пчела).

    11)Р. Декарт-основоположник рационалистического направления в Ф. нового времени. Обоснование возможности достижения истинного знания. Роль сомнения в познании. Врожденные идеи. Чистая интуиция и его метод дедукции. Рене Декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии идея естественного развития солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя = протяженность. Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный телесный механизм и мыслящая душа + воля. Животные живые автоматы. Бог сущность, которая является причиной всего сущего и не более того. Главная задача чел. господство над другими автоматами, когда чел. достигнет истинного знания при двух условий.

    1) знание естественной очевидности

    2) знание подчинено единому универсальному методу познания.

    Рене Декарт. (1596 - 1650г) В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии дуализма - идеалист. В теории познания. дуализм. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю, следовательно, Я существую”. В учение о бытии он не только признает сущность духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог. В познании главную роль играет разум - рационализм. д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В процессе познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В лог цепи дедукции, следует за аксиомами, каждое след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, имеют преимущество сравнительно с рассуждением дедукции. Вооруженной интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания, в случае, если будет вооружен методом. Метод дедукции. состоит из 4 требований:

    1.допускать в качестве истинных только такие положения, которые представлены. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности,

    2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы;

    3. методически переходить от известного и доказанного к неизв. и недок.;

    4.не допускать никаких пропусков в ог. звеньях исследования.

    12)Декарт: учение о бытии. Несотворенная и сотворенная субстанции. Дуализм декарта. Понимание природы человека. Завершение построения механической картины мира, ее влияние на медицину

    Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Рационализм и медицина. РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. га - разум) - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.
    Рене Декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии идея естественного развития солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя = протяженность. Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный телесный механизм и мыслящая душа + воля. Животные живые автоматы. Бог сущность, к-ая явл. причиной всего сущего и неболее того. Главная задача чел. господство над другими автоматами, когда чел. достигнет истинного знания при двух усл. 1) знание естественной очевидности 2) знание подчинено единому универсальному методу познания. Спиноза развил матер-ую сторону учения Декарта противопоставив дуализму материалистический монизм - ф-ое воззрение, согласно к-му все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа, Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического х-ра. Мир состоит из мельчайших элементов или монад - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к стр восприятию и сознанию. Рене Декарт. (1596 - 1650г) В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии д. - идеалист. В теор позн. д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю ,следовательно , Я существую”. В уч. о бытии он не только признает сущ духовной субстанции, но и угнерждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.
    В познании главную роль играет разум - рационализм. д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд. дедукции.
    Воор. интуицией и дедукцией разум может достич достоверного знания в случае если будет вооружен методом. Метод д. состоит из 4 требований:

    1.допускать в качестве истинных только такие положения, которые представлял ему ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности,

    2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы;

    3. методически переходить от известного и доказанного к неизвестное и недоказанное;

    4.не допускать никаких пропусков в звеньях исследования.

    Декарт,Рене Значительное место в творчестве Декарта занимает учение о бытии. Центральным понятием этого учения является «субстанция». Под субстанцией Декарт понимает всякое сущее, которое не нуждается для своего бытия ни в чем, кроме самого себя. Это может быть и идея, и физический предмет. Но в самом строгом и глубоком смысле слова, субстанцией, по Декарту, является только Бог, Который вечен, вездесущ, всемогущ, Он Творец всех вещей, Источник всякого блага и Истины. К сотворенному миру понятие субстанции можно применить лишь условно.
    Весь сотворенный мир Декарт расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные. Если главным признаком духовной субстанции является ее неделимость, то материальной - делимость до бесконечности. В качестве основного атрибута (коренного свойства) духовная субстанция имеет мышление, а материальная - протяжение. Остальные же атрибуты производны от этих первых, и их следует называть модусами. Так, например, модусами мышления являются воображение, чувство, желание, а модусами протяжения - фигура, положение, движение и т. д.
    В человеке находятся, по мнению Декарта, две «сотворенные» Богом и резко отличающиеся друг от друга субстанции: одна - протяженная (телесная) субстанция, а другая - мыслящая (духовная). Обе они равноправны и независимы друг от друга. В этом четко проявляется дуализм Декарта. В силу этого обстоятельства его «двойной человек» (расчлененный на две половины), конечно, является слабым существом, однако с помощью своего разума он способен себя усилить и возвысить. А сделать это можно лишь с помощью хорошего метода.
    Если Ф. Бэкон обращал внимание на предрасположенность ума к некоторым заблуждениям, то Декарт пытается обнаружить такие идеи, которые присущи сознанию от рождения. Данные идеи, по мнению Декарта, не приобретены в опыте, они присущи духовной субстанции изначально, поэтому их можно считать врожденными. К врожденным идеям Декарт относил: а) понятия (бытие, Бог, число, длительность, телесность, структурность, воля и другие);

    б) суждения-аксиомы («у ничто не бывает свойств», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть», «у всякой вещи есть причина», «целое больше своей части» и т. д.).
    Учение Декарта о врожденных идеях представляет собой своеобразное развитие платоновского положения об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. Под врожденностью идей Декарт понимал всего лишь «эмбриональный», зачаточный характер мыслей, для прояснения которых необходима деятельность «естественного света» разума, возможная только у взрослых людей. Сама по себе идея Декарта о врожденности знаний была ошибочной в любом ее варианте, но она не была абсурдной в качестве постановки проблемы, ибо каждое новое поколение вбирает в себя опыт и знания прошлых поколений, причем какую-то часть этого знания оно получает при рождении в виде задатков, способностей и набора безусловных рефлексов. Последнее, конечно, не есть знание в полном значении этого слова, но оно может быть истолковано как определенная информация.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта