Главная страница
Навигация по странице:

  • Имануил Кант

  • 15) Ф. абсолютного идеализма Гегеля. Тождество бытия и мышления. Этапы развертывания абсолютной идеи. Диалектический метод.

  • Сущность является, а явление – существенно».

  • Логика. «Наука Логики».

  • Понятие - абсолютная творческая мощь, пораждающая всё на личное бытие.

  • Закон перехода

  • 16) Антропологический материализм Л. Фейербаха. Проблема отчуждения и критика религии. Этические взгляды.

  • 1. Понятие Ф. специфика Ф. сравнительно с другими типами мировоззрения. Взаимосвязь философии и медицины


    Скачать 200.89 Kb.
    Название1. Понятие Ф. специфика Ф. сравнительно с другими типами мировоззрения. Взаимосвязь философии и медицины
    Дата02.04.2020
    Размер200.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаotvety_na_filosofiyu.docx
    ТипДокументы
    #114500
    страница4 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    13).Теория познания И. Канта. Априоризм трансцендентальный субьект. Априорные формы чувственности и рассудка. Творческое воображение. Трансцендентальные идеи разума. Антиномии. Агностицизм Канта.

    Имануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Он был не только философом, но также крупным ученым в области естествознания.

    Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращ к опытным данным) Во 2-й пер (‘критический.) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могуг быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение – агностицизм Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют. на наши органы чувств и вызыв ощущения, но ни ощущение нашей чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о в себе” (ввс). достоверное знание сущ - это математика и естествознание. Учение о знании. Знание всегда выраж в форме суждения. Сущ 2 вида суждений: 1) аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения 2) синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт суждений. 1. обнаруживается в опыте (век лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на опыте - априорные суждения.( все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К. придает б. Значение Чувственное познание. У К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности. Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синтеза сужд в теорет естествознании явл. категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категория не формы бытия, а понятия рассудка. Категории априорны. По К ни ощущение, ни понятия сами не дают знания. Ощущение без понятий - слепы, а понятия без ощущений - пусты. Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел, есть ,явление среди других является природа и в этом отношении подчинен необходимости. Но чел также и нравственное существо, субъект нравственного сознания, а значит свободен. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установки его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и не переходимые границы достоверного знания. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия «вещей самих, но себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, то есть наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей «вещи сами по себе». Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятии. Пространство и время идеальны, а не реальны. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, то есть общие понятия, которые, по Канту, суть чисто логические» формы, характеризующие только чистое мышление», а не его предмет. Категории даны человеку до всякого опыта, то есть априори. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось как необходимый момент познания. Но диалектика для него лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как не отражает противоречий самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в их отрыве от содержания знаний, Ленин назвал логику Канта «формальной». Философия Канта не свободна от компромисса с идеализмом. Стремясь примирить науку и религию, он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере.

    14) Этическое учение И. Канта. Категорический императив. Легальные и моральные поступки. Основные постулаты практического разума..

    КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (лат. imperative - повелительный) - базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Как и в гносеологии, в своей практической философии Кант искал всеобщие и необходимые законы, определяющие поступки людей. Поэтому в качестве главного он поставил вопрос о том, существуют ли такие законы применительно к практическому разуму, а также, что такое мораль и как она возможна? Нравственность, по Канту, может и должна быть абсолютной, всеобщей, общезначимой, то есть иметь форму закона. Представление о законе самом по себе, по Канту, становится определяющим основанием воли, тем, что мы и называем нравственностью, имманентной самой личности, поступающей, согласно этому представлению, безотносительно к ожидаемому от него результату. Таким принципом воли, определяющим нравственность наших поступков, является, согласно Канту, общая законосообразность поступка, а не какой-то определенный, конкретный закон. Это означает, что Я всегда должен поступать только так, чтобы Я также мог желать превращения моей максимы (т.е. моего личного принципа) во всеобщий закон. Кант называет его императивом или правилом, которое характеризует долженствование и выражает объективное принуждение к поступку. Тот факт, что сама по себе воля не всегда полностью сообразуется с разумом, означает, что ее определение сообразно с законом есть принуждение, - веление разума к субъективному несовершенству воли, формула которого и есть императив. Все императивы Кант делит на: гипотетические (исполнение, которых связано с необходимостью сделать что-то, как средство для достижения другой цели) и категорические - как поступки, объективно необходимые сами по себе, безотносительно к другой цели. К.И. заключает в себе и закон и необходимость максимы - быть сообразным с этим законом; при этом он не содержит в себе никакого условия, которым бы он был ограничен кроме самой всеобщности закона вообще. По Канту, существует только один такой закон: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. (Хотя у Канта можно найти не одну его формулировку, например: "поступай так, как если бы максима твоего поступка, посредством, твоей воли должна была стать всеобщим законом природы" или "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился к нему только ,как к средству"). Однако в любой из этих формулировок у Канта нет конкретных указаний на то, какие именно максимы должны выступать в роли принципов всеобщего законодательства, что, по мнению, самого философа и является свидетельством чистоты и априорности открытого им закона, отсутствия в нем элементов эмпирического. К.И. Канта определяет, Т.о., только форму морального поступка, ничего не говоря о его содержании, т.е. дать форму, в которой бы не было оснований для безнравственных поступков. Ее он и предложил в виде К.И., ответив по существу на вопрос о том, как должен поступать человек, если он хочет приобщиться подлинно нравственному. Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством, и в этом смысле ничто другое, по Канту, быть нравственным просто не может.

    15) Ф. абсолютного идеализма Гегеля. Тождество бытия и мышления. Этапы развертывания абсолютной идеи. Диалектический метод. Немецкий философ. 1770-1831. Развивает основные идеи новой Европейской философии. Мир рационально устроен, поэтому он доступен научному познанию. Познавательные способности человека безграничны. Развивает идеи об активном творческом отношении человека к миру, и на этой основе утверждает веру в прогресс. Вместе с этим стремится преодолеть недостатки новоевропейской философии. Важнейший недостаток, разделение мира на субъект и объект. Это чревато- внутренней разорванностью человеческого духа. В рамках субъектно-объектных отношений абсолютизируется противоположность человека и мира, отсюда недоступность для научного познания сущности мира. Гегель считает. Что недопустимо признавать чего-либо, что не составляет содержание сознания. ЧТО НИКАК С НИМ НЕ СВЯЗАНО. Провозглашает тезис «Тождество бытия и мышления». То есть, то, что объективно существует, независимо от человека и мысль об этих вещах – одно и то же. На основе этого заявляет, что всё доступно нашему познанию. Критиковал Канта за кантовскую вещь в себе (которая непознаваема). Гегель переосмысливает это понятие, «Вещь в себе непознаваема до тех пор, пока она не развита, это ее зачаточное состояние. А когда она развивается, то она вступает во взаимодействие с другими предметами, с другими вещами, обнаруживает себя, раскрывает свою сущность. Поэтому явление, которое дано человеку, и сущность вещей неразрывно взаимосвязаны. Познавая явления, мы всё более и более углубляемся в сущность вещей. Тезис «Сущность является, а явление – существенно». Стремясь обосновать эти идеи, возможность познания, возможность активного отношения к человеку, создает величественную философскую концепцию, концепцию абсолютного идеализма. Исходное понятие гегелевской ф. системы – безличная абсолютная идея. Она ничем не обусловлена, это абсолютно - духовное начало, безличный разум и усиливая понимание абсолютной идеи подчёркивает, это сама божественная мысль. Абсолютная идея у Гегеля – субстанция, основа мира, но в отличие от субстанции Декарта и Спинозы, у которых субстанция – нечто стабильное, вечное, неразвивающееся, у Гегеля субстанция саморазвивается и самопознает себя в процессе этого развития, поэтому он употребляет понятие субстанция через черту с субъектом. Постоянно развивающаяся и познающая себя. Абсолютная идея является сущностью и первоосновой мира всех вещей. В скрытом виде содержит в себе все возможные определения природы, общества и сознания человечества. В процессе саморазвития абсолютная идея постепенно раскрывает своё содержание и познаёт саму себя (в этом её смысл, познать свои потенциальные возможности). Этапы саморазвития: Логика. «Наука Логики». Логика у Гегеля не такая, как у Аристотеля. У него – раскрывает форма человеческого мышления, законы отражает объективный мир. У Гегеля логика – идеальный, незримый, умопостигаемый мир, напоминающий мир платоновских идей. Первоначальная реальность. Логика – это Бог до сотворения мира. В логике происходит научно-теоретическое осознание идеи самой себя. Здесь абсолютная идея раскрывает себя в системе понятий, законов и категорий диалектики. Здесь есть активное движение, но это движение чистых мыслей. Логика Гегеля – форма абсолютного мышления чистых логических сущностей, которые первичны по отношению к действительности, и которые являются творцом этой действительности. Понятие у него – не простая форма мышления, не отражение в сознании человека объективной действительности. Понятие - абсолютная творческая мощь, пораждающая всё на личное бытие. Представление о том, что логическое понятие творит мир, а логические законы определяют законы бытия, такое представление называется панлогизмом. В Логике Гегель формулирует три закона диалектики: Закон единства и борьбы противоположностей. Он раскрывает источник развития, движения, изменения. Гераклит говорил: всё есть противоположности, переходят друг в друга – источник движения. Развитие абсолютной идеи. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон отрицания отрицаний. Отражает общий результат, направленность и форму развития. У Гегеля развитие осуществляется в форме триады: тезис, антитезис, синтез. По этой триаде выстраивает свою логику. Она представляет собой у Гегеля – диалектический метод познания. Диалектика Гегеля существенно отличается от Сократа и Платона, у которых Д выступает, как искусство, вести беседу. А Гегель понимает диалектику как развитие идей. Анализируя свои идеи делает ряд полезных замечаний, догадок : о роли орудий труда в развитии человека, о роли практики в процессе познания, о взаимоотношении абсолютной и относительной истины. Диалектика Гегеля выступает, как дедуцирование, как вывод одних идей из других. Полагал, что в исходной идее содержится всё то, что из неё выводится. Идея содержит в себе свои противоположные определения, поэтому она внутренне противоречива, следовательно, развивается, так как противоречие – источник развития. В диалектике Гегеля нашли своё разрешение апории Зенона. Движение – осуществлённое противоречие, противоречие изменений и покоя. При этом анализируя механическое движение, не считает, что это противоречие – источник механического движения. У Гегеля диалектическую форму приобретают не только противоречия как источник развития, но и диалектическая форма, присущая самому состоянию. В своей логике Гегель специфическим образом воспроизвёл действительность и определил метод её постижения, своеобразно отразил реальные стороны и связи действительности. Важную роль в формировании категориальной матрицы саморазвития обретает сегодня философские идеи Гегеля. Разработал категорический аппарат, который выражал целый ряд важных структурных особенностей саморазвивающихся систем. Процедура познания новых уровней организации была Гегелем представлена в следующем виде: нечто порождает своё иное, вступает с ним в определённую связь и в результате этого само перестраивается. Возникает новое качество, затем процесс повторяется на новой основе. Важнейшим моментом этого процесса является погружение в основание. Лишь в наше время с развитием синергетики, теории развивающихся систем, обнаруживается всё богатство, содержание Гегелевских категорий, Гегелевского понятийного каркаса, который необходим для современного описания саморазвивающихся систем, особо следует отметить методологический потенциал Гегелевской идеи погружения в основание. В частности, под влиянием культуры видоизменяется действие фундаментальных биологических программ, таких как инстинкты питания, самосохранения, половой инстинкт. Природа. «Философия природы». Абсолютная идея, раскрыв себя в чистых мыслях в логике, отчуждает себя из своей естественно среды чистых мыслей, а в природу, свободно уходит из своей собственно природной стихии, уходит из стихии мысли. Природа – не самостоятельная действительность. Видимый мир, на самом деле, - проявление невидимой реальности, именно невидимую реальность мы должны усмотреть за всем физически и чувственно воспринимаемым миром. Гегель ищет в природе нечто сверхприродное, которое стоит за нею, за нею стоит мысль, понятие. Поэтому Гегель считает, что основная задача изучения природы заключается в стремлении понять, осмыслить эти понятия, осмыслить их диалектику, поэтому если чувственные формы вступают в противоречие с Гегелевской философии.

    16) Антропологический материализм Л. Фейербаха. Проблема отчуждения и критика религии. Этические взгляды. Л.Фейербах крупнейший материалист домарксистской эпохи (1804 - 1872). Фейербах считает, что вопрос об отнош бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил.,поскольку она реш вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о чел, в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение. Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности. Существенным содержанием и назначена антропологического принципа является по Фейербаху научное истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность по Фейербаху прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Основой антропологии Фейербаха является материальное учение о природе. Природа явл единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В человеке и благодаря ему природе ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве.

    Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф материализма. Фейербах признает важную ,познав функцию теоретического мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Задача мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Мышление носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредственного восприятия. Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд па Природу. Материализм так же стар и столь же повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, непреложен, неминуем, как воздух. Однако критика им Гегеля носила односторонний характер: за отрицанием идеализма он недооценил гегелевскую диалектику. Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной чертой был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с природой. Природа — основа духа. Она же должна явиться основой и повой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Антропологизм Фейербаха имел большое значение и в борьбе против идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против вульгарного материализма. Однако «природная» сторона в человеке гипертрофировалась, а социальная — недооценивалась. К заслугам Фейербаха относится то, что он вскрыл связь идеализма с религией, показан, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому и яркому анализу происхождение и сущность религии. Однако он сводил ее корни к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувству любви. Сам человек есть бог для другого человека. Хотя Фейербах и отмечал, что политические, экономические, этические и другие общественные факторы накладывают свой отпечаток на содержание религии, однако подлинные ее социальные корни остались нераскрытыми им.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта