Главная страница
Навигация по странице:

  • Детерминизм и индетерминизм.

  • Лекции по философии. 1. Понятие философии, ее функции и роль в обществе


    Скачать 0.73 Mb.
    Название1. Понятие философии, ее функции и роль в обществе
    АнкорЛекции по философии.doc
    Дата27.12.2017
    Размер0.73 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции по философии.doc
    ТипДокументы
    #13206
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница27 из 39
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   39

    38.Причина и следствие. Детерминизм, индетерменизм, телеология.


    Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из видов вязи, а именно генетическая связь явлеий, в которой одно при определенных условиях порождает другое. С точки зрения принципа развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более развитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие. Причинные отношения присутствуют при любом процессе изменения.

    Ораничение на примере принципа причинности накладываются принципом всеобщей вязи. К не имеющим причинно - следственных связей относятся такие виды связей как пространственно-временные корелляции, функциональные зависимости, отношения симметрии... Однако любое явление имеет свои причины и следствия, не с одним так с другим.

    Одной из характерных черт причинности является ее связь с категорией времени. Время - форма существования материи, в которой наиболее естественно реализуются причинно-следственные связи. До сих пор причинно-следственная связь, взятая в аспекте времени понимается по разному. Одни считают , что причина всегда предшествует следствию. Какое-то время причина и следствие сосуществуют, а потом причина угасает а следствие превращается в новую величину. Другие утверждают, что интервалы частично накладываются, третьи, что причина и следствие строго одновремены. Четвертые говорят, что бессмысленно говорить о причине, которая существует и значит действует, если ее следствие еще не вступило в сферу бытия, разве может быть недействующаа причина?

    Но понятия причины и следствия равно используются для характеристики одновременно протекающих событий, явлений примыкающих друг к другу во времени, и для которых следствие зарождается в недрах причины. Иногда они разделены временным интервалом и связаны между собой через цепь промежуточных звеньев. Следствие может иметь несколько причин, одни из которых являются необходимыми, другие - случайными.

    Существенной чертой причинности является непрерывность ее действия причинно-следственных связей. Не может быть ни первой причины ни последнего следствия.

    Всем типам веменных отношений свойственна длительность. Время длительно, необратимо и ассиметрично, ассиметричны и причинно-следственные отношения.

    Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное действие причины на следствие, т.к. она является внутренним содержанием связи и взаимодействия явлений. Следствие распростаняет свое влияие не только вперед (как новая причина), но и назад, на производящую ее причину, видоизменяя ее силы, особенно когда причинная связь не мгновенна , а протяженна. Это растянутое во врем взаимодействие причины и следствия называется принципом обратной связи.Он действует всюду, особенно в самоорганизующихся системах, где происходит восприятие, хранение , переработка и использование информации. Без обратной связи немыслемы устойчивость, управлеие и поступательное движ системы.

    Итак, все причинно-следственные процессы в мире вызваны не односторонним действием, а основываются по крайней мере на отношениях между 2 взаимодействующими предметами, и в этом смысле причинность должна рассматриваться не просто как вид связи, а и как тип взаимодействия.

    Существует несколько типов классификации причинно-следственных отношений, построенных по разным основаниям. Прежде всего это клас по внутренему содержанию процессов причинения. Внутренние механические причинения связанны с переносом материи, энергии и информаци. В этом типе классификации причин выделяют материальные и идеальные, информационные и энергетические причины, которые тоже делятся не физические, химические, биологические, психологические, социальные причины.

    По этому признаку различают причину и условие события. Причина - то, что предает свою силовую потенцию, т.е. вещество, энергию, информацию, а условие - совокупность обстоятельств причинного события (не участвует в переносе ...)

    2-й тип классификации строится на основе способов проявления причинной связи, которые подразделяются на динамические (однозначные) и статистические (вероятностные). (Квантовая механика, информационные взаимодействия)

    Выделяются также причины общие, специфические и главные; объективные и субъективные, непосредственые и опосредованные; всеобщие , особенные и единичные.

    Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная причинная обусловленность=> абсолютно строгое предсказание.

    Индетерминизм - методологическая позиция, в которой отрицается как объективность причинных связей, так и ценность причиных объяснений в науке. Г.Риккерт: “Причинное объяснение действительно лишь в пределах науки о природе и неприменимо к наукам о духе, т.е. наукам общественым”. Человеческая воля (или в телеологии - воля божественная) рассматривается детерминизмом как автономная сила, свободная в своих проявлеиях от всякой причинности и необходимости, т.е ничем не обусловленная. Индетерминизм трактует принцип объективной необходимости как фатализм.

    Стройная организация всего сущего -телеология - определяется изначальным целевым устремлениям природы. Стихийно действующая причина рассматривается как действующая в преднамеренно избранном направлении, т.е. как цель. Цель ставится творцом. Гейне: “Деревья зелены потому, что зеленый цвет полезен для глаз. Бог создал быков так как говяжий бульен полезен для человека; ослов для сравнения, а самого человека, чтобы он ел говяжий бульен и не был ослом”.

    Естественный отбор - вот истинная причина совершенства органического мира, причина объективной целесообразности природы.

    Однако сознательная цель является одним из атрибутов в сфере человеческой деятельности. В науке часто пименяется целевой подход, т.е. подчинение процесса иследования его целевой, конечной стадии.

     
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   39


    написать администратору сайта