1. Понятие философии. Предмет философии и его особенности. Философия как любовь к мудрости. Мудрость и знание
Скачать 0.94 Mb.
|
Природа как объект философского осмысления. Космоцентризм и пантеизм. Материализм и идеализм. Природа и культура. Естественная и искусственная среда. Проблема загрязнения природы и здоровье человека. В широком смысле, природа – совокупность всего существующего. В узком смысле, природа – естественная среда, которая окружает человека. Природа и природная среда не тождественны, как географическая среда и окружающая среда.Осн. модели взаимод-я природы и чел.:1 Мифологическая – отражает тип господства природы над чел 2 Научно-техническая – господство чел. над природой 3 Философско-гуманистическая – гармоничное взаимодействие чел. и природы.Мифологическая модель – (восточные общества, античное общество, средневековый период).Рассмотрим данные эпохи.Восточное общ-во – Активность чел. направлена на вживание в сложившуюся среду, идет духовно-нравственное совершенствова-ние самого себя.Античный период: Природа – совершенный космос, кот. противопоставляется хаосу, чел. не мыслит себя без природы, природа становится эталоном подражания.Средние века – есть Бог, есть чел., есть природа. Чел. выше природы, чел. обладает и божественным (душа) и земным началом. Природа – источник зла и греха. Возможно вмешательство в природу.Эпоха Возрождения: чел. становится абсолютной и высшей ценностью, он обладает всеми полномочиями. Чел. превращается в земного Бога.Новоевропейский период (научно-технологическая модель) – впервые была прописана идея подчинения природы чел-ку посредствам развития науки. Природа становится объектом технической эксплуатации. В нач. 20 века в учениях философов появляется новая установка – установить новый тип отношений между чел. и природой (гармоничный тип).Широко рассмотрена связь чел-ка и природы у космистов (Федоров, Флоренский, Циалковский и др.) – Стремились восстановить нарушенные связи между человеком и космосом.КОЭВОЛЮЦИЯ – процесс совместного развития природы и чел. в направлении оптимального соотношения интересов природы и чел. Основан на двух принципах.- принцип «ахимса» - ненасильственное отношение ко всему живому;- принцип «у-вэй» - невмешательство в протекание природных процессов.Пантеи́зм — религиозное и философское учение, объединяющее,иногда отождествляющее Бога и мир[1][2][3].Космоцентризм - система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно вселяет ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.Природа и культура находятся в сложных взаимоотношениях. На первый взгляд может показаться, что они противоположны, поскольку культура, по определению, есть неприрода, внеприродное явление, созданное человеком. На самом деле они тесно связаны между собой, поскольку культура возникает из природы, она рождается из взаимодействия человека с природой. Все предметы культуры, включая произведения искусства, сделаны из природного вещества. Природа — мать всего созданного человеком.Отношения между природой и культурой зависят в первую очередь от культуры, от ее характера и особенностей, которые в свою очередь во многом обусловлены своеобразием религии. Так, имеются существенные различия между западной культурой, основанной на христианстве, и восточной, основанной на исламе и других восточных религиях.Согласно концепции К. Юнга, восточный человек — интраверт, его сознание направлено внутрь себя, он ищет спасения в самом себе, в совершенствовании своей духовности. Мусульманин не смотрит на природу как на «профанную» вещь, т.е. на то. что можно присвоить, подчинить и тем более разрушить. Для него характерно смирение, преклонение и обожествление природы. В еще большей степени показательны в этом плане индийские религии, в особенности джайнизм, в котором характерный для этих религий принцип непричинения вреда всему живому доведен до крайней точки.Последователи джайнизма не могут заниматься земледелием, ибо вспашка земли может привести к убийству живых существ — червей и насекомых. Они должны закрывать рот белым платком, чтобы случайно не проглотить какое-нибудь насекомое. Ходить джайны могут только днем, когда светло, разметая перед собой дорогу специальным веничком.Западный христианин придерживается куда более прагматического отношения к природе. Согласно К. Юнгу, западный человек — экстраверт, его разум направлен вовне. Он ищет спасения не в самом себе, а в господстве над природой и окружающим миром. Он давно уже видит себя преобразователем и покорителем природы. Отсюда известное выражение: «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Такой подход во многом обусловлен тем, что труд в христианстве выступает как основной удел человека, одна из главных его ценностей. Однако и в западной культуре взгляды на природу не были одинаковыми. Они менялись от эпохи к эпохе. 32. Философские воззрения русских врачей и учёных-естествоиспытателей (Н.И. Пирогов, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов).История взаимоотношений философии и медицины в России занимает сравнительно небольшой отрезок времени. Собственно философия прочно входит в русскую духовную культуру лишь в XIX в. Но как способ духовного освоения мира она вплоть до начала ХХ века имела две мощные альтернативы - богословие и художественную литературу, которые интенсивно притягивали к себе философские потенции, что также заметно сокращало возможное поле взаимодействия философии и медицины. В конечном итоге, можно говорить о двух сферах пересечения философии и медицины в России: это, во-первых, «стихийная» биоэтика великих русских врачей (начиная с XVIII в.) - М.Я. Мудрова, Ф.П. Гааза, Н.И. Пирогова, С.П. Боткина, В.А. Манассеина, находившая свое выражение не только и не столько в научных трудах, сколько в личном примере, во врачебной практике, и, во-вторых, это философия русских врачей и естествоиспытателей, преимущественно работавших в тесном взаимодействии с западными школами академической медицины (начиная со второй половины XIX в.), среди которых следует назвать имена И. М. Сеченова и И. И. Мечникова. Основная идея всех исследований и научно-философских обобщений И.М. Сеченова заключается в невозможности отделять психические процессы от нервных процессов с ними связанных. С этой мыслью связано стремление Сеченова преодолеть идеалистические истолкования психических процессов и связать их с материальными причинами. И.И. Мечников обращается преимущественно к этическим проблемам, решая их в позитивистском духе. Мечников был убежден, что «человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенства своей природы». Отсюда центральное понятие в мировоззрении Мечникова - понятие «ортобиоза», научной регуляции жизни. Исходя из убеждения, что смерть становится желанной в итоге длительной жизни, Мечников пришел к выводу, что идеал для человека заключается в том, чтобы «достичь долгой, деятельной и бодрой старости, приводящей в конечном периоде, к развитию чувства насыщения жизнью и желанию смерти». Взаимосвязь медицины и философии прослеживается также в трудах И.П. Павлова, посвященных исследованию высшей нервной деятельности. В советскую эпоху взаимодействие философии и медицины, с одной стороны, ограничивалось за счет устранения из философии ее естественного плюрализма, перевода ее на доктринальные рельсы марксистско-ленинской теории. С другой стороны, это взаимодействие - в пределах названной теории - стимулировалось. Так, с 1965 г. в Киеве ежегодно выходил академический сборник «Философские вопросы медицины и биологии». В трудах советского патологоанатома И.В. Давыдовского мысль о необходимости философского осмысления фундаментальных проблем общей патологии является одной из ключевых. Многие идеи этого ученого и сегодня сохраняют свое значение в качестве отправной точки и основы диалога философии и медицины. Среди врачей-философов России 19 в. и первой половины 20 в. наиболее примечательны Н. И. Пирогов (1810 - 1881), И.М. Сеченов (1829 - 1905), И.И. Мечников (1845 - 1916), Б.М. Бехтерев (1857 - 1927) и И.П. Павлов (1849 - 1936).Пирогов в конце жизни пришел к пониманию того, что невозможно свести понятие жизни к чисто материалистическому объяснению. «Я» есть индивидуализация мирового сознания. Наряду с познанием он отводит большое значение вере.Сеченов – основоположник русской физиологии и объективной детерминистской психологии. Он подверг критике попытки обособления психических явлений от организма и окружающего мира, высказав тезис о том, что все акты сознательной и бессознательной жизни суть рефлексы.Мечников – биологи и антрополог, философ. Он выдвинул идею, которые формированию принципов геронтологии. Нет бессмертия и души. Есть саморегулирующая жизнь человека, который, постепенно, насыщаясь жизнью приходит к пониманию необходимости смерти, отдыха. Саморегуляция должна быть направлена на достижения долгой, деятельной и бодрой старости.Бехтерев показал, что психические расстройства имеют прямую зависимость от нарушений в организма человека.Павлов изучал закономерности высшей нервной деятельности, пищеварения, кровообращения. развил учение о рефлекторном характере психической деятельности. Для него вторая сигнальная система является физиологической основой для абстрактного мышления. Понятие человека. Проблема сущности человека. Биологическое и социальное в человеке, их соотношение. Будущее человека и человечества. Проблема человека в эпоху научно-технического прогресса и биотехнологий. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой[4]. В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле человека можно описать как существо, обладающее волей[5], разумом, высшими чувствами, способностями ккоммуникации[6] и труду[7].Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».[8] Синтез позиций современной биологии (челове́к — представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»[9]) приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природыПрирода и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родамбытия[1], или его естественные свойства[2], в той или иной мере присущие всем людям[3]. Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое и т.д. одновременно. Он аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь спектр общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Другой аспект этого вопроса состоит в том, что человек — это дитя человеческой истории. Современный человек не взялся «ниоткуда», он есть результат развития общественно-исторического процесса. Иными словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода.Однако человек — не только результат общества и общественных отношений, он в свою очередь и творец их. Таким образом, он оказывается в одно и то же время и объектом и субъектом общественных отношений. В человеке реализуется единство, тождество субъекта и объекта. Существует диалектическое взаимодействие между человеком и обществом: человек — это микрообщество, проявление общества на микроуровне, а общество — это «сам че¬ловек в его общественных отношениях».Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое и т.д. одновременно. Он аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь спектр общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Другой аспект этого вопроса состоит в том, что человек — это дитя человеческой истории. Современный человек не взялся «ниоткуда», он есть результат развития общественно-исторического процесса. Иными словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода.Однако человек — не только результат общества и общественных отношений, он в свою очередь и творец их. Таким образом, он оказывается в одно и то же время и объектом и субъектом общественных отношений. В человеке реализуется единство, тождество субъекта и объекта. Существует диалектическое взаимодействие между человеком и обществом: человек — это микрообщество, проявление общества на микроуровне, а общество — это «сам че¬ловек в его общественных отношениях». 33. Социально-философские воззрения К. Маркса (теория прибавочной стоимости, теория отчуждения, учение об общественно-экономической формации). Диалектика природы и диалектика мышления. Карл Ге́нрих Маркс — немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и получили название «марксизм».Производство прибавочной стоимости - узловая проблема первого тома "Капитала", фундаментальное положение теоретического анализа взаимоотношений двух основных классов: наемных рабочих и капиталистов - собственников средств производства. По Марксу, товар, во-первых, способен удовлетворять потребности людей, т.е. обладает потребительной стоимостью; во-вторых, производится для обмена, способен обмениваться на другие товары, т.е. обладает стоимостью. В основе стоимости товара лежит только один источник, один производственный фактор - труд наемных работников. Все товары являются продуктами человеческого труда. Наемный рабочий получает за свой труд заработную плату. В результате образуется разница между стоимостью произведенного трудом рабочего товара и стоимостью рабочей силы - заработной платой, оплачиваемой капиталистом в качестве "цены" товара "рабочая сила". Эта разница и представляет собой прибавочную стоимость - часть материализованного в товаре труда рабочего, безвозмездно присваиваемого владельцем предприятия. Прибавочная стоимость лежит в основе доходов владельцев капитала - предпринимательской прибыли, торговой прибыли, процента. Марксистская теория отчуждения самостоятельно Марксом не выделялась. Для Маркса отчуждение — это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в ранних работах, включая «Экономико-философские рукописи 1844 года». Маркс выделял 4 вида отчуждения: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. К. Маркс рассматривал работника в капиталистическом обществе, вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда, превращенного в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток». Рабочая сила превращается в товар, который продается за заработную плату. Рабочему для существования необходимо работать на капиталиста, имеющего в собственности средства производстваМатериальной предпосылкой социальной революции является углубляющееся и обостряющееся несоответствие устаревших экономических отношений и прогрессивно развивающихся производительных сил. Учение об общественно-экономических формациях позволило представить развитие человечества как Объективный и закономерный естественно-исторический процесс, в котором одна общественно-экономическая формация сменяется другой, более прогрессивной.«Диалектика природы», выдающееся философское произведение Ф. Энгельса, содержащее наиболее развёрнутое изложение диалектико-материалистического понимания важнейших проблем теоретического естествознания. Замысел труда изложен в письме Ф. Энгельса К. Марксу. Задача состояла в том, чтобы вскрыть объективную диалектику в природе, а тем самым обосновать необходимость сознательной материалистической диалектики в естествознании и изгнать из него идеализм, метафизику и агностицизм; дать диалектико-материалистическое обобщение важнейших результатов развития естествознания и тем самым обосновать всеобщность основных законов материалистической диалектики.В статьях и фрагментах, относящихся к общей (первой) части, Ф. Энгельс исследует достижения естественных наук начиная с эпохи Возрождения, показывает обусловленность развития естествознания развитием производства и неразрывную связь естествознания с философией и доказывает, что «... в естествознании, благодаря собственному развитию, метафизическая концепция стала невозможной», что «возврат к диалектике совершается бессознательно, поэтому противоречиво и медленно». Ф. Энгельс даёт определение диалектики и перечисляет её основные законы. Эти законы сводятся к 3 главным: закон перехода количества в качество и обратно, закон взаимного проникновения противоположностей, закон отрицания отрицания, Ф. Энгельс различает объективную диалектику природы и субъективную диалектику мышления; субъективная диалектика отражает объективную диалектику; диалектика есть высший метод мышления. Центральной идеей основной (второй) части ««Диалектика природы»» является классификация форм движения материи и соответственно этому классификация наук, изучающих эти формы движения. Низшая форма движения - это простое перемещение, высшая - мышление. Основные формы, которые изучаются естественными науками: механическое, физическое, химическое и биологическое движение. Каждая низшая форма движения переходит посредством диалектического скачка в высшую форму. Каждая высшая форма движения содержит в себе как подчинённый момент низшую форму, но не сводится к ней. Маркс понимает философию как науку и пытается построить её по научному методу. Сознание Марксом понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Диалектика же выступает в качестве закона развития этой материи. |