Лекции по философии. 1. Понятие философии, ее функции и роль в обществе
Скачать 0.73 Mb.
|
52.Эстетическое сознание. Искусство как предмет философского анализа.Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутренюю взаимосвязанность различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Синтетическая функция эстетической формы освоения действительности проявилась уже в феномене нерасчлененности античной культуры в которой не только сами произведения искусства, но и научные и религиозные и философские трактаты зачастую создавались как художественные тексты. Необходимо различать два во многом совпадающих, но не тождественных понятия - эстетическое сознание вообще и искусство как высшее, но частное проявление этого сознания. Эстетическое сознание имеет место в каждом акте человеческой активности. Человек оценивает с эстетических позиций любое свое проявление, каждое противостоящее ему объективное явление, все, что вовлекается в сферу его опыта. Искусство же - это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. В истории культуры сложились 2 концепции эстетического сознания: первая – онтологическая - трактует эстетическое сознание как отражение особых принципов самого бытия, вторая - гносеологическая, сложившаяся уже в обособившейся эстетике, интерпретирует его в качестве атрибута одного только человеческого сознания. Обе эти концепции - возведенные в абсолют крайности, в которой несомнено присутствуют и зерна истины. С одной стороны, эстетические качества настолько “человечны” в своей основе, что их нельзя рассматривать как первопринципы мира, существуют независимо от человека. Существование общества - необходимое условие превращения эстетических ценностей из возможного в действительное. С другой стороны эстетические качества могут проявиться не только в деятельности самого человека, ведь эстетически выразительна и природа и сам человек, да и все продукты человеческого труда. Эстетические категории являются объективными, поскольку они отражают объективную природу самого человека, складывающуюся в его многообразных взаимоотношениях с миром. Эта двоякая природа эстетического сознания, равно зависящая и от субъекта и от объекта эстетического созерцания, нуждается в интерпретации. В чем зависимость эстетического ощущения от объекта созерцания? В том, что эстетическое ощущение, чувственное по своей природе, невозможно без внешнего стимула - пейзажа, человечесого лица, произведения искусства, всегда имеющее материально зафиксированную форму. Выразительность внешней формы таким образом есть необходимое условие эстетического аслаждения. В чем же тогда зависимость эстетического ощущения от субъекта? В том, что при оценке выразительности внешней формы объекта субъект должен приложить духовное усилие для того, чтобы вскрыть идеально-смысловую значимость созерцаемого объекта. Внутренняя жизнь предмета должна как бы очеловечиться. И только в этом случае, если налицо оба условия - и вешняя форма объекта, и его очеловеченный духовный смысл - может состояться эстетическое событие. Между тем не только педмет очеловечивается но и человек как бы опредмечивается в эстетическом акте. Вскрывая в объекте его внутренний смысл человек тем самым как бы одаряет природу частицей своего духа. Человек созерцает себя в созданном им мире. В наиболее конкретном и наглядном виде это опредмечивание человеческой сущности проявляется в процессе труда и возникающем при этом эстетическом наслаждении его результатами. “Именно благодаря труду возникли и развились на заре человеческой истории музыкальное ухо, чувствующие красоту формы глаз - короче говоря такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям”. Таким образом между эстетическим сознанием и развитием трудовой деятельности людей имеется генетическая связь. Однако ее нельзя абсолютизировать. Для развитого общественного созания эстетическое тем и отличается от прагматического, что предполагает бескорыстное любование, жестко не связанное с категорией пользы. Эстетическое переживание ценно само по себе. Это не значит конечно, что прекрасное и полезное несовместимы (архитектурные сооружения), это говорит о том, что нет никакого императива, заставляющего нас видеть красоту только в полезном. Иначе бы ни музыка ни живопись не были бы для нас прекрасными, нас окружили бы одни созданные дизайнерами автомобили и удобная техника. Эстетическое, таким образом, есть непосредственно данная чувственная выразительность внутреней жизни предмета, запечетлевающая в себе процесс опредмечивания человеческой сущности и очеловечивания природы мира, которая воспринимается и переживается человеком как самостоятельная жизенная ценность. Будучи чувственно-предметным бытием, эстетика вместе с тем не является одной только вещественной данностью. Все вещественные характеристики эстетического выступают как носители смысла, а потому оно не только предметно, но и идеально. Искусство и философия. Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи низывал живопись истинной философией, поскольку живопись по его словам самолстоятельно обнимает первую истину. Аналогичная миссия признавалась и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь составляющий фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией. Для XIX в. на первый план выдвинулась проблема иеархического строения здания гуманитарных наук. Так Романтизм , ставя искусство выше науки, провозглашал его главенство над философией, а Гегель, наоборот, при всей признаваемой им значимости эстетического венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшей формой - философией. Вопрос о соотношении искусства и философии действительно очень сложен. Между этими видами человеческой деятельности очень много общего, но нет полного внутреннего тождества. Совместно противостая на современном этапе развититя культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта позания, эти формы духовной деятельности все же противопоставимы с точки зрения своих познавательных средств, своей конечной цели и языка. Философия в этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-понятийному аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, которые не предполагают своей рассудочной воспроизводимости. Искусство и философия, таким образом, - это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть растворена в понятиях и подана в безличной форме. Искусство же не поддается такому растворению и обезличиванию. |