Главная страница
Навигация по странице:

  • Объяснение и понимание.

  • Иррационализм

  • Лекции по философии. 1. Понятие философии, ее функции и роль в обществе


    Скачать 0.73 Mb.
    Название1. Понятие философии, ее функции и роль в обществе
    АнкорЛекции по философии.doc
    Дата27.12.2017
    Размер0.73 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции по философии.doc
    ТипДокументы
    #13206
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница34 из 39
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39

    47.Рациональная (логическая) ступень познания. Рационализм и иррационализм.


    Чувственное восприятие человеком конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того в какой мере содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно речь идет о зависимости чувств опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической деятеьности. Однако эта зависимость не является односторонней.

    Понятие явления результатом исторического опыта человечества. Усвоение конкретными людьми уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности - все это зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью. В ходе таких контактов понятия многократно проверяются, обогащаются, дополняются новым смыслом.

    Таким образом чувственное и рациональное мышление нахлдятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии обнаруживается 2 типа деятельности:

    1. 1.        Практическая деятельность в широком смысле.

    2. 2.        Деятельность , специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деятельность как особый вид умственного труда.

    В ходе физического воздействия на конкретные предметы и явления человечество приобретает многочисленные знания об отношениях (между различными типами материальных объектов и процессов, между различными свойствами объектов). Поскольку знание направлено на выявление отношений между свойствами предметов, между самими предметами и процессами, данные отношения становятся объектами познания. Процессы в ходе которых постепенно и последовательно образуются понятия, отражающие общие свойства предметов и явлений окружающего мира, измеряются столетиями. Прежде чем знание тех или иных связей обретет обобщенную форму и благодаря этому приобретет понятийное выражение, должны миллиарды раз осуществиться процессы сопоставления, сравнения, мысленного рассечения и физического видоизменения объектов. Должны остаться в стороне все несущественные моменты данной связи. Знание должно приобрести обобщенную форму и в том смысле, что оно должно приобрести объективное значение для множества людей.

    Когда слово выступает в единстве с более или менее полным знанием общих свойств объекта, их отличия от других объектов, оно как раз и выступает в форме понятия. Понятия - это такие воплощенные в словах продукты в социально-историческом процессе познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкретную вещь, факт , явление.

    Обратим внимание на действия, которые имеют место в процессе образования чувственных понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставления, выделение того общего свойства, которое присуще необозримому множеству предметов и целым классам предметов, в философи именуется абстрагированием, а результаты абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений в объективные познания. Тут существуют 2 важных момента: при абстрагировании человек исходит из объективности, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных отношений друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от сознания существующее единство. Но при этом деятельность отвлечения и объединения свидетельствует об активности человеческого познания, о возникновенит особого типа деятельности, особого типа познания, направленного на фиксирование отношений.

    Объяснение и понимание.

    Теория познания различает структурные объяснения, отвечает на вопрос, как устроен объект; функциональные объяснения - как действует и функционирует объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, которые служат основанием для объяснения называются объясняющими. Знания, которые ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут выступать как законы так и отдельные факты.

    Что же дает нам процесс объяснения. Он, во-первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний. Во-вторых, позвляет осуществить предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.

    Чем же отличается понимание от объяснения? На всех этапах человеческой деятельности мы сталкиваемся с чем то неизвестным, знание о чем у нас отсутствует. В данных случаях мы говорим о том, что данное явление непонятно, что мы о нем ничего не знаем. Мы можем не понимать тексты из-за незнания языка, особенностей культуры. Из необходимости решать подобные проблемы возникла Герменевтика (Ф.Шлейермахер, В.Дильтей, Г.Гадамер, Э.Бетти, П.Рикер...) - наука о понимании. Чтобы понять письменный или устный текст надо понимать значение каждого слова, предложеия или отрывка, которое им придавали авторы. Но с другой стороны, чтобы понять эти детали и части, необходимо понимать смысл и значение содержащего их контекста. Эта ситуация получила название - “герменевтический круг”.

    Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровя понимания к другому. При этом осуществляются такие процедуры как интерпретация - превоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения; ковергенция - объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений; дивергенция - разъединение единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.

    Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания к знанию.

    Процесс понимания состоит не олько в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.

    Иррационализм - философское учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт... Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненной игре слусая, слепой воле (иррациональностью в частности является экзистенциализм).

    Рационализм - учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует и проявление (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг).

     
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39


    написать администратору сайта