Главная страница

Лекции по философии. 1. Понятие философии, ее функции и роль в обществе


Скачать 0.73 Mb.
Название1. Понятие философии, ее функции и роль в обществе
АнкорЛекции по философии.doc
Дата27.12.2017
Размер0.73 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛекции по философии.doc
ТипДокументы
#13206
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница31 из 39
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   39

43.Практика, ее структура и основные формы.


Практика - это материальное освоение общественным человеком окружающего мира.

Практика человека исторически развивается, постепенно усложняясь. Она дифференцируется, как бы расслаивается на различные виды. Уже в начале истории зарождаются две взаимосвязанные сферы: роизводство предметов потребления и производство орудий труда.

Практика приводит в движение весь предметный мир, заставляя его служить человеку, в практике человек постоянно связывает мир вещей и свои субъективные устремления. Именно в практике реализуется активное начало человеческой личности, ее свобода и относительная независимость от природы. Практика человека основывается на его разуме, она является целесообразной деятельностью. Цель предполагает мысленное представление будущей вещи, она идеальный (духовный) образ будущего результата. Разумный характер практической деятельности предполагает предварительное продумывание программы действий, оценку возможных средств и условий достижения цели, построение плана деятельности.

Основной формой проявления жизни человека является деятельность – чувственно-предметная, практаческая, и духовная, теоретическая. Человек - активное существо. Он активно воздействует на окружающие его вещи, придает им форму и свойства, необходимые для удовлетворения его общественных и личных потребностей. Именно в преобразовании мира человек придает определенность своему бытию.

Практика - это материальная, чувствнно-предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природы и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. Под практикой прежде всего разумеют не только и не столько деятельность отдельного человека, сколько совокупную деятельность, опыт всего человечества в его истории развитии.. Как по содержанию так и по форме практика носит общественый характер. Современная практика есть результат всемирной истории. Практика включает в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на который направлена деятельность, средства достижения цели и результат деятельности.

Общественная практика находится в диалектическом единстве с познавательной деятельностью, с теорией. По отношению к познанию она выполняет троякую роль. Во-первых, является источником, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. В-третьих, практика служит критерием истинности результатов познания.

Основными видами практики является материально-производственная деятельность людей и социально-преобразующая деятельность масс (социальная, духовная, политическая сферы). Естественнонаучный эксперимент - это особый вид практики. Теория и практика составляют такое единство противоположностей, в котором практике изначально принадлежит решающая роль. Но теория не ограничивается простым обобщением практики, а перерабатывает эмпирический материал и тем самым открывает новые перспективы для развив практики. По отношению к ней теория играет программирующую роль. Если практика предшествует теории в плане происхождения познания, то на уровне уже развитого мышления в значительной степени возрастает возможность и необходимость внутритеоретического, содержательного оперирования идеальными моделями вещей, их свойств и отношеий, не обращаясь непосредственно к практике, что открывает путь выходу теоретического мышления из под власти непосредственного опыта.

История познания свидетельствует о том, что в след за применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области теории. Естественные и общественные науки, выходя на арену практического применения, создают механизм обратной связи между теорией и практикой. Этот механизм позволяет осуществлять взаимокорректировку теоретической и практической деятельноси, которая и обеспечивает практике ее функцию быть критерием истины. Тесное взаимоувязывание теории и практики, четкость действия механизма обратной связи особенно ощутимы на современном этапе развития общества.

Понимание практики в истории философии трактовалось по разному. Идеализм трактовал ее как деятельность духа. Гегель – “практика есть волевая деятельность идеи”. Субъективные идеалисты понимали под практикой деятельность обусловленную волей, интуицией или подсознательным началом, например “религиозный опыт”.

Поскольку практическая деятельность носит осознанный характер, постольку духовное начало, безусловно, составляет ее необходимый момент. И нельзя разрывать единую целостную деятельность на 2 ипостаси и тем более противопоставлять их.

 
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   39


написать администратору сайта